Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Интегрированные уроки » Интегрированный урок. История и математика, 4-й класс. Тема: "Меры". Путешествие в историю мер. Единицы мер длины, массы и стоимости |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Интегрированный урок. История и математика, 4-й класс. Тема: "Меры". Путешествие в историю мер. Единицы мер длины, массы и стоимости |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Цели:
знакомство с мерами старины, формирование вычислительных навыков, умений решать задачи, обогащение словарного запаса учащихся. Оборудование: декорация и костюмы к сценкам, карта путешествия, единицы измерения длин. рабочие тетради по истории. Словарь: Метрология – Метрон (мера) и логос (учение). Метрология – учение (наука) о мерах. Сегодня Мы на уроке истории и математики проведем увлекательное путешествие в мир и историю единиц измерений. Единиц измерений существует великое множество. - Какие величины можно измерить? (длину, массу, площадь, объем, стоимость, время, тепло, эл.свет) Любое дело начинается с измерений, день начни, тоже с измерений. В разные времена и в разных странах пользовались разными единицами измерений. За долгие века их сменилось очень много. Некоторые умерли сотни лет назад. Другие дожили до наших дней. О других помнят только историки. Сегодня мы узнаем о некоторых единицах измерения, их историю, а каких – вы попробуете сказать, посмотрев маленькие сценки. Сценка 1. Встречаются два купца. - Скажи, далеко ли еще до города? - Два дня пути. - Близко ли это? - Верст 40 будет... - Что за расстояние такое? (удивл.) - Давай лучше спросим у заморского купца, что идет навстречу нам. Он наверное уже все товары продал и возвращается из города. - Далеко ли город? - Город-то, да нет, рядом. Не более 30 миль. - Доберемся ли мы с тобой до города? - Как вы думаете, какие ед.измерений связаны с верстами и милями (ед.измер.длины). Сценка 2. Незнайка за столом, поел, встал и направился к выходу. - Вы забыли, дорогой друг, о деньгах. - О чем-о чем? А как можно измерить, площадь поля? Так же как и мы. Измерить ширину и длину в локтях и перемножить. Пальцы, служившие единицей измерения в Древнем Египте, не забыты и до сих пор. И теперь, когда шьют платье, говорят – “Нужно укоротить на 3 пальца”. Задача. Найти площадь участка. Длина 4 локтя, ширина 2 локтя. Локоть (38-46 см.); Ладонь (19-23 см.); Пальцы (2,5 см.). S = 4? 12= 48 (л2). 3. Наш корабль приближается к берегам Греции. Ученик: Настоящей наукой математика стала только у древних греков. Это был удивительно талантливый народ, у которого учатся многому даже сейчас, тысячи лет спустя. Их легкие корабли во всех направлениях бороздили моря и океаны. Они везли посуду, украшения из Вавилона, оружие из Египта, шкуры зверей, хлеб с берегов Черного моря Руси, вместе с товарами они привозили в Грецию и знания. Но греки не только учились, но очень скоро и обогнали своих учителей. А знаете, почему они обогнали в математике другие народы? Потому что они умели спорить, рассуждать и доказывать. Стадий – 185 м – очень древняя мера. 4. Следующий причал у берегов Англии. Ученица – королева Англии: Дюйм – 2,5 см. Фут – 30 см. Ярд – 91 см. - 3 ф. Сажень – 183 см. Девочка ростом в дюйм – прелестная Дюймовочка, из сказки Андерсена – спала в лакированой скорлупе грецкого ореха, укрывалась лепестком розы и гребла веслами из белых конских волосков. Это Дюймовочка. Дюймом пользовались вод многих странах долгие века. Произошел дюйм от ширины большого пальца. В Англии его размер определили в длину 3 ячменных зернышек. Этот закон был издан 700 лет назад. В Англии, Америке и некоторых других странах дюйм – основная мера длины в технике. До введения метрической системы мер так было в нашей стране. Например, на шинах автомашин дюйм 2 см. 5 мм., фут – 30 см. 1/12 фута размера средней ступни. В Англии не забыты и ладонь – ей измеряют лошадей. ЯРД. Английская мера – сообщение ученика ФУТ. – сообщение ученика Задача. Наш корабль продолжает путь со скоростью 180 футов под килем. С какой скоростью плывет корабль? 30,5? 180 = 5400 см. = 5 км. 400 м. 5) Подплываем к берегам Древней Руси. Нас встречает русская красавица. Ученица: В Древней Руси расстояние мерили между большими пальцами вытянутых рук в стороны. Эта длина называлась саженью. Много веков назад на Таманском полуострове было русское княжество. Главный город назывался Тмутаракань. Где был этот город нашли камень, с надписью “В лето 6576 Глеб князь, мерил море но льду от Тмутаракани до Керченского пролива. Оно оказалось 14000 сажень). Это было по нашему календарю в 11 веке. В наше время саженью пользуются моряки. Английская сажень 183 см., русская 213 см., 152 см. Про могучего человека и сейчас говорят “саженного роста”, “косая сажень в плечах”. Пядь – сообщение ученика. Старинная русская мера длины, она удобна, потому что каждый ее носит с собой. Ведь, “пядь” – расстояние от большого пальца до 2. Составляла она 1/4 аршина, а аршин 72 см. 72:4=18 (см.). Эта мера существует с незапамятных времен. Величина эта забыта, но слово нет. Оно живет в поговорках и пословицах “Семь пядей во лбу” – так говорят про умного человека. Локоть равен 38-46 см. Вершок 4,5 см. Сейчас мы с вами попадем на Московский базар XVII века – “Житный ряд” на Красной площади. Чтобы что-то купить и продать, купцы и покупатели были вынуждены, как и сейчас, менять свои деньги. Таким важным делом занимались специальные люди Менялы. Меняться могли любые деньги, т.к. купцы, торговцы были из разных стран. Вот такой разговор можно было услышать в лавке менялы. Сценка “Менялы” Купец: Этот рубль, не годится Меняла: А ты посмотри, какой у него звон Купец: Этот обрезам Меняла: Вот тебе другой Купец: Да он же с дыркой Меняла: Возьми другой Купец: На нем фальшивое клеймо Меняла: Если этот не нравится, возьми красный Купец: Но он же оловянный Меняла: Ты меня измучил, бери какие хочешь и поскорее уходи 9) Работа в тетради по математике Попробуем и мы поменять деньги. Сколько гривен в полтине (5 гр.) Сколько денет в 2 полтинах (200 денег) 3 алтына сколько копеек – 9 коп. 5 рублей – 500 копеек. Решите задачи. а) Сколько надо заплатить за 4 лимона? Цна 1,5 коп. за штуку? 1,5 x 4 = 6 коп. (2 алтына) б) Кухарка купила 3 головы сахара. Сколько гривенников надо дать кухарке? 4 x 3= 12 гривенников = 120 коп. 10) А теперь с XVII века перенесемся в 18 век во Францию. Ученик: Единицы измерений, к которым мы так привыкли и пользуемся в современной жизни, появились только в 18 веке во Франции – 1 кг, 1 м, 1 л. “Метром” – мера, греческое слово и произвольные от них. Эти единицы были специально придуманы, чтобы заменить старинные. Их создали на все времена и для всех народов. В 1889 году были изготовлены образцы наиточнейших мер в 1 кг. и 1 м. У нас в стране тоже есть эталоны 1 кг. и 1 м. Они хранятся в Санкт-Петербурге в специальном здании в несгораемой камере. Дверь, заперта на 3 ключа. А ключи эти у трех разных людей. Внутри камеры сейф, он тоже заперт на 3 разных ключа. В нашей стране новый метр утвержден 12 января 1968 г., он может храниться при любых условиях. Учитель: Итак, старинные единицы измерений ушли в историю, но на устах у народа они остались. Названия этих мер можно встретить в поговорках, пословицах, стихах, романах. 11) Поговорки и пословицы. а) Что же он видит? Прекрасных коней златогривых Да игрушечку конька, ростом только в три вершка. На спине с двумя горбами, да с аршинными ушами. - Из какого произведения, отрывок? (сказка Ершова Конек-горбунок) - Какого роста К. Горбунок? 4,5? 3 = 13,5 см.; уши = 72 см. б) Видишь, там сивая кобыла? Кобылу подыми-ка ты, да неси ее полверсты. 1070 м : 2 = 535 (м.) в) Она была маленькая-маленькая. Всего в дюйм ростом (2,5 см.) г) Посади ты это зернышко в цветочный горшок, а потом увидишь, что будет. Спасибо тебе, сказала женщина и дала колдунье 12 грошей. (6 копеек). Грош – 2 медные копейки 12) Вот и подошло к концу наше путешествие. А в конце урока за труды получают что? (Оценки) – правильно”. Оценка – это балл. Слово Французское, Немецкое, Английское (мяч). Вы все получите за урок свои баллы, выполнив самостоятельную работу в тетрадях по истории. (Работа по вариантам). Стр. 36 - I в.; 50 - II в. – дома. 13) Домашнее задание. Завершить работу в тетрадях по истории, узнать, что еще измеряют баллом. Учебник. “Деньги”. Стр. 67-72. Узнать интересное о монетах. Наше путешествие окончено. Всем спасибо Пожалуйста, оцените конспект - Интегрированный урок. История и математика, 4-й класс. Тема: "Меры". Путешествие в историю мер. Единицы мер длины, массы и стоимости: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
8177 |
Конспект прислал: kryndy 18 февраля 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||