Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков. русский язык, 2 класс » Старинных слов потертой позолотой |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Старинных слов потертой позолотой |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Старинных слов потертой позолотой
Урок 1 Тема. «Устаревшие слова». Цели. Обогащать словарный запас учащихся за счет устаревших слов; учить объяснять лексическое значение слов с использованием толкового словаря; изучать особенности одежды русских людей в рамках работы по теме «Наша страна Россия». Оборудование. Учебник «Русский язык, 2-й класс» (авт. С.В. Иванов); Толковый словарь русского языка В.И. Даля; рисунки кукол в русской народной одежде; иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина; карточки со словами; репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри». ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Повторение пройденного Учитель. В начале урока мы поработаем над составом слова. Ваша задача – подобрать однокоренные слова к слову старина, выделить корень. Проверяем. Какие слова вы подобрали? Какой выделили корень? Дети. Старина, старинный, стар, старье, старый. Корень – -стар-. III. Введение в тему урока У. Я попросила вас поработать с этими словами не случайно. Сегодня на уроке мы побываем в Древней Руси. Представьте, что мы с вами оказались в старинном русском городе. Люди, которые рядом с нами, говорят на русском языке, но мы многого не понимаем. Мы слышим слова парча, чупрун, душегрея. Вы понимаете, о чем идет речь? И мне трудно их понять. Давайте вместе разберемся, что они означают. Сначала вспомним, как одевался простой народ на Руси. Достаньте из конвертов наших кукол. На уроках труда, окружающего мира, при изучении темы «Наша страна Россия» мы с вами уже узнали, как одевались люди в давние времена. Девочки расскажут, как была одета русская женщина, а мальчики – как был одет русский мужчина. Д. Устаревшие. У. Обратите внимание на группу слов, над которыми мы работали в начале урока. Подпишите к ней слово устаревшие, выделите в нем корень. IV. Сообщение темы и задач урока У. Мы с вами выделили тему нашего урока – «Устаревшие слова». Наша задача – познакомиться с рядом устаревших слов, их значением. V. Работа над новым материалом У. Сейчас мы можем встретить устаревшие слова в сказках, книгах, рассказывающих об истории нашей страны. Я предлагаю познакомиться с отрывком из одного произведения. В нем мы услышим много устаревших слов. Чтение учителем отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуга огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. Перед нею усердные слуги; Она бьет их, за чупрун таскает. – Из какого произведения этот отрывок? Кто его автор? О ком идет речь в отрывке? Да, это та самая старуха, которая сидела у разбитого корыта. Как же она оказалась дворянкой? Дети работают в парах. – Рассмотрите внимательно иллюстрацию с изображением дворянки. Выпишите из текста устаревшие слова, которые автор использовал для описания одежды дворянки. Пока дети работают в парах, учитель дает учащимся на первых двух партах задание: найти в Толковом словаре В.И. Даля значение слов парча, душегрея. – Проверяем. Какие слова вы выписали? Прочитайте. Д. Душегрейка, парчовая кичка. У. Значение каких слов вам понятно? Давайте сверимся с Толковым словарем В.И. Даля. Какое первое слово вы выписали? Д. Душегрейка. На нас, нарядных, поглядите! Девочки. А мы тоже наряжались, В хороводы собирались – Губки красили морковкой, Угольком чертили бровки, Щеки пудрили мукою И румянили свеклою. Нас гулять ребята звали – Сарафаны надевали, Ленты в косы заплетали, Лапти быстро надевали И скорей к парням бежали. Все вместе. Ай, люли, люли, люли, Хороводы завели (2 раза), А потом пустились в пляс – Не удерживайте нас! Для проведения физкультминутки можно использовать песню группы «Цветы» «Богатырская сила». VIII. Работа над новым материалом (продолжение) У. Давайте понаблюдаем, какую одежду и вооружение носили русские воины. В этом нам поможет репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри». Ребята, кто такой богатырь? Прочитайте значение этого слова в толковых словарях. Д. Богатырь – человек рослый, дюжий и видный; необычный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. У. Как еще на Руси называли воинов? Дети отвечают. У. Петушок кричит опять, Кличет царь другую рать. Как вы понимаете значение слова рать? Найдите значение слова в Толковом словаре. Д. Войско. У. Как назывался человек, который служил в этом войске? Д. Ратник. У. Послушайте отрывок из еще одного произведения Пушкина. Найдите в нем синоним к слову ратник. И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской. Д. Витязь. [/sms] У. На Руси воинов называли богатырями, витязями, ратниками. Употребляем ли мы эти слова в речи? Как они называются? Д. Устаревшие. У. Ребята, посмотрите внимательно на картину и назовите былинных героев. Д. Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович. У. Какими их изобразил художник? Что их объединяет? Д. Богатыри зорко стоят на страже Русской земли. У них одна цель, одно желание – защищать свою родную землю от врага. У. Рассмотрите одежду и вооружение богатырей. Следующее задание вы будете выполнять по группам. Класс делится на три группы, каждая получает карточку с напечатанными словами: лапти, шлем, кольчуга, меч, кика, щит, сарафан, копье, колчан, лук, стрелы, палица. центре зала на скамеечке сидит бабушка и "вяжет". Входит внучка Катя с мячиком в руках. Ведущий. У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык - один и нос - тоже один. Вот как-то раз Катя и спрашивает: Внучка Катя. Скажи, бабушка, почему это у меня всего по два, а язык один и нос тоже один? Ведущий. А бабушка отвечает: Бабушка (откладывая вязание). Потому, Катенька, чтобы ты больше видела, больше слушала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой куда не надо не совала. центре зала на скамеечке сидит бабушка и "вяжет". Входит внучка Катя с мячиком в руках. Ведущий. У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык - один и нос - тоже один. Вот как-то раз Катя и спрашивает: Внучка Катя Скажи, бабушка, почему это у меня всего по два, а язык один и нос тоже один? Ведущий. А бабушка отвечает: Бабушка (откладывая вязание). Потому, Катенька, чтобы ты больше видела, больше слушала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой куда не надо не совала. копье, колчан Алеша Попович шлем, кольчуга, стрелы, лук, колчан – Вам понятно значение всех этих слов? Что же такое шлем? Выслушиваются ответы детей. – Ребята, вы работали с Толковыми словарями. Давайте узнаем, как это слово толкует словарь В.И. Даля. Д. Шелом – военный доспех, кроющий голову, ныне – каска. У. Что такое кольчуга? Давайте послушаем объяснение этого слова из Толкового словаря. Д. Кольчуга – броня, кольчатая рубаха, доспех из мелких колец. У. Что такое палица? Какое толкование этого слова записало в словаре В.И. Даля? Д. Палица – дубина для обороны, как оружие, с тяжелым или окованным набалдашником. У. Что такое щит? Прочитайте словарную статью. Д. Щит – воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля. У. Кто из вас знает, где хранились стрелы у воина? Д. В колчане. У. Что такое колчан? Найдите значение этого слова у себя в Толковых словарях. Д. Колчан – сумка, футляр для стрел. Каждая группа, используя слова-опоры, устно описывает одежду и вооружение своего героя. У. Каждая группа запишет в тетради слова, характерные для описания одежды и вооружения своего героя. Дети выполняют задание. IХ. Итог урока У. Сегодня на уроке мы познакомились с устаревшими словами. Что это за слова? Д. Это слова, которые перестали употребляться в современном языке. У. Русская речь – загадка. Когда мы разгадываем ее загадки, мы становимся грамотными. Кому было интересно путешествовать в мир русских слов? Выслушиваются высказывания детей. – Ребята, тема эта очень трудная, но вы все очень старались хорошо работать. Молодцы! На следующем уроке русского языка мы продолжим знакомство с устаревшими словами. Татьяна ГОЛЫШЕВА, учитель средней школы № 3, г. Кострома Пожалуйста, оцените конспект - Старинных слов потертой позолотой: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
5409 |
Конспект прислал: Tanusha 16 февраля 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||