Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » КТД «Путешествие по национальным заповедникам Беларуси» |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
КТД «Путешествие по национальным заповедникам Беларуси» |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
КТД
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАЦИОНАЛЬНЫМ ЗАПОВЕДНИКАМ БЕЛАРУСИ» ЦЕЛЬ: • Закрепить знания детей о природе Республики Беларусь, бережном отношении к ней, охране природных богатств и животного мира. ЗАДАЧИ: • Формировать интерес к природе Беларуси. • Привлекать подрастающее поколение к изучению и охране природы. • Воспитывать любовь к родному краю. ОБОРУДОВАНИЕ: карта путешествия в виде контура РБ, станции «Беловежская пуща», «Припятский», «Браславские озёра», «Нарочанский», «Березинский». ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: учащиеся по микрогруппам готовят сведения о заповедниках и национальных парках РБ, иллюстрации, номера художественной самодеятельности. Выбираются ведущие и другие персонажи, которые будут представлять свои станции. Из 6 человек создаётся команда знатоков-туристов. (Если мероприятие общешкольное, игроки выбираются из зрителей.) _____________________ ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: Ведущий: - Здравствуйте! В настоящее время по всей стране проводятся мероприятия, которые посвящены заповедникам и национальным паркам. Сотни, тысячи людей участвуют в них, и поэтому они проходят под названием “Марш парков”. И сегодня мы подготовили для вас путешествие, в котором познакомим вас с национальными заповедниками и парками Беларуси. Звучит музыка. На сцену выходят пять человек. Музыка медленно смолкает. Первый: - На нашей земле есть много красивых мест. Но лучше всех это конечно Земля под белыми крыльями. Это и необъятные леса, и бескрайние просторы полей, и реки с прозрачной и чистой водой, и чудесные озёра, и таинственные болота. Пейзажам нашей страны не свойственны яркие, кричащие краски. Тихое обаяние белорусской природы проявляется в серых туманных утрах, бледно-розовых рассветах, шелесте листвы. Второй: - Да, прекрасна природа Беларуси. Но, как и в любом другом месте, она очень уязвима, и деятельность людей часто губит ее, чем оберегает. Заводы отравляют воду и воздух, леса вырубаются на больших площадях. Третий: - И это только промышленность. А сами люди: браконьерская охота и лов рыбы, сбор ягод и растений. Все уничтожается, вытаптывается, ломается. Четвертый: - Ну и ужасную же картину вы нарисовали. Неужели все так плохо, и ни растениям, ни животным нет места, где они могут спокойно жить. Пятый: - Нет, конечно, люди все же спохватились и стали принимать меры по охране дикой природы. Они создали специальные территории, где охраняются не только редкие растения и животные, но и самые обычные виды, населяющие их. И это – заповедники. Первый: - Да, я знаю о них. На территории Беларуси, одной из самых "зеленых" стран Европы, имеется целый ряд уникальных заповедников и заказников. Под охраной государства находится около 6 % территории страны. Пятый: - Да, это замечательно, что у нас в стране есть такие места, где охраняют животных и растения, находящиеся там. И мы тоже должны помочь сохранить нашу родную природу. Хором: Спасем земную красоту! В путь! Звучит музыка, дети уходят. Выходит ведущий: Ведущий: - В путь! Но, чтобы не загрязнять окружающую среду, мы отправимся с вами в путешествие пешком. Выходят 6 детей-туристов с рюкзаками, читают стихотворение С. Михалкова «Весёлый турист». Ведущий: - Наше путешествие началось. Вы узнаете о том, что такое заповедник, для чего он создан, кто его охраняет и что там охраняется. Познакомитесь с самыми известными заповедниками и парками Беларуси. Это путешествие будет не простым. Вы пройдете через 5 пунктов, побываете в лесу, на лугах, на берегах голубых озёр и рек. Здесь вам предстоит выполнить определенные задания. Весь наш маршрут показан на этой схеме. (Помощники разворачивают карту-маршрут и крепят ее.) За каждый правильный ответ вы будете получать по жетону. Таким образом, к концу нашего путешествия тот, кто наберет наибольшее количество жетонов, окажется победителем и призом ему будет приглашение совершить настоящую экскурсию в заповедник. А теперь мы начнем! Начинает один из ребят - проводник, (второй следит за ответами и раздает жетоны, ведущий следит за ходом всей игры). Треск и шум стоит вокруг. Столько шума, чтобы знали: "Не стреляйте, я ваш друг!" В заповеднике сохатый Не боится никого. Он, конечно же, рогатый, Но рога-то для чего? По секрету между нами: Если кто-то нападет, Напугает он рогами И тихонечко уйдет. Проводник: - Путь не близкий, и мы отправляемся дальше, в колоссальный массив первобытного европейского леса – Беловежскую пущу. Мы с вами вошли в заповедный лес. Здесь высокие деревья, закрывающие кронами небо, большие завалы-буреломы, через которые трудно переходить. Все это нетронутый человеком лес. В заповеднике есть люди, которые изучают его. Они называются лесоведами. А вот как раз один из них идет к нам. Лесовед: - Здравствуйте, я рад приветствовать вас в нашем лесу. Он очень старый и хозяйственной деятельностью человека не был затронут. Все вы любите бывать в лесу, и, наверное, очень наблюдательны. Сейчас я вам задам несколько вопросов. 1. Какие деревья растут в нашем лесу? (Ели, сосны, дубы, ясени и пр.) 2. Вы прошли по лесу и видели очень много старых деревьев. Как вы думаете, зачем нужны лесу старые деревья? (Старые деревья служат пищей различным микроорганизмам, насекомым, растениям. Они создают плодородный слой почвы.) 3. Сколько лет может жить ель? 100, 250, 400? (250) 4. Эта птица живет в наших лесах, самая крупная и может питаться грибами. Кто это? (Глухарь.) 5. Кто является безусловной гордостью наших реликтовых лесов? (Зубр.) 6. Какого размера достигает зубр в высоту? 1 м., 2 м., 3 м.? (2 м.) Лесовед: - Спасибо за ответы. Вы прекрасно справились. Добро пожаловать в древнейшие лесные массивы, с пьянящим ароматом трав и колдовским запахом столетий. Проводник: - Беловежская пуща – уникальный для Европы лесной массив. Лес удивляет необычайной пестротой, беспрерывным чередованием различных пород и размерами деревьев, около 120 видов. Здесь можно увидеть гигантские, высотой 44 - 50 метров, ели и 42-метровые сосны. Поражают огромные дубы, более 1000 из которых возрастом от 300 до 700 лет, 450-летние ясени, 300-летние сосны, 250-летние ели. Здесь проживают приблизительно 55 разновидностей крупных млекопитающих, более 200 видов птиц. В пуще обитают редкие сейчас животные – европейский олени, рыси, барсуки. Но безусловной гордостью является зубр - лесной гигант, достигающий 3,5 м. в длину и около 2 м. в высоту. Тяжелое туловище зверя украшает массивная голова с шикарными закругленными рогами. Красивые и статные зубры когда-то водились в лесах многих стран. Сегодня же Беловежская пуща – одно из немногих мест в мире, где в естественных условиях обитает этот древнейший зверь. В 1992 году решением ЮНЕСКО парк включен в Список мирового наследия человечества, в 1993 году ему присвоен статус биосферного заповедника, а в 1997 г. – присужден Европейский диплом. Ученики исполняют песню «БЕЛОВЕЖСКАЯ ПУЩА». Проводник: - Грустно расставаться с такой идиллией дикой природы, однако нас ожидает не менее очаровательное место - Национальный Парк Нарочанский. Нарочанский край ассоциируется с тихим шорохом соснового леса и плеском волн уникальной жемчужины природы Беларуси - озера Нарочь. Посмотрите! К нам на встречу идёт егерь. Егерь: - Здравствуйте. А я вас уже заждался. Долго же вы шли сюда. Но я вас не задержу, только ответьте на мои вопросы. 1. На территории нашего парка расположены 42 водоема. По присутствию, какого животного определяется чистота водоемов? (Рак.) 2. Большое количество ручейков и речек впадает и вытекает из озёр. А как называется начало реки? (Исток.) 3. В роднике вода всегда, а откуда в нем она? (Подземные воды.) 4. На наших белорусских водоёмах расположена крупнейшая в Европе популяция бобра. Как называется жилище бобра? (Хатка.) 5. В озерах обитает более 30 видов рыб. Чем служит хвост рыбе? (Руль.) 6. Какие легенды о возникновении озера Нарочь вы знаете? Легенды о других озёрах? Егерь: - Спасибо, ребята, порадовали вы меня своими знаниями. Милости просим в край голубых озёр. И помните, что водное богатство страны так же охраняется и требует бережного и заботливого отношения к себе. Проводник: - Живописность Нарочанского края, прекрасные леса, мягкий климат обусловили создание на берегах Нарочи крупного оздоровительного центра - единственного курорта в нашей республике. Озеро Нарочь - самое большое озеро в Республике Беларусь площадью 79,2 га, средняя глубина - 8,9 метра, максимальная - 24,8 метра. Это озеро выделяется, прежде всего, своей уникальной чистотой, прекрасными песчаными пляжами. Отличительной чертой этого озера является то, что в него впадает только несколько небольших ручейков, а вытекает единственная река - Нарочанка. С целью сохранения природных комплексов края в 1999 году был создан самый молодой в стране Национальный парк Нарочанский. В пределах парка находятся 43 озера, здесь обитают более 20 видов животных и 180 видов птиц. На Нарочанщине наибольшее количество сосновых боров среди всех лесных массивов республики. Славится край и своими минеральными водами. На территории парка находятся многочисленные памятники архитектуры, культуры и истории Беларуси. Ученица читает стихотворение «МОЙ КРАЙ». Сказочный край – озёра и лес. Мир этот полон тайн и чудес. Я окунусь в него с головой. Знаю и верю – край этот мой. Здесь в водах глубоких спят облака. В чащах дремучих струится река, Играет на солнце живою водой. Знаю и верю – край этот мой. И нет на свете сказочней мест! Край Нарочанский – озёра и лес. Я окунусь в него с головой. Знаю и верю – край этот мой! Проводник: - Нашу Беларусь не зря называют синеокой за многочисленные озёра и реки. В этом мы с вами убедимся, отправившись из Нарочанского парка в Национальный Парк Браславские Озера. Он расположен на северо-западе Республики Беларусь на территории географической провинции с поэтическим названием "Белорусское Поозерье". Здесь с нами любезно согласился пообщаться луговед. Луговед: - Добро пожаловать в край, где около 18-20 тыс. лет назад находился ледник, толщина которого колебалась от нескольких десятков до несколько сотен метров. Последнее потепление климата вызвало медленное таяние льдов и отход их всё дальше на север. В результате сложных процессов, происходящих при таянии такого гигантского ледяного панциря, образовались системы озёр и равнин. Среди низин, покрытых лесной растительностью, значительную площадь занимают луга и болота различных типов. На первый взгляд они пусты и безжизненны. Однако здесь можно увидеть птиц, а если повезет, то и зверей, встретить редкие растения. 1. Каких птиц, обитающих на лугах, вы знаете? (Жаворонки, коростель, овсянки, тетерев, бекас и др.) 2. Какие растения-первоцветы встречаются на лугах? (Ветреница, медуница, гусиный лук и т.д.) 3. Трава от 99 болезней, произрастающая на наших лугах. (Зверобой.) 4. Какие ягоды можно собирать на болотах из–под снега? (Бруснику, клюкву.) 5. В наших краях встречается редкий вид - чёрный аист. Назовите любимое яство этих птиц. (Лягушки.) 6. Озера Браславщины богаты разнообразной рыбой. Наиболее ценится угорь. Каких ещё рыб вы знаете? (Щука, лещ, снеток, линь, ряпушка и др.) Луговед: - Молодцы! Вижу перед собой истинных знатоков и любителей природы. Продолжайте свой путь и не останавливайтесь на достигнутом. Проводник: - Национальный парк "Браславские озёра" находится в непосредственной близости от границы с Литвой и Латвией. Суммарная величина водного зеркала лежащих среди холмистого рельефа озер – 183 квадратных километра. Максимальная глубина озера Волос Южный достигает 40,4 метра, а прозрачность воды в некоторых озерах – до 10 метров. На озере Струсто расположен второй по величине в Беларуси остров Чайчин, имеющий внутренний водоем – маленькое озерцо. Водные экологические системы с разнообразной и нередко уникальной флорой и фауной – главное богатство Браславских озер. Здесь насчитывается свыше 800 видов растений, из них около 20 редких и исчезающих, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь. Из редких видов животных отмечено обитание барсука, рыси, бурого медведя, которые занесены в Красную книгу Беларуси. В озерах обитает около 30 видов рыб. На территории парка сосредоточено 45 видов птиц, занесённых в Красную книгу. Среди водоплавающих выделяется лебедь-шипун. Эта красивая птица еще недавно была практически полностью вытеснена человеком, а сейчас заселила Браславские озера. Учащиеся читают стихи. С детства мне нравятся реки, Белорусские наши леса, Холмы и пролески, Равнины, болота Волнуют ребячьи сердца. Могуча, красива, любима, И вечно она молода, Нарядна, разумна, мила Родная природа моя! Любите родную природу– Озера, леса и поля, Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живем мы с тобою на ней, Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей. Проводник: - Вот и подошло к концу наше путешествие в заповедный мир. Уверена, оно помогло нам утвердиться в необходимости сохранения земного очарования природы для нас и наших потомков. Ведущий: - Спасибо, дорогие туристы и натуралисты, за увлекательное и познавательное путешествие. А пока жюри подводит итоги и определяет победителя, предлагаю вам устроить привал после утомительной дороги. Учащиеся исполняют песню «БЕЛОРУССИЯ» с хореографическим сопровождением. Церемония награждения. Ведущий: - Нам жить в одной семье. Нам петь в одном кругу, Идти в одном строю, Лететь в одном полете. Давайте сохраним Ромашку на лугу, Кувшинку на реке И клюкву на болоте. О, как, природа - мать Терпима и добра! Но чтоб ее лихая Участь не постигла Давайте сохраним На стрежнях - осетра, Касатку в небесах, В таежных дебрях - тигра, Коль суждено дышать Нам воздухом одним, Давайте-ка мы все Навек объединимся, Давайте наши души Вместе сохраним, Тогда мы на земле И сами сохранимся!!! Пожалуйста, оцените конспект - КТД «Путешествие по национальным заповедникам Беларуси»: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
9517 |
Конспект прислал: Ljuljak 27 сентября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||