Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Программа коррекционной работы |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Программа коррекционной работы |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Пояснительная записка
1.Настоящая рабочая программа индивидуальной траектории преодоления трудностей по русскому языку разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), 2. Концепции УМК «Начальная школа XXI века» 3.Планируемыми результатами начального общего образования; В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих. Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема моя, как учителя, – «не потерять», «не упустить» учащихся с трудностями в обучении. Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательных учреждений является педагогической системой, обеспечивающей индивидуализацию обучения детей с трудностями в обучении и реализующей принципы комплексного подхода к целям, задачам и содержанию образования, единства диагностики и коррекции недостатков развития, развивающего обучения (развитию общих способностей к учению на основе системно - деятельностного подхода). В основе данной программы индивидуальной траектории обучения ученика, лежит опыт работы с детьми , обучающимися в специально – коррекционных классах VII вида, а также современные формы методы и приемы работы на уроке, содержания и инструментария разработанными авторами УМК «Начальная школа XXI века». Основная цель: создание благоприятного психолого – социального климата для формирования познавательной мотивацию к обучению и УУД. Формы, методы, приемы: работа в малых группах, парах. индивидуальный и дифференцированный подходы,; методы словесный, наглядный, моделирование, частично – поисковый; приемы работа с опорой на карточки – помощницы, прием проговаривания алгоритма во внешней речи. Формы контроля: текущий контроль (самостоятельные, проверочные и срезовые работы по основным темам курса), диагностические работы с целью выявления проблем по предмету и способов коррекции, итоговые работы. Направления коррекционной работы 1.Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности Оказание помощи в преодолении затруднений в учебной деятельности учащимся с диагнозом ЗПР, обучающимся в общеобразовательном классе , проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Начальная школа XXI века». При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов). Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!). Применять частую смену видов деятельности на уроке. Многократно проговаривать и закреплять материал урока. Стремиться к алгоритмизации деятельности. Ориентация на индивидуальный подход в обучении бесспорное достоинство данного УМК. Индивидуализация обучения вызвана тем, что уровень подготовки и способности к учению не у всех школьников одинаков. У части из них недостаточно для данного возраста развиты психические процессы, вследствие этого они начинают отставать в учебе, что ведет к слабому усвоению программного материала и нуждаются, как минимум в обеспечении оптимального темпа продвижения в содержании изучаемого предмета и оптимального объема учебной нагрузки. Все средства обучения в УМК «Начальная школа XXI века» содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а так же уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий культурологический фон обучения, с одной стороны, отказавшись от обязательности усвоения все предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), а с другой стороны предоставив возможность каждому ребенку работать в соответствии с его возможностями. Таким образом, идет реализация принципа «мини - макси». Он исходит из необходимости дать детям значительно больше того, чем нужно от них требовать. Задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей при дифференцированном подходе. Так в условиях гетерогенного класса, где учатся дети разных уровней, при дифференцированном подходе каждый из них может работать в собственном темпе и в то же время, подражая другим, может ускорять его. При практическом исследовании понятие «индивидуализация обучения» необходимо иметь в виду, что речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. Это обусловлено тем, что индивидуальные особенности учеников имеют не только различные, но и сходные стороны. Поэтому, естественным образом формируются группы учеников, обладающих примерно сходными особенностями. Группы могут формироваться: •по результатам педагогической диагностики; •уровню развития; •сформированности компонентов учебной деятельности (принятия учебной задачи, развитие учебных действий, построение алгоритма решений, контроль и самоконтроль); •результатам самостоятельных и контрольных работ; •выбору самого ребенка. Авторами УМК разработана дифференциация учебных заданий не только по уровню сложности (разноуровневые задании), но и по уровню творчества, так как творчество представляет собой продуктивную деятельность, т.е. производящую новое в отличие от репродуктивной, повторяющей известное. Большинство заданий носят продуктивный характер. Это упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходиться применять задания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (поисковые, преобразующие), создавать новый продукт (новые задания, сочинения). В процессе такой работы школьник, бесспорно приобретает и опыт творческой деятельности . Так как данная программа составлена для детей с ЗПР, то необходимо дозировать и умело сочетать продуктивные задания с репродуктивными, а при изучении основных тем по предметам больше внимания уделять тренировочным упражнениям. Дифференцированную работу на уроках следует организовывать следующим образом : учащимся с низким уровнем обученности предлагаются репродуктивные знания, а со средним и с высоким – творческие. Однако можно предложить продуктивные знания всем ученикам, но при этом детям с низким уровнем обученности даются задания с элементами творчества, в которых нужно применять знания в измененной ситуации, а с остальными – на применение знаний в новой ситуации. В УМК «Начальная школа ХХI века» все средства обучения содержат материал, который позволяет учить учителю учесть индивидуальный темп продвижения и успешность каждого ученика. При выполнении любой работы по разным предметам дети учатся контролю и самоконтролю, осуществляют проверку каждого этапа работы, обосновывают свое решение, получая простейшие навыки построения алгоритмов, определяют границы своего знания и незнания. В этом помогают рубрики: - «Проверь себя» Коррекционно-развивающие тетради, задания в которых нацелены на устранение причин, возникших у неуспевающих школьников трудностей и на создание условий для совершенства индивидуальных способностей, что позволяет УМК использовать в условиях массовой школы, имеющий разный стартовый уровень готовности к школе, и специальные виды упражнений с 1 по 4 кл. позволяют воспитывать данную самостоятельность в выборе действий и в формировании самоконтроля. Таким образом, методический аппарат системы учебников УМК «Начальная школа XXI века» направлен на поиск наиболее эффективных способов выполнения и проверки; осознания причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. Преодолению неуспешности отдельных учеников, с задержкой психического развития, помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствуя пониманию результата. В учебниках 3 класса курса «Математика» методический аппарат разработан с учетом деятельностного подхода к обучению, поэтому на страницах учебнака «активно действуют» два персонажа – Волк и Заяц. Для повышения интереса учащихся к предмету и расширения их кругозора включен материал из истории математики «Путешествие в прошлое» (старинные задачи, головоломки, занимательные упражнения, направленные на развитие логического мышления и формирования познавательного интереса к предмету. Учебник содержит материал, предназначенный для организации разнообразных видов и форм работы с детьми: устной работы(коллективное обсуждение учебной задачи, устный счет, решение задач без выполнения записей) и письменной работы(запись решения задачи, выполнение геометрических построений). Учебник построен по тематическому принципу, что позволяет отказаться на уроке от выполнения определенного количества упражнений, предоставляет возможность творчески подойти к отбору материала с учетом особенностей учащихся. Материал, представленный в рабочих тетрадях, дополняет содержание учебника упражнениями, способствующими формированию у третьеклассников необходимых умений и навыков. Также включены упражнения занимательного характера. Задания для домашней работы специально не выделяются. . Всё это создаёт условия для формирования УУД, познавательной мотивации, умений проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль полученных знаний и освоенных способов действий. В учебниках 3 класса курсе «Русский язык» научная информация и методический аппарат средств обучения учитывают психологические особенности учащихся и служат средствами формирования учебной деятельности на уроках русского языка . С целью соблюдения принципа научности данная программа предусматривает выделение в учебном предмете трех содержательных линий «Система языка», «орфография и пунктуация» , «Развитие речи» . Методический принцип «один урок – один объект – одна цель» выделил в структуре три блока «Как устроен наш язык» , «Правописание», Развитие речи». Материал тем выделенных курсивом не является обязательным для усвоения. В блоке «Как устроен наш язык» Дополнение, определение, обстоятельство; Род неизменяемых имен существительных. Падеж и предлог: образование предложно – падежной формы. Различие падежных и смысловых вопросов. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имен существительных. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных. Склонение личных местоимений. В блоке «Правописание» - соединительные гласные о,е в сложных словах; суффиксы имен существительных –ок, - ец, - иц, - сочетания ичк, ечк, инк, енк; безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на – ий, - ия, - ие; В блоке «Развитие речи» - создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи: использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов и фразеологизмов. На уроках по данным темам учащимся с диагнозом ЗПР планируется выполнение тренировочных упражнений на формирование орфографической зоркости, отработка навыка проверки слов по алгоритму, в зависимости от места орфограммы в слове, формированию навыка подробного изложения заданного текста. • знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов. Литература Учебники: 1. Русский язык. 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192 с.: ил. - (Начальная школа XXI века). - ISBN 978-5-360-03111-6(ч.2). 2. Русский язык. 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192 с.: ил. - (Начальная школа XXI века). - ISBN 978-5-360-03110-9(ч.1). 3. Рабочие тетради: 1. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., – М.: Вентана-Граф, 2012. 2. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., – М.: Вентана-Граф, 2012. 3. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012 4. Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык. Тетрадь для контрольных работ 3 классИздание: 1 - М.: Вентана-Граф, 2012. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:. 1. Грузберг А.А. Пословицы и поговорки: Словарик школьника. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2008. - 144 с. - ISBN 978-5-9780-0161-7. 2. Игнатьева Т.В. Русский язык. Все правила. 1-4 классы: Справочник. - 2-е изд., стереотип. - М.: Экзамен, 2012. - 190 с. 3. Использование мультимедийных и интерактивных цифровых образовательных ресурсов в предметном обучении: Сборник трудов I Региональной научно-практической on-line конференции / Под ред. М.В. Соболева; БелРИПКППС. - Белгород: ООО "ГиК", 2011. - 134 с. 4. Комплексные тесты. 3 класс. Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: Учебное пособие / Под ред. Н.А. Сениной. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Легион, 201. - 172 с. - (Начальное общее образование). - ISBN 978-5-9966-0168-4. 5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Изд. Оникс: ООО «Изд. «Мир и образование», 2007. 6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 3 ч. Ч. 3 / С.А. Анащенкова, М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2012. - 274 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-018587-5(3). 7. Оценка знаний. Русский язык, 2 – 4 класс, В. Ю. Романова, Л. В. Петленко, – М.: Вентана-Граф, 2009. 8. Проверочные тестовые работы. Русский язык: 3 класс Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова. – М.: Вентана – Граф, 2012.- 64л. 9. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование. - 7-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2010. - 496 с. - (От А до Я). - ISBN 978-5-8112-3533-9. 10. Русский язык Тесты 3 класс, – М.: Вентана-Граф, 2011. 11. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ 1 – 4 классы., – В. А. Шукейло М.: Вентана-Граф, 2007. 12. Русский язык. Тесты. 2-4 классы: Тренировочная тетрадь / С.В. Гармаш, С.А. Кравцова, Д.Б. Маринченко и др; под ред. Н.А. Сениной. - 2-е изд., перраб. - Ростов н/Д: Легион, 2011. - 112 с. - (Начальное общее образование). - ISBN 978-5-9966-0112-7. 13. Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012. 14. Современный словарь-справочник по культуре речи для школьников. - Екатеринбург, М.: У-Фактория, АСТ МОСКВА, 2009. - 352 с. - ISBN 978-5-9757-0442-9 (У-Фактория). 15. Учим русский с увлечением – 2:Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1 – 4 класс – М.: 5 за знания, 2005. 16. Этимологический словарь русского языка для школьников / Сост. М.Э. Рум. - Екатеринбург, М.: У-Фактория, АСТ МОСКВА, 2009. - 304 с. - ISBN 978-5-9757-0433-7 (У-Фактория). Оборудование: печатные пособия: - демонстрационный материал; - таблицы, схемы; - дидактический раздаточный материал; - детские работы как примеры выполнения творческих заданий. информационно-коммуникативные средства: - мультимедийные программы; - электронные учебники. технические средства обучения: - компьютер с программным обеспечением; - мультимедиапроектор; - магнитная доска; - экран. экранно-звуковые пособия: - CD – диск. Русский язык. 3 класс. Поурочные планы по учебнику С. В. Иванова. / О. В. Зеленихина. – Волгоград: «Учитель» 2010. : О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. - аудиозаписи музыки; - видео-, DVD- фильмы, презентации. Пожалуйста, оцените конспект - Программа коррекционной работы: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
928 |
Конспект прислал: ирина25 13 декабря 2013 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||