отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » «Интеграция искусств на уроках литературного чтения как средство развития творческого воображения учащихся начальных коррекционных классов VIII вида»


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


«Интеграция искусств на уроках литературного чтения как средство развития творческого воображения учащихся начальных коррекционных классов VIII вида»


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Проблема развития воображения у детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым свойством мышления, влияющий на познавательную деятельность школьников. По причине особенностей развития умственно отсталого ребенка его познавательная деятельность находится на низком уровне.
Развитие творческого воображения, как способности создавать чувственные мыслеобразы, интенсивнее происходит на уроках искусства (литературы, музыки, изобразительного искусства). Но более продуктивно процесс развития творческого воображения, осуществляется в интегрированном преподавании предметов искусства.
Этот факт, а так же малоизученность проблемы развития воображения умственно отсталых детей младшего школьного возраста обусловило выбор темы исследования: «Интеграция искусств на уроках литературного чтения как средство развития творческого воображения учащихся начальных коррекционных классов VIII вида».
Виды искусств и их интеграция в развитии творческого воображения младших школьников
Образовательная область «Искусство» в обучении школьников является особым компонентом, призванным воспитывать чувство красоты и гармонии, развивать эмоционально-интеллектуальную сферу личности. Однако глубокого внедрения искусства в учебный процесс пока не произошло. Сложившаяся школьная система художественного образования предполагает изучение таких видов искусства, как литература, изобразительное творчество, музыка. Главная причина в том, что предметы искусства существуют в учебном процессе отдельно от изучения других предметов. Но, несмотря на это, искусство и обучение искусству – категории особенные. Там, где все виды искусства представлены в учебно-воспитательном процессе, развитие детей происходит более гармонично и полно.
Данные виды искусства фигурируют в учебных планах большинства школьных образовательных систем мира. Литература, изобразительное, искусство, музыка должны осваиваться в школе как первичные базовые, что позволит обеспечить полноту развития личности. Об этом пишут многие ученые.
О.П. Радынова подчеркивает, согласно теоретическим положениям художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, музыка – это простой и эффективный канал передачи информации ребёнку, который принимает её на чувственном уровне. Музыкальные произведения открывают ученикам огромную возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном. Музыка воспитывает тонкость, эмоциональность, способность к сопереживанию. Чем чаще на уроках задействованы музыкальные произведения, тем больше ученики стремятся к творчеству.
Музыкальные произведения благоприятно влияют на развитие творческого воображения, особенно если привлекаются на уроки литературного чтения. По мнению А.Л. Готсдинера, музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте, участвует в формировании личности.
Живопись – это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок. Идейный замысел произведения живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощь композиции, рисунка и цвета (колорита), констатируется в словаре Ожегова. Этот вид искусства также оказывает непосредственное влияние на развитие творческого воображения.
Литература – произведения письменности, имеющие общественное значение. Чаще под литературой понимают художественную продукцию. В этом значении литература – явление искусства. Художественно выразительным средством литературы является «искусство слова». Слово воздействует на слух, и, следовательно, мы можем сказать, что при слушании задействовано преднамеренное восприятие и воображение, то есть в его основе лежит сознательно поставленная цель – слушать.
Урок литературы в начальной школе является уроком жизни при условии организации и проведения его как урока искусства, а не просто урока обучения чтению и пересказу прочитанного, что наблюдается чаще всего в практике. Желательно, чтобы урок литературы включал в себя произведения других видов искусства (музыки, живописи, театра) в их взаимодействии с содержанием литературного произведения. Для младшего школьника это особенно актуально, поскольку в этот период мышление опережает речь. Он внутри себя чувствует и понимает многое, но не каждому удаётся адекватно передать то, что внутри, в слове.
Уроки литературы с использованием музыки и живописи, позволяют каждому ребенку выразить себя в мимике, жесте, движении, рисунке, пении, инсценировании фрагментов текстов – кому что ближе. Такие уроки позволяют детям осознать, что один и тот же образ или явление жизни, природы, искусства можно выразить разными художественными средствами. Образ весны с разным её состоянием, характером можно почувствовать в музыке П.И.Чайковского, Э.Грига, в стихах Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина, в живописных полотнах А.Саврасова, И.Левитана и других художников. Уроки, на которых доминирующей задачей является формирование определенных чувств, настроений и мыслей у детей, становятся уроками формирования живого отношения к тому, о чем рассказывают произведения искусства.
Концепцию полихудожественного образования и воспитания детей на интегрированной основе впервые обосновал Б.П.Юсов в 80-е годы XX века. Определяя основные цели полихудожественного воспитания детей на интегрированной основе, Б.П. Юсов особо подчеркивает значение воображения в формировании культуры человечества вообще: «Вектор будущего – воображение, фантазия, мечта. Мы сегодня даем детям в массе искусство прошлого, немного – современного, и совсем не приучаем к размышлению о том, что будет, что нового могут сказать дети... культурное будущее человечества куется учителем школы. Культура создается здесь, в школе».
В системе полихудожественного подхода литература приобретает силу обращения к чувствам, «живому сенсорному проявлению личности» (Б.П.Юсов), а не только к рациональной сфере человека. Ученики, ярко представляющие себе происходящее, получают удовольствие от прочитанного, ассоциируясь с ситуацией и героями, имеют устойчивые внутренние образы слов, расширяют свой словарный запас, развивают воображение и гибкость мышления. По мнению ученого, данный подход позволяет формировать у учащихся устойчивую мотивацию к литературному творчеству. Интеграция литературы с другими видами искусства на глубинном содержательном уровне открывает возможности для общего эстетического развития учащихся.
Анализ предлагаемых исследователями и педагогами-практиками программ позволяет выявить следующие основные принципы преподавания литературы на основе интегрированного подхода:
1) интеграция искусств в учебном процессе в работе с учащимися;
2) развитие живого сенсорного проявления личности;
3) наполнение восприятия художественного образа благодаря развитию навыка переноса, преображения формы изучаемого литературного произведения в другую художественную модальность;
4) активизация творческой самостоятельности и развитие творческой активности учащихся.

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 8110

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: 911@sms911.ru.
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса


В ходе наблюдения нами было замечено, что глубина и проработанность (детализированность) образов не присутствовали в рассказе ни одного ребёнка (это объясняется ранним возрастом учащихся). Полина Б. очень быстро придумала рассказ (в течение минуты, как и предполагалось), некоторым понадобилось чуть больше времени. Ане К. и Вале Л. времени понадобилось чуть больше минуты. Необычность и оригинальность образов отсутствовала у половины учащихся, но впечатлительность и эмоциональность образов наблюдались у большинства. Например, Саша К. вообще не смог придумать рассказ, а Егору О. также понадобилось чуть больше минуты на придумывание, но всё же он рассказал не что-то необыкновенное, а случай из своей жизни, о том, как он с папой ходил на рыбалку. Однако в его рассказе присутствовали некоторые преувеличения, наблюдалась некоторая эмоциональность образов (например, когда он рассказывал, что очень радовался, поймав огромную рыбу). Полина Б. придумала рассказ о необыкновенном животном, но не дала его описание, хотя наделила определёнными чертами характера и эмоциями. Аня К. придумала рассказ о семейном ужине.
Методика «Что это?». Мы адаптировали известную методику «пятно Роршаха» относительно учащихся экспериментального класса. Задание заключалось в следующем: учащимся была дана бессюжетная картинка и предложено ответить на вопрос, на что, по их мнению, похоже изображение. Были записаны все варианты ответов.
Критериями оценивания уровня развития творческого воображения в данной методике являются:
- способность учащихся к образным представлениям, то есть, оценивая учащихся по данному критерию, мы учитывали, могут ли испытуемые дать хоть один ответ по картинке. Отвечают – 1 балл, нет ответа – 0 баллов;
- широта ассоциативного поля. Работая с данным критерием, мы учитывали популярность и оригинальность предложенных нам ответов. Популярные это толкования, которые давал каждый испытуемый, оригинальными, мы считали ответы, которые были даны только один раз. За каждый оригинальный ответ мы выставляли 1 балл;
После чего баллы суммировали и делали вывод об уровне развития творческого воображения.
10 баллов – очень высокий уровень;
8 - 9 баллов – высокий уровень;
4 – 7 баллов – средний уровень;
2 – 3 баллов – низкий уровень;
0 – 1 баллов – очень низкий уровень.
На основании данных диагностик нами было проведено изучение уровня развития творческого воображения на констатирующем этапе. Полученные результаты свидетельствуют о доминировании низкого уровня развития творческого воображения, его показатели составили 80%, показатели среднего уровня обнаружены у 20%, а показателей высокого уровня выявлено не было. Это объясняется, по нашему мнению, тем, что в младшем школьном возрасте интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, а интеллект учащихся развит слабо. Отношения его с окружающей средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые имеют место в поведении взрослого человека. Между тем – это важнейшие факторы, которые определяют работу творческого воображения.
В обследуемой нами выборке преобладает низкий уровень развития творческого воображения, который характеризуется нежеланием задумываться над чем-либо, медленным переключением с одной идеи на другую, низкая способность учащихся к образным представлениям. Широта ассоциативного поля также на низком уровне. Рисунки таких детей стереотипны, не оригинальны, не имеют чётко прорисованных деталей.
Средний уровень развития творческого воображения характеризуется неяркой оригинальность воображения, средней скоростью смены идей и ограниченностью их количества, средней способностью учащихся к образным представлениям. Рисунки более разнообразны, детализированы, дети использовали в рисунках более яркие и разнообразные краски, но широта ассоциативного поля также на среднем уровне.
Высокий уровень характеризуется способностью к изобретательской и конструктивной деятельности, высокой активностью, способностью учащихся к образным представлениям, разнообразностью идей и быстротой их смены, широта ассоциативного поля так же на среднем уровне. Рисунки разнообразны, не повторяются, имеют общую композицию.
Опираясь на полученные данные, нами было разработано содержание формирующего этапа, цель которого – провести целенаправленную работу по развитию творческого воображения на основе интегрированных форм работы. Уроки проводились в соответствии с программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Уроки проводились в период обучения грамоте, так как данный период, в соответствии с программными требованиями, проходит на протяжении всего первого года обучения. Программа обучения грамоте состоит из двух разделов: добукварный период и букварный период.
В букварный период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого и раскрытию сюжета текста.
В связи с поставленной целью, на формирующем этапе исследования нами проведена серия уроков по литературному чтению с использованием интеграции искусств, включающей в себя музыку и живопись по следующим темам:
«Звук и буква З, з. Чтение предложений и текста»
«Звук и буква Ж, ж. Чтение предложений и текста»
«Звук и буква Д, д . Чтение предложений и текста»
«Звук и буква й. Чтение предложений и текста»
«Звук и буква й. Чтение предложений и текста»
«Звук и буква Ё, ё. Чтение предложений и текста»
«Звук и буква Ц, ц. Чтение предложений и текста»
«Звук и буква Щ, щ. Чтение предложений и текста»
Каждому тексту соответствовало специально подобранное музыкальное произведение и зрительный ряд, отвечающий теме урока и выдвинутой гипотезе. Работа над каждым литературным произведением тоже велась соответственно выдвинутой гипотезе. Детям предлагались задания сопоставить характер и настроение литературного произведения с музыкальным произведением, придумать свой вариант рассказа, слушая музыкальное произведение, нарисовать рисунок, сопоставляя характеры музыкального произведения и прочитанного литературного произведения и т.п.
Представим несколько уроков литературного чтения, проводимых в экспериментальном коррекционном классе VIII вида с использованием произведений смежных видов искусства (музыки и живописи):
Тема 1. «Звук и буква З, з. Чтение предложений и текста».
Урок начался с обсуждения темы и целей, актуализации знаний, подготовке к чтению текста. Рассматривания детьми оформления класса и вывод, о чём в дальнейшем пойдет речь на уроке. Далее прослушивание фрагмента музыкального произведения А. Вивальди из цикла «Времена года – allegro non molto». Обсуждение прослушанного, соотнесение характера музыки и литературного произведения, выделение общего в музыкальном произведении и тексте. Работа с наглядным материалом (К.Кустодиев «Зима», С.В. Саврасов «Зима»). Из предложенного зрительного ряда, где зима разная по состоянию и настроению, дети выбрали тот пейзаж, в котором зима звучит той же музыкой. Далее учителем прочитаны поэтические строки, которые нацелили на дальнейшую деятельность – рисование морозных узоров, с последующей работой над детскими рисунками.
Тема 2. «Звук и буква Ж, ж. Чтение предложений и текста.»
Урок начался с обсуждения темы и целей, актуализации знаний, подготовке к чтению текста. Прослушивание музыкального фрагмента из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»). Дети представляли, слушая музыку, насекомых, характеризуя звук. По заданию учителя дети «жужжат», подражая шмелю, показывают под музыку, как он летает (создают пластический этюд), находят сходство направления полёта с буквой «ж». После этого проводилась работа с текстом. Завершился процесс работы с текстом творческим заданием «Узор для жука». После подведения итога была оформлена выставка детских работ.
Тема 3. «Звук и буква Д, д . Чтение предложений и текста».
Урок начался с постановки темы и целей урока. Совместно с ребятами просмотрели сухие цветы, и по заданию каждый из ребят взял в руки тот пучок веток, лист, или веточку, которым он себя представил. Прослушивание фрагмента музыкальной композиции П. И. Чайковского «Вальс цветов» (из балета Щелкунчик). Провели творческую работу по соотнесению прослушанного фрагмента с цветом и линией. Далее мы приступили к созданию пластического этюда «Букет», танцуя под музыку.
Затем, мы обсудили, где можно увидеть такие букеты, организовали работу: звуко-буквенный анализ слова «сад», выделение изучаемых буквы и звука, чтение слогов, слов, чтение рассказа «Сад», работа над ним и с иллюстрацией в учебнике. Затем была проведена работа по репродукции картины «Бабушкин сад» В. Поленова. Совместно с детьми подвели итог о сходстве картины и музыки, подвели детей к восприятию картины и музыки в цвете и к характерной передаче сюжетов линией.
Далее была проведена коллективная работа у доски – изображение сада цветными мелками, описание выполненной работы учащимися (словесное рисование). Подведение итога урока.
Тема 4. «Звук и буква й. Чтение предложений и текста».
Урок начался с постановки темы и целей урока. Актуализация ранее изученного материала. Чтение текста «Лайка и зайка». Обсудили с учащимися характер героев произведения, прослушали 2 отрывка из музыкальных произведений А. Вивальди «Estato», Э. Грига «В пещере горного короля» и попробовали соотнести характер музыки и характер зайки и лайки. Затем ребята попробовали придумать продолжение к рассказу, если бы в конце играла первая мелодия. В обсуждении приняли участие все ребята.
Тема 5. «Звук и буква Ц, ц. Чтение предложений и текста».
Постановка темы и целей урока. Актуализация ранее изученного материала. Чтение текста «Курица и лисица». Работа с текстом. Прослушивание фрагментов музыкальных произведений Э. Грига «The morning» (last), И. С. Баха «Toccata and fugue in D-minor» и соотнесение прослушанного с первой и второй частью рассказа. Затем ребята придумали продолжение к рассказу, если бы в конце играла первая мелодия. Дети были очень активны и увлечены работой, каждый старался придумать своё необычное заключение и у них это получилось.
Наблюдения за детьми показали, что они стали более свободными в выборе сюжета, композиции, изменилось цветовое сочетание, работы стали более оригинальными. Также мы наблюдали положительные изменения в эмоционально-волевой сфере, что является немаловажным в процессе обучения детей коррекционного класса. Таким образом, мы наблюдаем положительную динамику в развитии творческого воображения детей.
На контрольном этапе, цель которого – выявить изменеия в развитии творческого воображения у учащихся 1-го класса «Б» нами были повторно проведены те же диагностические задания:
1. Тест Э.П. Торренса «Неполные фигуры».
2. Методика «Вербальная фантазия» (предложенная в учебнике Психология, автор Р.С. Немов).
3. Методика «Что это?»
Если на констатирующем этапе экспериментальной работы дети, выполняя задания по методике Э.П. Торренса, изображали единичные предметы, контуры которых чаще всего совпадали с контурами предложенных геометрических фигур, то на контрольном этапе в работах детей наблюдалась меньшая схематичность изображений, появилось больше деталей, как внутри контура, так и за его пределами.
В ходе наблюдения за детьми при вторичном проведении методики «Вербальная фантазия» нами было замечено, что глубина и проработанность (детализированность) образов присутствовали в рассказе только у Вали Л. Повысился уровень скорости процессов воображения у Ани К. и Саши К-Д. Полина, Валя и Саша в своих рассказах наделили своих героев необычностью и оригинальностью. Все ребята, стали более впечатлительными, в их образах появились разные настроения.
Результаты, полученные при проведении методики «Вербальная фантазия» свидетельствуют о том, что повысился показатель среднего уровня развития творческого воображения и, наоборот, понизился показатель низкого уровня.
Показатели низкого уровня выявлены у 40% учащихся, а показатели среднего – у 60%. Показателей высокого уровня обнаружено не было. В приложении 5 нами представлена сводная таблица результатов диагностик на контрольном этапе.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов показал, что уровень развития творческого воображения у учащихся 1-го коррекционного класса VIII вида повысился. Показатель высокого уровня выявлен не был, показатель среднего уровня увеличился на 40%, а показатель низкого уровня, наоборот, уменьшился так же на 40%.
Для достоверности полученных результатов нами был использован метод математический обработки данных.
На основе полученных результатов мы можем сказать, что применение интеграции искусств на уроках литературного чтения способствует развитию творческого воображения учащихся начальных коррекционных классов VIII вида.
Таким образом, полученные данные говорят о подтверждении гипотезы, о том, что развитие творческого воображения младших школьников в коррекционной школе VIII вида на уроках литературного чтения будет развиваться более продуктивно, если:
• содержание литературных произведений будет раскрываться с опорой на интегрированное взаимодействие с произведениями музыки и живописи;
• для уроков литературного чтения будут разработаны творческие задания интегративного содержания, направленные на выявление взаимосвязей слова и музыки, слова и цвета; на создание графических и пластических образов литературных персонажей.
Интеграция искусств, это процесс, имеющий своим результатом достижение целостного представления об изучаемом явлении в произведениях разных искусств, создание единого цельного образа какого-либо явления окружающей действительности, отраженного в искусстве.
Уроки, построенные на интеграции содержания произведений литературы, музыки и живописи являются разносторонним изучением определённого объекта, явления, а осмысленное восприятие окружающего, приведение знаний в определённую систему, побуждают работу творческого воображения, стимулируют познавательный интерес и создают позитивно-эмоциональное настроение. Привлечение интересного материала, творческие задания интегративного содержания применяемые на уроке дают возможность с разных сторон познать явление, понятие, добиться целостности знаний.


Авторские права: Погребная Н.Г.


Пожалуйста, оцените конспект - «Интеграция искусств на уроках литературного чтения как средство развития творческого воображения учащихся начальных коррекционных классов VIII вида»:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • «Интеграция искусств на уроках литературного чтения как средство развития т ...
  • Планирование Обучение грамоте
  • методическая тема:"Развитие творческого воображения" Презентация
  • Рабочая программа по литературному чтению 1 класс (УМК "Начальная школа 21 ...
  • Конспект урока музыки:"Развитие музыки" 3 класс
  • Рабочая программа по ИЗО 4 класс
  • Рабочая программа по обучению грамоте и развитию речи
  • примерное планирование по УМК "Школа России" 1 класс
  • Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс(СКП VIII вида)
  • Пояснительная записка к урокам литературного чтения. 3 класс. Бунеев Р.Н.


  • 3574
    Конспект прислал: natalia2502 30 августа 2010 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2014. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата