Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 3 класс » Конспект урока чтения в 3 классе по теме: "Бунин. Листопад" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока чтения в 3 классе по теме: "Бунин. Листопад" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
КОНСПЕКТ УРОКА ПО АНАЛИЗУ СТИХОТВОРЕНИЯ И. А. БУНИНА «ЛИСТОПАД»
3 класс Тема урока. Осенние картины и настроения в поэзии. Материал для чтения. И. А. Бунин «Листопад». Цель: продолжать формирование навуков анализа лирического текста. Задачи. Образовательные: -продолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста; -учить детей соотнесению словесного и зрительного образа природы через рассматривание картин русских художников и чтение лирических текстов; -закреплять и конкретизировать понятие о теме художественных произведений. Воспитательные: -воспитывать у детей любовь к природе; -продолжать воспитывать интерес к поэзии, чтению. Развивающие: - развивать внимание; - развивать память; - продолжать развивать умение анализировать прочитанное. Оборудование урока. Картины И. И.Левитана и И. С.Остроухова «Золотая осень». Рисунки детей об осени. Таблица «Словарь настроений». Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся I.Организационный момент II. Проверка домашнего задания Работа с детскими рисунками. Учитель предлагает детям нарисованные дома рисунки подписать строчками из текста стихотворения. Затем дети прикрепляют свой рисунок к магнитной доске и кратко сообщают, почему они выбрали такие стихотворные строчки для его названия Выполняют задание III. Работа над новым материалом 1.Беседа с учащимися по картинам русских художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова «Золотая осень» в соотнесении с личными впечатлениями детей от наблюдений во время осенней прогулки. 2. Знакомство учащихся с содержанием стихотворения. Чтение его учителем. 3. Беседа по содержанию после чтения. 4. Чтение стихотворения с анализом: Чтение 1-й части стихотворения. Чтение 2-ой части стихотворения. 5. Наблюдение над цветовой гаммой изображения осеннего пейзажа на картинах и в стихотворении. 6. Подготовка к выразительному чтению текста: наблюдение над чувствами и настроением поэта. Мы продолжаем наблюдать осенние картины и настроения в стихотворениях русских поэтов. Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников. Перед вами картины известных русских художников Ильи Семеновича Остроухова и Исаака Ильича Левитана, которые имеют одинаковое название: «Золотая осень». Рассмотрите эти картины, чтобы ответить на вопросы, записанные на доске: 1.Одинаковую осеннюю пору изобразили этих художники на своих картинах? 2.Почему картины так называются? 3.Какая картина тебе больше нравится? Почему? 4.Чем они отличаются? 5. Что, увиденное художником, наблюдали и вы во время осенней прогулки? С какими чувствами художники писали свои картины? Выберите из таблицы «Словарь настроений» слова, определяющие эти чувства. Чем вы можете это доказать? – Сумели художники передать свое настроение вам? – Хотели бы вы еще побывать в осеннем лесу? Сейчас мы будем читать еще одно стихотворение об осени. Написал его И. А. Бунин. Прослушайте текст и определите выраженные автором чувства. – Итак, какое настроение выражено автором? – Чем восхищается автор? А сейчас будем читать текст еще раз и проследим, какие картины изобразил Бунин в стихотворении и как. Были в тексте слова или выражения, малознакомые вам? (Выясняется значения слов: лиловый, багряный, лазурь и др.) А теперь давайте найдем в этой части художественные средства, которые автор использовал в тексте для того, чтобы мы увидели эти восхитительные картины? А почему лес расписной? Кто его расписывал? А как вы понимаете выражение: лес «стоит» «веселой, пестрою стеной»? В картине Левитана мы тоже видим на дальнем плане изображение леса, – и он тоже похож на стену. А я хочу сказать, что автор стихотворения тоже, наверное, наблюдал лес со стороны, с поляны: «Стоит над светлою поляной». Прочитаем другие слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины. Нет, они не договаривались, – просто красивое в природе привлекает любого человека, – мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно. Чтобы палитра чувств, названная детьми, была более богатой и разнообразной, учитель отсылает их к таблице «Словарь настроений». В результате проделанной работы дети «вычитали» из текста следующие настроения автора: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной, Просветы в небо, что оконца. Сегодня на пустой поляне, Среди широкого двора, Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть, из серебра. Сегодня целый день играет В дворе последний мотылек И, точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом. торжественное; восторженное; очарованное; радостное; радужное; светлое; спокойное; умиротворенное; нежное. После рассмотрения картин ребята обмениваются своими мнениями. Ответы на вопросы учителя. В начале стихотворения автор рисует лес. – И он сравнивает его с теремом. Его расписала осень разными цветами красок: желто-золотыми, лиловыми, багряными. Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами. Желтые березы, у них листочки резные и блестящие, – мы наблюдали такие, когда были на прогулке. Желтый цвет берез очень красиво сочетается с голубизной неба, – на странице 46 есть такая картинка, и мы видим, какое это чудо: «Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой». Поэт еще говорит о елочках, сравнивает их с темными вышками, – они не меняют цвет осенью и четко выделяются на золотом фоне берез: «Как вышки, елочки темнеют». А я увидел очень похожие картины у Бунина и Остроухова, – я могу их прочесть: «А между кленами синеют То там, то здесь, в листве сквозной, Просветы в небо, что оконца»… И на картине мы видим эти голубые просветы сквозь золотую листву кленов. Очень интересно: и поэт, и художник изобразили одну и ту же картину, словно договорились… Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть: «Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть, из серебра». А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток. Это последний мотылек, – уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине: «И точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом». День солнечный, яркий: «Сегодня так тепло кругом»… Он услышал «мертвую» тишину: «…такое мертвое молчанье»… Можно, – вы нам тоже иногда говорите: «Давайте послушаем тишину». Чтобы мы поняли, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов «в лесу и в синей вышине»… А еще чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика: «Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье». синий – «в синей вышине»; серебристый – «как есть из серебра»; белый – «белый лепесток». Самостоятельно с карандашом в руках перечитывают текст и определяют авторские чувства, а также слова и выражения, которыми он о них рассказывает, после чего идет акцентное вычитывание 7. Упражнение в выразительном чтении стихотворения. 8. Определение главной мысли стихотворения, конкретизация темы подбором заглавий. IV. Подведение итогов. Домашнее задание. Давайте попробуем прочитать текст с соответствующей интонацией, чтобы передать и авторское, и свое отношение к изображенным в тексте картинам. О чем это стихотворение? Для чего Бунин написал его? Поэт назвал стихотворение «Листопад». Как вы думаете, определено в этом названии основное содержание, т.е. основная тема стихотворения? Выскажите свое мнение. Попробуйте подобрать свое заглавие к этому тексту. Всеми этими заглавиями можно выразить тему данного стихотворения? Подумайте. Я с вами согласна, но среди этих заглавий есть такие, которые отражают тему осени широко, – т.е. обращается внимание на несколько картин, а другие ограничивают изображение отдельных, конкретных деталей. Например, как вы думаете, какое из этих двух заглавий более точно раскроет тему данного текста: «Осенний день» или «Звуки осени»? . Молодцы. Дома подготовите выразительное чтение стихотворения, по желанию выучите наизусть. Напишите небольшой рассказ о прогулке в осенний лес и о том, что вы там видели. Дети читают стихотворение, отмечают достоинства интонационного чтения, дают рекомендации и советы друг другу Об осени… О красоте осенней природы. О чувствах от увиденной красоты. Чтобы обратить наше внимание на красоту природы. Чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его полюбоваться ею. Чтобы выразить свои чувства и настроения, свое душевное состояние. И свою любовь к природе. Я думаю, что нет, потому что о листопаде упоминается только в последней картине: «Расслышать листика шуршанье»…, а во всем стихотворении говорится о красочных картинах осени. А я считаю, что соответствует. Я понял, что автор в это название воплотил не само явление листопада, а именно эту пору осени, пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем, как упасть с деревьев, необыкновенно красивые. А я обратила внимание на подзаголовок: это ведь не все произведение, а отрывок, в котором главное внимание обращается на красоту и разнообразие осенней природы в пору листопада. Ребята придумывают названия: «Осень», «Осенние картины», «Осенний день», «Осенний пейзаж», «Звуки осени», «Краски осени», «Осенние настроения» и др. Да, всеми. В стихотворении говорится об этом. «Осенний день», потому что в содержании нарисованы сразу несколько картин. – А « Звуки осени» подойдет только к последнему четверостишию. Ведь стихотворение не только о звуках, а и о красках осени, и о лесе, о мотыльке. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока чтения в 3 классе по теме: "Бунин. Листопад": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
10910 |
Конспект прислал: trinity 2 февраля 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||