Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Анализ работы методического объединения |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Анализ работы методического объединения |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»
Анализ деятельности МО учителей начальных классов за 2007 – 2008 учебный год Основной формой работы школы по повышению квалификации учителя, роста научно-теоретической подготовки и педагогического мастерства является методическая работа. Ее результатом является повышение эффективности уроков и внеклассных мероприятий с учащимися, улучшение качества их обучения и воспитания. В методическом объединении учителей начальных классов в 2007 – 08 учебном году работало 11 человек. Стаж работы учителей: 1 учитель имеет стаж работы до 5 лет (Шапкина А.В.); 10 учителей – более 10 лет (Выблова О.Н., Елфимова Т.А., Жданова О.Н., Нешпор И.И., Пинтилина Е.Н., Радаева Е.Н., Титова Л.В., Тишкова Г.И., Шатохина М.А., Яковлева И.Н.). Кадровый потенциал в МО достаточно высокий, так как работают учителя, имеющие высшую и первую категории, высшее образование. Высшая квалифика¬ционная категория у четырех педагогов (36,3%), первая – у пяти (45,4%), вторая – у одного (9%). Два учителя были отмечены краевыми грамотами. Нешпор И.И. награждена Грамотой Администрации Алтайского края « За большой личный вклад в социально – экономическое развитие Алтайского края и в связи с 70 – летием со дня его образования»; Яковлева И.Н. награждена Грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи «За добросовестный творческий труд и высокий профессионализм» Средний возраст педагогов – 41 год. Это говорит о хорошем кадро¬вом потенциале. Ведь это самый продуктивный возраст для педагога. Выполнение задач, поставленных перед МО на учебный год. Работа методического объединения основывалась на: • анализе учебного процесса; • на обобщении и внедрении в практику опыта лучших учителей; • на творческой инициативе каждого учителя. В 2007 – 08 учебном году методическое объединение учителей начальных классов продолжало работать по единой методической теме «Урок как основная организационная форма принципов развития творческого потенциала младших школьников». В течение пяти лет велась работа по методической теме, которая остается актуальной в связи с модернизацией системы образования. Данная тема содержательно связана с научно – методической темой школы «Творческая инициатива как условие и результат стимулирования познавательной самостоятельности обучающихся и повышение качества образования в школе». МО учителей начальной школы в течение 2007 – 08 учебного года работало над реализацией следующих задач: 1.Оказание помощи педагогам в совершенствовании обучения и воспитания младших школьников, в условиях перехода на новый базисный план через освоение и использование в образовательном процессе современных методик, форм, методов, видов, средств и новых технологий. 2. Создать условия для самообразования и осуществлять руководство творческой работой коллектива. 3. Выявлять и обобщать передовой педагогический опыт в работе учителей начальных классов. 4. Включать учителей в педагогический поиск, творчество, исследовательскую деятельность. Проводить диагностику творческого потенциала учителей и учащихся. 5. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся (диагностическая работа с одаренными детьми) 6. Обеспечивать освоение и творческое использование современных педагогических технологий (УМК «Начальная школа XXI века», под редакцией Н.Ф.Виноградовой) и их пропаганду. 7. Повысить уровень качества знаний по предметам: русский язык, чтение, математика. Работа над темой и проблемой реализовывалась через активные форы работы; - посещение городских семинаров учителей начальной школы и руководителей МО города; - проведение на базе школы городского семинара для учителей города, работающих по программе «Школа 2100»; -подготовка и участие в межрегиональном и межзональном семинарах по основам детской журналистики; - открытые уроки; - организация работы с одаренными детьми; - работа учителей над темами самообразования; -участие в творческих конкурсах (муниципальных, региональных, всероссийских) - консультации по планированию учебно-воспитательной работы с детьми; В коллективе в течение года царила атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки. Педагоги адекватно реагировали на критику, прислушивались к советам коллег, делились опытом, что положительно сказалось на результативности выполнении поставленных задач. Данные задачи были выполнены частично с учетом основных направлений по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, а также профессиональных запросов, потребностей и интересов участников МО. Не удалось включить всех учителей в педагогический поиск, творчество, исследовательскую деятельность. А также в течение года недостаточно велась работа учителей с младшими школьниками по организации научно – исследовательской работы. Причины, препятствующие выполнению задач следующие: • инертность и слабая мотивация учителей; • недостаточный навык работы с персональным компьютером; • затруднение доступа в Интернет по материальным причинам. Несмотря на это можно признать результативность выполненных задач положительной. Работу по всем направлениям удовлетворительной. Однако, учитывая вышесказанное в следующем учебном году усилить работу по распространению и обобщению педагогического опыта. А также учителям более серьезно отнестись к работе по выявлению способных детей и разработать индивидуальные программы, способствующие развитию творческих способностей и индивидуальности ребенка. Анализ методической работы МО. Методическая работа представлялась разноплановой, поэтому подход к реализации задач осуществлялся индивидуально. На заседаниях МО предлагались вопросы: - планирования учебно – воспитательной работы; . обсуждение эффективных приемов, методов, форм работы по итогам курсов повышения квалификации; . обсуждение тем самообразования и форм работы теме; . изучение современных педагогических новинок и применение в работе эффективных приемов и методов; . влияние творчества учителя на качество образования; . формы аттестации учителей. В текущем году было проведено пять плановых заседаний. В ходе заседаний изучались нормативно - правовые документы, касающиеся организации обучения и воспитания учащихся начального звена. В очередной раз были изучены нормы оценивания учащихся. Велась ра¬бота по повышению квалификации учителей путём обмена опытом, проведе¬ния мастер – классов, участия в семинарах. Учителя Шапкина А.В., Радаева Е.Н., Выблова О.Н., Жданова О.Н., Пинтилина Е.Н. Елфимова Т.А. - делились опытом работы, готовили выступления и доклады. Яковлева И.Н. познакомила членов МО с публикациями. Нешпор И.И. поделилась методикой проведения мастер – класса, а также подготовила и провела мастер – класс с использованием ИКТ. Титова Л.В. представила материалы по теме самообразования. Тишкова Г.И. поделилась опытом работы в СКК. Тематика заседаний, выбор тем были обоснованы рядом проблем возникших в период работы над темой МО в 2006 – 07 учебном году, таких как: * незначительное понижение уровня качества образования в начальном звене; * организация мониторинга на основе разноуровневых контрольных работ; Анализ причин показал, что остаются актуальными вопросы, связанные с - * применением методик проблемного и личностно - ориентированного преподавания; * применение на уроках активных методов и форм обучения: * изучение методики анализа и на его основе выявления и устранения недостатков в своей работе и пробелов в знаниях учащихся; * применение приемов индивидуального и дифференцированного обучения. В течение года состоялось пять оперативных совещаний по теме: 1. Подготовка к проведению межрегионального семинара по основам детской журналистике «Журналистика как средство развития целостного мировоззрения мл.шк.» 2. Аттестация педагогических кадров 3. Подготовка и проведение семинара «Проектная деятельность младших школьников» в рамках реализации проекта «Школа 2100» 4. Участие в методической выставке 5. Знакомство с положением об участии в месячнике, посвященному Всемирному дню здоровья. На данных совещаниях рассматривались вопросы; организации и проведения семинаров; формы и сроки аттестации, участия учителей в школьной и региональной выставках; внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. С целью совершенствования педагогического мастерства учителями в течение года были посещены городские, региональные семинары. * Нешпор И.И. разработала программный курс по литературному чтению «Использование ИКТ в обучении младших школьников по курсу «Литература Алтайского края». *Тишкова Г.И. – «Коррекционно – развивающие упражнения, направленные на преодоление нарушений письменной речи учащихся с ЗПР» В региональной выставке «ПНПО как фактор развития региональной системы образования» приняли участие 2 учителя:- Тишкова Г.И. с работой «Коррекционно – развивающие упражнения, направленные на преодоление нарушений письменной речи учащихся с ЗПР», которая была отмечена благодарностью и творческая работа Нешпор И.И. также была отмечена грамотой за разработанный ею программный курс по литературному чтению Наряду с положительными моментами в организации и участии педагогов в методических выставках хочется отметить инертность учителей – Шатохиной М.А., Ждановой О.Н., Выбловой О.Н., Пинтилиной Е.Н.. Поэтому в следующем учебном году следует формировать положительную мотивацию и показать значимость данной работы в профессиональном росте педагога. Анализируя степень участия учителей начальных классов в методической работе за период 2005 – 2008 годы можно сделать следующий вывод: более активно, творчески работали Нешпор И.И., Тишкова Г.И., Яковлева И.Н.. За данный период возрос интерес к методической работе у Титовой Л.В. и Радаевой Е.Н.. Менее активно работали Пинтилина Е.Н., Шатохина М.А., Шапкина А.В., Жданова О.Н., Выблова О.Н.. Наблюдается тенденция снижения интереса к методической работе учителей после прохождения аттестации. Хочется отметить активную позицию руководителя МО в плане оказания индивидуальной методической помощи аттестующимся учителям по вопросам выбора формы аттестации, а также оказания методической помощи при подготовке открытых уроков, внеклассных мероприятий. Проводились беседы с немотивированными учителями на предмет активизации участия в методической работе, конкурсах, конференциях. Методическое объединение учителей начальных классов занимает активную позицию в вопросе подготовки к аттестации учителе МО и школы. В данном учебном году прошла аттестацию Радаева Е.Н.. Елена Николаевна на заседаниях МО делилась опытом работы по теме самообразования, а также в течение года неоднократно выступала с докладами. Итоги работы по темам самообразования. • Каждый учитель начальных классов на основе общей проблемы отобрал определенный аспект, который он считал актуальным, т.е. учитель работал над собственной методической темой и над своим индивидуальным планом по самообразованию Педагоги начальной школы применяли в работе активные формы, методы и приемы обучения такие как – метод проектов, иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский, дифференциации, создание проблемной ситуации, диалогический, способствующие более качественному усвоению программного материала. Учителя стали более серьезно подходить к выбору темы самообразования. Творческие темы учителей МО тесно связаны с темой МО и темой школы. Мониторинг процесса обучения является основным в процессе управления качеством образования. Диагностика уровня развития педагогической деятельности позволяет с максимальной объективностью и достоверностью выявить важнейшие показатели работы учителя, которые составлены в соответствии с квалификационными требованиями к деятельности педагога. Эта оценка преподавательской деятельности учителя по стимулированию познавательной активности учащихся, оценка умений учителя планировать свою деятельность, прогнозировать результаты своей работы, профессиональная компетентность педагога, оценка работы учителя над повышением своего профессионального уровня. Рассмотрим более подробно итоги работы учителей начальных классов над творческими темами и степень их участия в методической работе. • Нешпор И.И.. Учитель высшей квалификационной категории. 2 класс «б». Второй год работает по УМК «Гармония». Учитель использует ИКТ, метод проектов, личностно-ориентированный подход, синергетический метод взаимодействия с детьми, проводит систематический анализ учебных достижений учащихся. Своей главной целью ставит творческое развитие каждого ученика на уроке и во внеурочной деятельности, воспитывает интерес к знаниям, учит иметь своё собственное мнение. Большое внимание заслуживает опыт работы Нешпор И.И. по теме самообразования «Деятельный тип обучения с учетом психологических особенностей правополушарных и левополушарных учащихся как один из эффективных путей развития их креативного мышления». В этом учебном году Ирина Ивановна работала по теме, являющейся подпунктом основной творческой темы «Развитие творческих способностей учащихся с ведущими правым и левым полушариями на уроках литературы Алтайского края через использование ИКТ». Тему и проблему – развитие речи учащихся, формирование у младших школьников литературных способностей, реализовывала через следующие формы: * посещение открытых уроков; *участие в общешкольных и городских методических выставках, конференциях, конкурсах. На базе ее класса создана городская экспериментальная площадка по теме «Формирование личности младшего школьника как субъекта информационно – коммуникативной деятельности, через внедрение различных моделей использования медиасредств и ИКТ в региональном компоненте базисного плана». Она разработала программу по ПДД для учащихся 2 классов. Для привлечения родителей к воспитанию и сотрудничеству ею проводились следующие совместные мероприятия: «Праздник осени», «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья». В течение года учитель провела тематические собрания по темам «Особенности программы «Гармония» во 2 классе, «Как организовать режим дня второклассника». Ирина Ивановна посетила уроки коллег: Шапкиной А.В. – вн.чт. «Писатели детям», русский язык – «Спряжение глаголов»; Елфимовой Т.А. – лит.чт. Сутеев «Мешок яблок». Участвовала в межзональном семинаре «Медиообразование как один из путей совершенствования единой образовательной информационной среды и информационного библиотечного обслуживания», где показала открытый урок по литературе Алтайского края «Легенды Алтая. Бабырган». Открытый классный час на региональном семинаре «Наш друг экран. Использование музыки и цвета при создании фильмов» получил высокую оценку участников семинара. На городском компьютерном фестивале Ирина Ивановна награждена дипломом за подготовку призеров конкурса (за создание мультфильмов в рамках проекта «Кино – ясли «Горыныч – продакшн», получившего гранд в этом учебном году как победитель городского конкурса социальных проектов. Дети класса в течение года являлись активными участниками школьных и городских мероприятий, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах. Стихи детей – Булычевой С., Илларионовой Л., Попова Г., Катаман М. неоднократно печатались в городских газетах и журналах «Вектор», «Бийчанка», а также в сборнике стихов «Азбука души» № 9 (составитель Целищева Л.А. изд. Бийск. Бийский благотворительный фонд. 2008.) • Шапкина А.В. Молодой учитель; вторая квалификационная категория. Программа «Гармония» В данном учебном году Анна Викторовна работала над проблемой «Стимулирование интереса к литературному чтению как эффективное условие развития познавательных способностей младших школьников». Проблему, поставленную на 2007 – 08 учебный году учитель реализовывала через открытые уроки, семинары, посещение уроков коллег, выступления на МО, участие детей класса в общешкольных, городских, российских конкурсах, научно – исследовательских конференциях. В течение года она изучила методические материалы из сборника «Фестиваль педагогических идей» г. Ярославль, 2006.; «Влияние литературы на личность ученика» Жуковой А.Ю., «Контроль сформированности умения читать» Погодаевой Н.Н., «Методы коррекции навыков чтения у младших школьников» Чепеленко И.Е., «Нестандартные уроки внеклассного чтения» Голубевой М.Я., «нестандартные приемы работы над словом на уроках литературного чтения» Хусиатдинов Н.М., «Нетрадиционные упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников» Татаринцевой А.Н., «Один из вариантов заинтересовать детей чтением» Захаровой О.В., «Развитие творческих способностей учащихся при работе с текстом» Заволокиной В.З. Анна Викторовна использовала на уроках нетрадиционные приемы и методы, такие как ИКТ, частично – поисковый, диалогический, постановки проблемной ситуации, задания, развивающие творческое мышление детей. На протяжении обучения создавала в детском коллективе атмосферу творчества, приучала выполнять задания в своем неповторимом варианте. Выявляла качества, сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие творческих способностей. В этом году провела серию открытых уроков: * Русский язык - «Упражнение в нахождении главных членов предложения, расширение знаний о подлежащем и сказуемом»; * Чтение – «Последний день Матвея Кузьмина»; *Математика - «Умножение трехзначного числа на однозначное с применением распределительного свойства умножения»; * Окружающий мир, урок - конференция – «Наша культура. Наши традиции» Анна Викторовна по линии МО дала уроки: по русскому языку «Неопределенная форма глагола: опознавательные признаки, написание» и по труду «Приемы лепки из соленого теста. Талисманы». Ежегодно Анна Викторовна принимает активное участие в работе городских семинаров. Так ею была удачно подготовлена презентация проекта «Из глубины веков» к семинару «Проектная деятельность младших школьников», проходившего на базе нашей школы. Учитель заинтересована в профессиональном росте, поэтому активно посещает уроки и внеклассные мероприятия своих коллег: Ждановой О.Н.- рус.яз. «правописание звонких согласных на конце слов»; Титовой Л.В. – факультатив «Семейный капитал»; Выбловой О.Н. – вн/м «Секреты здорового питания»; Яковлевой И.Н. – вн/м «Здравствуйте Добрята», Нешпор И.И. – чтение, Цыферов «Град», Пинтилиной Е.Н. – русский язык, «Закрепление о разделительном ъ и ь знаке – показателе мягкости», Елфимова Т.А. лит.сл. В. Сутеев «Мешок яблок». • Радаева Е.Н.Учитель первой квалификационной категории. Программа «Гармония» В течение года Елена Николаевна работала над темой и проблемой «Решение задач различными способами как эффективное средство развития мышления младших школьников». В течение года учитель работала над составлением сборника задач. Составила программу курса математики для учащихся 2 классов «Наглядная геометрия», программу по воспитательной работе «Каникулы – это здорово». Данные программы были представлены на школьной методической выставке. Активно принимала участие в работе МО школы. Выступала с вопросом «Гражданское образование», Посещала семинары, конференции, изучала опыт работы коллег школы и города. По линии Мо провела открытый урок математика «Многоугольники»( метод день). Прошла курсы по теме «Особенности педагогической деятельности учителей нач.кл. осваивающих УМК «Гармония», «Педагогика каникул»(24ч) Несмотря на рост творческой активности, Елене Николаевне рекомендовано с целью совершенствования педагогического мастерства и повышения качества образования и внедрения в практику работы активных форм и методов обучения делиться опытом работы через открытые уроки, внеклассные мероприятия, презентации. • Яковлева И.Н. Учитель высшей квалификационной категории. Программа «Школа ХХ1 века». Ирина Николаевна в данном учебном году реализовывала проблему мотивации первоклассников в адаптационный период и продолжала работать над новой темой «Диагностика общеучебных навыков по русскому языку в условиях реализации программы «ХХ1 век» УМК Виноградовой». Проблему реализовывала через взаимодействие с родителями, организацию внеклассных занятий по основам детской журналистике, привлечение учащихся класса к творческой деятельности. Тырышкин М., и Юрьева Т. стали лауреатами творческого конкурса «Познание и творчество» г. Обнинск. В журнале «Добрята» была напечатана заметка Суторминой К., Юрьева Т. стала вийе – маленькая принцесса 2008, Тырышкин М. и Степанишина А. приняли участие в конкурсе «Моя классная самая классная». В течение года учитель накапливала материал, изучала методическую литературу: 1. Аванесов В.С. Тесты в социалистическом исследовании. – М: Правда, 1982. 2. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М: Просвещение, 1996. 3. Аванесов В.С. научные проблемы тестового контроля. – М: Просвещение, 1996. 4. Баранов В.Ф. Педологическая служба в советской школе 20–30-х г.г. / Вопросы психологии. – М: 1991. 5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь – справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. 6. Дубровина И.В. Младший школьник. – М: Просвещение, 2003. 7. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. – Киев, 1994. 8. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. – М: Просвещение, 1997. 9. Немов Р.С. Психология. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М: Педагогика, 1995. 10. Цатурова И.А. Из истории развития тестов в СССР и за рубежом. – Таганрог: 1969. 11. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. – М: Высшая школа, 1997. Посещала уроки коллег школы и города. Являясь руководителем МО учителей начальных классов, подготовила и провела городской семинар: Программа «Школа России» Проблема, над которой работала учитель – это формирование учебной деятельности учащихся через систему тестовых и диагностических заданий с учетом индивидуальных особенностей ребенка. А также продолжила работу над темой «Использование тестовых заданий на уроках математики как одно из важнейших условий развития самооценки и повышение качества знаний младших школьников». Работая над темой, Лариса Владимировна изучала теоретический материал, разработала систему тестовых заданий по Математике для 3 класса. Накопительная папка пополнилась следующими материалами: тестовые задания, работы учащихся, материалами выступлений на заседаниях МО. За текущий год познакомилась со следующими новинками методической литературы: З.В.Кураченко «Личностно – ориентированный подход в системе обучения младших школьников», Н.Я. Чутко «Школа – это прежде всего учебная деятельность», Н.В. Карпова «Организация контроля знаний, умений и навыков на уроках математики», М.Г. Ракитина «Тесты. Математика. Диагностические материалы». Дала открытый урок окружающего мира по теме «Что такое деньги?». Активно посещала уроки коллег: О.Н. Ждановой «Сопоставление разделительного Ъ и Ь знаков»; О.Н. Выбловой, классный час «Секреты здорового питания»; И.И. Нешпор, литература (региональный компонент) «Легенды Алтая. Бабырган»; Т.А. Елфимовой, литературное слушание «В.Сутеев. Мешок яблок». Повышение квалификации осуществляла не только через посещение уроков коллег, но и через посещение городских и межрегиональных семинаров. На городском семинаре «Проектная деятельность младших школьников» дала открытое внеклассное мероприятие «Мой любимый город». Педагогическую культуру родителей учащихся повышала через проведение тематических родительских собраний: «Влияние на детей поведения и речи взрослых»; «Почему школьник плохо учится»; «Память и ее развитие»; классные часы - «Мой любимый город»; «Моя родословная»; «Сто рублей или сто друзей». Положительным моментом работы учителя в данном учебном году, по сравнению с прошлым, является заинтересованность в методическом росте. Недостатками в работе является слабое использование активных форм и методов обучения. Учителю рекомендовано в новом учебном году целенаправленно проводить работу по педагогической диагностике учащихся с целью повышения качества знаний по основным предметам. • Выблова О.Н.. Учитель первой категории. Программа «Школа России». Выблова О.Н. с 2005 года работает над темой «Развитие творческих способностей младших школьников через систему урочных и внеурочных занятий по математике». Проблема, над которой работала учитель – это проблемное обучение в начальной школе. Проблему реализовывала через посещение открытых уроков коллег, семинаров, открытые уроки и внеклассные мероприятия. Посетила уроки: Радаевой Е.Н., математика «Порядок выполнения действий в выражениях»; Шапкиной А.В., труд «Приемы лепки из соленого теста. Изготовление талисмана»; Титовой Л.В., окружающий мир «Что такое деньги». Дала открытое мероприятие, посвященное Всероссийскому дню здоровья «Секреты здорового питания». Ольга Николаевна в течение нескольких лет только теоретически изучает систему развивающего обучения Л.В. Занкова. Открытых уроков в данном учебном году учитель не проводила. Рекомендовано учителю от теории перейти к практике преподавания по системе развивающего обучения, активно применять на уроках приемы и методы развивающего обучения. активную позицию в методической более серьезно подходить к методической работе, активно принимать участие в работе МО, обобщить опыт работы по теме. Инновационным направлением в работе методического объединения учителей начальных классов являются уроки детской журналистики по программе «Служу Отечеству пером». Ирина Ивановна Нешпор включилась в эксперимент «Наш друг экран». На базе ее класса была создана экспериментальная площадка. Обучение младших школьников в 2007-2008 учебном году осуществлялось на основе нового базисного плана с использованием школьного и регионального компонента( 1 – 2 классы); 3 – 4 классы обучались по старому базисному плану. Содержание общего образования определялось программами, принимаемыми и реализуемыми школой самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов – это «Школа 2100», «Гармония», «Школа России», «СКК» и новая программа «Школа ХХ1 века» по УМК Н.Ф. Виноградовой. Педагоги начальной школы с интересом продолжают изучать и осваивать новые УМК. В связи с модернизацией и реорганизацией начального образования учителя школы Елфимова Т.А. и Яковлева И.Н. в данном учебном году начали осваивать новый УМК «ХХ1 век» автора Виноградовой. Особенностью программы является значительно увеличенный подготовительный период, обеспечивающий мягкую адаптацию школьника к обучению, введение его в языковую и математическую среду, постепенную подготовку руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется совершенствованию навыков чтения и грамотного письма. Задания, включенные в учебник и рабочие тетради, развивают звуковую культуру, воспитание и мышление учащихся, расширяют их лингвистические представления, формируют творческое мировоззрение. УМК «ХХ1 век» нацелен на всестороннее развитие школьников, обучает их умению использовать полученные знания в нестандартных ситуациях при решении разнообразных логических и творческих задач. В 2007 – 08 учебном году в начальных классах была заменена школьная мебель (столы и стулья). Во всех кабинетах современные доски. В кабинете № 40 (Елфимова Т.А., Пинтилина Е.Н.) появился телевизор с DWD, в кабинете № 42 – компьютер. Ежегодно материально – техническая база пополняется наглядным материалом (глобусы, таблицы). Мониторинг процесса обучения является основным в процессе управления качеством образования. Диагностика уровня развития педагогической деятельности позволяет с максимальной объективностью и достоверностью выявить важнейшие показатели работы учителя, которые составлены в соответствии с квалификационными требованиями к деятельности педагога. Эта оценка преподавательской деятельности учителя по стимулированию познавательной активности учащихся, оценка умений учителя планировать свою деятельность, прогнозировать результаты своей работы, профессиональная компетентность педагога, оценка работы учителя над повышением своего профессионального уровня. Хорошо просматриваются на протяжении трех лет положительные моменты в вопросе сотрудничества учителей внутри МО. Прежде всего, это оказание методической помощи молодым специалистам, консультации по вопросам календарно – тематического планирования, собеседование по содержанию учебных программ, УМК, консультации по ведению школьной документации, собеседование по нормам оценивания ЗУН учащихся начальной школы. Выступление учителей на заседаниях МО, обмен опытом, наглядным и дидактическим материалом, тестовыми заданиями, изучение новых УМК – все это результат сотрудничества педагогов начальной школы. Внутришкольный контроль • Одной из форм повышения методического мастерства является возможность демонстрации опыта учителя через открытый урок. На протяжении трех лет наблюдается положительная динамика в вопросе взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий коллег. Педагоги начальной школы в течение года посещали различные семинары, открытые уроки у учителей школ города. Взаимопосещение уроков МО имеет наибольший эффект обмена опытом в профессиональной среде. На протяжении трех лет следует отметить стабильную динамику в вопросе взаимопосещения уроков по линии МО, что положительно сказывается на дальнейшей работе педагогов. Уроки, данные учителями начальной школы, отличаются по сравнению с прошлым годом, более высоким методическим уровнем и профессионализмом. В целом, анализируя взаимопосещение, хочется отметить, что в данном учебном году у педагогов начальной школы возрос интерес к работе коллег, осваивающих СОТ. Пинтилина Е.Н., Шапкина А.В., Яковлева И.Н. успешно внедряют в учебный процесс метод проектов. Нешпор И.И. активно включает детей в творческий поиск и обучает ребят работе на компьютере. Причиной успешной работы является анализ результатов срезов знаний, активное участие в творческих конкурсах и проектах и желание иметь более высокую категорию. Несмотря на положительные результаты, хочется отметить и недостатки: не всегда количество проведенных уроков соответствует качеству преподавания и помогает добиться желаемых результатов. Анализ уроков показал, что несмотря стремление учителя создать условия для более продуктивной работы класса не на всех уроках царила атмосфера сотрудничества. Логика построения уроков не всегда соответствовала целям. Остается актуальным вопрос постановки на уроке проблемной ситуации. Часто задания носили репродуктивный характер. Поэтому следует в новом учебном году запланировать мастер – классы учителей Елфимовой Т.А., Нешпор И.И., Пинтилиной Е.Н., Яковлевой И.Н. с целью демонстрации и распространения опыта работы в рамках личностно – ориентированного обучения. Посещенные уроки, анализы контрольных работ, проверка классных журналов, рабочих и контрольных тетрадей показали, что учителя Титова Л.В., Радаева Е.Н., Шатохина М.А. подходят к домашним заданиям недифференцированно, не работают систематически над развитием монологической речи учащихся. Учителя задают домашние задания с пятницы на понедельник. Анализ УВР учителей показывает, что высокий средний балл и качество знаний учащихся в четверти и за год чаще всего завышен у Шапкиной А.В., Титовой Л.В.. Радаевой Е.Н. В ходе обсуждения уроков, обозначилась проблема, связанная с навыками аналитической работы. Учителя начальной школы затрудняются анализировать уроки коллег и свою работу. Не достаточно отражено в самоанализах следующее: - результаты качества обучения в динамике; - не указаны причины понижения качества знаний и степени обученности учащихся; - не указана литература, изученная в течение года; - недостаточно глубоко проанализирована работа с одаренными детьми. Только у трех учителей – Нешпор И.И., Пинтилиной Е.Н., Яковлевой И.Н. представлены в самоанализе графики и таблицы результативности обученности учащихся. Поэтому в новом учебном году будет уделено особое внимание вопросу аналитической работе педагогов. В системе ведется взаимопроверка результатов обученности. Во время проведения административных контрольных работы в классах присутствуют ассистенты. Создана экспертная группа, состоящая из учителей имеющих высшую категорию (Тишкова Г.И., Елфимова Т.А., Яковлева И.Н.) для более объективного оценивания контрольных работ. Одним из наиболее важных вопросов в работе МО является работа со школьной документацией. К сожалению не все учителя ответственно подходят к оформлению документов (классных журналов, итоговых ведомостей, личных дел учащихся). Личные дела в конце года заполняют все учителя. К сожалению, в течение года наблюдается некачественное заполнение итоговых ведомостей, где отсутствуют росписи родителей и несвоевременно выставляются четвертные оценки. Часто встречаются исправления и помарки в классных журналах при записи тем и выставлении итоговых оценок у Пинтилиной Е.Н., Нешпор И.И., Радаевой Е.Н., Шатохиной М.А.. Часто учителями допускается сокращение названий тем уроков, что является грубым нарушением правила ведения классного журнала. Не всегда вовремя Кукоева С.И., учитель английского языка и Вишнякова М.В. учитель музыки записывают темы проведенных уроков. Календарно – тематическое планирование составлено учителями в соответствии с требованием программ. Раз в полугодие ведется корректировка прохождения программного материала, что является положительным моментом в работе учителей начальной школы. Поэтому учителям начальной школы рекомендовано более ответственно подходить к работе с документами и своевременно заполнять положенную документацию. Анализ состояния преподавания и качества знаний. В течение учебного года было посещено 50 уроков. Из 50 посещенных уроков были посвящены изучению и первичному закреплению новых знаний 23 урока, остальные уроки закрепление, систематизация и обобщение изученного. Таким образом, наиболее глубоко удалось изучить, как осуществлялся процесс первичного усвоения новых знаний. На 24 уроках учителя полностью реализовали намеченные цели, что, безусловно, влияло на формирование конечного результата. Нужно отметить, что учителя, работающие в первых классах, на протяжении семи лет ведут занятия с будущими первоклассниками, что является положительным моментом в формировании мотивационной сферы младших школьников в адаптационный период. Чтобы выполнить свою задачу – подготовить учащихся к дальнейшему обучению в последующих классах, начальная школа должна сформировать у учащихся не только прочные знания, навыки чтения, счета и письма на уровне обязательных требований программ, но и ключевые компетенции, то есть научить применять полученные знания в стандартных и нестандартных жизненных ситуациях. На основании анализа посещенных уроков прослеживаются следующие тенденции в работе большинства учителей с учащимися начальной школы: • отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитанных на среднего ученика, без учета его индивидуальных особен¬ностей; • не планируется учителями урок на учащихся с высоким и низким уровнем мотивации; • не всегда дается домашнее задание дифференцированно с учетом индивидуальных особенностей учащихся; • не используется в полном объеме ТСО, наглядность, видеофильмы, компьютер; • перестали обращать внимание на работу по развитию моно¬логической речи учащихся, осмысленного выразительного чтения текста, работу с учебниками; Рекомендовано всем учителям начального звена следует обратить серьезное внимание на дозировку домашнего задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей; • не задавать домашнего задания учащимся с пятницы на понедельник; • использовать в полном объеме наглядность, ИКТ, видеофильмы; • соблюдение педагогического такта и этики в работе с учащимися, родителями, коллегами. В течение учебного года, с целью контроля за уровнем готовности школьников и продолжению обучения были проведены следующие контрольные срезы: по итогам повторения за предыдущий учебный год проведены контрольный диктант во 2-х и 4-х классах, письменная контрольная работа по математике; аналогичные работы были проведены в конце учебного года в 1-3-х классах и итоговая аттестация в 4-х классах по русскому языку и математике. Навыки счета и письма дважды (в декабре и мае) проверялись в 1-х классах, во всех классах в январе и апреле была проверена техника чтения. Объем контрольных работ позволил установить динамику формирования конечных результатов, вскрыть недостатки, установить их причины и выявить имеющийся передовой опыт. По результатам мониторинга в 2007 – 08 учебном году снизился процент успеваемости по нескольким причинам: во первых из 57 учащихся первых классов 11 детей, что составляет 18,2% не овладели базовым уровнем стандарта образования и по решению школьного ПМПК были показаны на городскую ПМПК, для определения дальнейшего образовательного маршрута; во – вторых, учащиеся 2 – 3 классах, обучающихся в СКК имели ранее рекомендации о повторном прохождении городской ПМПК; в – третьих в 4б классе обучалась Санникова К., с диагнозом «олигофрения», которая не усвоила программный материал 4 класса и на основании этого была показана на городскую ПМПК. Итоговые контрольные работы подтвердили средний уровень сформированности у учащихся начальных классов знаний, умений и навыков по всем вышеназванным направлениям. Конечный результат – повышение качества и абсолютной успеваемости почти во всех классах. Следует отметить, что в основном учителя начальных классов не всегда при 100 % успеваемости добиваются хорошего качества знаний. Анализ сформированности базового уровня стандарта образования учащихся 1-х классов (программа 1-4). Комплект учебников «Школа ХХ1 века» Н.Ф. Виноградова, свидетельствует о том, что не все дети овладели программными знаниями, умениями и навыками по всем учебным предметам. Работу по русскому языку в форме списывания с грамматическим заданием писало 56 человек - 22 человека выполнили без ошибок – 38,5%, 21 человек выполнили с 1-2 ошибками – 36,8%, 75,4 % - на «4» и «5». Не справились с работой в 1 «а» – 1 человек, в 1 «б» - 2 человека, что составляет в общем 5,2 % от всех учащихся. Таким образом, в 1 «а» процент успеваемости составил 96, 5%; качество – 76%; в 1 «б» классе процент успеваемости составил 92%, качество – 77,7%. Из 54 выполнявших работу по математике в форме математического диктанта 15 человек выполнили все задания без ошибок – 27,7%. Справились с 3/4 задания 23 человека – 42,5 %. Не справилось 5 учащихся - 9,2 %. Таким образом, процент успеваемости составил – 87,5%; качества – 71%. Техника чтения была проверена у 54 первоклассников. Проверка показала, что 44 человека (81,4%) овладели процессом сознательного и плавного слогового чтения предложений и связных текстов с постепенным переходом на чтение целыми словами. Норму слов первого класса читают – 6 человек (11.1%); выше нормы читают 38 человек (70,3%); Ниже нормы читают 10учащихся (18,5%). Таким образом, первоклассники овладели навыком сознательного чтения и показывают достаточно высокие результаты по темпу чтения. Можно утверждать, что у учащихся 1 классов заложены основы знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения обучения и сформирован интерес к учебно-познавательной деятельности. Анкетирование родителей учащихся 1 «а», «б», классов показало также, что они довольны результатами обучения своих детей в школе (учителя Елфимова Т.А., Яковлева И.Н.) Родители 1 классов отмечали в анкетах хорошую организацию детей на уроках и диагностическую работу, проводимую педагогами. Анализ уровня учащихся 2-х классов (программа «Школа 2100», «Гармония», «СКК» ( по комплекту учебников «Школа России») позволил выявить положительный опыт работы учителей Пинтилиной Е.Н., Нешпор И.И., Ждановой О.Н. Анализ контрольных работ, проведенных в форме диктанта с грамматическим заданием, показал, что ученики на этой параллели 2а (Школа 2100) и 2 б (Гармония), 2 «в» классов показали хорошие результаты. Писало работу 60 учащихся из 66. Без ошибок выполнили 13 человек (27%), на «4» - 25 учащихся (52%), всего справилось с работой 45человек (93,7%) Процент успеваемости - 93,7%; качества знаний составил 79,1%. Данные результаты свидетельствуют о настойчивой работе учителей по повышению своего профессионального мастерства, что положительно сказывается на мотивации учеников к обучению. Но, анализируя типичные ошибки, допущенные в диктантах, пропуск и замена букв, можно сделать вывод, что причина этих ошибок – слабое усвоение темы «Звуки и буквы» в 1 классе. Проверка техники чтения показала следующее: • Без ошибок читают 2 «а» - 12 человек (48%); 2 «б» - 12 человек (54,5%); 2 «в» - 4 человека (36,3%), что является средним показателем; • практический каждый 4-й ученик делает ошибки на пропуск, замену, искажение букв, слов, единичная ошибка на постановку ударения в словах. Поэтому рекомендовано данным учителям включать в процесс урока задания, способствующие правильному чтению с четким проговариванием слов. По математике отмечается мотивация успешносτ Пожалуйста, оцените конспект - Анализ работы методического объединения: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
65535 |
Конспект прислал: ирина25 28 декабря 2008 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||