Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, введение в историю, 4 класс » Конспект урока истории , 4 класс по теме:"Куликовская битва" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока истории , 4 класс по теме:"Куликовская битва" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
КУЛИКОВСКАЯ БИТВА (8 сентября 1380 г.)
Цели урока Из ранее изученного материала учащиеся усвоили, что в истории Руси того времени развивались два процесса: объединение земель, завершившееся позже созданием централизованного государства, и героическая борьба народа за независимость, за уничтожение ига монголо-татарских ханов. Необходимо показать страшную опасность, нависшую над народом, крайнюю сложность положения на Руси - феодальная раздробленность, среди правящей верхушки нет единства, а войско Золотой Орды имело не только большой численный перевес, но хорошо вооружено и обладало военным опытом. На этом фоне необходимо раскрыть все величие ратного подвига народа и его полководцев. По мере усвоения учащимися конкретно-исторического материала углубить их знание понятий: народно-освободительная война, справедливая война, стратегический замысел, военная тактика, военный маневр. Ярко, образно нарисовать целостную картину исторического процесса того времени, более обстоятельно, чем в учебнике. Урок должен способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины, иметь важное воспитательное значение, так как "от того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины". 1 Оборудование 1. Карта №7 учебника по истории Отечества (8кл.). 2. Схема "Военный маневр Дмитрия Ивановича, князя Московского ". 3. Диафильм "Куликовская битва" (Студия "Диафильм" Госкино СССР, 1984г.). 4. Кадры: 5, 9, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 30, 31. 5. Цветные стрелки и кружочки для схемы "Военный маневр Дмитрия Ивановича, князя Московского, 1380 г". 6. Цветные мелки. 7. Диапроектор. 8. Экран для показа диафильма. * Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1975. С. 222. Ход урока 1. Оргмомент-0,5 мин. 2. Проверка домашнего задания - 5 мин. 3. Изучение новой темы - 32 мин. 4. Контрольно-закрепляющая работа с учащимися - 5 мин. 5. Домашнее задание - 2 мин. 6. Организованное окончание урока - 0,5 мин. Краткий конспект хода урока Деятельность учителя Деятельность учеников Создаю в классе рабочую обстановку, настраиваю учащихся на серьезный учебный труд. Перехожу к проверке домашнего задания. Проверку домашнего задания провожу в форме беседы с учащимися. Задаю вопросы классу: 1) Когда на Руси установилась власть Золотой Орды? 2) Как отнеслось население Руси к этому? 3) Почему именно Москва стала организатором борьбы с ордынским игом и объединения русских земель? Подвожу итоги проверки знаний по пройденному материалу и перехожу к изучению новой темы (тут же выставляю и обоснованные оценки). Говорю: "В истории нашей Родины есть события, значение, которых трудно переоценить. Одним из таких событий было сражение русских войск под предводительством великого князя Дмитрия Ивановича с полчищами Золотой Орды на Куликовом поле 8 сентября 1380 г." Записываю тему урока на диске . Куликовская битва 8 сентября 1380 г. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ На доске записываю план (он может быть написан заранее). ПЛАН 1. Организация и движение русских войск к месту сражения. 2. Куликовская битва. 3. Историческое значение Куликовской битвы. Записывая план урока, ставлю перед классом познавательные задачи: 1. В чем гениальность маневра Дмитрия Ивановича? 2. Почему русское войско одержало победу в Куликовской битве 1380г.? (Эти формулировки проблем-но-познавательных задач написаны крупными буквами на плотном листе бумаги и прикрепляются учителем на доске ниже темы уро ка, но не над планом изучения новой темы). (См. схему использования доски, стр. 20). Перехожу к изложению ново-го материала. "Итак, Московское княжество к концу XIV века стало самым сильным на Руси. Тверские и рязанские князья пробовали бороться сМосквой за первенство и даже вступали в союз с Литвой. Дважды литовские войска подступали к Москве. Однако Москва по-бедила в борьбе. Влияние ее выросло еще больше. А в Золотой Орде усилилось феодальное раздробление. Как пишет летописец, началась "вражда и замятна великая", ослабела центральная ханская власть. С1360 по 1380 гг. год в Зо лотой Орде сменилось более 20человек, захватывавших ханский престол, сын убивал отца, отец -сына, брат - брата. Но Орда никак не хотела мириться с усиле-нием Московского княжества. Своей вооруженной рукой она вновь пыталась унизить Московс-кое княжество". Показываю кадр №5 из диафильма "Куликовская битва": о битве на реке Воже. На доске записываю: 1378 год - битва на реке Воже (Батый). Говорю: "Тогда Мамай, захвативший власть в Золотой Орде, решил по-вторить поход Батыя". На доске записываю: "Мамай". Говорю: "Летописец так и пишет о плане похода Мамая на Русь: "прииму землю Русскую и разорю церкви христианские, а веру их на свою веру преложу, и велю кланитися своему Бахметю; иде же церкви были, ту ропати (мечети) поставлю, и баскакы посажаю по всем градам Русским, а князей русских изобью". Он мечтал не только о славе Батыя, но и о лаврах самого Александра Македонского. Мамай собрал все силы монголо-татар и пополнил их многочисленными наемниками. Как сообщает лето-писец, в Орде было объявлено: "Да ни один не пашет хлеба и бу-дете готовы на русскыя хлеба". Показываю кадр № 9 диафильма: О передвижении войска Мамая. Говорю: Громадное войско - исчисляют его в 200-250 тысяч - двинулось на Русь. На доске записываю: "войско Мамая - 200-250 тыс. чел." Говорю: "Кроме того, Мамай заключил союз с литовским князем Ягайло". На доске записываю: "Союз Мамая с литовским князем Ягайло". Говорю: "Страшная опасность нависла над нашей Родиной. И огромная ответственность легла на плечи князя московского Дмитрия Ивановича. Дмитрий вступил на престол в возрасте 9 лет в 1359 г., когда внезапно умер его отец, Иван Иванович Красный. А через три года юный князь потерял и мать. Он оказался под опекой умного митрополита Алексия. Дмитрий был не по годам смышленым и серьезным. Лето-писец засвидетельствовал, что он "разумом же и бодростию старее сый", "пустошных бесед не тво-ряще и срамных глагол (разгово-ров^не любяще, и злонравных человек отвращашеся...". Привлекателен летописный образ Дмитрия Ивановича Московского: "Умом свершен всегда бываше", а службу земли Русской же мужеством своим держаще... Ратным же всегда во бранях страшен бываше и многи враги восста-юще на нь, победи". Дмитрий Иванович был мужественным человеком и в бою страшным для врага. И вот перед этим человеком встает трудная задача: как спасти Русь? Покориться или взяться за оружие? Труден бьш выбор. Князья тверские, нижегородские, бояре нов-городекие не хотели поддержй-вать московского князя. Рязанский князь Олег вел двурушническую политику: он призывал Дмитрия бороться против татар, а сам в письме к Мамаю называл себя рабом Мамая, предсказывал ему победу и выпрашивал награду. Олег собирался присоединить свое войско к силам Золотой Орды". Задаю вопрос классу: "Как оценить эти действия рязанского князя Олега, который хотел усилить свое влияние, свою власть даже ценой разгрома русских земель?" Говорю: "Великая заслуга Дмитрия перед Родиной в том, что он поднял знамя открытой борьбы против Золотой Орды. Дмитрий помнил, с какой неукротимой яростью дрались московские полки на реке Воже, какой грозной силой они себя показали. Он правильно учел, что все слои населения - бояре, крестьяне, ремесленники, купцы - спло-тятся для борьбы со страшной опасностью, за спасение Родины. По всем градам и селам зазвучали призывы московского кня-зя собираться в войско. Летопись рассказывает: (читаю выдержку) "Поднялась Русь. Вековечная, жгучая ненависть к угнетателям и грабителям, татарским ханам и мурзам, к "татарскому чудищу", вылилась наружу. На страшный смертный бой шли русские люди, шли биться за землю русскую". Говорю: "Князья тверские, нижегородские , смоленские, бояре новгоррдские не прислали своих полков: ведь князь Дмитрий был их соперником в борьбе за первенство на Руси. Но из этих земель, а также из Рязанского княжества пришли в Москву вооруженные крестьяне и ремесленники. Даже из русских земель, захваченных в то время Литвой, пришли и присоединились к русскому войску полки во главе с князем Полоцким и князем Брянским - сыновьями литовского князя Ольгерда. Перед выступлением из Моск-вы великий князь отправился в Троицко-Сергиевскую Лавру, основанную святым пустынником Сергием Радонежским. Сергий Радонежский благословил Дмитрия на войну, обещ^п победу, хотя соединенную с сильным кровопролитием, и отпустил с ним в по- ход двух монахов - Александра Пвресвета и Родиона Ослябя". Обращаю внимание учащихся на схему "Военный маневр Дмитрия Ивановича, князя московского , 1380год". Говорю: "Оставив в Москве при жене и детях воеводу Федора Андреевича, Дмитрий 15 августа выехал в Коломну, строго на юг, где собралась огромная рать, какой прежде не видывали на Руси - 150 тыс. чел." На доске записываю: русское войско - 150 тыс. чел., 15 августа 1380г. - Москва. Коломна 20 авг Говорю: "20 августа великий князь выступил из Коломны и, пройдя гра-ницы своего княжества, стал на Оке, при устье реки Лопасни и стоял там с 24 по 25 августа". На доске записываю: "20 АВ - из Коломны, 24-25 АВ - р. Лопасня". Говорю: "1 сентября Дмитрий велел переправляться через Оку", На доске записываю: "1 сентября - переправа через р. Оку". Говорю: "Войско переправилось, а в понедельник переехал и сам великий князь со своим двором и 6 сентября достигли Дона (точнее, его притока Непрядвы)". На доске записываю: "6 сентября - р. Дон". ГТо схеме показываю передвижение русских войск. Говорю: "Тут поспела грамота от преподобного игумена Сергия Радонежского, бпагословение от святого старца идти на татар. Начали русские воеводы думать: переправляться ли через Дон? Одни говорили: "Ступай, князь, за Дон"; а другие - "не ходи, потому что врапов много, не одни Тата-ры, но и Литва, и рязанцы". Дмит-рий принял первое мнение - и велел мостить мосты и искать броду; в ночь 7-го сентября начало переправляться войско через Не-прядву". (Полную схему "Военный маневр Дмитрия Ивановича, князя московского. 1380 год" см. на стр.21). На доске записываю: "7 сент. - переправа за Дон". ЗаДаю вопрос классу: "Зачем Дмитрий Иванович решил сде-лать такой "крюк", когда легче было бы направиться от Коломны напрямую к Куликову полю?" Говорю: "Дмитрий действовал не только как славный патриот, но и как опытный полководец. Нужно было наступать, чтобы воодушевить воинов и разрушить планы Мамая, стремившегося соединиться с литовским войском и с войском князя Олега". С применением кадров № 16, 17, 18, 19, 20 диафильма объяс-няю расположение русских войск: Кадр № 16: панорама Куликов-ского поля и расстановка войска Дмитрия. Кадр № 17: расположение За-садного полка. Кадр № 18: расположение Пе-редового полка. Кадр № 19: расположение Большого полка. Кадр № 20: утро перед битвой. Записывают в тетрадях имена: Боброк, Бренк. На доске записываю имена русских воевод: Боброк, Бренк. На доске записываю дату: 8 сентября 1380 г. Говорю: "В шестом часу дня увидели русские Мамаево полчище, сходившее с холма. Оно двигалось, как туча, стенами: задние клали копья на плечи передним. Одежды на них были темного цвета. Русские войска, напротив, шли нарядно. Множество знамен ко-лебалось от тихого ветра, как облака; светились доспехи ратников , словно утренняя заря в яс-ное время, и еловцы на их шлемах огнем пылали. Войско красовалось несметным множеством; крепки и скоры были у русских кони, вооружены они были корот-кими шпагами и длинными саблями : солнце играло на остриях их копий, в покрашенных красною краскоющитах", - такописывал начало битвы историк Н. И. Кос-томаров. Перед самой битвой Дмитрий объехал войска и обратился ко всем воинам с призывом * постоять за землю Русскую. Затем он снял княжеское вооружение и в простых, но надежных доспехах, на коне встал в ряды передового полка. А коща воеводы стали про-сить его не подвергать себя такой опасности, он ответил: "Как мне других призывать к храбрости, если я сам не покажу тому примера и словом и делом?" Рассеялся туман, и вблизи открылось громадное построенное к бою войско Золотой Орды. На русских двинулся сплошной лес копий. Тяжелая поступь воинов и топот лошадиных копыт слились в сплошной зловещий гул. Враг подходит, и наши лвди из Передового полка поднимают с земли щиты, натягивают луки - сейчас начнется битва". На основе кадров № 21 и 22 рассказываю о бое Пересвета с Челубеем. В рассказ включаю ху-дожественную характеристику Пересвета: "Пересвет шел на Ку-ликовское поле не с войском, а отдельно: напрямик, через леса. И прибыл на поле боя за 2- 3 часа до битвы. Это был человек неимоверной силы. Рассказыва-ют, что однажды на Пересвета напал разъяренный бык, но он не струсил, а схватил животное за пах. Да так схватил, что тот взвыл от боли и рванулся. А в руке у Пере света остался клок окровавленного мяса. Так силен был этот рус-ский богатырь. Схватились Пере* свет с Челубеем - и оба, сразив друг друга копьями, упали замер-тво. Началась общая битва". Начало битвы рассказываю, опираясь на кадр № 23 диафильма. Говорю: "Много погибло татар, но и воины Передового полка, против которого был направлен главный удар, пали почти все. Враги ударили на главные силы - Большой полк и полк Правой руки, Бились грудь на грудь, сотнями гибли русские люди. Но натиск врага был отбит". Бой полка Левой руки с врагами - кадр № 25. Говорю: "Тогда Мамай главный удар направил против полка Левой руки. Ожесточенно сражались воины этого полка с превосходящими силами врага. Стояли насмерть. Но, как писал летописец: "Многие вельможи побиты татарами, удалые витязи... мно-гие сыновья русские погибли". На поле битвы остались "восемь князей белозерских" убитых вместе. Они так сражались, что один ради другого умер. Уже мало осталось людей, и начал полк отступать. На помощь ему пришел резервный полк. Но и он не смог сдержать натиск врага. Засадный полк в ожидании боя (кадр № 30). Говорю: Тяжело было воинам засадного полка находиться в бездействии, видя и зная, как на-ших одолевают враги. Они рвались в бой, не^умая о себе. Но опытный полководец Боброк удерживал их, выжидая более подходящий момент для удара. Вот, тесня остатки полка Левой руки и резерва, татары расстроили свои ряды. Вот они собирают-ся зайти в тыл Большого полка, и по полю уже несутся победные клики вой и свист... Кадр № 30 - вступление в бой Засадного полка. Говорю: "В этот момент по команде Боброка вылетел из леса Засадный полк. Как буря ударил он на врага. Русские воины, говорит "Сказание о Мамаевом побоище", были, как львы, напав-шие на овечьи стада. Теперь перешли в наступление все русские силы. "Многие раненые русские сыны, - говорит летописец, - вставали и помогали русским удаль-цам, убивая татар без милости, но не могли уже хорошо сражаться, а сами изнемогали". Татары были смяты, их гнали, беспощадно уничтожая, 50 км. На поле, заваленном трупами, с трудом нашли Дмитрия. Все доспехи на нем были иссечены, но он был жив". Кадр № 35 - победа русских войск. Говорю: "Русские люди выполнили свой священный долг - спасли Отчизну. Но победу они купили дорогой ценой. Меньше половины воинов осталось в рус ском войске. Потери татар, как говорит летописец, были в 2- 3 раза больше. Литовский князь Ягайло поспешил убраться прочь. Бежал в Литву рязанский князь Олег, а население Рязанской земли радовалось победе русского войска". Задаю вопрос классу: "Какое значение в истории на-шей Родины имеет Куликовская битва?" (записываю на доске значение Куликовской битвы). 1. Русь спасена от разгрома. 2. Русский народ убедился, что иго монголо-татаров можно свергнуть, только объединив свои силы. 3. Ускорилось объединение русских земель вокруг Москвы. Говорю: "Правда, монголота-тарское иго еще не было уничто-жено, В 1382 году новый хан Тохтамыш тайком неожиданно напал на Московское княжество. Рязан-ский князь указал ему броды на Оке. Дмитрий Донской выехал из Москвы собирать войско. Обманом, с помощью нижегородских князей, Тохтамыш овладел Моск-вой и разорил ее. И хотя снова пришлось платить дань Золотой Орде, ненавистное иго ослабело. Оно было свергнуто в 1480 году централизованным русским госу-дарством". Контрольно-закрепляющая работа с учащимися Задаю классу следующие вопросы : 1. Почему Русь собрала большое и хорошо вооруженное войо ко? 2. Почему это войско одержало победу в Куликовской битве 1380г.? Выставляю оценки учащимся, работавшим на уроке. В заключение урока даю домашнее задание. Говорю: "Дома прочитать §21. По контурной карте выпол-нить задания 1, 2, 3, 4 на стр. 7. Вычертить на контурной карте движение войск Дмитрия Ивано вича на Куликовом поле". На доске в правом верхнем углу записываю: §21, конт. карта: 1- 4 на стр. 7. Говорю: "Урок окончен. До свидания" Ответ: "Власть Золотой Орды установилась на Руси в XIII в.". Ответ: Население Руси сопротивлялось власти Золотой Орды. Ожесточенная битва произошла у реки Калки (1223 г.). Князья не приходили на помощь своим соседям (Владимирский князь не пришел на помощь Рязанскому князю), бой у реки Сити (гибель рати князя Юрия), взятие монголами Киева (1240 г). Но развитие русских земель продолжалось : развивалось сельское хозяйство, ремесло, восстанавливались города. Начался приток населения в лесные области. Все это вызывало усиление общения между русскими землями, способствовало их объединению. И это объединение начинается вокруг Московского княжества. Ответ: К XIV веку Московское княжество усилилось за счет присоединения Коломны, Можайска, Переяславля-Залесского. Московские князья привлекли на свою сторону Церковь, имевшую большие материальные ценности и немалое влияние. Иван Ка-лита сумел обеспечить Московскому княжеству длительную передышку от ордынских вторжений. Многие князья оказались в зависимости от московского князя. Именно Москва взяла на себя организацию борьбы против ненавистного ига. Сказывалось на всем этом и выгодное географическое положение Московского княжества - в центре Русских земель. Ученики записывают тему урока в своих тетрадях. Ученики записывают план в своих тетрадях Ученики слушакуг Учащиеся записывают в тетради Учащиеся записывают имя Мамая в тетрадях. Ученики записывают в своих тетрадях: "Войско Мамая - 200- 250 тыс. чел." Ученики записывают в тетрадях: "Союз Мамая с литовским князем Ягайло". Ученики отвечают; "Это измена русскому народу". Ученики слушают На протяжении рассказа учителя ученики следят по схеме за пере движением русских войск Ученики записывают в тетрадях: "русское войско- 150 тыс. чел., 15 августа 1380 г. - Москва". Ученики записывают в тетрадях: "20 АВ - из Коломны, 24-25 АВ - р. Лопасня". Ученики pапиеывают в тетрадях: "1 сент.- переправа через р. Оку". В своих тетрадях записывают: "бсент. - р, Дон". Следят по схеме за передвижением русских войск. Записывают в тетрадях: "7 сент. - переправа за Дон". Отвечают: 1. Для соединения с Владимиром Андреевичем Серпуховским. 2. Остановйлся на Оке, при ус-тье Лопасни, осведомляясь о движении неприятельских войск (хорошая разведка). 3. Ягайло, испугавшись и не соединяясь с татарами, ушел в Литву. 4. Не захойить на территорию Рязанского княжества, тем самым не дать "козырей" Олегу Рязанскому. Рассматривают кадры диафильма и слушают рассказ учителя. Записывают в тетрадях имена: Боброк, Бренк. Записывают в тетрадях: 8 сентября 1380 г. Ученики слушают Ученики рассматривают кадры диафильма и слушают объяс-ненйя учителя. Беседа учителя с учащимися. Общий итог беседы учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадях. Примерный ответ: 1. Феодальная раздробленность ослабляет Золотую Орду. 2. Московское княжество имело такого дальновидного политика и могучего полководца, как Дмитрий Иванович, который сумел организовать войско, укрепить Москву. За выдающиеся заслуги Дмитрий Иванович, в народе получил имя Дмитрий Донской. 3. В войске Мамая были наем-ники. 4. Дмитрий верил в силы народа, и народ поднимался на борьбу с врагом, князья не присылали свои войска, но из их княжеств приходил народ. 5. Предусмотрительный Дмит-рий послал вперед разведчиков и узнал расположение войока врагов. 6. Место битвы было удачно выбрано, т. к. по его краям были оврагии речушки. 7. Люди были готовы отдать свои жизни, чтобы победила Русь. 8. В спину татар, зашедшим в тыл русского войска, ударил отряд Боброка, и ослабевшие татары бежали. Записывают в дневниках: § 21, конт. карта: 1-4 на стр. 7. Рекомендуемый библиографический список 1.Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века: Пособие для учащихся 7 кл. средней школы. М., 1988. С. 38-49. 2. Дайри Н. Г Как подготовить урок истории. М., 1969. С. 65-104. 3. История СССР: Учеб. для 8 кл. средней школы / Б. А. Рыбаков, А. М. Сахаров, А. А. Преображенский, Б. И. Краснобаев; Под ред. Б. А.Рыбакова.М.,1989. С. 104-107. 4. Каратеев М. Д. Богатыри проснулись// Каратеев М. Д. Русь и Орда: В2т. М., 1991. Т. 2. С. 308-493. 5. Методическое пособие по истории СССР: 8 кл.: Книга для учителя / С. А. Ежова, И. М. Лебедева, Л. К. Ермолаева и др.; Под ред. А. А. Преображенского. М., 1989. С. 132-139. 6. Соловьев С. М. Йстория России с древнейших времен:В29-т; в 6 кн. Кн. 1. СПб.: Изд-во Общественная польза, б/г. С. 978. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1 О разведке русских Задолго до выхода войска Дмитрия из Москвы русская сторона (разведка) во главе с опытным полководцем Боброком* отправилась выбирать поле, которое было бы более пригодно для битвы. Русская разведка знала о войске противника практически все: количество воинов, оружие, даже то, какое расстояние проходят татары за один световой день. Русские подсчитали, когда монголь подойдут к Куликову полю. Дмитрий с воеводами рассчитал так свой путь, чтобы прибыть на поле именно 8 сентября утром, чтобы у татар не возникло подозрения о том, что их ждали. Приложение № 2 Схема использования доски на уроке Рекомендуемый библиографический список 1) Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века: Пособие для учащихся 7 кл. средней шко-лы. М., 1988. С. 38-49. 2) Дайри Н. Г Как подготовить урок истории. М., 1969. С. 65-104. 3) История СССР: Учеб. для 8 кл. средней школы / Б. А. Рыбаков, А. М. Сахаров, А. А. Преображенский, Б. И. Краснобаев; Под ред. Б. А.Рыбакова.М.,1989. С. 104-107. 4) Каратеев М. Д. Богатыри проснулись// Каратеев М. Д. Русь и Орда: В2т. М., 1991. Т. 2. С. 308-493. 5) Методическое пособие по истории СССР: 8 кл.: Книга для учите-ля / С. А. Ежова, И. М. Лебедева, Л. К. Ермолаева и др.; Под ред. А. А. Преображенского. М., 1989. С. 132-139. 6) Соловьев С. М. История России с древнейших времен:В 29-т; в 6 кн. Кн. 1. СПб.: Изд-во Общественная польза, б/г. С. 978. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1 О разведке русских Задолго до выхода войска Дмитрия из Москвы русская сторона (разведка) во главе с опытным полководцем Боброком* отправилась выбирать поле, которое было бы более пригодно для битвы. Русская разведка знала о войске противника практически все: количество воинов, оружие, даже то, какое расстояние проходят татары за один световой день. Русские подсчитали, когда монголь подойдут к Куликову полю. Дмитрий с воеводами рассчитал так свой путь, чтобы прибыть на поле именно 8 сентября утром, чтобы у татар не возникло подозрения о том, что их ждали. Приложение № 2 Схема использования доски на уроке Приложение № 3 Военный маневр Дмитрия Иванович (15 августа – 7 сентября 1380 г.) Рекомендуемый библиографический список 1.Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века: Пособие для учащихся 7 кл. средней шко-лы. М., 1988. С. 38-49. 2. Дайри Н. Г Как подготовить урок истории. М., 1969. С. 65-104. 3. История СССР: Учеб. для 8 кл. средней школы / Б. А. Рыбаков, А. М. Сахаров, А. А. Преображенский, Б. И. Краснобаев; Под ред. Б. А.Рыбакова.М.,1989. С. 104-107. 4. Каратеев М. Д. Богатыри проснулись// Каратеев М. Д. Русь и Орда: В2т. М., 1991. Т. 2. С. 308-493. 5. Методическое пособие по истории СССР: 8 кл.: Книга для учите-ля / С. А. Ежова, И. М. Лебедева, Л. К. Ермолаева и др.; Под ред. А. А. Преображенского. М., 1989. С. 132-139. 6. Соловьев С. М. Йстория России с древнейших времен:В29-т; в 6 кн. Кн. 1. СПб.: Изд-во Общественная польза, б/г. С. 978. Приложение 4 Рекомендуемый библиографический список 1.Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века: Пособие для учащихся 7 кл. средней шко-лы. М., 1988. С. 38-49. 2. Дайри Н. Г Как подготовить урок истории. М., 1969. С. 65-104. 3. История СССР: Учеб. для 8 кл. средней школы / Б. А. Рыбаков, А. М. Сахаров, А. А. Преображенский, Б. И. Краснобаев; Под ред. Б. А.Рыбакова.М.,1989. С. 104-107. 4. Каратеев М. Д. Богатыри проснулись// Каратеев М. Д. Русь и Орда: В2т. М., 1991. Т. 2. С. 308-493. 5. Методическое пособие по истории СССР: 8 кл.: Книга для учителя / С. А. Ежова, И. М. Лебедева, Л. К. Ермолаева и др.; Под ред. А. А. Преображенского. М., 1989. С. 132-139. 6. Соловьев С. М. Йстория России с древнейших времен:В29-т; в 6 кн. Кн. 1. СПб.: Изд-во Общественная польза, б/г. С. 978. Приложение 5 Схвма анализа и самоанализа урока истории I. Научмо-историческое содержание урока 1) Преодоление политизированных догм в конкретно-историческом и теоретическом содержании урока; 2) научность разбора, обобщений и оценок; 3) полнота изложения; 4) последовательность изложения. II. Методическая сторона урока 1) Целевая установка урока и ее воплощение (содержательное и методическое) на уроке; 2) структура урока; 3) работа над образами исторических деятелей; 4) понятия и их раскрытие на уроке; 5) методы и приемы преподавания учителя и работы учащихся (устное слово учителя; работа с источниками; использование наглядности, в том числе технических ерёдств обучения; практическая и самрстбятельная работа учащихся на уроке); 6)фарми-рование у учащихся ценмостей общечеловеческого свойства; III. Педагогическое поведение учителя 1) Контакт с классом, организация дисциплины на уроке; 2) знание личностных особенностей учащихся; 3) самообладание учителя; 4) владение голо-сом, жестом, мимикой; 5) движение учителя по классу; 6) внешность учителя. IV. Учащиеся на уроке 1) Подготовленность учащихся (их исторические знания и развитие); 2) интерес к работе; 3) активность; 4} поведение учащихся^на уроке (отличные, средние и слабые учащиеся и их типичное проявление на уроке). Авторские права: http://www.teacher.syktsu.ru/06/liter/010.htm Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока истории , 4 класс по теме:"Куликовская битва": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
13840 |
Конспект прислал: Мелон 10 декабря 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||