Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Аналитический отчёт за межаттестационный период |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Аналитический отчёт за межаттестационный период |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С 1999 ПО 2004 ГОДЫ ВВЕДЕНИЕ В системе непрерывного образования наиболее устоявшимся и сложившимся звеном является начальная школа. Это является одной из причин, актуализирующих необходимость поисков путей обновления всех компонентов сложной структуры начального образования. Начальная ступень школы должна быть своеобразной ступенью целостного образования. В младшем школьном возрасте у детей должно быть сформировано желание и умение учиться, без которого невозможно успешное обучение в средней школе. Для полноценного образования исключительно важно осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии младших школьников и дошкольников. Вместе с тем большое значение имеет обеспечение должной преемственности между начальным образованием и последующей его ступенью, связанной уже с подростковым возрастом. Обучение вообще, а начальное обучение особенно, может быть эффективным, направленным на становление личности ребенка, раскрытие его способностей только в том случае, если оно исходит из максимально точного учета возрастных психологических особенностей детей. I. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 1.Значимость развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте. В сентябре 2001 года в школы нашего города да и других городов России пришли первоклассники, которые стали участниками широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования. Передо мною, как учителем первого класса, встала проблема: как организовать работу в условиях четырехлетнего начального образования. Свою работу я начала с изучения методических рекомендаций по проведению данного эксперимента. Изучив их, я сделала вывод, что переход на четырехлетнее начальное обучение позволит снять перегрузку учащихся и позволит обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе. Увеличение же срока обучения в первом звене школы будет способствовать решению приоритетных целей начального образования – развитие личности школьника, формирование у него умения и желания учиться. Для достижения этой цели я должна была создать и соблюдать такие условия, которые были бы благоприятны для раскрытия и развития познавательных способностей ребенка. В основе познавательных способностей лежит уровень развития познавательных процессов. Для успешного обучения в школе выделили важнейшие из них: внимание (особенно произвольное), различные виды памяти (зрительная, слуховая, кинестетическая) и мышление (особенно логическое мышление: анализ, синтез, обобщение, классификация и т.д.). Поэтому темой моей самообразовательной работы стало «Создание условий, способствующих развитию познавательных процессов младших школьников при переходе на четырехлетнее начальное обучение». Я изучила литературу по теме (см. список литературы) и пришла к выводу, что развитие познавательных процессов возможно в том случае, если этому будут подчинены и содержание, и методы учебной работы. Однако эта проблема быстро не решается. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Эпизодическое использование лишь так называемых творческих (или нестандартных) заданий не принесет желаемого результата. Поэтому я решила подобрать специальные задания, упражнения, способствующие развитию и построить работу с ними в определенной системе. Цель моей деятельности я видела в том, чтобы, используя систему специально подобранных упражнений, создать условия, способствующие развитию познавательных процессов младших школьников. От того, насколько ребенок полюбит учебу и научиться учиться во многом зависит успешность его дальнейшего образования. Значимость указанных выше упражнений в общем учебно-познавательном процессе обусловлена, прежде всего тем, что в 6 – 9 летнем возрасте, характеризующимся повышенной сензитивностью, наиболее эффективно протекает физиологическое созревание мозговых структур. Таким образом, именно в начальной школе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Другая важная причина, побудившая меня внедрить развивающие упражнения в учебный процесс, - возможность проведения эффективной диагностики развития детей, являющейся основой для целенаправленной работы с ними. Возможность такого непрерывного мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения базируются в большинстве своем на различных психодиагностических методиках, и, таким образом, показатели выполнения учащимися тех или иных заданий предоставляют непосредственную информацию о текущем уровне развития детей. И, наконец, возможность представления заданий и упражнений преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей на этапе характерной для первых месяцев пребывания ребенка в школе смены ведущей деятельности (переход от игровой деятельности к учебной), способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Свою работу я начала с корректировки содержания образования (изучила программу и учебники по 4х летнему начальному образованию). В новых учебниках встречались упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, на умение проводить анализ, сравнивать, подмечать закономерности. Но нужна была система упражнений, необходимая для развития детей именно моего класса. Диагностика готовности к школе помогла определить уровень развития познавательных процессов детей моего класса, выявить на раннем этапе «слабые места» и соответственно построить работу с ними. Показатели этой диагностики приведу в таблице. память выше ср. 11,10% средний 55,60% ниже ср. 33,30% внимание выше ср. 5,60% средний 50% ниже ср. 44,40% мышление выше ср. 5,60% средний 55,60% ниже ср. 38,80% Из приведенных данных видно, что в классе были в основном дети со средним и ниже среднего уровнями развития познавательных процессов. Поэтому дети моего класса нуждались в общем развитии познавательных процессов. Я поставила перед собой следующие задачи: а) совершенствование достижений дошкольного развития познавательных процессов на протяжении всего начального обучения; б) оказание специальной помощи по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств; в) индивидуализация процесса развития (особенно в случаях опережающего развития или отставания). 2. Анализ содержания, методов и приемов работы, направленных на развитие познавательных процессов. В целях грамотного подбора заданий и проведения мониторинга работа проводилась совместно с психологом и логопедом. Подобранные задания я адаптировала с учетом возрастных особенностей детей и провела систематизацию упражнений. Я постаралась объединить задания в группы, которые: • помогают преодолеть непроизвольность внимания (приложение ); • помогают преодолеть непроизвольность зрительного и слухового запоминания (приложение ); • ведут к развитию мыслительной деятельности (приложение ). Наиболее удобной моделью развития логического мышления стало введение во 2 классе и продолжение в 3 классе курса вариативной части УП «Шахматы». В 1996 году я самостоятельно изучила и уже 8 лет работаю по этой программе. О роли шахмат в развитии детей младшего школьного возраста, о содержании курса, о методах и приемах работы подробно описано в моем сообщении «Развитие детей младшего школьного возраста через обучение игре в шахматы», с которым я выступала на школьных педагогических чтениях (приложение ). Написала рецензию на программу обучения игре в шахматы, составленную учителем МОУСОШ №27 Казак М.В. для участия в конкурсе «Учитель года». 3. Результативность. В конце 1, 2 и 3 классов проводилась диагностика развития познавательных процессов (совместно с психологом и логопедом). Результаты отразила в диаграммах (приложение ). Сравнение полученных результатов позволило сделать вывод, что систематическое выполнение подобранных заданий, задач и упражнений оказало положительное влияние на развитие познавательных процессов детей. У детей значительно расширился объем и концентрация внимания, учащиеся овладели необходимыми для них приемами запоминания и сохранения в памяти. Описанный подход дал возможность заложить предпосылки для формирования таких черт характера, как усидчивость, любознательность, самостоятельность. Огромное влияние оказало использование подобных заданий на протекание адаптационного периода первоклассников. Значительная часть детей (55,6%) адаптировалась в первые два месяца. Другие дети (33,3%) привыкли к школьной жизни к концу первого полугодия. На ШМО учителей начальных классов выступала с отчетом по теме «Использование дидактического материала для успешной адаптации первоклассников». Для учителей первых классов города провела открытый урок (Окружающий мир, «Профессии людей») в рамках семинара «Четырехлетняя начальная школа» по проблеме адаптации младших школьников. Процесс обучения шахматам способствовал развитию у детей умения ориентироваться на плоскости, научил предвидеть результат своей деятельности, мыслить, сравнивать, обобщать, рассуждать, сформировал такие качества как терпеливость, собранность, изобретательность и т.п. Каждый год в начальной школе помогаю организовывать и проводить шахматные соревнования. Призовые места занимают дети, которых я обучаю игре в шахматы. Учащиеся моего класса принимали участие в школьной олимпиаде (среди 3 классов) по математике и заняли 1 место (Цвирова Ирина) и 4 место (Семенов Игорь). В прошлом учебном году я работала в группе, проверяющей работы городской математической олимпиады (3 кл.) Построенная таким образом работа и постоянное отслеживание результатов помогли мне полнее узнать каждого ребенка, его достижения и трудности, а также оказать им эффективную помощь. II.ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ Убедившись в продуктивности созданной системы упражнений, я планирую в 4 классе продолжить работу в этом направлении: составить систему упражнений, направленных на развитие творческого мышления и воображения учащихся. В этом учебном году я приняла участие в семинаре для учителей начальных классов «Концептуальные подходы и методические основы преподавания математики и русского языка по УМК «Гармония», под ред. Н.Б. Истоминой». Одной из главных задач авторов комплекта явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта. Планирую на следующий учебный год, набрав 1 класс, начать вести обучение по УМК «Гармония». Свою самообразовательную работу в следующий межаттестационный период направлю на изучение и апробирование данного учебно-методического комплекта. Авторские права: Шиляева Ольга Владимировна МОУСОШ №22 г. Серов Пожалуйста, оцените конспект - Аналитический отчёт за межаттестационный период: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
6671 |
Конспект прислал: OOO098 30 января 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||