Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 4 класс » Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Пионеры космоса. Слова-неологизмы» (внеклассное занятие). |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Пионеры космоса. Слова-неологизмы» (внеклассное занятие). |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
русский язык
3-4 класс Тема. «Пионеры космоса. Слова-неологизмы» (внеклассное занятие). Цели. Познакомить учащихся с первыми советскими космонавтами; расширять словарный запас школьников; закреплять умение пользоваться словарями. Оборудование. Конверты с вопросами к кроссворду; портреты первых космонавтов; фотография отряда первых космонавтов; фильм о полете в космос Ю.А. Гагарина; видеоаппаратура; аудиозаписи песен А. Пахмутовой и Н.Добронравова «Знаете, каким он парнем был?» и «Четырнадцать минут до старта», магнитофон. Ход занятия I. Организационный момент II. Сообщение темы занятия Учитель. Наше занятие посвящено Дню космонавтики и будет состоять из двух частей. В первой части мы повторим то, что узнали на прошлом занятии и проверим выполнение домашнего задания. А во второй части вы узнаете о людях, которые делали первые шаги в космос, познакомитесь со словами-неологизмами, которые появились в русском языке после полетов первых космонавтов. Класс делится на две команды. Выбираются капитаны и названия команд. III. Проверка домашнего задания КОНКУРС 1. КТО БОЛЬШЕ И БЫСТРЕЕ? Дети выстраиваются друг за другом у доски. По сигналу учителя они быстро записывают на доске слова на тему «Космос», которые нашли в словаре. Выигрывает та команда, которая записала больше слов за 2 минуты. Повторяющиеся слова не учитываются. КОНКУРС 2. КОСМИЧЕСКИЙ КРОССВОРД Командам выдаются конверты с вопросами к кроссворду, первой команде - с вопросами по горизонтали, второй - по вертикали. По горизонтали: 2. Мир, вселенная. 5. Небесное тело, вращающееся вокруг солнца и получающее от него свет и тепло. 7. Жители планеты Земля. 8. Одежда космонавта. По вертикали: 1. Самая яркая звезда, вокруг которой вращаются планета Земля и еще 7 планет. 3. Небесное тело, обращающееся вокруг планеты. 4. Космический корабль. 5. Часть пространства, ограниченная со всех сторон замкнутой поверхностью. КОНКУРС 3. ЛУЧШИЙ ГРАМОТЕЙ Задание команде I: образовать из слов кроссворда однокоренные прилагательные и разобрать их по составу. Задание команде 2: образовать со словами кроссворда словосочетания с другими частями речи. КОНКУРС 4. ЛУЧШИЙ СЛОВОЗНАЙКА На доске - плакат со словами: космонавт, ракета, планета, спутник, космос, астронавт, Вселенная Задание команде 1. Найти синонимы. (Космонавт - астронавт, космос - вселенная). Задание команде 2. Найти многозначные слова и объяснить их значение. (Спутник - космический аппарат; небесное тело (Луна); друг по жизни; товарищ в путешествии. Ракета - космический корабль; снаряд.) У. Какие значения слов спутник и ракета подходят к теме нашего урока? Почему? Выслушиваются ответы детей. КОНКУРС 5. ЛУЧШИЙ КАПИТАН Задание опоим капитанам: придумать предложение с любым из слов, разобрать его по членам предложения и частям речи. Учитель подводит итоги конкурса и награждает победителей. IV. Беседа о космосе Уважаемые коллеги! Здесь скрыта важная часть конспекта. Данный конспект является бесплатным, но для его полного просмотра, Вам необходимо зарегистрироваться или войти под своим логином. Регистрация на сайте совершенно бесплатна и займет не более 1 минуты. Подготовленные ученики делают сообщения: Ученик1. 12 апреля 1961 года, с космодрома Байконур стартовал космический корабль-спутник «Восток», пилотируемый Юрием Алексеевичем Гагариным. Сбылась мечта всего человечества. Впервые житель нашей планеты устремился к звездам. Юрий Гагарин сделал всего один виток вокруг Земли, который длился 108 минут (I час 48 минут), и открыл новую эру - эру полетов человека в космическое пространство. Дети смотрят фрагмент фильма о полете Ю. Гагарина. Фоном звучит песня Л. Пахмутовой и Н. Добронравова «Знаете, каким от парнем был?». - Юрия Алексеевича Гагарина по праву можно назвать пионером, первопроходцем космоса. Ученик 2. После первого полета Гагарина на околоземную орбиту вышли другие покорители космического пространства. Всё они делали впервые, с огромным риском для жизни. К сожалению, не все остались живы, но их дело продолжили другие. С каждым новым полетом усложнялись программы, задания космонавтам, но герои честно и добросовестно выполняли свою работу. На доске - фотография черного отряда космонавтов, на которой изображены 10. Гагарин. Г. Титов, А. Николаев, П. Попович, В. Быковский. В. Терешкова, А. Леонов, В. Комаров, К. Феоктистов, Б. Егоров. Вы видите фотографию первых космонавтов, которые по праву могут называться пионерами космоса, так как па разведку космических просторов они вышли первыми. А следующие за ними космонавты в своих полетах использовали опыт первых разведчиков. Ученик 3. 6-7 августа 1961 года на корабле «Восток-2» в космос полетел Герман Титов. В отличие от Юрия Гагарина, он совершил 17 витков вокруг Земли. Этот полет был первым в мире многовитковым полетом. Его цель - проверить, как действует на организм человека фактор невесомости. Через год в космическое пространство полетели одновременно два корабля «Восток-3» и «Восток-4». Их пилотами были Андриян Николаев и Павел Попович. Это был первый в мире групповой многосуточный полет. Ученик 4. С 14 по 19 июня и с 16 по 19 июня 1963 года опять в космосе два корабля: «Восток-5», пилотируемый Валерием Быковским, и «Восток-6», на котором полетела первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова. Между космонавтами была установлена двусторонняя радиосвязь и велись телевизионные передачи. Этот совместный полет продолжался 70 часов. Ученик 5. С 12 по 13 октября 1964 года на околоземную орбиту поднялся первый многоместный корабль «Восход». На его борту находились три человека; командир Владимир Комаров, врач Борис Егоров и ученый Константин Феоктистов. Впервые в космосе работали люди разных специальностей, которые проводили наблюдение и изучение космического пространства. Ученик 6. 18-19 марта 1965 года- в космическом пространстве - «Восход-2». Командир корабля - Павел Беляев, второй пилот - Алексей Леонов, который впервые в мире вышел из корабля в открытый космос и выполнил ряд экспериментов вне корабля. О своих впечатлениях он написал книгу «Я выхожу в космос». У. С каждым полетом человека во Вселенную усложнялись задания для космонавтов, увеличивалось время их пребывания в космосе. Появились другие пилоты и ученые, которые на борту своих кораблей проводили исследования в разных областях науки. Но именно людей, изображенных на фотографии, можно назвать пионерами, то есть первопроходцами космического пространства. Именно они открыли новую эру - эру космических исследований. Это после них в космос отправились и корабли других стран. Давайте еще раз прочитаем имена и фамилии пионеров космоса и запомним их. V. Знакомство с неологизмами У. После первых полетов в космос словари русского языка пополнились словами-неологизмами. Новые слова, которые появляются в языке благодаря развитию науки и техники, называются неологизмы. Но и словари других языков обогатились новыми терминами. На всех языках мира слово спутник зазвучало так, как произносим его мы - россияне. Сейчас мы познакомимся с неологизмами, которые пополнили наш язык после открытия космической эры. Вы попытаетесь самостоятельно дать толкование этим словам, а если будете испытывать затруднения, то обратитесь «толковому словарю. Таблица космических неологизмов лунник невесомость ракетоноситель луноход перегрузка космонавтика - Сорок с лишним лет назад эти слова считались неологизмами, а сегодня они прочно вошли в нашу речь и не являются новыми. VI. Итог занятия У. Когда Юрий Гагарин вернулся на Землю после своего полета, он написал такие строки: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел................................. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!» Часть этого текста оказалась зашифрованной. Найдите ключ к шифровке и дополните фразу утраченными словами. Что у вас получилось? На доске: К (1,3.7) П (4, 17) Е (6,21) Н (11, 13,20) С (10) Ш (15) Л (18) Р (5, 8) Т (22) A(2, 9,12.14,16,19,23) !(24) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Д. «Как прекрасна ваша планета!». У. Поправилось ли вам наше занятие? Что нового вы узнали? Что такое неологизмы? Слова-неологизмы запишите в свои словарики. Завершим наш урок прослушиванием песни «Четырнадцать минут до старта», которая была написана после полета Юрия Алексеевича Гагарина. Ее до сих пор поют космонавты перед полетом. Нина ХАРЧЕМКО, г. Белгород Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Пионеры космоса. Слова-неологизмы» (внеклассное занятие).: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
14574 |
Конспект прислал: admin 15 января 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||