");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Самопознание


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Самопознание


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

.РАЗРАБОТКИ УРОКОВ


РАЗДЕЛ 1
ТЕПЛО РОДНОГО ОЧАГА


Урок 1
Тема: Семицветная страна

Цели урока:
- раскрытие личностного и творческого потенциала третьеклассников;
- использование учителем вербальных и невербальных способов об-щения с целью создания чувства общности и комфортности в уче-ническом классе;
- привитие младшим школьникам навыков индивидуальной, группо-вой и коллективной деятельности;
- ознакомление учащихся с содержанием предмета «Азбука Самопо-знания»: «Радуга моего мира»;
- привитие детям понимания, что «Страна Самопознания» – это ра-дужный и прекрасный мир духовных ценностей, который следует познать, осмыслить, понять и принять.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, игра, практи-ческая работа.
Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя помощница», листы бумаги, цветные карандаши, пластилин, газеты, журналы, ножницы, клей, аудиокассета с музыкальным фрагментом.

Ход урока
1. Круг радости
 Здравствуйте, мои дорогие ученики! Вот и кончились веселые летние каникулы. Начался новый учебный год, полный тайн и загадок, а также волнений и ожиданий от встречи с еще неизведанным, непо-знанным миром новых знаний. Теперь вы, дети, третьеклассники. А это значит, что вы повзрослели, стали чуть-чуть старше и намного мудрее. И вновь, как и прежде, вас ждут уроки самопознания – самые необыкновенные, самые интересные и самые добрые.
 На уроках «Самопознание» в течение всего учебного года мы будем изучать наш загадочный внутренний мир, открывать в себе все новые качества, новые способности, новые таланты, возможности и достоинства своего собственного «Я».
 Я приглашаю вас на традиционный «круг радости». Встанем кругом, дружно, возьмемся за руки. Давайте поздороваемся: пожелаем друг другу крепкого здоровья, больших успехов в учебе, хороших знаний и отметок, надежных и верных друзей. Песня «Здравствуйте!» будет хорошим подарком для каждого из нас.
Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня.
Здравствуйте, все, кто верит доброте.
Здравствуйте, все, кто, не жалея сил,
Делится счастьем своим.
2. Знакомство с «Азбукой Самопознания»: «Радугой моего мира»
 Дети! За лето вы отдохнули, загорели, окрепли. Кроме того, вы узнали много нового, интересного, замечательного. У меня тоже есть новость. Я хочу вам сказать о том, что для вас издан замечательный учебник, который называется «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира». Это лишь одна из многих ступенечек в общем образовательном проекте по нравственно-духовному образованию «Самопознание».
 Вместе с учебником вам подарена тетрадь, которая, как и преж-де, называется «Моя помощница». Откройте ее первую страничку. Рассмотрите ее. По всей страничке раскинулась разноцветная радуга. Но вы уже знаете, почему радуга стала символом «Страны Самопо-знания» в третьем классе. Потому что предмет называется красиво – «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира».
 А теперь прочитайте Задание 1. На дорожках семицветной раду-ги напишите самые яркие семь событий, которые вам подарило это лето. Разрисуйте радугу всеми ее цветами. (Дети творят в тетради).
 Берегите свою тетрадочку. В ней вы будете записывать свои мысли и мечты, свои открытия. На вас очень надеются лучшие люди нашей страны, потому что, когда вы вырастете, вы будете строить го-рода, учить детей, сочинять музыку, летать в космос, управлять госу-дарством. Но чтобы все это воплотилось в жизнь, вы должны стре-миться стать лучше и добрее, сильнее и красивее душой и телом. А помогут вам в этом уроки самопознания. А теперь возьмите, пожалуй-ста, вашу «Азбуку Самопознания». Давайте все вместе рассмотрим её. (Дети с учителем рассматривают книгу).
 Вы являетесь первыми читателями учебника «Азбука Самопо-знания»: «Радуга моего мира». Конечно же, этот учебник будет для вас очень важным и верным другом, ценным и нужным помощником. Миссия учебника очень большая. Она – ваш надежный путеводитель по семицветному миру «Страны Самопознания».
 В течение всего учебного года, изучая каждую страничку учеб-ника и творя в тетрадочке «Моя помощница», мы будем вместе, дружно, постепенно и целенаправленно, открывать большой и зага-дочный мир своего «Я», познавать его красоту, научимся еще больше любить и уважать свой и иной духовный мир, ориентироваться в мно-гообразных формах нравственно-духовного опыта, представленного в культурах народов, проживающих в нашей Республике Казахстан и на планете Земля.
 Ребята! Полистайте странички нашей «Азбуки Самопознания». Здесь я вижу одно важное послание – обращение. Как вы думаете, кто нам его послал? (Ответы детей).
 Действительно, это обращение «Азбуки Самопознания»: «Раду-ги моего мира». Давайте вместе прочитаем это обращение. Послушаем голос «Азбуки». (Дети читают обращение «Азбуки». Затем обменива-ются впечатлениями).
Здравствуй, мой юный друг!
Сегодня для меня самый счастливый и радостный день. Мне вы-пала большая честь стать твоим добрым другом и мудрым настав-ником в путешествии по удивительным и загадочным мирам «Стра-ны Самопознания».
«Страна Самопознания» – необыкновенная, сказочная страна. В этой стране хранятся бесценные сокровища человечества – нрав-ственно-духовные ценности. Благодаря этим ценностям Человек на протяжении нескольких тысячелетий не перестаёт мечтать, дер-зать, творить и созидать.
Эти ценности остаются путеводными маяками и сегодня. Они, как бесценные жемчужины, украшают твою жизнь и твой мир, жизнь твоей семьи, жизнь твоих друзей, жизнь твоей Родины, твоей планеты, имя которой Земля.
Конечно же, я не знаю, кто ты – мальчик или девочка, но я знаю точно, что ты – очень хороший Человек, мой дорогой третьекласс-ник. Я поведу тебя в мир прекрасных ценностей «Семицветной Стра-ны», где ты прикоснешься к своему духовному «Я»; познаешь и вос-примешь теплоту родного очага; мир, который царит в тебе самом; истину, которая звенит внутри тебя; здоровье, как бесценный дар; родную землю, её добрый и благостный свет.
Во время этого фантастического путешествия ты встре-тишься с добрыми и умными произведениями, персонажи которых помогут раскрыть секреты и изюминки духовных ценностей «Азбуки Самопознания»: «Человек», «Любовь», «Дружба», «Правда», «Щед-рость», «Трудолюбие», «Терпение», «Настойчивость», «Признатель-ность», «Благодарность», «Семья», «Родина», «Здоровье», « Матуш-ка-Природа», «Знание».
Думай, размышляй, философствуй, твори и дерзай, уверенно продвигаясь вперед по разноцветным тропинкам «Семицветной Страны».
Счастливого тебе пути в «Страну Самопознания»!
С любовью,
твоя «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира».
3. Обратимся к учебнику
 В «Азбуке» есть замечательное стихотворение, посвященное «Семицветной стране». Давайте вместе выразительно прочитаем его. Итак.
Есть такая страна
Заветная,
Необычная –
Семицветная.
Если в ней не бывали
Раньше вы,
Знайте:
Леса там –
Оранжевые,
Море – сладкое там –
Не соленое,
Там веселое небо
Зелёное!
Эта страна
Заветная –
Детство моё
Семицветное.

 «Азбука Самопознания» в третьем классе будет рассказывать вам истории, сказки, притчи, стихотворения. Все они несут в себе большой познавательный и оригинальный материал. Вам только сле-дует очень внимательно читать и осмысливать эти произведения для того, чтобы через призму этих текстов понять, осмыслить и разгадать тайну мироздания и тайну человечества.
 «Радуга моего мира» будет стремиться научить вас понимать язык человеческих чувств и мир фантазий личности; отличать щед-рость от жадности, правду от лжи, трудолюбие от лености; чтить цен-ности поколений, а также такие бесценные духовные качества лично-сти, как терпение и настойчивость, признательность и благодарность, любовь и заботу; любить Родину, гордиться и дорожить ею.
4. Путешествие по «Стране Самопознания»
 Ребята! Давайте запомним, что наш учебник называется инте-ресно и необычно – «Радуга моего мира». (Дети хором проговаривают название).
 Вам нравится? А почему? (Ответы детей).
 Очень хорошо. Тогда давайте попутешествуем по страницам «Азбуки Самопознания»: «Радуги моего мира», карта которой распо-ложена на первых страничках учебника. Откройте учебник. Посмот-рите внимательно страничку (Задание 1). (Дети работают на странич-ках учебника).
 Дети! Какая удивительная и необыкновенная «Азбука Самопо-знания»: «Радуга моего мира». Правда?! А какие ваши впечатления? (Ответы детей. Их первые комментарии по учебнику).
5. Творим в тетради
 На страничках тетради вы сможете поделиться всем тем, что у вас на душе, рассказать о самых сокровенных мечтах и желаниях. Я желаю вам, дети, быть откровенными с вашей «Помощницей». Ведь она по-своему назначению – самая надежная и верная хранительница ваших мыслей и чувств, ваших желаний и интересов.
 Обратите внимание, дети, у нашей «Помощницы» также, как и у «Азбуки» есть свой голос. Откройте ее страничку. А теперь вместе прочитаем ее обращение к вам.
Здравствуй, мой юный друг!
Я очень рада вновь встретиться с тобой.
Вижу, что ты подрос, стал ещё умнее, добрее и красивей. Я знаю, что тебя переполняют незабываемые и прекрасные впечатления прошедшего солнечного лета, радостных и увлекательных каникул. И ещё я знаю, что ты очень соскучился по школе и тебе хочется поде-литься своими впечатлениями о лете с близкими и друзьями.
Я с удовольствием предоставлю свои странички для твоих воспо-минаний о забавных приключениях и добрых поступках летом, секре-тах и «секретиках» школьной жизни, размышлений о духовных цен-ностях «Семицветной Страны». Доверившись мне, ты сохранишь свежесть и чистоту своих детских чувств, эмоций и мыслей на мно-гие последующие годы.
А ты знаешь, почему это так нужно и важно?! Я подскажу тебе, а ты меня послушай. Незаметно пройдут школьные годы. Тебе когда-нибудь вдруг очень-очень захочется вернуться в своё солнечное дет-ство, окунуться в мир детских мыслей и чувств. И тогда, обратив-шись в любую минуту к своей тетрадочке-«помощнице», прочитав свои сокровенные записи, ты сможешь окунуться в тёплый и радуж-ный Мир, имя которого Детство.
Я всегда буду рядом с тобой. Я помогу тебе с удовольствием по-знавать и открывать себя, свой внутренний духовный мир по имени «Я» и такой необыкновенный и огромный Мир по имени «Жизнь».
С любовью,
твоя тетрадь «Моя помощница».
 Запомним, ребята, что наши уроки самопознания в течение це-лого учебного года будут сопровождать вот эти два верных спутника – учебник «Радуга моего мира» и тетрадочка «Моя помощница».
6. Путешествие по семицветной «Стране Самопознания»
6.1. Игра «Мозговой штурм»
 Дети! Давайте все вместе внимательно рассмотрим и изучим семицветную радугу в учебнике. Расскажите, что нарисовано на ри-сунках? (Ответы детей).
 Прочитайте слова, написанные на них. (Дети читают названия основных разделов: «Тепло родного очага», «Мое духовное «Я», «Друзья» и «враги» моего «Я», «Истина, которая звенит внутри», «Мир в тебе – мир во мне», «Здоровье – бесценный дар», «Родная земля – добрый и благостный свет»).
 Это – основные маршруты нашего путешествия по «Стране Са-мопознания». Я уверена, что вы пролистали странички учебника. Но, тем не менее, давайте попробуем предположить, что нас ожидает в этих путешествиях. (Учитель на доске рисует солнышко и на ее лучи-ках записывает ответы учащихся).
 Записи на доске отражают наши ожидания от уроков самопо-знания. Давайте мы запомним эти мысли. Будем надеяться, что они оправдаются.
6.2. Рассказ учителя о содержании курса «Самопознания» в 3 классе
 «Страна Самопознания» – это страна множества интересных от-крытий, заданий, тем. Так, например, на первых уроках «Самопозна-ние» мы будем говорить о нас с вами, о наших семьях, о наших род-ных и близких, о тепле родного очага. Мы раскроем тайну наших имен, вспомним основателей нашего рода, нашей семьи, поговорим о нашем родословном древе, о наших родителях, о дедушках и бабуш-ках. И, конечно же, мы поговорим о духовных ценностях поколений.
 Затем мы побеседуем с вами о нашем духовном «Я», заглянем в свой внутренний мир, научимся говорить и понимать язык чувств, а также говорить на языке чувств; поделимся своими мечтами и фанта-зиями; научимся постигать искусство быть хозяином своего «Я».
 На уроках «Самопознание» мы будем размышлять об истине, которая звенит внутри. Истина – это знание, это мудрость, это учение. Благодаря истине/знанию мы узнаем, где «живет» мир, поразмышляем над такими качествами человека, как терпение и настойчивость, при-знательность и благодарность, трудолюбие и леность.
 Вы заметили, дети, что «Страна Самопознания» стремится рас-крыть нам тайны о том, кто такой «человек» и каким он должен быть. Эта удивительная страна рассказывает нам, что у человека, кроме его физической силы, есть иная, другая сила. Это – духовная сила, внут-ренняя сила человека. Внутренняя сила человека крепче стали. Благо-даря этой силе человек всегда стремится к совершенству, у него появ-ляется больше возможностей стать необычной личностью – творцом гармонии и мира.
 Кроме того, «Страна Самопознания» расскажет о главном бо-гатстве человека – его Родине. Она посоветуется с нами о том, как сберечь Матушку-Природу; как услышать, о чем шепчет травинка; понять, что без здоровья души – здоровья тела не получишь. Самое важное, «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира» поведет вас в сказочную «Страну Самопознания» для того, чтобы вы стали Друзья-ми Добра и Недругами зла.
 Все это – бесценный духовный опыт человечества, его знания. Эти знания вы и приобретете на уроках «Самопознание», которые расскажут о мире, в котором мы живем; посоветуют, как нужно жить в мире, какими нужно быть, чтобы тебя любили, чтобы тебе доверяли, хотели с тобой дружить, просили тебя о помощи. Уроки «Самопозна-ние» научат нас познавать мир и использовать свои знания для утвер-ждения на Земле Любви и Добра.
 Уроки «Самопознание» – это уроки Любви, Мира, Света, Добра, Справедливости и Милосердия.

7. Творческая работа «Я памятник воздвигну уроку «Самопозна-ние»
 Предлагаю вам выполнить одну очень серьезную творческую работу. Она будет называться «Я памятник воздвигну уроку «Самопо-знание». Я думаю, что вы первые художники, скульпторы, творцы, которые воздадут дань уроку «Самопознание».
 Но прежде всего обратимся к учебнику. Рассмотрите картинку под названием «Мой дивный семицветный мир». Полюбуйтесь ею. (Дети работают по картинке).
 У детского поэта Р.Сефа есть удивительное стихотворение, ко-торое называется «Час рассвета» (Задание 2). Прочитаем его. (Стихо-творение читается выразительно).
Ты ложишься спать,
А где-то
Наступает
Час рассвета.
За окном зима,
А где-то
Жаркое, Сухое
Лето.
Много
На земле
Людей.
Мир велик
Запомни это!
 Дети, обратите внимание на последние строчки стихотворения: «Много на земле людей. Мир велик, запомни это!»
• Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей).
 Молодцы! На страничке «Азбуки» прочитайте, что такое «мир». Рассмотри внимательно иллюстрацию (Задание 3). Ответьте на вопрос «Азбуки». (Ответы детей).
 Перед тем, как выполнить творческое задание, давайте пораз-мышляем над такими вопросами: «Что такое памятник?», «Для чего его строят?», «Какие названия памятников вы знаете?», «Как можно его построить?» (Ответы детей).
 Очень хорошо. Мне бы хотелось сказать вам о том, что учащие-ся одной из школ республики тоже предложили свои проекты памят-ника. Они выглядят следующим образом:
1. «Радуга. Под ее аркой, на возвышенности, стоит девочка в школьной форме с протянутыми руками к радуге».
2. «Урок «Самопознание» похож на цветущее поле, где цветы, на-звания которых я не знаю, но они радуют, восхищают и удивляют. Там растут разноцветные «уроки-цветы» – нежно-голубые, ярко-красные, светло-зеленые и желтые. На лепестках я как будто читаю слова: мир, прилежание, радость, доброта, доблесть, сердечность, храбрость, взлет, любовь, а на стебельках написано: «знание».
3. «Если я когда-нибудь стану композитором, то обещаю, что со-чиню о тебе хорошую симфонию и назову ее так – «Хвала уроку «Са-мопознание»»! А памятник тебе – рояль, по черно-белым клавишам которого бегают мои пальцы».
4. «Я бы воздвиг уроку «Самопознание» самый великолепный памятник из розового мрамора, потому что поклоняюсь его мощи, ве-ликодушию, сердцу, полному заботы о детях, его душе, устремленной в их будущее! Поклоняюсь и благодарю его за то, что он помогает мне воспитывать достойных людей нашей Родины! На постаменте золо-тыми буквами написал бы: Стань Человеком! Памятник я поставил бы перед школой, чтобы каждое утро, проходя мимо, останавливаться и говорить: «Здравствуй, Урок «Самопознание»»!
 Я думаю, что эта информация будет для вас полезной. Кроме то-го, мы еще пока не знаем, какие чудесные творения можем подгото-вить. У нас все это впереди.
 Дети! Каждый по своему выбору может нарисовать, слепить, сделать аппликацию или коллаж на эту необычную тему. Приступайте к выполнению работы.
8. Презентация работ
Работы вывешиваются на доску. Дети по желанию рассказывают о своем проекте.
9. Домашнее задание
 Выполните в тетрадочке Задание 2, 3, 4, 5.
10 . Круг «От сердца к сердцу»
 Молодцы, ребята! Спасибо вам за ваши авторские и неповтори-мые творения. Наш первый урок «Самопознание» в третьем классе завершается.
 Перед тем, как закончить урок, мне бы хотелось сказать еще об одном очень важном моменте. В «Стране Самопознания» есть еще одно заветное местечко, где говорят только наши сердечки. Хотите узнать?! (Ответы детей).
Сердце я свое открою,
Счастьем поделюсь с тобою.
Все сердечные слова
Говорю я для тебя!
 Чтобы попасть в это место нужно встать в круг «От сердца к сердцу».
• А как вы думаете, дети, почему все дети и даже взрослые любят собираться в круг? (Ответы детей).
 Правильно. У круга нет уголков. И это хорошо. Потому что сча-стье, радость, любовь, дружба, мир, правда никогда не заблудятся ни в каких уголочках и обязательно придут к каждому, кто ждет их сейчас.
 Давайте встанем в кружок. Молодцы! Возьмитесь за руки. Какой замечательный получился круг «От сердца к сердцу». Это очень теплый круг. Вы чувствуете тепло рук ваших друзей? Я тоже чувствую ваше тепло. От ваших теплых рук наш круг стал волшебным и радостным.
 А знаете, ребята, наш круг поможет послать Фее Любви и Добра нашу дружбу и тепло. Поднесите свою ручку к губам и скажите «Спа-сибо», чтобы оно село на вашу ладошку. А теперь подуйте на свои ладошки.
 Ребята! Ваши слова «Спасибо» полетели к сердцу Феи Любви и Добра. (Звучит нежная музыка).
 Молодцы! Мы сейчас наполнили наш мир добротой и нежно-стью, наполним этим волшебным словом «Спасибо».
 Ребята, я что-то слышу! (Учитель делает вид, что прислушивает-ся). Птички что-то поют. (Звучит мелодия к песне «Спасибо за сего-дня»).
 Я узнала эту песенку! Это Фея Любви и Добра прислала нам свою любимую песенку, которая называется «Спасибо». Послушайте ее. (Учитель напевает):
Спасибо за сегодня,
Спасибо за сегодня,
Спасибо за сегодня,
Спасибо за сейчас!
Спасибо, спасибо, спасибо за сегодня,
Спасибо, спасибо, спасибо за сейчас.
 Давайте запомним эту удивительную песенку и споем все вме-сте. (Дети поют в кругу).





Урок 2
Тема: Что в имени моем

Цели урока:
- ознакомление учащихся с ценностью «имя»;
- акцентирование внимания детей на важности этой духовной ценно-сти, его значения для судьбы человека;
- формирование у ребенка уважения к общечеловеческим традициям наречения имени.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, игра, практи-ческая работа.
Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя помощница», карточки с текстом.

Ход урока
1. Круг радости «Здравствуй, я тебя помню!»
 Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш урок «Самопознание» взаимными приветствиями. Сейчас вы по очереди будете здороваться друг с другом, обязательно подчеркивая индивидуальные особенности того, к кому вы обращаетесь. (Учитель поворачивается к ученику, стоящему справа и говорит: «Здравствуй, Сауле, я рада тебя видеть! Я помню, что ты очень любишь своего котенка Фаришку». Сауле: «Во-ва, я рада видеть тебя. Я помню, что ты каждое утро бегаешь на ста-дионе » и т.д.).
2. Минутка тишины
 Я приглашаю вас, ребята, в мир «минутки тишины». Мы отправ-ляемся в путешествие. Можете закрыть свои глазки. Представьте себе, что вы босиком бегаете по мягкой, зеленой лужайке. Вы хорошо чув-ствуете, как мягкая зеленая травка гладит ваши ножки (пауза). Сол-нышко греет землю (пауза). Вы остро чувствуете запах цветов, трав, меда (пауза). А еще вы слышите, как журчит звонкий ручеек, поют веселые птички…(пауза).
 Давайте постоим очень спокойно и послушаем себя, послушаем Матушку-Природу. Развернем ладошки к солнышку. Закроем глаз-ки…(пауза). Почувствуйте тепло солнечных лучей, которые льются на нас с голубых небес, легкую прохладу осенней земли (пауза). Сейчас мы медленно откроем глазки, потянемся ручками в стороны и скажем все вместе Матушке-Природе «спасибо» за то, что она дарит нам жизнь, здоровье, радость и хорошее настроение.
3. Поговорим
 Самое удивительное создание на земле – это человек. Не менее удивительно то, что человек имеет собственное имя. Имя – это духов-ная ценность. Сегодня на уроке «Самопознание» мы поговорим об удивительном явлении.
 Имя человеку очень дорого. Имя каждого человека на Земле – это тайна, которую должен знать каждый. Наши имена разнообразны и красивы, и мы любим их. Имя для человека имеет глубокий смысл и в какой-то степени может оказать влияние на его судьбу.
 Имена людей – это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество наро-дов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна. У каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные личные имена. Имена бывают различными.
 Личные имена – это имена, которые присваиваются при рожде-нии людям, под которыми они известны не только для общения, но и в документах.
• Кто сможет привести пример личных имен? (Ответы детей).
 Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению.
 Новые имена появились после того, как происходили какие-то события. После революции 1917 года появились имена Искра, Октяб-рина, Владлен, Майя, Ким, и т.п. А во время Великой Отечественной войны немецкие имена Адольф, Фриц приобрели негативную окраску. Заимствовались имена у других народов: Виолетта, Жанна, Эдуард, Артур, Марат.
 Имя ребенку родители дают не вдруг и не случайно. Имя, как величайшее сокровище семьи и рода, передается из поколения в поко-ление. Общеизвестно, что имя ребенку дается в большинстве случаев в честь бабушки, дедушки, отца, матери. Например, в королевских семействах Европы и в дворянских семьях царской России это было закономерным явлением. В русской истории было два царя Николая, три Александра, четыре Ивана. А знаете, дети, какой смысл был в этом? Мальчик, носящий имя своего рода, становился наследником своего рода, его традиций и духовных ценностей. Благодаря этой тра-диции крепнут устои семьи. Так, например, во многих семьях совре-менных казахстанцев, где живет эта традиция, сильно развито чувство единства семьи.
• А теперь поговорим о том, почему вас назвали именно так? (Дети рассказывают).
4. Обратимся к учебнику
 Хорошо. Пришло время посоветоваться с «Азбукой». Интерес-но, что она думает о ценности «имя человека»? Откройте учебник, прочитайте.
 Имя человека – это личное название человека, даваемое ему при рождении. (Дети читают это определение. Запоминают его).
5. Чтение произведения. М.Турежанов «Верблюжонок»

Летом Ботагоз приехала на каникулы в аул. Весело в гостях у ба-бушки: можно весь день на лугу играть и в реке купаться...
Пришла однажды Ботагоз с прогулки, а бабушка говорит:
– Ты знаешь, у Жакыпбека во дворе верблюжонок родился!
Захотелось Ботагоз его посмотреть, и пошли они к Жакыпбеку. Встала девочка перед верблюжонком и глядит ему прямо в глаза. А они красивые, ясные!
– Что ты, внученька, так на него загляделась? – спрашивает ба-бушка.
– Я хочу получше рассмотреть его глаза! Ведь моё имя значит – «глаза верблюжонка»! – отвечает Ботагоз.
– Да, правда, они красивые, совсем как у тебя! Вот почему тебя так назвали! – и бабушка поцеловала внучку.
• О чем этот рассказ?
• Как зовут девочку?
• Как переводится ее имя на русский язык? (Ответы детей).
6. Упражнение «Тайна моего имени»
• Мы прочитали интересный рассказ. А кто из вас знает, что обозна-чает ваше имя? (Ответы детей).
 В «Азбуке» есть рассказ, который называется «Тайна моего имени». Давайте вместе прочитаем очень внимательно. Возможно, мы найдем информацию о своем имени и об имени близких и родных.
Тайна моего имени
Имена людей – это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные личные имена. Имена бывают различными. Словно дорогая оправа, подчеркивают девичью красоту имена: Гаухар – бриллиант, Маржан – коралл, Меру-ерт – жемчуг. Не уступают им в благородном блеске и Алтын – золо-то, варианты: Алтынай – золотая луна и Алтыншаш – золотые волосы, Кумис – серебро, Динара – золотая монета арабского происхождения.
Еще охотнее казахи сравнивают девичью красоту – с красотой цветка.
Разве не подтверждением тому служит нежное и женственное обаяние девочек, носящих такие имена, как Гулнар – цветок граната, Гулназ – кокетство и изящество цветка, Гулбану – цветущая барыш-ня? Имена с корнем «гул», вариантов которых великое множество, пожалуй, самые популярные среди казахских имен. А иные из них имеют довольно любопытное происхождение. Например, достаточно распространенное имя Гулмира состоит из казахского «гул» и русско-го «мир», что в итоге означает «цветок мира».
Порой, давая дочерям «цветочные имена», казахи имеют в виду не только абстрактные, но и вполне конкретные цветы. К примеру: Кыз-галдак – тюльпан, Райхан – базилик, Калампыр – гвоздика.
Красота девочек в казахских именах сравнивается также и с сия-нием небесных тел. По этой причине целый ряд имен начинается со слова «ай» – месяц, луна и «кун» – солнце. Например, Айжан – лунная душа, Айнур – лунный свет, Кунсауле – луч солнца, Айсауле – луч луны, Жулдыз – звезда, Шолпан – утренняя звезда, Венера.
Девочке зачастую дают такое имя, которое прямо и ясно говорит: «Она прекрасна!» К таким именам относятся: Сулу – красавица, Жа-мал – совершенство, Жамиля – прекрасная.
Когда в казахской семье рождается долгожданный ребенок, он, скорее всего, будет назван одним из имен: Арман – мечта, Мурат или Максат – цель, желание, символизирующим исполнение заветного желания родителей. Естественно желание любого родителя видеть своего сына здоровым, счастливым и богатым. Соответственно этому желанию и имена детей, которые звучат так: Аман и Есен – здоровый, благополучный, Сагдат – счастье, Бактияр – счастливец, Асхат – сча-стливейший, Саги – удачливый, Байбол – будь богатым, Гани – бога-тый, Даулет – богатство, достояние.
Согласно преданию народа, сегодняшний ребенок завтра непре-менно станет взрослым мужчиной. А настоящему джигиту недоста-точно быть просто здоровым. Он должен иметь недюжинную силу, мощь, кипучую энергию. Поэтому ребенка – мальчика называют та-кими удивительными именами, как Куат – мощь, Кайрат – сила, энер-гия, Алпамыс – силач, великан, Болат – сталь, Сабит – крепкий.
Слово «Ер» в казахском народе имеет еще одно красивое значение – «храбрый», «герой». Эти понятия неразделимы. Также подтвержде-нием широкого распространения казахских имен, прославляющих мужество и отвагу являются имена: Айбар и Айбат – грозный, муже-ственный, Ербол – будь храбрым, Ержан – смельчак, Ерлан – удалец, Кайрат – сила, энергия, Кайсар – упорный. (Дети читают. Затем обсу-ждают прочитанное. Рассказывают истории о своих именах).
7. Игра «Назови свое имя особенно»
 Ребята! Один очень известный американский психолог Дэйл Карнеги сказал об имени следующее: «Имя человека – это самый сла-достный и самый важный для него звук на любом языке». Запомните, что имя каждого из вас – это самый сладостный и самый важный звук на любом языке.
 Давайте попробуем научиться мягко и ласково произносить свое имя и имена тех людей, которые нам очень близки и дороги. Давайте потренируемся.
Учитель готовит карточки, на которых написано, как надо произ-нести имя:
1. Радостно
2. Медленно
3. Громко
4. Звонко
5. Быстро
6. Весело
7. Тихо
8. Напевно
9. Шепотом
10. По слогам 11. Удивленно
12. Восторженно
13. Задумчиво
14. Ласково (нежно)
15. На разных языках
16. Без звука
17. Мягко
18. Утвердительно
19. Укоризненно и т.д.
Карточки раздаются всем детям. Дети работают над заданием и выполняют его.
8. Творим в тетради
 Молодцы! А сейчас откроем «помощницу». На ее страничке вы-полним Задание 1. (Дети творят в тетради. По желанию обмениваются своими мыслями).
 А вы заметили, ребята, что близкие, любящие нас с вами люди очень часто придумывают нам какие-либо ласковые прозвища, кото-рые действительно нравятся нам. Вспомните, как вас ласково называ-ют мама и папа, бабушка и дедушка, родные и близкие, друзья и учи-теля. Запишите. (Проверка работы. Дети по желанию зачитывают свои имена).
 Имя человека – это его визитная карточка. Имя сопровождает нас всю нашу жизнь, накладывая отпечаток на характер, на чувства и мысли. Наши мудрые предки: прапрабабушки и прапрадедушки, ба-бушки, дедушки знали о влиянии имен на человека и поэтому давали своим детям имена, которые, по их мнению, сделали бы ребенка кра-сивым, счастливым, здоровым, душевным, добрым.
 Я обратила внимание на то, что у вас, дети, у всех очень краси-вые и необыкновенные имена. Они звучат мелодично, тепло, нежно. Давайте попробуем пропеть своё имя. (Желательно, чтобы все дети пропели свои имена).
 А сейчас закроем свои глазки. Давайте представим себе свое имя, наделим его какими-то образами. Может быть, вы представите свое имя как птицу, летающую над землей, цветок, радующийся но-вому дню, солнцем, дающим тепло и радость жизни, а может быть, ваше имя – это радуга, соединяющая два берега реки. (Дети закрыва-ют глазки и представляют).
 Расскажите, каким вы увидели свое имя? (Дети рассказывают).
 Откройте, пожалуйста, свою «помощницу». Нарисуйте в ней свое имя таким, каким вы увидели его (Задание 2).
 Творите, ребята, создайте своё видение такого интересного и не-простого задания. Потому что вы – художники, талантливые малень-кие творцы, рисующие свое имя. (Дети рисуют).
9. Вернисаж рисунков. Галерейная прогулка
Дети выставляют свои работы, рассказывают, почему они предста-вили и видят свое имя так, как нарисовали. По рисункам детей учи-тель может прочувствовать и принять внутренний мир ребенка, его отношение к себе, к своему имени. Например, светлые, теплые краски в рисунке ребенка говорят о его положительном отношении к себе, а грустные, темные, мрачные – наоборот.
Учителю важно принять эту позицию/состояние ребенка, чтобы в процессе последующих уроков самопознания уделять ему надлежащее внимание.
10. Творим в тетради
 Дети, на страничке «помощницы» мы можем получить очень интересную информацию о том, как могут ласково и сладостно зву-чать имена людей. Выполним Задание 3. (Дети читают).
11. Домашнее задание
 Выполните в тетрадочке-«Помощнице» Задание 4, в «Азбуке Самопознания» прочитайте «Разноцветные шутилки». Выполните За-дание 3 в учебнике.
12. Круг «От сердца к сердцу»
 Безусловно, дети, рождение ребенка – это очень важное событие в семье, в жизни взрослых. Немаловажное событие для них и то, что-бы выбрать имя для своего дитя. Очень часто имена детей связывают с какими-либо событиями, датами. Например, девочку, родившуюся 9-го мая, в русской семье зачастую называют Викторией. У казахов же долгожданного ребенка называют Куаныш, что в переводе означает – «радость» или Арман – «мечта». Эти имена символизируют исполне-ние желания родителей.
 Наши имена очень разнообразны и удивительны. О них можно говорить еще очень много и долго. Но, к сожалению, наш урок подхо-дит к концу. Давайте встанем в наш дружный круг. Вместе с рукопо-жатием передадим друг другу пожелание: «Гулимжан, я думаю, что твое имя принесет тебе … (удачу, счастье, любовь, радость и т.д.)».
 Дети! Очень хорошо. «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира» и «Страна Самопознания» желают вам принимать людей таки-ми, какие они есть, сохраняя при этом собственную индивидуаль-ность! Пусть ваше имя станет для вас хорошим знаком! Будьте счаст-ливы и здоровы, мои юные друзья!
13. Потенциал
Игра. «Кто больше знает имен». На каждый шаг назови имя девочки (мальчика). Приглашаются мальчик и девочка, которые по очереди называют имя.
Викторина
Вопросы:
1. Что принадлежит только вам, а употребляется чаще другими, чем вами? (Имя).
2. Назови самые короткие имена. (Ия, Ян, Ада,Тит и т.д.)
3. Какие имена читаются слева направо и справа налево? (Анна, Алла, Тит).
4. Какой город состоит из одного мужского и ста женских имен? (Се-вастополь).
5. Как зовут президента нашей страны?
6. Как зовут директора нашей школы?
7. Что получится, если написать тридцать я?


Урок 3
Тема: Твоя родословная

Цели урока:
- ознакомление учащихся с понятием «родословная», «твоя родослов-ная»;
- привитие детям элементарных представлений о характере родствен-ных отношений;
- формирование у ребенка интереса к своей родословной, к ее исто-рии, к ее корням и традициям.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа, игра, ра-бота с книгой.
Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница», клубок нитей.

Ход урока
1. Круг радости «Моя родня»
 Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я очень рада видеть вас. Я вас всех очень ценю, уважаю и люблю как близких, родных и люби-мых для меня людей. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о наших семьях, о наших семейных корнях. Все это называется одним словом – родословная. Давайте все вместе встанем в наш круг, который называ-ется необычно – «Моя родня».
Все люди вокруг меня (развести руки в стороны)
– моя родня (положить руки на сердце),
– моя семья.
Как будто крепкая броня (сомкнуть руки в замок),
Они хранят меня (скрещиваем руки на груди).
(Дети, стоя в кругу, произносят слова вместе с учителем и выпол-няют движения).
2. Минутка тишины
 Сегодня я вас приглашаю в волшебное путешествие в сказочную страну. Представьте себе, что вы попали в Звездную страну (пауза). Вас окружают разноцветные красивые звездочки: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и оранжевые (пауза). Звездочки не только по цвету, но и по размеру все разные: есть совсем крохотные, есть чуть побольше, а есть еще и совсем большие (пауза). Самое главное, что среди этих звездочек не было ни одной, которая бы в точности походила на другую (пауза). Вы тоже, дети, как эти разноцветные звездочки, не похожи друг на друга (пауза). Душа же каждой звездочки заполнена любовью ко всем жителям этой сказоч-ной страны (пауза). Звездочки, как маленькие дети, умеют видеть друг в друге только хорошее и доброе. От этого они светятся удивитель-ным волшебным светом. Почувствуйте, как волшебный свет любви наполняет вас (пауза). Звездная страна от этого чудесного сияния ста-ла необыкновенно красивой и неповторимой (пауза). Запомните эту красоту. Помашите звездочкам ручкой. Возвращайтесь по звездной тропинке в свой родной класс.
3. Поговорим
 Мне, ребята, хотелось бы сегодня поговорить с вами об очень важных вещах.
• Скажите, пожалуйста, вы когда-нибудь встречались с таким словом, как «родословная»?
• А кто из вас знает, что означает слово «родословная»? (Ответы де-тей).
 Молодцы, ребята! Действительно, когда мы говорим «родослов-ная», то непременно речь заходит об истории нашей семьи, о ее кор-нях и предках. В «Азбуке Самопознания» дается пояснение ценности «родословная». Давайте ознакомимся с этим пояснением: «Родослов-ная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий проис-хождение и степени родства». Запомним. (Дети работают по учебни-ку).
 У казахского народа, например, принято говорить: «Жетi атасын бiлмеген – жетiмдiктiң белгiсi». В переводе на русский язык эта фраза буквально означает: незнание семи поколений предков – признак си-ротства человека. А у русского народа принято говорить: «Не гоже быть «Иванами, не помнящими родства», не знать своих предков, ис-торию своего рода».
 Действительно, познание своей родословной одинаково необхо-димо старым и юным, взрослым и маленьким. Возникает вопрос: а для чего человеку нужно познание своей родословной? Это нужно каждо-му человеку для того, чтобы знать прекрасные мысли, дела и сверше-ния своих предков, создавших этот род, эту семью, чтобы гордиться ими. Потому важно, чтобы человек сто раз подумал и взвесил, прежде чем совершить не очень хороший поступок. Ведь об этом будут пом-нить еще семь поколений близких и родных после него.
 Древо рода – это очень интересное явление. У каждого человека есть два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек становится уже вдвое больше. Их уже четверо. Прабабушек и прадедушек еще вдвое больше – восемь, а прапра… – 16. И так далее. Вот сколько у человека оказывается предков-родителей.
 Каждому поколению взрослых людей мы обязаны своей жиз-нью, своей судьбой. Вот не было бы на свете, например, прапраба-бушки, не родился бы прадедушка, а без прадедушки не появилась бы бабушка, а без бабушки не было бы на свете и наших пап и мам.
 Следовательно, ребята, когда мы говорим о «родословном кор-не», то речь идет о наших предках.
 Есть еще и такое понятие/ценность, как «родословное древо». Когда мы рисуем родословное древо, то рисуем столько ветвей, сколько у этого человека детей, а каждая ветвь разветвляется на меньшие ветви – это будут внуки, а дальше правнуки и т.д. Каждый человек на Земле может нарисовать родословное древо своей семьи.
 Если даже человек не знает либо по каким-то обстоятельствам оказался один на свете, все равно он – часть Чудесного Семейного Древа. И, может быть, когда-нибудь он станет родоначальником мощ-ной и славной ветви – своей семьи. А внуки его еще будут хвастаться таким главным человеком семьи.
 Все мы, дети и взрослые, веточки и листочки огромного дерева, которое называется «родословным древом».
 Еще мы называем такое дерево таким теплым и родным словом – «семья». Человеку нужно знать и чтить своих предков. За этим ле-жит самое важное – дань благодарности, дань памяти одного поколе-ния другому поколению.
4. Чтение стихотворения О. Аубакирова «Уш журт»
 Ребята! Прочитайте удивительное произведение, которое назы-вается «Уш журт».



Я смышлёный ученик,
Сам читаю и пишу,
Вот и деда говорит:
«Надо знать свою родню».
Я о них вам расскажу.
Папа с мамой всех родней,
Он - АКЕ, она - АНА.
Бабушка моя - АЖЕ,
Папа папы - мой АТА.
Старшая сестра - АПКЕ,
Буду слушаться её.
Ну, а старший брат - АГА,
Не боюсь с ним никого.
Мой ЫНЫ - братишка мне!
А сестрёнка – КАРЫНДАС.
Карындас моей АПКЕ,
Как СЫНЛИ - Все любят вас.
Папе буду я БАЛА,
А аташке - НЕМЕРЕ.
А детишек немере
Называют ШОБЕРЕ.

Вскоре после шобере
Появляются ШОПШЕК.
Так промчится целый век,
Доживу до НЕМЕНЕ,
До внучат, до прапрапра...

И продолжится семья.
Всех, кто после будут жить
Назовут - ЖЕТИ АТА.

Вот женился мой ага,
КАЛЫНДЫК привёл домой.
И теперь КЕЛИН она,
Ей теперь мой дом - родной.
Я зову её ЖЕНГЕ.
А потом моей апке Свадьбу справили и вот,
У меня есть свой ЖЕЗДЕ,
Он БАЛДЫЗ меня зовет,
Шутки шутит и везде
Старшие зовут КУЙЕУ
Добродушного жезде.

Если папин старший сын –
Мой ага, женился первым,
То потом и младший сын,
То есть Я, женюсь вторым.
Жёны наши - АБЫСЫН,
Задушевные подруги.

Как БОЛЕ, как друга два…
Это, если бы сестра
И ещё одна сестра,
Если дети двух сестёр
Будут мальчики, как Я.
Но растём мы очень быстро.
Всем приходится жениться,
А женитьба - не игра.
И ещё запомнить нужно:
Все, кто женится на сестрах,
Называются - БАЖА.
Я считалку продолжаю,
Всю родню пересчитаю.
Есть еще весёлый гурт,
Есть такой НАГАШИ ЖУРТ.
Это мамина семья,
Это мамина родня.
Все с приставкой НАГАШИ:
И аташка, и ажешка,
Мамы мама, мамин папа,
И дедуля, и бабуля,
Даже дядя - нагаши,
С ними тёти - нагаши,
И агашка, и аташка,
Мамы сестры, мамин брат –
Славный родственный отряд.
Есть у мамы и братишки,
Даже я постарше их.
Подрастут когда мальчишки,
И детишек заведут,
Сыновья – нагаши журт
Будут НАГАШИ ЫНЫ.
Дочки, значит, КАРЫНДАС.
Вот такие пироги.
Ну, а сам для нагаши
Довожусь я как ЖИЕН.
Через сколько-то колен,
Через столько-то годов

Сам женюсь. Родится мальчик,
Я ещё не буду стар,
Буду молодым, как папа,
И тогда для нагаши
Сын мой будет - ЖИЕНШАР.
Только свадьба отгремит
У невесты с женихом,
Увеличится родня
Скажем, эдак раза в два:
Два отца и мамы две,
Бабушки и деда два,
Женщины все - КУДАГИ
Сватов назовут - КУДА,

Их сыночки-сыновья
Будут им КУДАБАЛА.
Ну, а младшая сестра
Будет просто КУДАША.
Как отпляшут, отпоют,
Соберется КАЙЫН ЖУРТ.
И теперь у молодых
Есть два берега родных.
Два отца, как два крыла,

Их зовут КАЙЫН АТА.
Обе матери в семье,
Их зовут КАЙЫН ЕНЕ.
Свадьба – веская причина.
Здесь же взрослые мужчины,
Радость общая одна,
Их зовут КАЙЫН АГА.
Сестры старшие в семье,
Их зовут КАЙЫН БИКЕ,
В грустные помогут дни.
Есть еще КАЙЫН ЫНЫ,
Жениха родной братишка,
Не смотри, что он мальчишка. А сестрёнка жениха –
И подружка, и сестрица.
Тайны ей доверь свои
И зови КАЙЫН СЫНЛИ.
Вот такой семейный круг,
Здесь и взрослые, и дети,
Называется УШ ЖУРТ,
Нет родней людей на свете.

• Расскажите, о чем это стихотворение?
• Каким чувством и настроением проникнуто оно?
• Определите, какие из указанных в стихотворении группы родствен-ников есть в вашей семье? (Ответы детей).
 Молодцы, ребята! Мы продолжаем работать по учебнику «Аз-бука Самопознания». Прочитайте внимательно Задание 2 и выполните его. (Дети работают по учебнику).
• Расскажите, о чем прочитали?
• Разобрались, кто кому и кем приходится?
• Что нового и интересного было в этом задании? (Ответы детей).
5. Творим в тетради
 Дети! Откройте, пожалуйста, свою «помощницу». Внимательно посмотрите и изучите Задание 1 и Задание 2. На них – добрые пароли родословия человека, которые представлены на казахском и русском языках.
 Подумайте над заданиями. Поразмышляйте над ними. В этом многообразии найдите свою родословную на двух языках и раскрасьте их в любимые цвета. (Дети выполняют задание. По окончанию они рассказывают о выполненном задании. Идет обсуждение. Дети сове-туются с учителем, с друзьями, с «Азбукой Самопознания»).
6. Домашнее задание
 Вместе со всей семьей поразмышляйте и напишите дивную ле-генду о своей родословной (Задание 3).
7. Игра «Клубочек добрых пожеланий»
 Дети! Я держу в руках клубочек. Он не простой, а волшебный. Конец нити оставляю у себя и бросаю его кому-нибудь из вас. При этом говорю добрые пожелания семье того ученика/-цы, кому брошен клубок. Итак, начинаем… (Учитель держит в руках клубочек, наматы-вает конец нити в 2-3 оборота вокруг пальца и бросает его любому ребенку, говоря при этом: «Я хочу пожелать Армашке, чтобы его се-мья была здоровая, счастливая и дружная». Желательно, чтобы клубок коснулся всех детей. Важно, чтобы каждый ребенок услышал от учи-теля и детей добрые пожелания в адрес его собственной семьи).
8. Круг «От сердца к сердцу»
 Дети! А вы заметили, как все мы связаны друг с другом чувст-вами, мыслями, общими делами? Вот так и в семье. Если плохо одно-му человеку в семье, то и у остальных грусть в сердце. Если с радост-ной вестью спешит в дом кто-то из близких людей, то и у всей семьи появляется радость.
 В жизни людей есть одна важная закономерность. Она заключа-ется в том, что если мы поможем кому-то, то это обязательно сделаем его счастливым. Принося же радость другому человеку, мы непремен-но получаем удовлетворение и радость сами. Я хочу пожелать вам, чтобы родословное древо ваших семей цвело и разрасталось множест-вом цветов, веток и веточек. А сейчас каждый из вас может отрезать себе кусочек этой нити – нити любви и унести его собой в свой дом. Думаю, что эта нить обязательно принесет в вашу семью радость, дружбу и удачу.


Урок 4
Тема: Ценности поколений

Цели урока:
- ознакомление учащихся с понятием «ценности поколений»;
- привитие детям уважительного и почтительного отношения к стар-шему поколению, его ценностям и традициям.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, упражнение-тренинг, практическая работа.
Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница».

Ход урока
1. Круг радости
 Добрый день, мои милые юные друзья! Мне радостно видеть вас всех. Снова на уроке «Самопознание» мы все вместе собрались для того, чтобы поразмышлять над смыслом жизни, познать самого себя, а также ценности старшего поколения. Встанем в круг радости. Давайте поздороваемся друг с другом. Сначала мы поздороваемся как сверст-ники, затем – как взрослые, с такой интонацией, как если бы мы здо-ровались с дедушками и бабушками.
2. Поговорим
• Почувствовали ли вы какую-нибудь разницу? А какую? А почему? (Ответы детей).
 Люди всего мира ценят самые важные и главные общечеловече-ские ценности: любовь, правда, ненасилие, правильное поведение, мир. Поэтому, для каждого человека на Земле, независимо на каком материке Земли он живет, важны эти ценности.
 Сегодня мы с вами поговорим о ценностях поколений.
• Подумайте и расскажите, кого мы называем таким необыкновенным словом «старшее поколение»? (Ответы детей).
 Сегодня мы поговорим на особую тему. «Азбука» предлагает нам подумать и поразмышлять над понятием «ценности поколений». А для этого послушайте одну замечательную сказку татарского наро-да.
3. Чтение произведения. Татарская сказка «Мудрый старик». Бе-седа
Ещё в давние времена жил один падишах. Был он жестокий, осо-бенно не любил старых людей и приказывал убивать всех, кому ис-полнилось семьдесят лет. «Всё равно от них нет никакой пользы», – говорил при этом безжалостный падишах.
В столице падишаха жил в это время один юноша. У него был се-мидесятилетний отец. Юноша очень любил отца и спасал его от каз-ни. Он следил, чтобы дедушка никому на глаза не попадался. Каждый вечер юноша приходил к отцу и рассказывал обо всём, что видел и слышал за день. Вот однажды пришёл юноша к отцу, и отец спросил его:
– Что нового на свете, сынок?
– Сегодня днём, – начал свой рассказ юноша, – падишах со своими визирями пришёл на берег реки. Увидел он на дне реки сверкающий драгоценный камень и приказал достать его. Пловцы нырнули в воду, но не нашли там никакого камня, а когда вынырнули – увидели, что драгоценный камень по-прежнему сверкает на дне реки. Ни падишах, ни его визири не могут узнать, где же находится камень.
– Скажи, сынок, нет ли на берегу дерева? – спросил дедушка.
– Есть. Ветви его свисают над водой в том месте, где падишах увидел драгоценный камень, – сказал юноша.
– А нет ли на том дереве гнезда? – снова спросил дедушка.
– Есть.
– Ну, так слушай, что я тебе скажу. Драгоценный камень лежит не на дне реки, а в птичьем гнезде. В воде же блестит только его отраже-ние, – уверенно сказал дедушка.
Наутро собрались падишах с визирями на берегу реки, смотрят – камень по-прежнему сверкает на дне. Нырнули – нет ничего! Стоят визири, ничего понять не могут. Тут подошёл к падишаху юноша, по-клонился и говорит: – Позволь, великий падишах, слово молвить: не ищите камень в воде. Видите дерево? На том дереве есть гнездо, а в гнезде лежит камень. Там его и ищите.
Падишах только бровью повёл – кинулись к дереву визири и через минуту принесли ему драгоценный камень величиной с гусиное яйцо. Удивился падишах.
– Считаетесь вы людьми учёными, а оказались глупее этого юно-ши! – упрекнул он своих визирей.
А у юноши он спросил:
– Кто тебе рассказал об этом?
– Я сам догадался, — ответил юноша.
Визири затаили против юноши злобу. И то сказать – опозорил их перед падишахом! И решили визири сжить юношу со свету. Пришли они к падишаху и сказали:
– Джигит-то хвастается, говорит: «Я всё на свете могу отгадать». Позволь, падишах, показать ему двух жеребцов, одинаковых по виду. И пусть он, не подходя близко к ним, отгадает, который жеребец мо-лодой, который – старый.
– Хорошо, – согласился падишах. Призвал он юношу и говорит:
– Приди сюда завтра, мы тебе покажем двух жеребцов, а ты дол-жен будешь отгадать, который из них молодой, который – старый.
Поклонился юноша и, печальный, вернулся домой. Дома он опять пришёл к отцу и молча сел около него.
– О чём думаешь, сын мой? – спрашивает дедушка.
– Ты, отец, правду сказал о драгоценном камне: его нашли в птичьем гнезде! Теперь падишах задал мне другую задачу. – И юноша рассказал отцу, какую задачу придётся ему завтра разгадывать.
– Не горюй, сынок! Эта загадка очень простая, – успокоил его отец. – Ты пойдёшь завтра к падишаху и, когда выведут жеребцов, внимательно посмотри на их повадки: молодой жеребец шагу спокой-но не сделает – издали начнёт приплясывать, а старый только головой поведёт и молодому дорогу уступит.
На другое утро пришёл юноша на падишахский двор. Через неко-торое время падишах со своими визирями туда же вышел. Махнул па-дишах рукой – вывели двух одинаковых жеребцов. Один жеребец идёт, всё приплясывает, а другой идёт и только головой мотает.
– Вот этот жеребец молодой, а тот – старый, – уверенно сказал юноша.
Не успел юноша отгадать эту загадку, как визири приготовили ему новую. Они велели обтесать два одинаковых бревна, а юноша должен был отгадать, какое бревно отпилено от верхней половины дерева, какое – от нижней.
Печальный вернулся юноша домой. Пришёл к отцу и рассказал про новую загадку.
– Не горюй, сынок, – успокоил его отец, – разгадать эту загадку нетрудно. Ты вели опустить оба бревна в воду и посмотри: бревно от верхней половины дерева всплывёт всё целиком, а бревно, отпилен-ное от нижней половины, одним концом опустится в воду.
Наступило утро. Пришёл юноша в назначенное место, а там лежат два одинаковых бревна. Падишах сказал юноше: – Вот тебе два брев-на. Ты к ним не прикасайся, но отгадай, какое отпилено от верхней половины дерева, какое – от нижней.
– Опустите оба бревна в воду, – сказал юноша.
Опустили брёвна в воду, и сразу одно всплыло наверх, а другое – наполовину погрузилось в воду.
– Вот это – верхняя часть дерева, это – нижняя, – уверенно сказал юноша.
Удивился падишах и спрашивает: – Кто тебя научил этому?
– Я сам догадался, – отвечает юноша.
– Нет, ты ещё слишком молод и неопытен и не можешь всё знать, – сказал падишах. – Говори правду: кто тебя научил? Если не ска-жешь, прикажу тебя казнить!
«Что будет, то и будет – скажу правду», – подумал юноша и при-знался:
– Меня научил отец, которому исполнилось семьдесят лет. Я пря-чу его, чтобы уберечь от смерти.
– Видно, и старики бывают полезны. Без них тоже не обойдёшься! – сказал падишах и отменил свой жестокий приказ.

• Какая это сказка: веселая, грустная, забавная?
• А события: задорные, печальные, смешные, поучительные?
• Какой урок дан в сказке?
• Какое чувство заставило юношу не подчиниться указу царя?
• Почему царь изменил свое решение?
• Как вы думаете, что является самым большим счастьем для отца юноши? (Ответы детей со ссылкой на текст сказки).
 Молодцы, ребята! Вы правильно подчеркнули главную мысль сказки. Когда мы говорим о ценностях поколений, то мы говорим о старшем поколении. Старшее поколение – это наши бабушки и де-душки, мамы и папы. Они обладают большой мудростью, большим опытом. Ведь они прожили на свете дольше вас. Они знают о жизни не понаслышке. Они многое видели, слышали, прочувствовали. К то-му же они заботятся о вас и любят вас. Поэтому стараются советовать своим детям только то, что принесло бы им счастье. Их советы – это ценности. Когда старшие советуют, подсказывают, рассказывают, нужно всегда прислушиваться к их словам.
4. Творим в тетради
 Поработаем на страничках нашей тетради. Откройте ее. Внима-тельно прочитайте, как разъясняет «Азбука» понятие «ценности поко-лений». «Ценности поколений – это духовная ценность. Честь, досто-инство, отвага, мужество, смелость, мудрость и трудолюбие – это ценности поколений». (Дети работают над определением. Запоминают эту духовную ценность).
 В тетрадочке предлагается интересное задание, которое называ-ется «Что всего милее для меня?» (Задание 1). Выполните его. (Дети работают в тетради. Рассказывают о выполненном задании. Обмени-ваются впечатлениями).
5. Упражнение «История из жизни наших родителей»
 Сейчас мы сядем в тесный, дружественный круг. С помощью волшебного клубка (мяча, бусинки и т.д.) мы начнем вести особый разговор. Каждый в кругу, у кого находится волшебный предмет, по очереди расскажет удивительную или забавную историю из жизни ваших родителей. Давайте я начну: « Вот однажды…»
6. Домашнее задание
 Прочитайте в «Азбуке Самопознания» рассказ В.А.Сухомлинского «Доброго здоровья, дедушка!» и подумайте над вопросами.
 В тетради «Моя помощница» выполните Задание 2.
7. Круг «От сердца к сердцу»
 Ребята! Мне очень понравился наш сегодняшний урок «Самопо-знание». Вы – молодцы. Вы очень хорошо поработали. Я очень наде-юсь, что с урока вы уйдете только с хорошими и добрыми мыслями. Давайте поделимся нашими чувствами и словами друг с другом. А для этого закончим предложение: «Сегодня я ухожу с урока с мыслью о том, что мои бабушка и дедушка – замечательные люди!», «Сегодня я ухожу с урока с мыслью, что …» (Дети продолжают).
 Замечательно, ребята! Я уверена, что вы все вырастете заботли-выми и отзывчивыми людьми. Будете уважать старших, почитать их, их требования, взгляды, позиции, ценности/советы. Я надеюсь, что этот урок обязательно поможет вам оценить усилия, труды, заботу старшего поколения, значимость тех знаний и ценностей, которыми они владеют и щедро делятся с нами – их потомками. Старайтесь учиться у своих родителей. Прислушивайтесь к их советам. Помните, они никогда ничего плохого не пожелают своим детям.



Урок 5
Тема: «Семья – это семь Я»

Цели урока:
- ознакомление учащихся с ценностью «семья»;
- формирование у учащихся чувства любви к близким и родным лю-дям, к семье, стремление помогать им во всем;
- пробуждение в ребенке чувства ответственности и заботы за семью.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа, работа с книгой.
Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница», листы бумаги, цвет-ные карандаши и мелки.

Ход урока
1. Круг радости
 Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок ос-тавались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хоро-шего себе и своим друзьям. Дети в кругу по очереди говорят следую-щие фразы: «Я желаю себе быть вдумчивым на уроке, а всем друзьям желаю хорошего урока!» (и т.д.).
2. Поговорим
 Сегодня мы поговорим о родном доме, родных людях, семье.
• А что такое родной дом? Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).
 Действительно, ребята, дом-это очаг. Это начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь. Многие люди вспоминают о нем с лю-бовью и нежностью, вспоминают о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить, любить Родину и все, что их окру-жает.
 Давайте послушаем сейчас стихотворение о доме, семье и попы-таемся ответить на вопрос: почему так хорошо чувствует себя герой этого стихотворения?
3. Чтение произведения. Золтан Зелка «Какой хороший вечер»
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню,
А мотылек прозрачный
Под яркой лампой кружит.
С ним в этот плавный танец
И потолок пустился,
И музыки не слышно-
И это очень страшно.
Что с потолком случилось?
Так низко он спустился,
Что, кажется, сейчас я
Рукой его достану.
Глаза мои закрылись…..
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивленно,
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях.

• О какой ценности говорится в этом стихотворении?
• Почему так хорошо герою этого произведения? (Ответы детей).
 Вспомните вы, ребята, когда вам бывает хорошо в семье? (Отве-ты детей).
 Правильно, вам бывает хорошо, когда вся семья вместе, в сборе.
 А теперь прочитайте в учебнике что такое «семья»: «Семья – это живущие в одном доме близкие и родные друг другу люди». запомни-те это определение.
 В жизни каждого человека семья играет важную роль. Давайте сейчас мысленно перенесемся в атмосферу вашей семьи. Но сначала ответьте: что значит для вас ваша семья, дом? Какую роль играют в вашей жизни родители? (Ответы детей).
4. Игра «Мы и наши родители»
Дети делятся на группу «детей» и группу «родителей». Затем обе группы, одна с точки зрения родителей, а другая, с точки зрения де-тей, должны составить списки ситуаций и проблем, наиболее часто приводящих к конфликтам между родителями и детьми. После того как дети выполнят эти задания, они садятся за стол переговоров. Представители каждой группы зачитывают свои списки. И все вместе дети обсуждают методы и способы решения этих конфликтных ситуа-ций.
5. Чтение произведения. Г.Гребенщиков «Большая семья»
Есть такие семьи-пчельники, большие, дружные, от содружества веселые, в веселой работе неутомимые. Никогда не забуду свое первое знакомство с такой еврейской семьею в Семипалатинске, в городской больнице, где я готовил себя на медицинское поприще и мечтал быть когда-либо фельдшером….
Привезли к нам с гангреной на ноге молодую еврейку, а за нею на отдельной подводе приехала огромная семья: пятеро детей, муж, отец и мать-старуха. Четыре раза резали этой женщине ногу. Выжила и провела у нас в больнице более трех месяцев. И вся семья вваливалась к ней три раза в неделю и находилась столько, сколько ей позволит фельдшер. Я брал на себя ответственность и оставлял, когда было мое дежурство, некоторых детей при матери на вcю ночь. Это были мои сверстники, по тринадцати, четырнадцати лет, мальчик и девочки, так как самых младших бабушка в больнице не оставляла. Вот тут-то я и насмотрелся на то, как могут эти бедные простые люди не только пе-реносить свои страдания, но и проливать остаток своих сил на других.
Изможденная, сухая и обескровленная, эта женщина никогда не стонала, ни на что не жаловалась, а из ее черных крупных глаз всегда почти сверкали искры смеха и улыбок. Сколько она знала сказок и разных забавных случаев из жизни, сколько в ней было любви к своим детям и как постепенно она эту любовь внушала и всем тем, кто был с нею в одной палате. Постепенно и невольно и сам я засиживался дольше, нежели полагается в палате, и дети ее стали моими друзья-ми…
• Над чем заставляет задуматься эта история?
• О какой мудрости говорится в этом рассказе?
• Можете ли вы рассказать о подобных дружных семьях?
• Согласны ли вы с тем, что жить в дружной и сплоченной семье – счастье?
• Как вы думаете, почему мать из этого рассказа, несмотря на свою болезнь, лучилась радостью и счастьем? (Ответы детей).
 Молодцы, ребята! Прочитайте пословицы в «Азбуке»: «Кто ро-дителей почитает, тот вовек не погибает», «Вся семья вместе и душа на месте». Объясните их смысл.
6. Творческая работа «Дружная семья»
 В тетради «Моя Помощница» выполните Задание 1. На семей-ном дереве напишите членов своей семьи. Расположите их так, как вам хочется. Чтобы семейное дерево расцвело всеми цветами радуги, раскрасьте его. (Дети выполняют задание. Затем по желанию зачиты-вают свои записи).
7. Обратимся к учебнику
 «Азбука Самопознания» приглашает вас подумать и поразмыш-лять на ее страничке. Прочитайте, пожалуйста, произведения «Милая бабушка», «Федотка», «Родственники». (Дети читают).
 Поразмышляйте, пофилософствуйте, какая тема объединяет со-бранные на страничке стихи? (Задание 2).
8. Домашнее задание
 Выполните в тетради Задание 2. Подумайте и напишите о «сек-ретиках», которые рождают дружную и счастливую семью.
9. Круг «От сердца к сердцу»
 Ребята! Сегодня мы много говорили о семье, где вы воспитывае-тесь, живете, о родных вам людях, о тепле родного дома. Надо ста-раться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились сво-ей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом. Дети поют песню «Родительский дом».
8. Потенциал. Творческая работа «Золотая рыбка»
 Сделайте вашим родным и близким приятные сюрпризы. А для этого представьте себе, что к вам приплыла сказочная золотая рыбка. Попросите что-нибудь доброе и приятное для своих близких: папы, мамы, бабушки, дедушки, братьев и сестер. Нарисуйте или напишите то, о чем вы попросите золотую рыбку (Это задание выполняется в тетради «Моя помощница»).


Урок 6
Тема: Будни и праздники семьи

Цели урока:
- привитие учащимся представлений о положительной роли будней и праздников семьи в создании гармоничного дома;
- привитие детям элементарных умений решать простые семейные проблемы, превращая будни семьи в праздники семьи.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа, работа с книгой.
Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница», листы бумаги, цвет-ные карандаши.

Ход урока
1. Круг радости
 Добрый день, мои юные друзья! Сегодня мы с вами будем гово-рить о буднях и праздниках семьи. Встаньте, пожалуйста в круг радо-сти. Давайте прикоснемся ладонями с соседями по кругу и пожелаем им то, что позволит нам дружно жить с родными и близкими. Учи-тель: «Толя, всегда прислушивайся к советам старших людей», Толя: «Аксулу, чаще предлагай свою помощь бабушке» и т.д.
2. Поговорим
 Попробуйте ответить на вопрос: что тебе дороже всего в доме? Хорошее настроение, не правда ли? Очень неприятно, когда дома тоскливо и уныло, когда в нем царят беспорядок и неразбериха, когда все озлоблены и невежливы друг с другом и все ходят мрачные и на-дутые. Но ведь хорошее настроение, добрые и сердечные взаимоот-ношения всех живущих под одной крышей не падают





Пожалуйста, оцените конспект - Самопознание:
  • 68
 (голосов: 8)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Игра "Математический брейн-ринг"
  • Конспект -Проект урока труда в 3 классе, тема:Вырезание из бумаги «Снежинки ...
  • Конспект урока ОРК и светской этики:"Культура и религия"
  • Конспект урока информатики :"Граф. Вершины и ребра графа", 4 класс
  • Конспект урока русского языка:" Словообразование." 2 класс
  • Конспект урока по лит. чтению 4 класс "Стрекоза и Муравей"
  • Конспект для 4 класса по ИЗО:"Иллюстрация фрагмента литературного чтения"
  • Классный час «Язык-душа народа»
  • Конспект урока "Деление и обобщение понятий."
  • Конспект урока русского языка в 4 классе:"Распознавание глаголов 3-го лица ...


  • 40223
    Конспект прислал: Zet 9 октября 2009 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата