");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Обоснование педагогического опыта


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Обоснование педагогического опыта


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Ануфриенко И.В.
Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе
В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
ФГОС предполагает дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.
Преобразование процесса должно осуществляться так, чтобы обучающийся находился в активной позиции познающегося, ошибался, искал пути выхода из сложных учебных и социальных ситуаций, совершал выбор и нес за него ответственность.
На мой взгляд, именно проектная технология способствует формированию у ученика высокого уровня познавательного интереса к проведению работ исследовательского характера, формирует у обучающихся умение самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике.
Проектная технология способствует также развитию ключевых компетенций обучающихся: умению работать в команде, искать компромисс, добиваться результатов.
Анализируя свою деятельность, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
• низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
• неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
• отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Проектная деятельность учащихся для меня важна, так как в основе метода проектов лежит познавательная деятельность учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Цель данной работы – развитие самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления учащихся, формирование демократического стиля общения учителя и учащихся.
На мой взгляд, именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся. При этом, значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Начинала я работу в первом классе с тренировочного проекта и выбрала самый простой вид – информационный.
Работу строила следующим образом: Класс я разделила на две группы. Каждая группа расположилась за общим столом, где в центре находились карточки с этапами и темами проекта. Я объявила ребятам, что сегодня мы будем учиться выполнять очень интересную научную работу как взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования (карточка «Выбери тему»). После того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами были убраны.
Дальше я объяснила юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?
Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому я предупреждаю, что существует много способов получения необходимых знаний.
- Что мы должны сделать перед тем, как начнём собирать информацию?
- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?
Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол легла карточка с символом «подумать».
Следующий вопрос, который я задала детям:
- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?
Дети постепенно выстроили линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление результатов», «представление результатов, выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.)» и «презентация проекта».
Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта в упрощённом виде.


Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:
1) Учёт интересов детей.
Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.
2) Учение через деятельность.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую (например, найдите слова, которые рифмуются), исследовательскую деятельность (к примеру, исследуйте, есть ли рифмующиеся слова в скороговорках, исследуйте стихотворные тексты, упражнения и попробуйте использовать результаты исследования в следующем упражнении). Также предполагается систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы (Все ли получилось? Как ты думаешь, почему не получилось?); презентации (подготовьте презентацию составленных словариков и поэтических строк).
3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4) Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но и между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.
5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.
6) Принцип последовательности - усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному.
Главным отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности обучающиеся не только получают новые знания, но и создают учебный продукт, материальный результат совместного труда. Чтобы доказать целесообразность в практике данного метода, хочу
поделиться опытом организации проектной деятельности на уроке русского языка во втором классе при изучении темы «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», обучающимся предлагалось поработать над проектом «Грамматика весны».
Цель проекта была сформулирована следующим образом: самостоятельный поиск и подбор материалов к теме. Работа проводилась по группам, которые были сформированы по желанию учащихся, исходя из уровня их учебных возможностей и способностей, сложившегося опыта коммуникаций. Количество учащихся в группах варьировалось от трех до семи. Каждая группа получила свое задание.
Привожу примеры заданий и материалов, подобранных обучающимися.
1 группа - найти «весенние» слова на заданную орфограмму, подобрать к ним проверочные слова, отметив сильные и слабые позиции (приложение 1).

2 группа- придумать предложения со словами на изученную орфограмму (приложение 2).

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 16925

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: 911@sms911.ru.
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса


Для закрепления знаний ученикам предлагается разучить игру "Рифма".
Сейчас вы со своим соседом по парте попробуете составить как можно больше рифмованных слов за 1 минуту. Потом посмотрим, у кого будут интересные рифмы к словам: белка, дудочка, игрушка,
Легко подбирать рифму, написать стихотворение? Как вы думаете, какими качествами должен обладать поэт?
- Правильно! (на доске записаны слова):
Способный, талантливый, сообразительный, трудолюбивый, усидчивый, творческий.
Вы сегодня побудете немного в роли поэтов, хорошо и активно работая на уроке, вы будете способствовать развитию этих качеств у себя.
Упр.2,3 (с.8-9).
-Исследуйте стихотворные тексты из упр.2 и попробуйте использовать результаты исследования в упр.3.
-Проверим результаты ваших исследований. (2-3 ученика читают свои варианты рифмовок).
4. Физкультминутка.
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Глубоко вдохнули - выдохнули
Поскакали на носочках:
Прыг-скок, прыг-скок.
Встали ровненько в рядочках и продолжили урок.
II этап - организационный
5. Работа в группах. Каким правилам работы в группах нужно следовать, чтобы работать дружно и результативно.
Задание для 1 группы: подчеркнуть слова – рифмы:
снежинки – пушинки точка – почка
зима – мороз класс - дети
печальный - хрустальный шалить- ловить
речка - лед искать- играть
речка - свечка
Задание для 2 группы: подобрать рифму:
-Серый волк гостил в лесу Очень умная птица
Встретил рыжую……….. не сова и не …………
-Где обедал воробей? Она песен не поет
В зоопарке у……… а советы ……………
-А петух с колючим ёжиком
Режут сало острым………..
Задание для 3 группы: соединить рифмы:
Яблоки поспели лапы стынут на морозе Рома спит, и Вова спит комара отгони
Что за чудо у березы У сосны и ели Баба Даша! Не спи а комар зудит
Задание для 4 группы: Вычеркните слова без рифмы в каждой строчке
Мех – теплый – смех – грех - успех- белый- лисий
Елка – метелка – зеленая – телка - нарядная
Козленок – коза - теленок – утенок - жеребенок.
6. Подготовка к выполнению проектов
-Как вы поняли, какой проект мы должны сегодня выполнять?
7. Работа в группах
На доске сюжетная картинка, вам нужно составить рифмованные строчки по этой картинке.
Каждая группа читает свои стихи.
8. Рефлексия
-Как работала ваша группа? Оцените в своих группах работу каждого (за активную работу - 2 лучика).
-Чему сегодня учились на уроке?
-Кто хочет рассказать о своей работе на уроке?
А теперь покажем дерево знаний: если вы научились находить рифму и сможете самостоятельно составить рифмованные строчки, встаньте и высоко поднимите руки; если вы научились находить рифму, но затрудняетесь рифмовать слова- просто встаньте; если вы ничему не научились и не получили никаких знаний на уроке - оставайтесь сидеть на местах.
III этап. Осуществление деятельности (на основе полученных знаний на уроке дети создают свой индивидуальный проект).
-Я благодарю вас за работу, на занятии по проектной деятельности мы продолжим работу над рифмой: составим словарик собственных рифм, поэтические строчки и проведем презентацию по своим работам. Урок окончен.


2 Урок. Наши проекты. Рифма.
IV этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).
Ребята, на этом уроке вы представите свои творческие проекты. После презентации каждого проекта вы можете задать вопросы автору. Также посмотрите, какие цели и задачи у каждого проекта.

Анализ уроков
Наши проекты. Рифма.
Этапы работы над проектом
1 этап - погружение в проект.
На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы: что такое рифма? А верно ли мы составили определение, требующие доказательства или опровержения? При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.
Применяя метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям: С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?
На данном этапе дети узнают, что такое рифма, затем находят в стихотворении рифмованные слова, исследуют рифму в примерах, пытаются сами создать рифмы.
II этап - организационный
-образуем группы участников проекта (в данном случае группы лучше создать по способностям, так как индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
- определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению.
1 группа (дети с ограниченными способностями) – создать сюжетную картину (из данного материала: фигурки животных, различных растений расположить на фоновой основе).
2 группа (дети средних способностей) - подобрать к данным словам рифмы, то есть создать словарь рифм заданной формы.
3 группа – создают четверостишия к картине.
Таким образом, в создании проекта принимают участие все ребята. Благодаря педагогическому сопровождению, которое помогает школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, метод проектов ставит каждого ребенка в позицию активного участника. Такой подход ведет к сплочению детского коллектива. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Все это способствует формированию у ребенка положительной самооценки (« Я смог», « У меня получилось») и комфортного психологического состояния, что служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества
Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить, и о возможных путях решения данных задач. Здесь нужно обязательно провести рефлексию, так как далее дети будут работать индивидуально над созданием собственного проекта.
III этап. Осуществление деятельности (на основе полученных знаний на уроке дети создают свой индивидуальный проект).
Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, подбор рифм, создание своего словаря рифм, подбор иллюстраций.
IVэтап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).
На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность. Результаты представляются в виде творческой работы.
Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.
V этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).
В результате педагогического проектирования на практике видно, что проектное обучение даёт возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одаренных и творчески-развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей обучающихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».
Таким образом, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.


Авторские права: Ануфриенко Ирина Викторовна


Пожалуйста, оцените конспект - Обоснование педагогического опыта:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Коллективный проект во внеклассной работе "День медведя"
  • метод проектов
  • Организация проектной денятельности в начальной школе
  • Проектная деятельность в начальных классах.
  • Организация работы творческой группы учителей
  • Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе
  • Конспект урока."Свойства воды", проект, Окружающий мир, 2 класс
  • Проектная деятельность Моя сказка
  • Новые подходы в организации педагогической деятельности учителей начальных ...
  • проект «Правила друзей природы»


  • 507
    Конспект прислал: irina_anufrienko 27 сентября 2015 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата