Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Работа с родителями |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Работа с родителями |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Работа с родителями младших школьников.
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, и историю мира… А.С.Макаренко. Все люди разные. И все семьи разные. И все дети разные. Это естественно. Но как часто мы склонны это забывать и искать помощи в каких-то общих рекомендациях, употребляя при этом скучные и фальшивые слова: «ребёнок должен», «положено, чтобы ребёнок» и т.п. Это ошибка. Ребёнок изначально ничего не должен, и ничего ему не положено. Это мы должны создать ему условия для нормального развития, научить его жить среди людей, понимать их чувства, желания и действия. И только со временем, когда он сам поймёт, что он именно должен и кому, он будет отдавать эти «долги» - отдавать своей любовью, привязанностью, теплом по отношению к другим людям, к своим родителям, друзьям и, наконец, к своим детям. А для этого нам надо принять нашего современного ребёнка таким, какой он есть, постараться понять его и с учётом его особенностей найти тот единственный способ взаимоотношений с ним, который не приведёт к дополнительным сложностям, а, наоборот, даст почувствовать истинную любовь, тепло и защищённость, которые являются самыми ценными в семье. Влияние семьи наиболее значимо в детстве, особенно в раннем и до-школьномвозрасте, так как именно до 6-7 лет происходит формирование характера ребёнка. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния. Вторая – её разносторонность. Семья – настоящий университет человеческих отношений. И учёба эта особенно прочна и действенна ещё и потому, что не только и не столько проходит через холодный анализ разума, а воспринимается отзывчивым, чутким и ранимым ребячьим сердцем, которому свойственно ничего не забывать, проносить порой через всю жизнь воспоминания о первых радостях, горе, несправедливостях и обидах. Не мало важным является воспитание и развитие ребёнка. И если в семье сложился отрицательный микроклимат, то возникают трудности в воспитании детей, что часто приводит к появлению трудновоспитуемых ребят, приводит к правонарушениям. Поэтому школа призвана постоянно оказывать помощь семье в воспитании ребёнка. В своё время А.С. Макаренко указывал: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания» /соч. - т.IV – c.504/. А значит, работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Конкретная помощь со стороны школы на разных ступенях обучения школьников различна, она имеет свои задачи и содержание. Если в дошкольном возрасте главным видом деятельности ребёнка являлась игра, и родители помогали ему организовывать игру, подсказывали, как надо поступать в той или иной игровой ситуации, то с поступлением ребёнка в школу основным и новым видом деятельности для него является учебная деятельность. Родители с помощью школы помогают первоклассникам в усвоении требований школы, в выполнении нового для них режима дня, приучают ребят к самостоятельности, умению жить в новом для них школьном коллективе. Школа привлекает родителей к работе с детьми. Основной целью учителя является воспитание будущего интеллигента. Исходя из этой цели, пересматриваются отношения: учитель – ученик, учитель – родитель, родитель – ученик. Я ставлю целью перестроить отношения так, чтобы оно было единым: ученик – учитель - родитель, т.е. главная фигура в воспитании и образовании – ученик-ребёнок. Чтобы воспитание и образование в семье шло по единому руслу, родители и педагоги школы в первую очередь должны понимать, что им для достижения таких высоких целей, как воспитание интеллигента, нужно провести общую линию в воспитании и образовании детей. А для этого классный руководитель или учитель в начальных классах должен уметь: - направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей; - оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания детей, развивать у родителей положительное отношение к школе, учению детей, доверие к учителю; - укреплять авторитет родителей в семье; - помогать родителям в руководстве учебной работой детей в домашних условиях; - тактично руководить педагогическим самообразованием родителей, развивать у них стремление к самосовершенствованию. Исходя из этих задач, я провожу большую работу с родителями. Первым шагом в объединении усилий родителей и учителя в воспитании и образовании ребёнка стало социологическое исследование, где по анкетам я провожу знакомство с будущими учениками и изучаю условия жизни и быта в семье. Это служит отправной точкой для учёта и корректировки условий жизни и быта ученика. Второй шаг – это первое родительское собрание, где я знакомлю родителей с основными законодательными документами и уставом школы. Эти шаги всегда объективны и обязательны для учителя. Зная, какие в семье взаимоотношения, учитель может оказать помощь в определении методов и приёмов воспитания ребёнка. Хотя знание семейных отношений не является единственным условием успешного семейного воспитания. Не менее важным является авторитет родителей. Он помогает формированию взглядов и убеждений ребёнка, способствует становлению его самостоятельных суждений, выработке стержневой линии поведения. Ребёнок, постоянно наблюдающий и впитывающий отношения равенства и уважения среди взрослых, никогда не поймёт, не примет и не простит грубости, бестактности в отношении его самого. Но если же ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, реакция может быть острой и даже патологической. Дети начинают разрисовывать парты, драться, громко кричать, то есть вести себя совсем по иному, чем ребёнок, живущий в семье, где интересно, где есть уважение и любовь. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Любовь – творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений. Живя в семье, ребёнок, по словам В.А.Сухомлинского, должен быть уверен, что его кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. При этом ребёнок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Школа должна привлекать родителей к работе с детьми, к участию в школьной жизни своего ребёнка. Это можно делать различными способами, так как существует множество форм работы учителя с родителями. Эти формы делятся на две большие группы: индивидуальные и коллективные. Я стараюсь использовать в своей работе разные формы общения с родителями моих учеников. Индивидуальные: 1. Изучение семьи школьника. Визит в семью – ответственный момент, часто решающий, будут ли родители доверять учителю, прислушиваться к его советам, наладится ли контакт и взаимопонимание в вопросах воспитания ребёнка в школе и в семье. 2. Анкетирование. Содержание анкет зависит от контингента родителей, от целей, от заинтересованности учителя в получении ответов на определённую тему. 3. Беседы (индивидуальные). Они дают мне возможность не только оказывать влияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогают родителям в выборе правильного подхода к детям. 4. Памятки помогают родителям своевременно сориентироваться в новой для них роли – родители школьника. В своей практике я использую как общепринятые памятки, так и памятки, составленные лично мною. Так со 2-го по 4-ый классы по русскому языку я использую памятку работы над ошибками, которую я составила в сотрудничестве с детьми. ПАМЯТКА 1. Напиши слово правильно, подчеркни «опасное место». 2. Раздели слово по слогам и напиши все способы переноса. 3. Напиши предложение правильно. 4. Напиши проверочное слово по образцу: коза – козы, лодка – лодочка. 5. Напиши слово правильно и допиши ещё два слова на это правило или два словарных слова с этой орфограммой. 6. Разбери слово или предложение правильно (морфемныйили синтакси-ческий разборы). Коллективные: 1. Беседы (коллективные) или консультации для родителей могут быть плановыми или неплановыми. Беседы с родителями можно проводить на любые темы. Например, с целью выяснения, какое уделяется в семьях внимание эстетическому воспитанию детей, на консультации сначала предлагаю родителям заполнить анкету: А. Что вы считаете главным в эстетическом воспитании ребёнка? Б. Кто из членов семьи занимается художественной деятельностью? Какой? В. Кто из членов семьи уделяет внимание художественному воспитанию ребёнка? Г. Есть ли в семье детская библиотека? Д. Кто в основном руководит детским чтением? Е. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанной книге, о просмотренном спектакле, прослушанной музыке? Ж. Собирают ли в вашей семье художественные коллекции (репродукции с картин известных художников, открытки и т.п.)? З.Какой музыке в вашей семье отдаётся предпочтение (серьёзной, эстрадной, песенной, танцевальной)? И. Практикуются ли в вашей семье совместные прогулки, выходы в театр, музей, кино? Как часто? К. Какой вид искусствапо вашему мнению больше интересует ребёнка: изобразительное, музыкальное, театральное, декламация, танец? Л. Способствуете ли вы развитию художественных способностей ребёнка? Каких? М. Сохраняете ли в семье детские поделки, рисунки? Н. В каких кружках, секциях занимается ваш ребёнок? Ответы на эти вопросы помогут решить, как лучше учителю построить содержание беседы и работы с родителями. 2. Родительские собрания (РС) – основная форма коллективной деятельности. Классные собрания могут быть построены по-разному. Я стараюсь проводить их в нетрадиционных формах. Это может быть семинарское занятие, просмотр и обсуждение кинофильма, деловая игра, диспуты и т.п. Визитной карточкой моих родительских собраний стали творческие отчёты-концерты. Такие собрания провожу обычно в конце каждой четверти или полугодия. Моя задача состоит в том, чтобы показать родителям на сколько выросли их дети в плане знаний, умений и навыков. На таких собраниях часто демонстрирую фрагменты уроков, записанные на видеоплёнку, где наиболее ярко выражен рост ребят. Так же на этих отчётных собраниях вместе с детьми оформляем выставки лучших работ по различным предметам, выставку лучших тетрадей, лучших показателей в беге, прыжках, лучших поделок и рисунков и т.п. Такие выставки помогают мне показать, а родителям представить тот уровень развития, на котором оказались их дети. В заключении собрания я вместе с детьми готовлю концерт для родителей. Ребята показывают своё мастерство, умение говорить, петь, танцевать и просто общаться друг с другом, помогать друг другу. Таким образом, эти собрания сближают не только родителей и детей, но и учителя и родителей, которые видят те старания, с которыми учитель поднимает их детей на более высокий уровень знаний, умений, навыков, а так же воспитанности. 3. Тематические игры – это ещё одна из форм взаимодействия учителя с родителями, которую я практикую в своей работе. Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей, я считаю, является просвещение по вопросам психологии и педагогики. Этого можно достичь при помощи тематических игр. Например: «Поле чудес», где родители не только показывают свою эрудицию в вопросах обучения и воспитания, но и получают дополнительную педагогическую информацию. Ведь, допустим, то, что знает один родитель, другой может и не знать. Вопросы в этой игре могут быть из области психологии и педагогики, то есть вопросы, касающиеся воспитания и обучения детей. Задача учителя же состоит не только в том, чтобы подготовить вопросы и получить на них правильные ответы, но и дать понять родителям, что воспитание и обучение- это два неразделимых процесса, причём очень трудных. Вопросы могут быть такими: - Состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку (стресс). - Сплочённая, организованная группа людей, объединённая общественно-значимой целью, организацией органов самоуправления (коллектив). - Ведущий вид деятельности младшего школьника (учение). - Отрицательная форма поведения (грубость). - Порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток (режим). - Важная составляющая успешности воспитания детей в семье (авторитет родителей). В педагогике существует множество как традиционных, так и нетрадиционных форм работы с родителями. Каждый учитель в праве выбирать те формы, которые, по его мнению, в большей степени подходят для данного класса учеников и их родителей. У моряков есть одна интересная традиция – что-то вроде посвящения в «морские волки». Когда корабль пересекает экватор, молодых матросов обливают морской водой. Наверное, все первоклассники тоже пересекают свой экватор – порог школы и, впервые оторвавшись от маминой руки, в страхе отправляются в свободное плавание. На берегу остаются ждать своих «матросов» не менее испуганные мамы с обёртками от цветов, папы с фотоаппаратами и бабушки с платочками. В большое плавание «юные матросы» отправляются вместе с «капитаном» - первым учителем, который на данном этапе постарается сохранить атмосферу любви, добра и уюта. Когда я принимаю незнакомый мне класс, меня в одинаковой степени волнует, что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками. С первого дня знакомства с родителями я говорю им: чтобы дети выросли духовно здоровыми, необходим постоянный контакт с учителем, абсолютная откровенность в отношениях, согласованная работа. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Не зная (или плохо зная) учеников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей. Учитель просто обязан координировать воспитательные и образовательные функции семьи и школы. Слово – ДЕЛО ВЕЛИКОЕ. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей. Л.Н. Толстой Источники и литература. Волкова Е. Трудные дети и трудные родители. Столетов. Диалоги о воспитании. Урбанская О. Работа с родителями младших школьников. Дереклеева Н. Родительские собрания 1-4 классы. Журнал «Начальная школа». Авторские права: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5318/Itemid,550982/ Пожалуйста, оцените конспект - Работа с родителями: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
4831 |
Конспект прислал: ЖЕЖЕ 3 ноября 2009 Комментарии (1) |
#1 написал: natalina6 | ||
8 ноября 2009 12:28 ICQ:-- |
||
|
||
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||