");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 4 класс » Конспект урока литературного чтения:И.А.Бунин «Листопад», 4 класс


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока литературного чтения:И.А.Бунин «Листопад», 4 класс


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Урок литературы в 4 классе по программе УМК «Школа России»
Учитель Филимон И.П.
Тема: И.А.Бунин «Листопад»
Цели и задачи:
• знакомство с литературоведческими терминами;
• развитие творческие способностей детей, внимания к образным средствам языка;
• развитие умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения;
• воспитание эстетических чувств;
• формирование навыка выразительного чтения
Оборудование: презентация, интерактивная доска



Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
II. Актуализация знаний.
Слайд 1.
- Ребята! Сегодня мы снова открываем «Поэтическую тетрадь №1» и читаем стихи русских поэтов-классиков.
- Каких поэтов и писателей называют классиками литературы?
Классиками литературы называют тех поэтов и писателей, чьи произведения прожили многие годы и не потеряли своего значения для сегодняшних читателей.
Слайд 2.
- Назовите фамилии поэтов, уже знакомых вам по «Поэтической тетради».
Афанасий Афанасьевич Фет,
Евгений Абрамович Баратынский,
Иван Саввич Никитин,
Федор Иванович Тютчев,
Николай Алексеевич Некрасов,
Алексей Николаевич Плещеев,

- Проверим, внимательно ли вы читали стихи этих поэтов.

Слайд 3-5. Отрывки из стихов с пропущенными словами.


- Какие средства выразительности используют поэты?
Метафоры и олицетворение
- Что такое метафора?
Слайд 6.
Перенесение свойств одного предмета на другой на основании общих признаков.
- Приведите примеры.

- Что такое олицетворение?
Слайд 7
Перенесение свойств живого предмета на неживой .

- Приведите примеры.

- С какой целью используют поэты эти приемы?
Они помогают лучше представить картину, которую рисует поэт в своем стихотворении.
III. Постановка учебной задачи.
- На нашем уроке мы будем говорить еще об одном русском поэте-классике, об Иване Алексеевиче Бунине.
Слайд 8.


- Бунин писал прекрасные стихи. За каждым их них – он сам, его переживания, мысли и душа.
-Сегодня мы знакомимся с чудесным отрывком из маленькой поэмы Бунина «Листопад».
IV. Открытие нового знания.
Слайд 9


Чтобы лучше понять произведение поэта, нужно знать его биографию.


1. Биография поэта.
Слайд 10

- Сообщение о биографии Ивана Алексеевича подготовила группа детей:
Русский писатель Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября в 1870 году в Воронеже в дворянской семье, которая была бедной, но имела богатую родословную. Бунин очень гордился тем, что к этому же роду принадлежал знаменитый русский поэт и учитель А.Пушкина
Вас. Жуковский.
Детские годы поэта прошли на хуторе Бутырки Орловской губернии, среди «моря хлебов, трав и цветов» под присмотром учителя и воспитателя, который научил своего ученика живописи и чтению книг.
В 1881 году Иван поступает в Елецкую гимназию. Но из-за болезни его через 4 года исключили. Следующие 4 года он провел в деревне Озерки, где окреп и повзрослел. Образованием его занимался старший брат Юлий, который, окончил университет.
Юлий учил младшего брата иностранным языкам, философии, психологии, изучал с ним естественные и общественные науки. Оба были увлечены литературой.
Слайд 11
В 1889 году Бунин покинул имение. Часто переезжал – жил то в Орле, то в Харькове, то в Полтаве, то в Москве. Он работал корректором в газете, библиотекарем.
В 1894 году в Москве Бунин знакомится с Л.Н.Толстым, а в следующем году с А.П.Чеховым. В этом же году он написал рассказ «На край света», который принес Бунину известность, и он переходит полностью к литературному творчеству.
В 1899 году Бунин знакомится с М.Горьким, которому он посвятил свой сборник «Листопад», вышедший в 1901 году. За этот сборник поэт был награжден высшей премией Академии наук – Пушкинской премией (1903).
А в 1933 году стал первым русским писателем – лауреатом Нобелевской премии.
Случилось так, что Бунин уехал во Францию в Париж, где умер от тяжелой болезни 8 ноября 1953 года.
Поэт очень скучал и тосковал по России. Россия всегда была в его душе. Все, что написано им, касалось России, русского человека, русской природы, которую он воспевал в своем творчестве.

2. Первичное чтение стихотворения учителем.

-Сейчас вы прослушаете стихотворение и скажете, какие чувства оно вызывает?
Слайд 12
Звучит музыка Вивальди «Времена года. Осень»
Учитель читает стихотворение Бунина «Листопад»

3.Выяснение первичного восприятия.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?


V. Включение нового знания в систему знаний.
- Мы говорим, что это стихотворение. Чем отличается стихотворение от прозы? Рифмой
- Прочитайте стихотворение (жужжащее чтение). Найдите рифму.
Рифма: багряный – поляной;
расписной – стеной;
резьбой – голубой;
1. Словарная работа.
Прочитайте стихотворение и найдите непонятные слова.

Слайд 13.
Багряный – густой,темный красный цвет.
Лазурь – светло-синий цвет.
В дворе – на дворе, в стихотворении: на поляне.
2. Чтение стихотворения вслух цепочкой.

3. Выборочное чтение.

- Найдите строчки об осени.
Слайд 14

- Почему слово «осень» поэт пишет с заглавной буквы?
Она – хозяйка в лесу. Это главная героиня стихотворения. Она изменяет природу.
- Какой прием использует поэт?
Олицетворение.
- Почему поэт называет осень вдовой?
Осенью жизнь замирает:
не слышно птиц – они улетели, многие животные впадают в спячку.
Становится пусто и печально.

Слайд 15. -Найдите еще примеры олицетворения.

• играет мотылек,
• на паутине замирает,
• листика шуршанье,
• завороженный тишиной
- Почему поэт не оживил лес? Почему изобразил его теремом?
Поэт никого не видит, кроме разноцветных листьев деревьев, настолько они красивы
- Какими цветами раскрашивает поэт лес? Прочитайте.
- Может ли лес на самом деле быть золотым, лиловым, багряным?
Нет.
- Этот прием в литературе называется эпитетом.
Слайд 17.


Эпитет – это образное определение, которое передается при помощи прилагательных.

- Найдите эпитеты.
Слайд 18.

• светлая поляна,
• желтая резьба,
• в голубой лазури,
• тихая вдова,
• пестрый терем,
• пустая поляна, широкий двор,
• мертвое молчанье,
• синяя вышина
- Какие еще средства выразительности использовал автор?
Сравнение.
Слайд 19.
- При сравнении используются слова точно, будто, как, что
- Найдите сравнение:



Слайд 20.


• точно терем расписной,
• как вышки, елочки синеют,
• просветы в небо, что оконца,
• как сеть из серебра
• точно белый лепесток, на паутине замирает,
4. Словесное рисование.
- Какие картины природы вы представляете, читая стихотворение?
( Сначала словами, потом чтение)
Выборочное чтение.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
***
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
***
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
***
На пустой поляне…
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
***
…играет …мотылек
И точно белый лепесток,
На паутине замирает…
***
…под ногой…листика шуршанье…


5. Иллюстрирование.
- Поэт рисует словами. А какие краски взял бы художник, чтобы нарисовать это лес?
Темно-красную, лиловую, желтую, зеленую – для рисования деревьев;
голубую – для неба;
белую - для мотылька.
Слайд 21-31. Фотовернисаж подготовили Тюрин Николай и Зайцев Саша

- Какие снимки больше всего подходят к стихотворению?


- Только ли глазами воспринимает поэт лес? Только ли зрительные образы передает?
Найдите и прочитайте, что поэт говорит о запахах.
Лес пахнет дубом и сосной

-Прочитайте последние 8 строчек. Какие звуки повторяются?
Ш – С
- Для чего использует поэт эти звуки?
Чтобы читатель услышал, как листья шуршат под ногами
- Какие слова помогают услышать наступающую тишину? Прочитайте.
• замирает,
• пустая поляна
• мертвое молчанье

- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово сегодня? Что хотел сказать Бунин своим читателям?
Что красота осени скоро пройдет. Надо любоваться ею сегодня. А завтра этого уже не будет.
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
• Восхищением красотою осеннего леса.
• Грустью: поэту жаль расставаться с красотой леса.

Слайд 32
Итог: - Какова тема стихотворения Бунина «Листопад»?
• Тема осени
Слайд 33
- Какова главная мысль произведения?
• Красота осени, необыкновенное чувство любви к этому времени года.

- Можно ли читать это стихотворение торопливо? Почему?
Когда торопишься, не замечаешь ничего вокруг. А поэт старается все увидеть и запомнить.

6. Подготовьтесь к выразительному чтению, опираясь на памятку.
Выразительное чтение по четверостишиям.

7. Оценивание выразительного чтения учащимися.


Слайд 34
VI. Домашнее задание: с. 152 – 153, выучить наизусть,
нарисовать иллюстрации

VII. Релаксация.
VIII. Выставление оценок.





Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока литературного чтения:И.А.Бунин «Листопад», 4 класс:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • И.Бунин "Листопад" Конспект урока по лит. чтению для 4 кл.учебник Горецко ...
  • Конспект урока чтения в 3 классе по теме: "Бунин. Листопад"
  • Интегрированный урок в 4 классе по литературному чтению на тему: И.Бунин " ...
  • Конспект урока Стихи Ивана Алексеевича Бунина.
  • Конспект урока литературного чтения по теме: "Густой зеленый ельник у доро ...
  • Конспект урока А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"
  • Конспект урока.Осенний вернисаж.Литературное чтение, 4 класс
  • Конспект урока литературного чтения: С.А.Есенин "Стихи о родине" (отрывки ...
  • Поэтический листопад.Стихи А.С.Пушкина,К.Бальмонта,Ф.Тютчева об осени .3кла ...
  • Конспект урока по литературному чтению:С.А.Есенин «Берёза»


  • 7101
    Конспект прислал: irinafilimon 14 сентября 2012 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата