Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Программа внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором ТИКО" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Программа внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором ТИКО" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
В начале этого учебного года перед школьными образовательными учреждениям встал вопрос, как грамотно занять младших школьников в дополнительные 10 часов в неделю, что предусмотрены новыми образовательными стандартами.
В связи с этим в 2010 – 2011 учебном году в Великом Новгороде проходит апробация конструктора для объемного моделирования ТИКО во внеурочной деятельности (в группе продленного дня), на уроках технологии, математики и экономики. Для образовательного процесса работа с конструктором даёт сразу ряд преимуществ: ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: учителю легко адаптировать дополнительные занятия в продолжение уроков математики, технологии и др. предметов в начальной и средней школе; учитель сразу внедряет 4 главных положения новых образовательных стандартов (развивает интеллектуальные, организаторские, коммуникативные и оценочные способности детей); ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ: одного набора на парту достаточно для командной работы детей; конструктор моментально погружает детей в самостоятельную деятельность (игровое конструирование); даёт ребенку возможность сразу наглядно оценить результат своего творчества; развивает фантазию и моторику ребёнка; ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ важно, что конструктор: рекомендован Академией Наук РФ и РГПУ им. Герцена; изготовлен из экологически чистых, безопасных, практичных и износостойких материалов, доступен по цене. Педагоги В.Новгорода предлагают учителям готовую ПРОГРАММУ, ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ПК-презентации уроков и дидактический материал для работы. Мы уверены, работа с ТИКО очень выручит педагогов в этот стартовый период внедрения новых образовательных стандартов. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Рекомендуется к использованию во внеурочной проектной деятельности учащихся и на уроках технологии. Программа "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО" реализуется в рамках работы с учащимися на кружке моделирования "ГЕОМЕТРИКА". Предлагаем Вашему вниманию комплекс методического материала, который поможет в реализации новых образовательных стандартов: ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ + ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ + КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ + ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЯМ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ «Развитие пространственных представлений младших школьников через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования» Великий Новгород 2010 год Пояснительная записка Программа «Развитие пространственных представлений у младших школьников через практическую работу с конструктором для объёмного моделирования ТИКО» имеет научно-познавательную направленность и реализуется в МАОУ «Гимназия №2» на кружке моделирования «Геометрика». Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно». Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Программа предназначается для учителей начальных классов, логопедов, психологов, дефектологов, может быть использовано воспитателями дошкольных образовательных учреждений; рекомендуется родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком. Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления. Для достижения данной цели решаются следующие задачи: • ознакомление учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами; • формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу; • развитие мотивационной сферы учащихся – интереса к исследовательской деятельности и моделированию; • овладение навыками пространственного ориентирования; • вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью; • развитие воображения, умения фантазировать. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 - 11 лет. Сроки реализации программы - 4 года обучения, занятия проводятся - 1 раз в неделю, 36 занятий в год. Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из двух видов деятельности: 1. Практические задания и занимательные упражнения для развития пространственного и логического мышления. 2. Работа по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования (ТИКО – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения). Ожидаемый результат: 1 класс (7 – 8 лет) По окончании дети должны знать и уметь: • иметь представление о различных видах многоугольников; • ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также –над, -под, -в, -на, -за, -перед; • анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам; • составлять плоскостные фигуры из ТИКО-деталей; • конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу; • вычислять периметр фигуры практическим путем; • иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов. Ожидаемый результат: 2 класс (8 - 9 лет) По окончании дети должны знать и уметь: • измерять и сравнивать объемы куба и прямоугольного параллелепипеда; • иметь представление о понятиях «вершина», «грань», «ребро»; • конструировать куб из развертки, и наоборот, развертку из куба; • ориентироваться в понятиях «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали», «вправо вниз по диагонали»; • вычислять и сравнивать периметр невыпуклых многоугольников; • иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры; • конструировать симметричные фигуры; • придумывать и конструировать игровые фигуры на заданную тему. Ожидаемый результат: 3 класс (9 - 10 лет) По окончании дети должны знать и уметь: • уметь работать со схемами и лабиринтам; • иметь представление о различных видах призм и пирамид; • измерять и сравнивать объемы различных призм и пирамид; • решать задачи логического характера; • конструировать различные виды призм и пирамид; • иметь представление о понятии «центра симметрии», симметричных и несимметричных фигурах; • конструировать фигуры с центром симметрии. Ожидаемый результат: 4 класс (10 - 11 лет) По окончании дети должны знать и уметь: • конструировать по образцу и по собственному замыслу; • уметь различать и сравнивать различные виды многогранников; • конструировать простейшие виды многогранников из ТИКО-деталей; • уметь работать по схемам различной сложности; • иметь представление об изометрии и об основах теории вероятности. Продолжительность занятий: 7 лет – 30 минут, 8 –11лет – 40 минут. Способами определения результативности программы являются: • Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения. • Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы. Учебно-тематический план Класс Название темы Всего часов Теоретические занятия Практические занятия 1 класс 36 18 18 Плоскостное конструирование 10 5 5 Плоскость и объем 5 2,5 2,5 Конструирование по собственному замыслу 5 2,5 2,5 Логический квадрат 2 1 1 Периметр 2 1 1 Симметрия 1 0.5 0.5 Тематическое конструирование 11 5,5 5,5 2 класс 36 18 18 Плоскостное конструирование 5 2.5 2.5 Плоскость и объем 10 5 5 Конструирование по собственному замыслу 6 3 3 Периметр 2 1 1 Объем геометрических тел 2 1 1 Симметрия 2 1 1 Тематическое конструирование 9 4,5 4,5 3 класс 36 18 18 Многогранники 17 8.5 8.5 Конструирование по собственному замыслу 5 2,5 2,5 Симметрия 2 1 1 Объем 2 1 1 Тематическое конструирование 10 5 5 4 класс 36 18 18 Многогранники 14 7 7 Конструирование по собственному замыслу 5 2,5 2,5 Объем 2 1 1 Изучение основ теории вероятности 2 1 1 Изометрические проекции 2 1 1 Симметрия 2 1 1 Тематическое конструирование 10 5 5 Итого по программе 144 72 72 Содержание 1 класс Тема № 1: «Плоскостное конструирование» (10 ч) Теория: понятия «многоугольник», «четырехугольник»; сравнительный анализ многоугольников. Практическое задание: конструирование четырехугольников из ТИКО-деталей. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Многоугольники». Тема № 2: «Плоскость и объем» (5 ч) Теория: понятия «объем», «геометрическое тело», «куб», «развертка». Практическое задание: анализ и конструирование куба из развертки. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»). Тема № 3: «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч) Теория: виды конструирования – плоскостное, объемное. Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»). Тема № 4: «Логический квадрат» (2 ч) Теория: правила составления логического квадрата. Практическое задание: конструирование логического квадрата (3 на 3) по цветам. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Логический квадрат». Тема № 5: «Периметр» (2 ч) Теория: понятие «периметр», вычисление периметра многоугольника. Практическое задание: исследование - конструирование многоугольников различного периметра из девяти ТИКО-квадратов. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Периметр» (исследование № 1). Тема № 6: «Симметрия» (1 ч) Теория: правила составления узоров, понятия «узор», «чередование». Практическое задание: конструирование узоров с помощью чередования 3 – 4 цветов, фигур. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Симметрия». Тема № 7: «Тематическое конструирование» (11 ч) Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Подводный мир», список фигур для конструирования. Практическое задание: плоскостное моделирование по теме «Подводный мир». Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации. 2 класс Тема № 1: «Плоскостное конструирование» (5 ч) Теория: изучение и анализ иллюстраций на тему «Животные жарких стран», список фигур. Практическое задание: конструирование растений и животных жарких стран. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Коллекция ТИКО-поделок, схемы плоскостных фигур. Тема «Живой мир»». Тема № 2: «Плоскость и объем» (10 ч) Теория: понятия «призма», «основание», «грань», «ребро», «вершина». Практическое задание: конструирование треугольной призмы из развертки. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО, мультимедийная презентация «Каталог геометрических фигур» (набор «Геометрия»). Тема № 3: «Конструирование по собственному замыслу» (6 ч) Теория: виды конструирования – плоскостное, объемное. Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»). Тема № 4: «Периметр» (2 ч) Теория: понятия – «выпуклые» и «невыпуклые» многоугольники, вычисление и сравнительный анализ периметра многоугольников. Практическое задание: конструирование выпуклых и невыпуклых многоугольников из ТИКО-деталей. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»). Тема № 5: «Объем» (2 ч) Теория: единицы измерения объема, сравнительный анализ объемов кубов (малого и большого). Практическое задание: конструирование кубов (большого и малого) из ТИКО-деталей, измерение объема кубов с помощью наполнителя. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель, мультимедийная презентация «Объем». Тема № 6: «Симметрия» (2 ч) Теория: понятие «ось симметрии», различение симметричных и несимметричных фигур. Практическое задание: конструирование симметричных фигур на основе осевой симметрии. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Симметрия». Тема № 7: «Тематическое конструирование» (9 ч) Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Выставка современных технических средств», список фигур для конструирования. Практическое задание: моделирование фигур для выставки (транспорт, бытовая, военная техника и т.п.). Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации. 3 год обучения Тема № 1: «Многогранники» (17 ч) Теория: понятия «многогранник», «четырехугольная пирамида», «октаэдр». Практическое задание: конструирование октаэдра, исследование многогранника, работа в тетради. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), тетради для исследований. Тема № 2: «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч) Теория: - Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО. Тема № 3: «Объем» (2 ч) Теория: формула вычисления объема куба. Практическое задание: сравнительный анализ объемов разных видов четырехугольных призм. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель, мультимедийная презентация «Объем». Тема № 4: «Симметрия» (2 ч) Теория: понятие «центр симметрии», различение симметричных и не симметричных фигур. Практическое задание: конструирование симметричных фигур на основе центральной симметрии. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»). Тема № 5: «Тематическое конструирование» (10 ч) Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Космодром», список фигур для конструирования. Практическое задание: конструирование разного вида призм, пирамид из ТИКО-деталей; сравнительный анализ объема фигур. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель, 4 год обучения Тема № 1: «Многогранники» (14 ч) Теория: понятия «многогранник», «кубооктаэдр». Практическое задание: конструирование кубооктаэдра из развертки, исследование многогранника, работа в тетради. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Многогранники» (2 часть), схема развертки кубооктаэдра, тетрадь для исследований. Тема № 2: «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч) Теория: - Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО. Тема № 3: «Объем» (2 ч) Теория: понятие «мера объема». Практическое задание: сравнительный анализ объемов различных многогранников. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель. Тема № 4: «Изучение основ теории вероятности» (2 ч) Теория: знакомство с элементами теории вероятности. Практическое задание: исследование вероятности выпадения той или иной грани игрового куба через практическую работу; работа в тетради. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), таблица вероятностных значений, тетрадь. Тема № 5: «Изометрические проекции» (2 ч) Теория: проекции куба на плоскость. Практическое задание: конструирование изометрических проекций куба. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»). Тема № 6: «Симметрия» (2 ч) Теория: осевая и центральная симметрия. Практическое задание: конструирования узоров на основе осевой и центральной симметрии. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»). Тема № 7: «Тематическое конструирование» (5 ч) Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Детская игровая площадка», список фигур для конструирования. Практическое задание: моделирование фигур для детской площадки. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации. Рекомендации • Использование на занятиях набора «Геометрия» в сочетании с набором «Школьник» значительно расширяет диапазон развития фантазии и воображения учащихся, предоставляет возможность для конструирования оригинальных фантазийных конструкций со сложной структурой (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3). • Для фиксирования результатов исследований и практической работы учащихся с конструктором рекомендуется включать в 3 – 4 классах работу в тетрадях «Исследования». • В процессе проведения занятий рекомендуется сочетание индивидуальной конструкторской деятельности, работы в парах, групповое и коллективное конструирование • Для эффективной организации коллективного конструирования по теме рекомендуется разложить конструктор по деталям (квадраты в одной коробке, треугольники в другой и т.д.) Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности «Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО» (кружок моделирования «Геометрика») Обеспечение программы методическими видами продукции: 1. Мультимедийные презентации к занятиям: «Многоугольники» «Логический квадрат» «Периметр» «Объем» «Симметрия» «Коллекция ТИКО-поделок. Тема «Живой мир» «Коллекция ТИКО-поделок. Тема «Техника» «Каталог геометрических фигур» «Многогранники» (1 часть) «Многогранники» (2 часть) 2. Приложения: ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 – «Схемы плоскостных игровых ТИКО-фигур» ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 – «Конспекты занятий» ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 – «Комплектация конструкторов ТИКО» ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 – план занятия «Конструирование многоугольников» ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 – материал по теме «Осевая симметрия» ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 – схемы «ТИКО-мячи» ПРИЛОЖЕНИЕ № 7 – схемы «Геометрические понятия» Дидактический материал представлен: • Схемы плоскостных фигур (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1) • Схемы разверток многогранников (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2) Материально-техническое оснащение занятий: • Конструктор для объемного моделирования ТИКО – набор «Геометрия» - 20 штук; • Столы – 10 штук; • Стулья – 20 штук; • Стеллаж для хранения конструктора – 1 штука; • Мультимедийное оборудование. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ http://2berega.spb.ru/user/irkra/folder/94382/ Авторские права: Логинова Ирина Викторовна Пожалуйста, оцените конспект - Программа внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором ТИКО": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
6303 |
Конспект прислал: LOGICA 8 марта 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||