Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Нетрадиционные формы урока » урок православной культуры |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
урок православной культуры |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема урока: Святой богатырь Илья Муромец
Цель: сформировать у учащихся представление о защитнике Отечества на примере благочестивой жизни святого богатыря Ильи Муромца Задачи: Образовательная: познакомить с жизнью святого богатыря Ильи Муромца и выявить его личные качества для создания образа истинного защитника Отечества Развивающая: развивать у учащихся умение выделять главное, работать с источниками информации, аргументировать и творчески представлять по-добранный материал по теме урока. Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, ярко выраженное в произведениях о защитниках Отечества; обогащать духовный мир учащихся, путем приобщения их к нравственным ценностям русского народа Тип и вид урока: урок-портрет изучение нового материала Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский Формы организации: индивидуально-фронтальная, групповая Дидактический материал и оборудование: компьютер, проектор, карточки со словами, называющими качества души человека, кассета с записью лите-ратурно-музыкальной композиции о детстве Ильи Муромца, запись музы-кального фрагмента с гусельной музыкой, карточки для групп с заданием: «Вставь пропущенные слова», презентация к уроку, костюмы для сценки, диск с записью художественного фильма «Илья Муромец и Соловей- разбой-ник» План урока: I. Оргмомент II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока III. Актуализация знаний учащихся IV. Раскрытие темы урока: 1. Детство Ильи Муромца 2. Богатырские подвиги V. Физкультминутка VI. Продолжение работы над раскрытием темы урока: 3. Святой Илья Муромец VII. Итог урока. Рефлексия VIII. Домашнее задание Подготовительная работа к уроку: разучивание стихотворений, подготовка сценки, подготовка сообщений учащимися Ход урока I. Организационный момент II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока Звучит гусельный перезвон Ученик: Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов? Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову. Уч-ль: Ребята, если вы еще не догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, посмотрите на предложение, записанное на доске. Счастлив человек, если… Какими словами вы бы его закончили? Почему? …он богат. …он смог послужить своему Отечеству. … он красив. Уч-ль: Сегодня наш урок мы посвятим одному из славных защитников на-шего Отечества. По словам-подсказкам, записанным на доске, определите имя этого народного героя. славный богатырь Карачарово … Соловей-разбойник монах Уч-ль: Верно, это чудо-богатырь, защитник русской земли, угодник Божий Илья Муромец. III. Актуализация знаний учащихся Слайд с изображением картины В.Васнецова «Богатыри» Беседа по вопросам: Уч-ль: Рассмотрите картину Васнецова «Богатыри». Кто на ней изображен? (богатыри) Кто такие богатыри? (герои былин, воины, защищавшие от врагов зем-лю Русскую) Кто из изображенных на картине богатырей является реальным человеком? Верно, Илья Муромец – реальный человек. Назовите как можно больше слов, которыми можно охарактеризовать, изображенного на картине богаты-ря Илью Муромца. (могучим, сильным, бесстрашным, грозным для врагов, надежным защитником Отечества) Уч-ль: Давайте обратимся к жизни Ильи Муромца, в которой есть и чудеса, и великие подвиги, не только на поле брани, но и на духовном поприще, и по-пробуем на примере его жизни определить, какие качества души необходимы воину-защитнику в служении Богу и Отечеству. Сегодня на уроке вы будете работать в группах. На доске вы видите карточки со словами, называющими разные каче-ства души человека: вера в Бога умеренность малодушие любовь к своему Отечеству мужество любовь к славе смирение гордость Уч-ль: В течение урока каждая группа, выполнив определенное задание, должна расположить их в указанном порядке. Если все карточки будут вы-браны верно, то, перевернув их, мы получим два изображения. IV. Раскрытие темы урока: 1. Детство Ильи Муромца Уч-ль: Родился знаменитый богатырь Илья Муромец в селе Карачарово, что под Муромом, по народному преданию 5 сентября 1143 года в семье Ивана Тимофеевича Чоботова. В раннем детстве он заболел болезнью ног и не мог ходить. Послушайте, какое предание сложил об этом русский народ. Прослушивание записи «Детство Ильи Муромца» на кассете Уч-ль: Так неподвижно пролежал он 30 лет в смирении, любви и молитвах к Богу. Предания донесли до нас чудо исцеления будущего защитника русской земли. Вот как это было. Прослушивание записи «Детство Ильи Муромца» на кассете Уч-ль: Кто исцелил Илью? (Бог) На что были даны ему от Бога исцеление и сила богатырская? (на защиту Отечества) Игра «Верю - не верю» Уч-ль: А теперь мы с вами поиграем. Я буду задавать вопросы каждой груп-пе, а вы, посовещавшись, будете отвечать «верю» или «не верю». Вопросы: Верите ли вы, что: Илья Муромец жил в 12 веке? Он родился в городе Муроме? Его Отчество было Иванович? Что он лежал неподвижно 30 лет? Что его исцелил врач? Что вера его была слаба? Что он, пребывая в болезни, никогда не жаловался, был смиренным и молил-ся Богу? Что сила – это дар Божий? Что Илья Муромец растратил свою силу на собирание благ земных? Задание: Измените в последнем предложении одно слово, чтобы получилось истинное высказывание. Илья Муромец растратил свою силу на собирание благ небесных. Уч-ль: Как вы понимаете эти слова? (Он совершил много добрых дел, а добрые дела – это сокровища, которые собираются на Небесах) Запись предложения в тетрадь. Уч-ль: А теперь выберите карточку, на которой написано то качество, благо-даря которому Илья получил исцеление. (вера в Бога) Каждая группа помещает выбранную карточку на своей половине доски. 2. Богатырские подвиги Уч-ль: Свою чудодейственную духовную и физическую силу Илья Муромец использовал для борьбы с врагами Отечества и восстановления справедливо-сти. Русскому народу он служил самоотверженно и бескорыстно. Посмотрите сценку «Илья Муромец и Калин-царь». В ней вы увидите, как поступал Илья Муромец с врагами земли русской. Разыгрывание сценки Ведущий: Напал злой царь Калин на землю русскую. Послал князю Влади-миру грамоту. А в той грамоте такие слова: «Ты сдавайся мне, князь киев-ский. А не то всю Русь огнем сожгу». Попросил князь Илью Муромца посто-ять за родную Русь. И поехал Илья во вражеский стан. А там в золотом шатре сидит Кали-царь и смеется. Калин-царь: Где тебе со мной справиться! Ты садись со мной за мой стол и служи мне службу верную! Илья-Муромец: Не бывало на Руси изменников! Я не пировать с тобой при-шел, а с Руси гнать! Калин-царь: Распорю я тебе грудь могучую, посмотрю в твое сердце русское. Илья Муромец: В русском сердце прямая честь, да любовь к Руси-матушке. Калин-царь: А и впрямь невелик ты богатырь, мало хлеба кушаешь. Вот я съем три печи калачей и быка целого. Илья Муромец: Мне от родной земли матушки силы прибыло! Съем я калач, да и сыт с того. А вот у батюшки моего была корова-обжорище. Она много ела-пила, да и лопнула! Ведущий: Да как схватит он царя Калина и бросил, словно ветошку негод-ную. Так и побежали враги с Руси-матушки! Уч-ль: Выберите карточку с тем качеством души, которое живет в сердце ка-ждого русского человека и расположите ее под первой карточкой. (любовь к Отечеству) Ученики выбирают карточку «Любовь к своему Отечеству» Уч-ль: А теперь послушайте одну из былин о славном богатыре Илье Му-ромце. Подготовленные учащиеся читают по учебнику былину «Как Илья Муромец от Святогора меч получил» Уч-ль: Какое доброе качество души Ильи Муромца проявилось в этом по-ступке? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно подумать, что значит такое сочетание: ум и мера (Человек должен умом определять, что и сколько ему необходимо, чтобы была польза для души.) Как называется эта добродетель? (умеренность) Выберите ее на кар-точке и расположите на доске справа от первой карточки. V. Физкультминутка VI. Продолжение работы над раскрытием темы урока: 3. Святой Илья Муромец На слайде икона преподобного Ильи Муромца (из учебника «Православная культура» 4 класс) Уч-ль: Посмотрите на слайд. Кто изображен на иконе? (богатырь Илья Му-ромец) Во что он одет? (в монашескую одежду) Что выражает его взгляд? (покаяние, смирение) Что Илья Муромец держит в руке? (монашеские четки) Для чего они монаху нужны? (чтобы все время молиться) Сейчас мы поговорим о последних годах жизни Ильи Муромца и узна-ем, почему чудо-богатырь Илья Муромец одет в одежду монаха. Ученик: Когда же у Ильи от тяжелых ран и седых годов не стало мочи бить вражеские рати, раздал он нехитрое свое богатство нищим, пришел он в Кие-во-Печерский монастырь и остригся в монахи. Здесь в пещерном монастыре, до конца своей удивительной жизни, неустанно молился Илья Муромец о спасении земли русской. А когда переселился духом на небо, честное его те-ло было положено в пещере, где и до селе пребывает в нетлении. (Демонстрация изображения раки с мощами преп. Ильи Муромца) Уже восемь веков не гаснет лампада у него в изголовье, а с темной иконы (Демонстрация изображения иконы преп. Ильи Муромца) спокойно, со смирением глядит на нас красивый русский воин - святой преподобный Илья Муромец. Каждый год 1 января мы чтим его святую память. Уч-ль: Сейчас вам нужно выполнить задание, чтобы найти последнее слово на карточке. Задание: «Вставьте в тексте пропущенные слова» В одном из боев, получив рану в грудь, по зову сердца оставил он мир и стал … в Киево-Печерском монастыре. Там в молитвах и покаянии стяжал он глубокое … Уч-ль: Последнее слово в тексте вы найдете на одной из карточек на доске. Расположите ее на доске справа от нижней. Проверка: В одном из боев, получив рану в грудь, по зову сердца оставил он мир и стал монахом в Киево-Печерском монастыре. Там в молитвах и покаянии стя-жал он глубокое смирение. Уч-ль: Итак, назовите, какие качества необходимы защитнику Отечества. Ответы детей: вера, любовь к своему Отечеству, умеренность, смирение. Уч-ль: Какое из качеств, записанных на карточках, нужно обязательно доба-вить? (мужество) VII. Итог урока. Рефлексия Уч-ль: А теперь переверните плакаты. Какое изображение получилось у I группы? (меч) У II группы? (крест) Что означают эти два изображения? Уч-ль: Правильно. Настоящий защитник Отечества побеждает врагов своей верой в Бога, мужеством и любовью к Руси-матушке. Звучит стихотворение на фоне последних кадров фильма «Илья Муромец и Калин-царь» Ученик: А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, Не топтать их коням землю Русскую, Не затмить им солнце наше красное. Век стоит Русь – не шатается! И века простоит, не шелохнется! Уч-ль: Ребята, что было самым поучительным и интересным для вас на уро-ке? Закончите фразы: Самым интересным на уроке было… Самым поучительным на уроке было… VIII. Домашнее задание: исследование на тему: «Мощи преподобного Ильи Муромца» Авторские права: Николаева И.В. Пожалуйста, оцените конспект - урок православной культуры: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
6184 |
Конспект прислал: ivitory 4 октября 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||