Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » ОРК и Светская этика » Конспект урока основ православной культуры:" Не зло победит зло, а только любовь" |
Конспект урока основ православной культуры:" Не зло победит зло, а только любовь" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Областной конкурс творческих работ имени Святителя Димитрия Ростовского
Номинация: «Творчество наставников» «Не зло победит зло, а только любовь» Методическая разработка урока основ православной культуры для учащихся 4-го класса. 2010 г. Тема: «Не зло победит зло, а только любовь» Цели: - помочь понять, что кротость - достоинство -создать атмосферу доверительного диалога на уроке -пробудить желание противостоять злу в самом себе Оборудование: учебник Л.Л. Шевченко «Православная культура» для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, 3(4) годы обучения, книга первая. Репродукция иконы «Царственные страстотерпцы» Запись на доске: « Не зло победит зло, а только...» Ход урока: • Вступительное слово учителя. Один мудрый человек сказал: «Не зло победит зло, а только...» Не зло победит зло, а что? Непростой вопрос, ответов много. Самый мудрый ответ мы узнаем позже. • Чтение стихотворения «Плохой день» (авт.Л.Л.Серафимова) Гнев опять ко мне пристал: Спорить с бабушкой я стал, Бросил вещи, не убрал, И на кошку накричал. «Помоги-ка мне в саду»- просит мама. «Не пойду!» «Не хочу!», «Не буду!», «Прочь!», «Не могу я вам помочь!» «Ты рычишь, как дикий зверь»,-Приоткрыл к нам папа дверь. «Укроти его скорей, В клетке место для зверей!» Я старался, я пытался С гневным зверем я сражался: И прощения просил, И в саду траву косил. Только гнев не унимался, И на дне души остался. Вы, ребята, помогите! Что же делать мне, скажите? • Беседа по вопросам -О чем это стихотворение? О гневе. Что такое гнев? -Чувство сильного возмущения, негодования, злость, желание досадить, сделать плохое, раздражительность. -Почему стихотворение называется « Плохой день?» -Кому плохо: герою или окружающим? Почему? -Приходилось ли вам наблюдать, как внешне выглядит человек в гневе? -Привлекательно или нет? -Почему его можно сравнить с диким зверем? -Рычит, как дикий зверь, бросается на всех, злится, иногда даже пускает в ход зубы, когти, кулаки. -В чем они похожи? -Удалось ли герою стихотворения удержать гнев в клетке? Это легко или трудно? -Кто вспомнит и про свой плохой день? -Какое чувство после него осталось: удовлетворения или стыда? Можете мне не отвечать. Ответьте себе. Попробуйте в тот момент, когда вами овладевает злость, гнев, раздражительность, посмотреть на себя в зеркало. - Хочется ли вам такими быть всегда? Вы себе нравитесь? Стоит ли бороться с такими качествами, как гнев, злоба? -Что мы можем посоветовать герою стихотворения? Почаще вспоминать негневливых людей. Мы познакомились с ними на прошлом уроке. -Как называют негневливого человека? -Кроткий - незлобивый, послушный, смирный. -Есть ли среди ваших родных, друзей такие? -Да, есть. Мама, папа, бабушка, брат, сестра, друзья. - Они красивые? Они Вам нравятся? Вы хотели быть такими же? Учитель обобщает ответы детей: Кроткие люди - красивые душою, их уважают, любят. -Что нужно, чтобы в сердце родилась кротость? Ответим после прочтения текста • Чтение текста учителем: «Я хочу, чтобы все были счастливы» (по М.Кравцовой) на стр.141 В 1917 году в России произошла революция. После отречения царя Николая II от престола вся Царская семья была арестована и содержалась под стражей, терпя издевательства мучителей. Они были лишены царского достоинства. Почти все друзья покинули их. Но как и в дни своего величия, они проявляли христианское мужество, терпение, смирение и любовь. Юные княжны в те горестные дни самоотверженно думали прежде всего о своих родителях. Одна из дочерей, потрясённая трагическими событиями, не могла сдержать слёз. Но вот друг семьи, утешая её, сказал: — Не надо плакать. Своим горем вы убьёте маму. Подумайте о ней. Услышав слова: «Подумайте о ней», великая княжна вспомнила о своём долге перед родителями: — Я совсем забыла, — ответила княжна. — Конечно же, я должна думать о маме. И мало-помалу её рыдания утихли, к ней вернулось самообладание, и она отправилась к матери. Самым главным утешением семейства была православная вера. До последних дней заточения приходящий священник совершал Литургию для царской семьи. «Не теряйте вашу веру. Идите прямо. Не страшитесь и не падайте духом», — учили родители детей. И дети, и родители понимали, что смерть стоит рядом. Но, несмотря на это, старались не позволить недоброму войти в душу. «Если в доме горе, оно сближает домочадцев. Оно делает всех более терпеливыми друг ко другу, более добрыми, заботливыми, стойкими. Мы должны быть настоящими людьми. Бог хочет, чтобы мы очистились от всякого зла», - учили отец и мать детей. И каждый в этой семье думал прежде всего о других, а не о себе. Они сохраняли спокойствие духа, смирение и всепрощение. Дети вслух читали родителям и родители — детям любимые книги, которые оставались с ними до последних дней жизни: «Лествица» Иоанна Лествичника, Библия... И на всех книжках — нежные надписи-посвящения от папы и мамы: «Моей маленькой Татьяне от мамы, 1912 год»; «Ёлка. 1911 год. От папы и мамы. Ольге»; «Мама, моя дорогая, желаю тебе счастливого Рождества и надеюсь, что Бог пошлёт тебе силы... Твоя любящая дочь Мария. Я тебя люблю и нежно целую». А самую младшую сестру Анастасию называли Солнечным лучом за умение разогнать печаль любого человека своей жизнерадостностью... Неизлечимо больной царевич Алексей в последние дни не мог самостоятельно ходить и передвигался только в коляске. Сестры и родители старались облегчить его страдания. В ночь на 17 июля 1918 года русский Государь Николай II, Императрица Александра Фёдоровна и их дети: Цесаревич Алексей и Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия были расстреляны. В последний путь император сам нёс сына на руках. Великая княжна Ольга передала в письме из заточения слова своего отца, последнего русского царя, которые стали его завещанием. «Отец просил передать всем тем, кто ему остался предан,... чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но что НЕ ЗЛО ПОБЕДИТ ЗЛО, А ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ. Давайте подумаем над прочитанным. - Скажите, как относились друг к другу дети и родители в царской семье? - Очень бережно, любили друг друга, каждый думал прежде всего о других, а не о себе. -Какие качества души помогали им в жизни? -Мужество, смирение, терпение, кротость, доброта, любовь, целомудрие. -Что было самым главным утешением семьи в этот трудный период жизни? -Православная вера. В самый трудный период жизни - перед лицом смерти они не разучились любить. -Кто этот мудрый человек, который сказал: «Не зло победит зло, а только любовь?» -Какой человек может сказать такие слова перед лицом смерти? -Только очень сильный человек. • Работа с фотографией цесаревича Алексея. Давайте посмотрим на фотографию цесаревича Алексея. Кто такой цесаревич? Правильно, царевич. Какое красивое, умное, спокойное лицо! Никаких следов гневливости. А ведь он еще ребенок. Какой богатый внутренний мир! Видно благородство, выдержка, ум! По лицу можно говорить о том, чем наполнена душа человека. Весь духовный мир отражается на лице. • Работа с фотографией великих княжон: Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Вглядимся в лица княжон. Простые, скромные лица, ни капли зазнайства, скромные позы. И тоже ни тени гневливости. Светлые люди, необыкновенные, добрые. Чем они заняты? В данный момент они читают книгу. Они всегда заняты. В трудолюбии, в рукоделии они проводят время, в заботе друг о друге. • Работа с репродукцией иконы « Царственные страстотерпцы» Посмотрите на репродукцию иконы. На фотографии мы видим царскую семью во времени, а на иконе мы видим их в вечности. -Что такое икона? Священное изображение -Кого изображают на иконах? -Иисуса Христа, Богородицу, ангелов, события Священной истории, святых людей. -Кто такие святые люди? -Люди, в которых есть неземной свет, свет любви, добра и правды. Православные люди почитают святые иконы, потому что почитают тех, кто на них изображен. -Как называется икона, репродукцию которой вы видите в учебнике? -Царственные страстотерпцы -Кто такие страстотерпцы? -Христиане, претерпевшие невинные страдания и насильственную смерть -Кто изображен на этой иконе? -Семья царя Николая II. -Скажите, как изображены на иконе дети и родители? -Светло, радостно, близко друг к другу. -Что изображено в центре иконы? Крест. • Слово учителя. Личный путь жизни христианина - это путь постоянного преодоления в себе плохого. И этот путь назывался крестным. Если христианин становился на этот путь, шел им до конца жизни, то становился святым. Православные люди верят, что святые живут в вечности, т.е. в Царстве Небесном вечно и неразлучно. Их головы окружают нимбы - тот самый свет любви, добра и правды. Он светит в душах и виден снаружи. -Почему иконописец изобразил царя, царицу с детьми с нимбами? -Знак святости. • Слово учителя. В руках кресты - свидетельство того, что они приняли смерть за веру, за любовь к своему Отечеству. Крест обозначает победу над смертью. На иконе не бывает ничего лишнего. . Маленькое деревце является символом жизни. Автор иконы считает, что они живы. Такие люди не могут умереть. Они в вечности. Икона передает духовную красоту изображенных на ней святых. • Работа со стихотворением. После гибели царской семьи в вещах княжон был найден листочек со стихотворением. Послушайте его. Чтение учителем стихотворения: «Молитва» ( автор С.С. Бехтеев) стр. 146 Молитва. Пошли нам, Господи, терпенья В годину буйных, мрачных дней Сносить народное гоненье И пытки наших палачей. Дай крепость нам, о Боже правый, Злодейства ближнего прощать И крест тяжелый и кровавый С твоею кротостью встречать. И в дни мятежного волненья, Когда ограбят нас враги, Терпеть позор и оскорбленья, Христос Спаситель, помоги. Владыка мира, Бог Всесильный, Благослови молитвой нас. И дай покой душе смиренной В невыносимый страшный час. И у преддверия могилы Вдохни в уста твоих рабов Нечеловеческие силы Молиться кротко за врагов. Стихотворение названо «Молитва». Почему? Кроткая молитва - это какая? -Без гнева и обиды на мучителей врагов -Легко ли было не только простить тех, кто являлся их врагом, но еще и молиться о них- то есть просить у Бога им добра? -Почему для молитвы кроткой за врагов нужны нечеловеческие силы? -Человек не в состоянии это преодолеть без помощи свыше. • Подводим итоги. Запишем выводы в тетради. -Человек, который поборол свой гнев - это сильный или слабый человек? Какой силой можно укротить гнев? -Любовью. Она делает человека сильным. Незлобивый, добрый, кроткий человек- это сильный человек. Он побеждает дикого зверя - гнев. Великий святой русской земли Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся» (ты будешь мирный - и все вокруг тебя будут мирными.) • Домашнее задание. Внимательно осмотреться вокруг, заметить кротких людей и рассказать о них (устно или письменно). Авторские права: Ирхина Е.В. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока основ православной культуры:" Не зло победит зло, а только любовь": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
1285 |
Конспект прислал: eirhina 27 сентября 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||