Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения. |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения. |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Понятие о способностях.
Способностями называют такие психические качества, благодаря которым человек срав-нительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо дея-тельностью. Проблема способностей – одна из актуальных психологических проблем, имеющих боль-шое теоретическое и практическое значение. Способности относятся к дифференциальному плану личности. Отсюда, когда говорят о способностях, то имеют в виду высокие достиже-ния в деятельности одних по сравнению с другими. Высота достижений зависит от ряда ус-ловий, объективных и субъективных; так, например, высокие достижения школьника в учебе зависят от мастерства преподавателя, отношения учителя к ученику, а также от подготовленности самого ученика, его знаний, умений и навыков, наконец, его спо-собностей. Некоторые способности связанны с хорошей работой памяти. Ярко проявляются способности в мыслительной деятельности человека. Большое значение для способностей имеет и творческое воображение. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе. Различают общие и специальные способности при наличии общих способностей человек может успешно заниматься разными видами деятельности. Школьники, обладающие общи-ми способностями, обычно хорошо и легко учатся по всем предметам. Специальные способности позволяют человеку успешно заниматься какой-либо определенной деятельностью. Так, бывают математические, технические, литературные, музыкальные, изобразительные способности. Сочетания выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности, называется талантом. К числу талантливых людей могут быть отнесены те, кто способен к творческой деятельности. Высшая ступень талантливости называется гениальностью. Способности человека тесно связаны с его склонностями. По этому интерес к какому-нибудь занятию, увлечение им часто говорят о наличии способностей к данному виду деятельности. Среди всех видов способностей выделяют творческие способности. Они определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. К творческим способностям можно отнести: способность рисковать; дивергентное мышление; гибкость в мышлении и действиях; быстрота мышления; способность высказывать оригинальные идеи, изображать что-то новое; богатое воображение; восприятие неоднозначных вещей; высокие эстетические ценности; развитая интуиция. Критерии оценки способностей. При развитии умственных и других способностей учащихся должны быть приняты во внимание следующие условия: 1) учебную деятельность следует организовывать в соответствии с принципом: «мы по-знаем явления действительности, воздействуя на них, в частности, самая глубокая и конкретное познание людей достигается в процессе их переделки». (С.Л. Рубинштейн) Этот принцип обучения показал, в частности, что решение сложных задач осуществляется на более высоком уровне абстрагирования, чем решение простых, а степень сложности и степень трудности зачастую на практике не совпадают. Этот тест Торренса является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемым таких заданий, как конструирование картин: ребенку дается лист бумаги с изображением ярко раскрашенной фигуры неправильной формы, которую он должен использовать как от-правной пункт для построения собственного изображения; завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изображений. Тесты Торренса на вербальное творческое мышление, формы А и Б. Задачей этого теста является оценка вербальных творческих способностей детей и взрослых. Тестирование охватывает такие характеристики, как умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предположения. Творческие способности в действии и движении. Этот наиболее поздний по времени создания тест разработан в качестве дополнения для серии Торренса на определение способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Задание этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвижения в каком-либо помещении. Качественные показатели, исследуемые с помощью данных теста, аналогичны показателям двух предыдущих тестов: легкость, гибкость, точность и оригинальность мышления. Кроме тестов Торренса существуют и другие методики на выявление творческих способностей. Например, методики: «Скульптура», «Рисунок», «Вербальная фантазия». Методика «Вербальная фантазия». В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам: 1. скорость процессов воображения; 2. необычность, оригинальность образов воображения; 3. богатство фантазии; 4. глубина и проработанность образов; 5. впечатлительность, эмоциональность образов. По каждому из этих признаков рассказ, получается, от 0 до 2 баллов. 0 баллов. Ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл. Рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла. Рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно. Скорость процессов воображения: • если в течении одной минуты ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам подсказывает какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит ноль баллов. • если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то получает один балл. • если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение 30 секунд, или если в течение 1 минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то ставится два балла. Необычность, оригинальность образов воображения расценивается следующим образом: • если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал, или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. • если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается 1 баллом. • если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность воображения получает оценку в 2 балла. Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка. • если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. • если общее количество деталей указанного типа находятся в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. • если признаков в рассказе мало, но в целом не менее 5, то ставиться 0 баллов. Глубина и проработанность образов определяется по тому, насколько разнообразно в рас-сказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. • 0 баллов – центральный объект рассказа изображен весьма схематично, без детальной проработки его аспектов. • 1 балл – если при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная. • 2 балла – главный образ рассказа расписан в нем достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей. Впечатлительность и эмоциональность образов воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес и эмоции у слушателей. • если образы малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку фантазия ребенка 0 баллов. • если образы рассказа вызывают к себе интерес со стороны слушателей и некоторую эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает, то впечатлительность воображения ребенка получает оценку, равную 1 баллу. • если ребенком были использованы яркие весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже за тем не угасала, и даже усиливалось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п. – 2 балла. Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может по-лучить за свое воображение 10 баллов, а минимальное 0 баллов. Уровни развития: 10 баллов – очень высокий; 8 – 9 баллов – высокий; 4 – 7 баллов – средний; 2 – 3 балла – низкий; 0 – 1 балл – очень низкий. Заключение. Для быстрого перехода способности с одного уровня на другой, более высокий уровень развития, необходимо: 1. заинтересовать ребенка творческой деятельностью; 2. научить его владеть основными способами творческого решения вопросов; 3. предоставить самим школьникам возможность для проявления большей активности и самостоятельности в решении учебных и общественных задач. Заинтересовать ребенка творческой деятельностью можно, используя на уроках различные творческие задания, упражнения, упражнения (примерные задания указаны в приложении). Хорошим стимулятором для развития творческих способностей являются развивающие творческие игры. Также очень важно помнить, что на творческое поведение детей оказывает большое влияние поведение взрослых, к которым дети относятся с уважением. Взрослые не должны критиковать творческие начинания детей, а должны быть опорой и поддержкой для них во всем. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Творческие задания. Русский язык: игра «Узелок на память». Безударная гласная в корне. В слове один слог всегда ударный. Он произносится с особой силой голоса. Отмечается косой черточкой над гласной. Цветы – 2 гласные, 2 слога, 2-й ударный, безударная гласная в корне слова, изменяем (цвет), ясно слышится гласная е и пишется в безударном положении. Как проверить безударную гласную в корне слова? Сделать ответ рассуждением по образцу: Лесной – Распевали – Распивали – Прилетели – Цветы – Бежали – За рекой – Не ленись – Разделить слова на слоги для переноса, указать в них ударный слог: ельник, береза, пенек, возле, встречайте, ежи, веселые, Елена, вернусь, ежевика, ежиха. Игра «Поле чудес». М _ лодия Сн _ жок Вол _ йбол _ диница _ нот _ ралаш плать _ полот _ нц _ _ нот _ жиха _ ралаш солнц _ плать _ пол _ дела _ черне _ тепле _ Е… (ежиха) Е… (енот) Е… (Ералаш) Е… (единица) Е…Е…Е (евангелие) Е…Е…Е…Е (еженедельник) В…ТКА П…РЬЯ Объяснить значение слов. Нарисовать один из предметов. Вложить рисунок в альбом-копирку. Составить слова, используя предложенные буквы и буквосочетания: ли, ла, са, то, ло, до, нь, с. Сколько здесь звуков? Почему? Математика: игра «Арифметические кубики». a) Для игры нужны 3 кубика, один из них по цвету отличается от двух других. Каждый из играющих бросает подряд все кубики. Сумму чисел, выпавших на двух одноцветных кубиках, умножают на число, выпавшее на третьем кубике, и записывают произведение. В конце игры(сколько раз бросать, договариваются зарание) подводятся итоги. Выигрывает тот, у кого сумма всех полученных чисел окажется наибольшей. b) Для игры нужен один кубик. Каждый из играющих на листке бумаги пишет в столбик числа от 1 до 10 и перед каждым числом ставит знак умножения. Играющие по очереди бросают кубик десять раз подряд. Числа, выпавшие на кубике, перемножаются с числами на листке бумаги. После десятого бро-ска подводится общий итог. Выигрывает тот, у кого окажется наибольшая сумма. Задача – шутка: «Из Москвы в Тулу». В полдень из Москвы в Тулу выходит автобус с пассажирами. Часом позже из Тулы в Москву выезжает велосипедист и едет по тому же шоссе, но, конечно, значительно медленнее, чем автобус. Когда пассажиры автобуса и велосипедист встретятся, то кто из них будет дальше от Москвы? Пояснение: встретившиеся путешественники находятся в одном месте и, сле-довательно, на одинаковом расстоянии от Москвы. Авторские права: Соколова Елена Викторовна Пожалуйста, оцените конспект - Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения.: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
7110 |
Конспект прислал: Alenushka 1 октября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||