Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, математика, 3 класс » Конспект урока математики в 3 классе: "Римские цифры" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока математики в 3 классе: "Римские цифры" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Орг.момент
-Здравствуйте. Как важно уметь без ошибок считать И цифры правильно писать. Потому что без точного счёта Не сдвинется с места работа. Так всё устроено в мире На великой чисел силе. Повторение Актуализация знаний На уроках математики мы работаем с числами. но они встречаются не только на уроке. Числа и цифры сопровождают нас на протяжении всей жизни. -Где мы встречаемся с числами? -Предлагаю посвятить наш урок числам. Для этого нам нужно вспомнить некоторые понятия, термины, выполнить упражнения. -На уроках мы часто употребляем понятия «число» и «цифра». Это одно и то же? -Что такое цифры? -Это условные знаки для обозначения чисел. С их помощью можно составить любое число. Числами же мы обозначаем количество предметов. К, примеру, есть цифра 9 – специальный знак для обозначения 9 предметов и число 9; а есть число 12, которое мы можем записать, используя две цифры: 1 и 2. Цифрами мы записываем разные числа. А вот выполнять различные действия мы можем с числами. Например… -Складывать, вычитать, умножать, делить, сравнивать. Вы умеете это делать? Давайте проверим. -На доске карточки с заданиями. Выбирайте любую, поднимайте руку и давайте ответ. Вычисли: Сравни: Продолжи ряд: 100+500= 814* 481 898, 899, … 615 – 600= 527*572 1001, 1000, … 60 : 4= CD*DC CLVI,CLV,… X – II = C * L C + D= Постановка проблемы -Я вижу, что не все задания смогли выполнить. В чём проблема? -Это тоже числа, но записаны они особыми цифрами, незнакомыми вам. -Вы знаете, как они называются? -Для того, чтобы разобраться, что это за числа, как с ними работать предлагаю совершить небольшую экскурсию в прошлое. Хотите? Тогда в путь! "Открытие" нового знания -Считать люди научились очень давно. Но у разных народов была своя форма записи чисел, очень разная, порой даже забавная.(СЛАЙД 2) -Перед вами числа, записанные индейцами Майя. Ма́йя — цивилизация Центральной Америки, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре и математической и астрономической системам. В основе знаков лежат иероглифы. Эти цифры похожи на наши? (СЛАЙД 3) -Тогда двигаемся дальше. -Народы Междуречья, жители Вавилона, одного из крупнейших городов Древнего мира, записывали числа, выдавливая значки палочкой на глиняной дощечке. Все числа состояли их сочетаний клинышков. (СЛАЙД 4) -Египетская система счисления употреблялась в Древнем Египте. В этой системе цифрами являлись символы; они обозначали числа 1, 10, 100 и т. д. до миллиона. Так 1000 – значок вроде цветка, 10000 – рисунок пальца, 100000 изображали лягушкой, а 1000000 это человечек, поднявший руки вверх. (СЛАЙД 5) -Была своя форма записи чисел и у славян. Она была основана на кириллице: над обычными буквами ставились титлы (чёрточки), и тогда буква обозначала число. Такие цифры до сих пор используются в настоящее время в некоторых церковных книгах, написанных на старославянском языке. Перед вами башенные часы с кириллическими цифрами в Суздале. (СЛАЙД 6) Славянская нумерация использовалась в России до 1700-х годов. -Современные цифры принято называть арабскими. Способ записи чисел всего несколькими знаками (всего 10) был создан в Древней Индии. Одна и та же цифра могла обозначать число единиц, десятков, тысяч в зависимости от места, на котором стоит. У индусов цифры заимствовали арабы, а от них они распространились по всему миру и получили название «арабские», хотя правильнее их было бы называть всё-таки индийскими. (СЛАЙД 7)Пользоваться ими стали в России повсеместно только с 18 века. До этого же времени в официальных бумагах разрешалось ставить только римские цифры. - А вот и они! (СЛАЙД 8) -Римские цифры часто вызывают у нас затруднение. А ведь именно их принято использовать при нумерации столетий, именах императоров и королей. -Может, вы сами вспомните, где ещё встречаются римские цифры? - Нумерация книжных томов и глав, циферблат часов (СЛАЙДЫ 10-15) -Даты рождения часто записывают, используя римские цифры. -А вот ещё применение римских цифр: недавно компания Gresso выпустила мобильный телефон со множеством различных функций, главным отличием которого является то, что на его клавиатуре римские цифры. Вам бы хотелось иметь такой телефон? -Так что рано отказываться от римских цифр. Проще узнать, понять и запомнить их. Тем более что это несложно. -Итак, как назовём тему нашего урока? А какую цель поставим? Тема: Римские цифры. Цель: научиться читать числа, записанные римскими цифрами; записывать числа римскими цифрами и выполнять с ними вычисления, сравнение. Объяснение нового материала -Римские цифры первоначально обозначались, как и у многих народов, палочками: I, II, III – количество палочек соответствует тому числу, которое обозначает. I – 1 II – 2 III – 3 -А как бы вы записали число 4? -Именно такую четвёрку вы увидите на некоторых часовых циферблатах. IIII – 4 -На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку, но не вырисовывали каждый палец отдельно. Рисунок был очень простым: V. Положите перед собой ладонь и посмотрите, где прячется пятёрка. -А как получить из пяти четыре? Запись будет выглядеть так: IV. -У четвёрки есть и второе обозначение. Его мы увидим в нумерации глав и томов книг, а также на клавиатуре телефона и т.п. -А вот так изображали число 6, 7: VI, VII. Как образовались эти записи? -А как записать 8? -На каком действии основана запись этих чисел? -Верно, на сложении. -А вот и десятка. Одни учёные предполагают, что знак ведёт своё происхождение от двух линий, которым перечеркивается десяток чёрточек: IIIIIIIIII, другие уверяют, что 10 – это скрещенные руки. А третьи придерживаются мнения, что 10 состоит из двух 5. Одну запишем как обычно, а вторую перевёрнута вниз. Вот так: X. -Если рядом записать X X, X X X, какие числа получим? -Если рядом с X записать одну палочку справа, то какое число получится? 11 -А если слева? -Какова же особенность римской записи? -Если меньшую цифру поставить справа (после) от большей, её надо прибавить, а если поставить слева (перед) – отнять. -Запомнили? Давайте проверим. Первичное закрепление 1.Запишите числа 14, 15, 32. 1 РЕБЁНОК У ДОСКИ 2.Сравните: III * V IX * VIII VI * IV 3.Какое время показывают часы?(СЛАЙД 16) 4.Как называются 9 и 24 главы книги Марка Твена «Принц и нищий» СЛАЙД 17,18 Самостоятельная работа с самопроверкой в классе -Попробуйте выполнить задания сами: СЛАЙД 19,20 1 вариант Решите примеры: V + II = IX + I = VI + III = X – I = XII – IV = VII – III = X – II = 2 вариант. Представьте, что у вас телефон, на клавиатуре которого римские цифры. Вам нужно позвонить другу по номеру: 8-9-3-7-2-1-5-4-6-9-4. Как вы наберёте этот номер? 8 9 3 7 2 1 5 4 6 9 4 Физминутка "Открытие" нового знания -12 апреля мы будем отмечать День Космонавтики. Как записать эту дату, пользуясь римскими цифрами? (СЛАЙД 21) -12/ IV -А вы знаете, кто был первым космонавтом? Полёт состоялся в 1961 году и продолжался 108 минут. -Эти числа тоже можно записать римскими цифрами, так как свои обозначения есть и у чисел 50, 100, 500,1000. Но со временем эти знаки изменились, и я предлагаю вам те, которыми пользуются сейчас. Их обозначают некоторыми буквами латинского алфавита. Число 50 – римская цифра L Число 100 – римская цифра C Число 500 – римская цифра D Число 1000 – римская цифра M -Для правильной записи больших чисел римскими цифрами необходимо сначала записать число тысяч, затем сотен, затем десятков и, наконец, единиц. - Попробуем записать год и продолжительность полёта Юрия Гагарина? 1961 – MCMLXI, 108- CVIII. -Давайте попробуем записать год, который идёт сейчас: 2010 – MMX -На памятнике великому писателю и учёному Иоганну Вольфгану Гёте имеется такая надпись: «Гёте родился в MDCCIL году». Так в каком же году он родился? (СЛАЙД 22) 1000+500+100+100+49= 1749 год -Для закрепления в памяти буквенных обозначений римских цифр в порядке убывания существует мнемоническое правило: Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх. Соответственно M, D, C, L, X, V, I (СЛАЙД 23) Я вам раздам такие карточки, а вы попробуйте дома разобраться, по какому принципу построено это правило. Надеюсь, что вам оно пригодится. Закреплению написания римских цифр Работа в парах Римские цифры широко используются в «хитрых» задачах, в тех, где не обойтись без смекалки. Вот одна из них. Задача со спичками: переложите всего одну спичку, чтобы равенства стали верными. II-I=II I+I=II -Хочу предложить вам несколько таких задач. Справитесь? Во времена царя Гороха Под смех и шутки скоморохов Царь, на нос нацепив очки, Играл с царицею в стручки. Выкладывал из них примеры. Но вот беда, во всех примерах есть ошибки. Ваша задача, переложив в каждом примере только один стручок, ошибки исправить. III=II I=II=III III+I=I -А сейчас предлагаю вернуться к заданиям, которые вызвали у нас затруднения в начале урока. Очень надеюсь, что сейчас вы с ними справитесь. Тест. X * L CD*DC C + D= C II L, C I L,______ CLVI,CLV,_______ - Используя римские цифры можно было производить любые вычисления. Так, например, выглядело умножение. Римская нумерация была большим изобретением своего времени, но люди отдали предпочтение арабским цифрам. Почему? Дома попробуйте подготовить ответ на этот вопрос и выполните задание № 5 (учебник с.46). Составьте свои «хитрые» задачи и предложите одноклассникам. Подведение итогов урока -Чему должны были научиться на уроке? -Мы достигли цели, которую поставили в начале урока? - Как оцениваете свою работу? -Закончить наш урок мне бы хотелось словами математика, педагога Александра Ивановича Маркушевича: «Кто с детских лет занимается математикой, то развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели» Авторские права: Мухамеджанова Гюзель Валерьевна Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока математики в 3 классе: "Римские цифры": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
10793 |
Конспект прислал: muhamedganova 20 апреля 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||