Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 4 класс » Конспект урока литературного чтения:И.А.Бунин «Листопад», 4 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока литературного чтения:И.А.Бунин «Листопад», 4 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Урок литературы в 4 классе по программе УМК «Школа России»
Учитель Филимон И.П. Тема: И.А.Бунин «Листопад» Цели и задачи: • знакомство с литературоведческими терминами; • развитие творческие способностей детей, внимания к образным средствам языка; • развитие умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения; • воспитание эстетических чувств; • формирование навыка выразительного чтения Оборудование: презентация, интерактивная доска Ход урока I. Самоопределение к деятельности. II. Актуализация знаний. Слайд 1. - Ребята! Сегодня мы снова открываем «Поэтическую тетрадь №1» и читаем стихи русских поэтов-классиков. - Каких поэтов и писателей называют классиками литературы? Классиками литературы называют тех поэтов и писателей, чьи произведения прожили многие годы и не потеряли своего значения для сегодняшних читателей. Слайд 2. - Назовите фамилии поэтов, уже знакомых вам по «Поэтической тетради». Афанасий Афанасьевич Фет, Евгений Абрамович Баратынский, Иван Саввич Никитин, Федор Иванович Тютчев, Николай Алексеевич Некрасов, Алексей Николаевич Плещеев, - Проверим, внимательно ли вы читали стихи этих поэтов. Слайд 3-5. Отрывки из стихов с пропущенными словами. - Какие средства выразительности используют поэты? Метафоры и олицетворение - Что такое метафора? Слайд 6. Перенесение свойств одного предмета на другой на основании общих признаков. - Приведите примеры. - Что такое олицетворение? Слайд 7 Перенесение свойств живого предмета на неживой . - Приведите примеры. - С какой целью используют поэты эти приемы? Они помогают лучше представить картину, которую рисует поэт в своем стихотворении. III. Постановка учебной задачи. - На нашем уроке мы будем говорить еще об одном русском поэте-классике, об Иване Алексеевиче Бунине. Слайд 8. - Бунин писал прекрасные стихи. За каждым их них – он сам, его переживания, мысли и душа. -Сегодня мы знакомимся с чудесным отрывком из маленькой поэмы Бунина «Листопад». IV. Открытие нового знания. Слайд 9 Чтобы лучше понять произведение поэта, нужно знать его биографию. 1. Биография поэта. Слайд 10 - Сообщение о биографии Ивана Алексеевича подготовила группа детей: Русский писатель Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября в 1870 году в Воронеже в дворянской семье, которая была бедной, но имела богатую родословную. Бунин очень гордился тем, что к этому же роду принадлежал знаменитый русский поэт и учитель А.Пушкина Вас. Жуковский. Детские годы поэта прошли на хуторе Бутырки Орловской губернии, среди «моря хлебов, трав и цветов» под присмотром учителя и воспитателя, который научил своего ученика живописи и чтению книг. В 1881 году Иван поступает в Елецкую гимназию. Но из-за болезни его через 4 года исключили. Следующие 4 года он провел в деревне Озерки, где окреп и повзрослел. Образованием его занимался старший брат Юлий, который, окончил университет. Юлий учил младшего брата иностранным языкам, философии, психологии, изучал с ним естественные и общественные науки. Оба были увлечены литературой. Слайд 11 В 1889 году Бунин покинул имение. Часто переезжал – жил то в Орле, то в Харькове, то в Полтаве, то в Москве. Он работал корректором в газете, библиотекарем. В 1894 году в Москве Бунин знакомится с Л.Н.Толстым, а в следующем году с А.П.Чеховым. В этом же году он написал рассказ «На край света», который принес Бунину известность, и он переходит полностью к литературному творчеству. В 1899 году Бунин знакомится с М.Горьким, которому он посвятил свой сборник «Листопад», вышедший в 1901 году. За этот сборник поэт был награжден высшей премией Академии наук – Пушкинской премией (1903). А в 1933 году стал первым русским писателем – лауреатом Нобелевской премии. Случилось так, что Бунин уехал во Францию в Париж, где умер от тяжелой болезни 8 ноября 1953 года. Поэт очень скучал и тосковал по России. Россия всегда была в его душе. Все, что написано им, касалось России, русского человека, русской природы, которую он воспевал в своем творчестве. 2. Первичное чтение стихотворения учителем. -Сейчас вы прослушаете стихотворение и скажете, какие чувства оно вызывает? Слайд 12 Звучит музыка Вивальди «Времена года. Осень» Учитель читает стихотворение Бунина «Листопад» 3.Выяснение первичного восприятия. - Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? V. Включение нового знания в систему знаний. - Мы говорим, что это стихотворение. Чем отличается стихотворение от прозы? Рифмой - Прочитайте стихотворение (жужжащее чтение). Найдите рифму. Рифма: багряный – поляной; расписной – стеной; резьбой – голубой; 1. Словарная работа. Прочитайте стихотворение и найдите непонятные слова. Слайд 13. Багряный – густой,темный красный цвет. Лазурь – светло-синий цвет. В дворе – на дворе, в стихотворении: на поляне. 2. Чтение стихотворения вслух цепочкой. 3. Выборочное чтение. - Найдите строчки об осени. Слайд 14 - Почему слово «осень» поэт пишет с заглавной буквы? Она – хозяйка в лесу. Это главная героиня стихотворения. Она изменяет природу. - Какой прием использует поэт? Олицетворение. - Почему поэт называет осень вдовой? Осенью жизнь замирает: не слышно птиц – они улетели, многие животные впадают в спячку. Становится пусто и печально. Слайд 15. -Найдите еще примеры олицетворения. • играет мотылек, • на паутине замирает, • листика шуршанье, • завороженный тишиной - Почему поэт не оживил лес? Почему изобразил его теремом? Поэт никого не видит, кроме разноцветных листьев деревьев, настолько они красивы - Какими цветами раскрашивает поэт лес? Прочитайте. - Может ли лес на самом деле быть золотым, лиловым, багряным? Нет. - Этот прием в литературе называется эпитетом. Слайд 17. Эпитет – это образное определение, которое передается при помощи прилагательных. - Найдите эпитеты. Слайд 18. • светлая поляна, • желтая резьба, • в голубой лазури, • тихая вдова, • пестрый терем, • пустая поляна, широкий двор, • мертвое молчанье, • синяя вышина - Какие еще средства выразительности использовал автор? Сравнение. Слайд 19. - При сравнении используются слова точно, будто, как, что - Найдите сравнение: Слайд 20. • точно терем расписной, • как вышки, елочки синеют, • просветы в небо, что оконца, • как сеть из серебра • точно белый лепесток, на паутине замирает, 4. Словесное рисование. - Какие картины природы вы представляете, читая стихотворение? ( Сначала словами, потом чтение) Выборочное чтение. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. *** Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой. *** А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. *** На пустой поляне… Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть из серебра. *** …играет …мотылек И точно белый лепесток, На паутине замирает… *** …под ногой…листика шуршанье… 5. Иллюстрирование. - Поэт рисует словами. А какие краски взял бы художник, чтобы нарисовать это лес? Темно-красную, лиловую, желтую, зеленую – для рисования деревьев; голубую – для неба; белую - для мотылька. Слайд 21-31. Фотовернисаж подготовили Тюрин Николай и Зайцев Саша - Какие снимки больше всего подходят к стихотворению? - Только ли глазами воспринимает поэт лес? Только ли зрительные образы передает? Найдите и прочитайте, что поэт говорит о запахах. Лес пахнет дубом и сосной -Прочитайте последние 8 строчек. Какие звуки повторяются? Ш – С - Для чего использует поэт эти звуки? Чтобы читатель услышал, как листья шуршат под ногами - Какие слова помогают услышать наступающую тишину? Прочитайте. • замирает, • пустая поляна • мертвое молчанье - Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово сегодня? Что хотел сказать Бунин своим читателям? Что красота осени скоро пройдет. Надо любоваться ею сегодня. А завтра этого уже не будет. - Каким настроением проникнуто стихотворение? • Восхищением красотою осеннего леса. • Грустью: поэту жаль расставаться с красотой леса. Слайд 32 Итог: - Какова тема стихотворения Бунина «Листопад»? • Тема осени Слайд 33 - Какова главная мысль произведения? • Красота осени, необыкновенное чувство любви к этому времени года. - Можно ли читать это стихотворение торопливо? Почему? Когда торопишься, не замечаешь ничего вокруг. А поэт старается все увидеть и запомнить. 6. Подготовьтесь к выразительному чтению, опираясь на памятку. Выразительное чтение по четверостишиям. 7. Оценивание выразительного чтения учащимися. Слайд 34 VI. Домашнее задание: с. 152 – 153, выучить наизусть, нарисовать иллюстрации VII. Релаксация. VIII. Выставление оценок. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока литературного чтения:И.А.Бунин «Листопад», 4 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
6461 |
Конспект прислал: irinafilimon 14 сентября 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||