отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Беседы о культуре поведения (30 занятий)


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Беседы о культуре поведения (30 занятий)


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Занятие 1.
КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Вы не раз слышали, как кто-то говорил: «Это - культурный человек!», или сожалел: «Как жаль, что этот человек некуль¬турный».
Как вы думаете, кого называют культурным? (Ответы де¬тей)
Давайте вместе сочиним небольшой рассказ об утре куль¬турного человека. Я начну, а вы продолжите.
Воскресный день. Мама готовит завтрак на кухне. Пора вста¬вать, вы уже проснулись, но вставать не хочется.
- Доброе утро! - улыбается мама. Вы отвечаете, как?..
- Прошу к столу, завтрак готов, - приглашает вас мама. Вы встаете с постели, а дальше что происходит?..
Педагог по необходимости может восстановить последовательность событий в ответах детей. Например, он может сказать:
Сначала заправляете постель, затем умываетесь (делаете гимнастику, принимаете душ и т.п.), одеваетесь, идете к сто¬лу. А за столом уже сидят члены вашей семьи. Вы садитесь за стол и ...
Что вы делаете дальше? Какие правила поведения за сто¬лом вам уже известны?
А дальше вы завтракаете, встаете и идете заниматься свои¬ми делами. Так? (Нет.) А как должен поступить культурный человек? (Поблагодарить за заботу о себе, помочь убрать посуду, может быть даже вымыть ее.)
Почему вы должны это сделать? Потому, что культурный человек - это прежде всего хорошо воспитанный человек, ува¬жающий труд других людей, благодарный за заботу и помощь.
Грязь в доме, подъезде, комнате, мусор на площадке, пло¬хие слова на стенах, сломанные детские площадки, разбитые
стекла, испачканные лифты - все это дело рук некультурных людей. Они ничего не создают сами, более того, они портят и разрушают созданное другими людьми. Они не следят за чис¬тотой не только в доме, но и в своей одежде. Пятна на одежде, отсутствие пуговиц, непричесанные волосы, грубые слова, как вы назовете такого человека?
Грубые, злые слова произносит недостаточно культурный человек, которому не хватает воспитанности, но вот, как быть с отсутствием пуговиц и пятнами на одежде, если они неожидан¬но появились, что вызывает у вас чувство неловкости, стыда. Этого человека мы можем назвать некультурным? (Нет.) По¬тому, что он испытывает неловкость за свой неаккуратный вид.
Можем ли мы назвать культурным человека в следующей ситуации. Мальчик аккуратно одет, причесан, вежливо поздо¬ровался, выйдя за дверь, пнул ногой котенка. Сел в автобус и сделал вид, что не заметил бабушку, стоящую рядом, и не ус¬тупил ей место. (Нет.) Культурный - это прежде всего чут¬кий, добрый, вежливый, заботливый человек, который пере¬живает за свои недостатки и старается их исправить.
Бывает, что очень рассердившись на кого-то, вы грубо или некрасиво ответили? Культурному человеку в данной ситуа¬ции становится стыдно за свою случайную грубость, и он обя¬зательно извинится.
Один из героев известного вам мультфильма показался мне довольно культурным, воспитанным, и я пригласила его к вам в гости. Прежде чем появиться перед вами, он попросил зага¬дать вам песенку-загадку. Послушайте и скажите, герой ка¬кой сказки придет к нам сегодня и о каком главном качестве культурного человека он поет в своей песенке.
Дети слушают песню «Если добрый ты», музыка Б.Савельева, слова М.Пляцковского.
Если добрый ты - это хорошо, а когда наоборот - плохо», -поет кот Леопольд. Какие слова кота Леопольда хорошо запом¬нились вам?
- Ребята, давайте жить дружно! - в каждой серии просит он мышей.
Дети смотрят отрывок из мультфильма в «Волшебном окошке» (видеофильм). Можно обыграть эту ситуацию, предложив игрушку.
Кота (куклу бибабо или пальчикового театра, портрет Кота и т.п., используя то, что вам ближе и есть среди пособий).
Вы знаете, что кот Леопольд - герой мультфильма. Но ситу¬ации, показанные в мультфильме, часто бывают в жизни.
Послушайте песенку мышей «В доме 8/16» (муз. Б.Савель¬ева, ел. М. Пляцковского) и скажите, за что же мыши не лю¬бят кота.
Звучит грамзапись песни.
Что вы можете сказать о Коте? (Добрый, вежливый, внима¬тельный, терпеливый, аккуратный, скромный и т.п.)
Как можно охарактеризовать главного героя (Кота) по уров¬ню его культуры? (Он культурный.)
А какую характеристику вы дадите мышам? (Коварные, злые, хвастливые, хитрые и т.п.)
Когда мыши стараются из-за своей вредности придумать какую-нибудь пакость Коту, он ругается, кричит, возмущает¬ся, ссорится с ними? (Нет.) Как он поступает? Тактично, доб¬рожелательно, потому что он воспитанный, культурный Кот, терпеливо учит мышей доброте. И им становится стыдно.
Кот Леопольд прислал вам задание. Выполнив его, мож¬но ответить, каким нужно стремиться стать, чтобы вас счита¬ли культурным человеком? Послушайте небольшой рассказ и скажите, кого из мальчиков вы считаете культурным чело¬веком.
... Коля радовался весеннему солнцу, теплому ветерку, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля под¬сохла, и нет луж. Можно скакать по площадке. Где бы взять прутик для игры? Коля огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, поса¬женное кем-то осенью. За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нем набухли, вот-вот появятся зеленые листочки. Коля подбежал к де¬ревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не лома¬лось, а маленькая веточка надломилась. Коля недовольно махнул рукой на деревце и пошел играть к ребятам.
...Миша вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил эту красоту? -подумал Миша. Он вернулся домой, взял, с разрешения папы, изо¬ленту и, соединив сломанные ветки, закрепил их лентой. Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками, радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о доброте мальчика...
Детям предлагают придумать игровую ситуацию, в которой действуют Кот - учитель, мыши - ученики. Роли выбирают 3 участ¬ника по желанию, обыгрывают одну ситуацию, затем меняются ро¬лями в другой ситуации (Мышей может быть и больше.) Остальные дети-жюри решают, какая из мышей первой правильно разрешит ситуацию.
Вариант игры. Кот едет в автобусе, мыши, толкаясь и спеша, за¬девают Кота, наступают на лапу и т.п. Вежливый Кот должен ска¬зать: «Осторожнее, пожалуйста, вы наступили мне на лапу». Мыши поступают по-разному. Жюри решает, какая мышь действовала куль¬турно, а какой еще нужйо поучиться вежливости.
Культурный человек всегда старается выглядеть аккурат¬но, для этого в сумке или портфеле он носит с собой необходи¬мые вещи. Отгадайте загадки об этих вещах.
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец - глупца,
Баран - барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну - обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало.) К. Чуковский


Себя он раскрывает,
Тебя он закрывает.
Только дождичек пройдет –
Сделает наоборот.
(Зонт.)
Стучат, стучат –
Не велят скучать.
Идут, идут.
А все тут как тут.
(Часы.)

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа.) К.Чуковский.
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За с собою хвост тащу.
(Иголка с ниткой.)
Для чего нужны нам эти вещи?
Кого мы называем культурным человеком?
Посмотрите на рисунки и скажите, кого бы вы назвали культур¬ным человеком и почему? Объясните.
Детям показывают иллюстрации из книг, открытки, репродукции художественных произведений с изображением различных поведен¬ческих ситуаций. Фантазия детей безгранична. Они сами предложат и правила игры, и ситуации, и роли. Главное - дети должны сами анализировать и делать выводы.
Культурный человек - тот, кто не только создает произве¬дения культуры, но и стремится сберечь то, что было создано до него. Он не ломает вещей, не засоряет речь бранными слова¬ми, не мешает жить окружающим своим поведением, оказы¬вает помощь всем, кто в ней нуждается. Скромен, аккуратен, внимателен и заботлив.
Домашнее задание. Нарисовать (по желанию) ту сцену из мульт¬фильма, которая больше всего запомнилась, или придумать свою сце¬ну с героями мультфильма «Кот Леопольд и мыши».






Занятие 2.
КАКИМ Я ХОЧУ БЫТЬ
Все люди на земле разные, но условно мы можем всех разде¬лить на две группы: первая, у которых больше достоинств, и вторая, у которых больше недостатков.
Народ всегда высмеивал глупость, жадность, осуждал жес¬токость и злобу, с уважением относился к добрым, бескорыст¬ным людям, готовым ближнему отдать последнее, что есть в доме, если оно ему нужнее.
Вы еще малы, взрослый человек сильнее вас, но никакая, даже самая малая помощь не может быть лишней. Вспомните сказку «Репка». Кто расскажет ее? (Можно показать в ролях.) Никто не может сказать, сколько надо приложить усилий, что¬бы совершить какое-либо полезное дело. Народные сказки вос¬хваляли достоинства людей и высмеивали недостатки.
Послушайте сказку, да подумайте, не о вас ли в ней гово¬рится?
Лень да Отеть
Жили-были Лень да Отеть. Про Лень все знают: кто от других слы¬хал, кто встречался, кто знается и дружбу ведет. Лень - она прилипчи ва: в ногах путается, руки связывает, а если голову обхватит, спать повалит.
Отеть Лени ленивее была. День был легкий, солнышко пригревало, ветерком обдувало.
Лежали под яблоней Лень да Отеть. Яблоки спелые, румяные и над самыми головами висят.
Лень и говорит:
- Кабы яблоко упало, да мне в рот, я бы съела. Отеть говорит:
-Лень, как тебе говорить-то не лень?
Упали яблоки Лени и Отети в рот. Лень стала зубами двигать тихо, с передышкой, а съела-таки яблоко. Отеть говорит:
- Лень, как тебе зубами-то двигать не лень?
Надвинулась темная туча, молния ударила в яблоню. Загорелась яблоня большим огнем. Жарко стало. Лень и говорит:
- Отеть, сшевелимся от огня, как жар не будет доставать, будет только тепло доходить, мы и остановимся.
Стала Лень чуть шевелить себя, далеконько сшевелилась. Отеть говорит:
- Лень, как тебе себя шевелить-то не лень? Так Отеть голодом да огнем себя извела.
Стали люди учиться, хоть и с ленью, а работать. Меньше стали драку заводить из-за каждого куска-лоскутка. А как лень изживем - счастливо заживем!
Какой же вывод мы сделаем из этой народной мудрости? Если побороть в себе лень, то с недостатками можно справить¬ся, надо только захотеть, очень захотеть стать воспитанным человеком, уважаемым людьми.
Мы живем среди людей и очень важно для каждого челове¬ка, что о нем думают окружающие. А что вы сами думаете о себе? Какие качества вы должны в себе выработать, чтобы стать культурным человеком? Над какой вредной привычкой вы ре¬шили работать, чтобы избавиться от нее?
Давайте все будем прогонять лень из нашей жизни, и как только она появится, будем делать все не так, как хочет Лень. Она будет шептать вам по утрам:
- Не вставай, полежи еще, не надо умываться, не стоит зап¬равлять кровать, не надо убирать свои игрушки, вещи.
А вы как раз сделайте все, что нужно, назло Лени: встаньте поутру, умойтесь, почистите зубы, заправьте свою кровать, ак¬куратно оденьтесь, причешитесь и улыбнитесь в зеркало свое¬му отражению:
- С добрым утром!
















Занятие 3.
МОИ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
У каждого человека есть черты характера, одни из них мы считаем достоинствами, а другие - недостатками. Достоинст¬ва - такие черты, от которых и окружающим людям, и самому человеку польза, а недостатки приносят всем, да и самому хо¬зяину только неприятности.
У вас на столе белые и черные кружочки. Белыми мы будем отмечать достоинства, а черными - недостатки.
Подумайте, доброта - недостаток или достоинство? Почему?
Аналогичные действия проводятся детьми при анализе таких качеств характера, как: лень, неряшливость, бережливость, акку¬ратность, терпение, вежливость, грубость, плаксивость, драчли¬вость, ложь, правдивость; а также вредных привычек: чесать за ухом, шмыгать носом, чесать у носа, грызть ногти, сосать палец и т.п.
По окончании задания дети показывают белые и черные кружки и называют, какие достоинства они отметили белыми кружочками, а какие недостатки - черными.
Послушайте сказку «Привычки» и подумайте, о каких привычках пойдет речь, о хороших или вредных?
Привычки
Ехали три молодых парня по реке в легоньком стружке (малень¬кая лодочка). У одного была привычка утирать под носом указа¬тельным пальцем, у другого - постоянно зачесывать волосы рукою, а у третьего - почесывать бока.
Разговорились они между собой. Тот, который утирал под носом пальцем, сказал:
- Братцы! Не худо бы нам отстать от своих привычек!
Другие согласились с ним. Посидели так какое-то время, а у каж¬дого рука так и чешется: у одного тянется к носу, у другого - к голо¬ве, у третьего - к бокам.
- Тут увидели, что к ним подплывает лодка. Первый парень крепил¬ся, крепился, да и сказал, подтирая под носом:
- А воно наши-то едут, воно! Другой, зачесывая волосы, крикнул:
- Сюда наши! Сюда наши!
А третий привскочил радостный и, почесывая бока, сказал:
- Наши едут, скоро будут!
Какие привычки были у братьев? (Вредные.) Правильно, они мешают человеку, потому что, стремясь стать культурным, он стыдится их. Давайте будем следить за собой и постараемся, чтобы таких привычек у нас не было.
А как вы назовете такие привычки: вытирать ноги, иметь при себе и пользоваться по мере необходимости носовым плат¬ком, мыть руки после туалета и перед едой, убирать за собой посуду, после игры складывать книги, игрушки, благодарить, здороваться, прощаться? (Ответы детей.) Правильно, это хо¬рошие, полезные привычки. Их надо вырабатывать у себя.
К нам в гости пришли Мальвина и Буратино. Помогите Мальвине воспитывать Буратино, расскажите ему, что он не должен делать, чему ему следует научиться, чтобы быть куль¬турным человеком.


Занятие 4.
САМАЯ ХОРОШАЯ
У каждого существа на свете: у человека, животного есть мама. Когда мама рядом, становится светлее и теплее, и ниче¬го на свете не боишься.
Первое слово ребенок сказал: «Мама»,
Вырос, солдатом пришел на вокзал: «Мама!».
Вот он в атаке на дымную землю упал: «Мама!»
Встал и пошел, и губами горячими
К жизни припал: «Мама...»
С.Островой
Расскажите, что вам нравится в вашей маме больше всего, за что вы ее любите. Замечали ли вы, как появляется усталость в глазах мамы, когда она видит брошенные вами в беспорядке вещи, игрушки, испачканную одежду? Замечали ли, как тускнеет ее взор, когда, согласившись на ее просьбу вымыть посу¬ду, вы забываете об этом, и немытая посуда вновь приводится в порядок мамой?
Как хочется маме прийти с работы и увидеть, что вы тоже трудились и помогли избавиться от многих домашних дел: вымыли обувь, почистили свою одежду, сами пришили ото¬рванную пуговицу, вымыли посуду, вытерли пыль, купили про¬дукты, а может быть и приготовили небольшой ужин: салат или яичницу.
Ваша помощь просто необходима маме. Чем больше вы бу¬дете ей помогать, чем меньше огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой. Только не хотелось бы, чтобы вы были такими помощниками, как мальчик Сережа. Послу¬шайте.

Лег Сережа на кровать,
Стал Сережа напевать: -
Если я да захочу,
Рукава я засучу,
Пол помою,
Стол накрою,
Если захочу.
Он зевнул один разок,
Повернулся на бочок...
- Ловко буду мыть посуду,
Я ведь не шучу.
Дальше было не понять,
Что певец хотел сказать:
— Если я за-су-чу ру-ка-ва...
Он поет иль храпит?
Тише, тсс... Сережа спит!
А. Шибаев
Мама учит вас быть добрыми и честными, смелыми и разум¬ными.
Мама учит не прятать у сердца обид,
Сердцу трудно и так, зачем ему тяжесть такая?
Если слово ты дал - это слово навеки, гранит,
Если в гору идешь, поднимайся, других не толкая...
С. Островой
Поэт С.Островой, обращаясь ко всем людям, призывает: «Люди, братья мои, берегите своих матерей!»
Мать человеку дается однажды. Давайте и мы будем забо¬титься о маме: постараемся ее не огорчать и помогать ей, Рас¬скажите, как вы будете помогать маме? У поэта В. Орлова есть стихотворение «Про маленького мишку - упрямого сынишку». Не напоминает ли этот мишка вам кого-то?
Заревел сыночек. Вышла мама за порог, Принесла ему цветок:
- Вот тебе цветочек, Баю-бай, сыночек!
- Не хочу цветочек. -Завизжал сыночек. Вышла мама за порог, За зеленый бугорок, Притащила меду Целую колоду. Мама песенку поет, Мишка угощается:
- До чего могучий мед, Аж глаза слипаются!
Вечер по лесу плывет, Звездочками светится. Сыну песенку поет Бурая медведица:
- На траву упала шишка. Баю, бай, усни, сынишка!
- Не нужна мне шишка! -Зарычал сынишка. -Не хочу, не буду спать, Лучше я пойду гулять! Вышла мама за порог, Принесла ему грибок:
- Вот тебе грибочек, Баю-бай, сыночек!
- Не хочу грибочек. -
Скажите, ребята, не видели ли вы что-то подобное в магази¬не игрушек? Мама уговаривает малыша не капризничать, ей стыдно перед окружающими, а малыш, не думая о том, что мама огорчается, продолжает требовать свое. Разве он жалеет свою маму, бережет ее? Нет, он любит только себя, и сколько бы такой мальчик или девочка ни твердили, что любят маму, этому нельзя поверить, тот, кто любит, прежде всего жалеет. Так, что нужно делать, чтобы не огорчать маму? (Ответы де¬тей.) Правильно, надо заботиться о наших мамах, беречь их и любить.

Занятие 5.
ЭТИЧНЫЕ И НЕЭТИЧНЫЕ ПОСТУПКИ
Я расскажу вам об отдельных ситуациях, которые произош¬ли с нашими детьми. Но имена их я изменю. А вы решите, этич¬но ли поступили эти ребята.
Ситуация 1.
Катя пришла очень нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: «Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!»
Правильно ли поступила Катя, этично? И почему?
Ситуация 2.
Кто из девочек поступил этично?
... Лена подошла к воспитателю и сказала: «Вы сегодня такая кра¬сивая! Лучше, чем вчера».
... Елена Сергеевна увидела Катю и сказала: «Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!»
- Спасибо, - сказала Катя, - мне очень приятно.
Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека Не забывать о тактич¬ности.
Ситуация 3.
Мама зовет сына:
- Сережа, помоги, пожалуйста, вымой посуду. Сережа отвечает:
- Сейчас.
Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Сережа, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду.
- Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя.
Мама не ответила.
Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Се¬режа был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Сережа?
Ситуация 4.
Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисо¬вала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мок¬рые, но промолчал. Кто поступил неэтично?
С детьми проводится небольшое соревнование. Все распределяют¬ся на две группы-команды, каждой поочередно задается вопрос. Если 1-я команда не отвечает на вопрос, то он передается 2-й команде. Жюри (трое: педагог и дети) дает штрафные очки за неэтичное поведе¬ние команд после раунда. В каждом раунде нечетное число вопросов.

1-й раунд
1. Что при встрече и расставании должен сделать культурный человек?
2. Что нужно сделать, если друг ошибся? (помочь исправить ошиб¬ку, если он огорчился - пожалеть его, объяснить, как можно тактич¬ней, в чем его ошибка).
3. Если друг попал в беду - ваши действия (если возможно - по¬мочь ему, обратиться за помощью к взрослым).
2-й раунд.
Выберете правильный ответ.
1. Вы в гостях у друга, играете. Случайно он разбивает что-то. Ваши действия:
а) помочь другу незаметно спрятать осколки;
б) посоветовать другу самому признаться во всем;
в) вместе с другом признаться во всем и разделить вину пополам. 2. Друг дал вам поиграть в игру. Вы случайно ее сломали. Ваши действия: а) отдадите игру и сделаете вид, что ничего не случилось;
б) расскажете другу и попросите прощения;
в) расскажете родителям и попросите их вам помочь исправить игру или приобрести новую.
3. Вы нечаянно толкнули друга, и он уронил книги. Ваши действия:
а) извинюсь и подниму книги;
б) извинюсь и пойду дальше;
в) пройду мимо.
3-й раунд
1. Что такое правила поведения?
2. Какие поступки вы назовете неэтичными?
3. Кому и почему вы должны уступать место в транспорте?
Жюри подводит итоги, победившая команда получает призы (по 2 карандаша, по 2 открытки или по 2 небольшие игрушки и т.п.).
После раздачи призов педагог может спросить: «Интересно, как вы поступите с призом?» Этот небольшой педагогический экспери¬мент позволит увидеть, кто из детей понял тему «Культурный чело¬век» и вручит половину приза ребятам из проигравшей команды.
На следующем занятии следует рассказать о «рыцарском поступ¬ке» детей.






Занятие 6.
НЕ ХОЧУ БЫТЬ НЕРЯХОЙ
Отгадайте загадку:
Глубокая, как река,
Я дома на вашей стене.
Увидит старик старика
Ребенок ребенка во мне.
Я молча смотрю на всех,
И смотрят все на меня.
Веселые видят смех,
С печальными плачу я. (Зеркало.)
Не раз, глядя в зеркало, вы думали: «Хорошо ли я выгля¬жу?» Некоторым людям стоит почаще смотреться в зеркало. К сожалению, их мало заботит внешность, одежда. Оторван¬ная пуговица, пятно на платье, несвежая рубашка, пыльные туфли, растрепанные волосы. Из-за этого складывается непри¬ятное впечатление о человеке, как о неаккуратном, неопрятном.
Нам кажется, что все вокруг замечают наше новое платье, а на самом деле посторонний взгляд улавливает оторванный ремешок на туфле, растрепанные волосы. Каждый человек хочет убедиться, что ваш красивый вид - это ваша потребность к чистоте и опрятности. И носовой платок у вас при себе, и расческой вы вовремя пользуетесь. Но оказывается, носовой пла¬ток несвежий, расческа грязная. Аккуратный человек никог¬да не выйдет из дома без носового платка, причем свежего. Лучше, если их два. Один простой, которым можно вытереть руки, другой - нарядный.
Что же вы должны иметь при себе, чтобы быть в полном порядке? Расческу, чистую, с целыми зубьями, бумажные сал¬фетки, носовой платок. Девочкам удобнее всего уложить это в косметичку, добавив зеркальце, иголку и нитку, миниатюр¬ные ножницы. С вечера нужно проверить всю одежду и обувь, в которых вы пойдете утром. Если оторвалась пуговица, вешал¬ка, брюки оказались забрызганными или рваными, исправьте все это сами или попросите взрослых. В такой одежде вы буде¬те чувствовать себя спокойно и уверенно. При любой погоде туфли, чулки, брюки в помещении должны быть чистыми. Всегда можно найти несколько минут для того, чтобы придать им должный вид.
Посмотрите на этих кукол. Скажите, какая из них одета неряшливо и почему?
На занятиях вы все пишете в тетрадях, рисуете в альбомах. Они многое могут рассказать о хозяине. Вот тетради, книги одного из детей. Мы не знаем его, но судя по его вещам, можем о нем многое рассказать. Если тетрадь помята, без обложки, в ней неряшливые записи, книги не обернуты, с пятнами, рас¬трепанные - это вещи неряхи. От такого неряхи могут убежать вещи, как в сказках Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе».
Как должен относиться к своей внешности человек, если он считает себя культурным?
Занятие 7.
МАЛЕНЬКИЙ, ДА УДАЛЕНЬКИЙ
Вы еще маленькие, но вас многих называют мамиными помощниками. Скажите, когда вас так называют? Есть русская поговорка: «Маленький, да удаленький». Что это значит? Иногда от ребят можно услышать такое: «Я еще маленький, мне ра¬ботать рано. Вот вырасту и стану маме помогать». Многие ду¬мают, что они не умеют помогать, потому что маленькие. Нет, это руки у них неумелые.
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько поглядеть вокруг:
Цыпленка надо напоить,
Котенка надо накормить,
И посуду, и посуду перемыть.
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько поглядеть вокруг:
И грядки надо поливать,

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 7252

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: 911@sms911.ru.
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса


Вышла баба на поле жать и спрятала кувшин с молоком. Подобра¬лась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.
Ходит лиса, головой мотает и говорит:
- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно! Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса:
- Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.
Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.
Какой поступок совершила лиса и как была за это наказана?
Бывает, что вы совершили дурной поступок, но сами в этом очень раскаиваетесь. Что же сделать, как исправить положение?
Нужно чистосердечно попросить прощение и сдержать сло¬во, пообещав больше подобного не повторять. Самые дорогие слова для ваших родителей, услышанные от посторонних или близких людей: «Ваш ребенок - честный человек!»
Прочитать детям рассказ Л.Пантелеева «Честное слово» или по¬смотреть мультфильм по этому рассказу.



Занятие 12.
НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ
Детям предлагают рассмотреть картинки по теме «Дружная семья» и поделиться своими впечатлениями.
У кого в семье живут бабушки, дедушки? (Ответы детей.) Вот какая большая у вас семья - три поколения живут все вме¬сте. Все заботятся друг о друге. Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас. Она и вкусно накормит, и пожалеет, и приласкает. Шершавые от работы, но очень теплые, ласковые бабушкины руки снимут все заботы, уберегут от неприятностей.
Если бабушка сказала:
Надо слушать, потому что
Дом наш держится на ней
Мы без бабушки однажды
Приготовили обед,
Сами вымыли посуду –
И с тех пор посуды нет!
- То не трогай, то не смей!
- Папа свой свободный день!
Посвящает воспитанью
В этот день, на всякий случай,
Прячет бабушка ремень.
Ходит в школу на собранья,
Варит бабушка бульон!
Ей за это каждый месяц
Носит деньги почтальон.
М. Танич
Милые, добрые, немного ворчливые, но всегда справедливые бабушки и дедушки. Они воспитали ваших родителей, теперь вас. Им, как никому другому, нужны ваше внимание, забота, ласка, понимание. Не забывайте поздравить бабушку и дедуш¬ку с днем рождения, с праздниками, говорите им добрые слова о том, что они нужны вам, что вы их очень любите. Поверьте, ваши подарки, сделанные вашими руками, они бережно хра¬нят и с любовью рассматривают снова и снова. Если бабушки и дедушки не живут с вами, что нужно сделать? Правильно, не забывать почаще звонить им и навещать их.
Ваши родители, хотя бывают иногда строги из-за вашего не¬послушания или от усталости, тоже нуждаются в вашем вни¬мании и заботе. Они любят вас. Сделайте небольшую уборку в квартире, уберите вещи, разложите игрушки по местам, вы¬мойте посуду - эти небольшие дела всегда будут радовать ро¬дителей. А если вы сделали что-то не так, поступили не очень хорошо, лучше честно признайтесь сразу. Человек, скрываю¬щий правду, наказывает себя дважды. Сначала он боится, что все раскроется и живет в страхе, а затем, когда все становится известным, его наказывают за ложь. Выходит, что за один скрытый проступок он получает два наказания.
Послушайте стихотворение про девочку Маринку.
Маринка

- Мам, - кричит Маринка,
-Где моя косынка?
- Мам, - кричит Маринка,
-Где моя резинка?
- Мам, на праздничный берет
Сделан бантик или нет?
Брат за пышную косичку
Повернул к себе сестричку:
- Больно спросы велики,
А у мамы две руки.
А. Усанова
Как вы думаете, кто в этом стихотворении ведет себя пра¬вильно? Маринка капризничает и этим доставляет родителям много страданий и забот. А брат ее останавливает, осуждает.
У кого есть братья и сестры? Часто ли вы с ними ссоритесь? Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них, приучать к порядку, делиться с ними игрушками, сладостя¬ми. Старших нужно уважать и помогать им. Со старших детей и спрос больше. Поэтому, когда за ваши совместные поступки расплачиваются они, а вы молчите в стороне, вы теряете друзей в лице старших братьев и сестер. Нельзя, конечно, брать их вещи без разрешения, нужно вежливо попросить.
Вот мой новый самокат,
Покатайся - буду рад!
До чего же это здорово -
До чего же это здорово -
Все делить с друзьями поровну!
Мячик все поймать хотят -
Все делить с друзьями поровну!
Пусть его поймает брат!
До чего же это здорово –
Все делить с друзьями поровну!
Вот конфеты - раз, два, три!
Мне не жалко - на, бери!
Г.Сатир

Относитесь к своим родным так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам, и тогда ваша семья всегда будет дружной!

Занятие 13.
ДОМ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ
Звучит песня, или педагог читает стихи: «Пятерка по письму», музыка Б.Савельева, слова М.Танича.
Эта Светкина пятерка
Погубила новый дом! –
Наша Светка, где попало
Пишет мелом и углем!
Нашу лестничную клетку
Даже с мылом не отмыть!
Ох, не надо было Светку
В школе грамоте учить!
Принесла отметки Светка,
То-то радости у нас!
Принесла она отметки
В самый-самый первый раз!
Удивительное дело!
Я чего-то не пойму:
Всюду тройки, тройки, тройки
И пятерка - по письму!

Не хотелось бы, чтобы о ком-то из вас говорили так, как го¬ворят об этой Свете. Почему все не рады ее грамотности? Как мы называем таких людей, которые не берегут дом, где жи¬вут? Как должен вести себя культурный человек? Вспомните правила.
Послушайте загадки о предметах, которые помогают нам убрать мусор, вытереть пыль, окопать и подвязать деревца во дворе, ухаживать за цветами. Есть ли эти предметы в вашем доме?

Всюду, всюду мы вдвоем
Неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам,
По зеленым берегам,
Вниз по лестнице сбегаем,
Вдоль по улице шагаем.
Но чуть ветер на порог,
Остаемся мы без ног,
А безногим - вот беда! –
Ни туда и ни сюда!
Что ж, полезем под кровать,
Будем там тихонько спать,
А когда вернутся ноги,
Вновь поскачем по дороге.
(Ботинки.) К.Чуковский

Построили хлевец
На пятеро овец.
(Рукавицы.)
(Подсказка. В них нужно выполнять все работы, чтобы не поранить руки.)
Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвозди.)
Хлопотун Егорка
Взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся - чистый пол.
(Веник.)
Детям предлагают задание: рассмотреть рисунки и решить, что нужно исправить в окружающей среде и как это сделать. Затем про¬водится игра на повторение правил поведения «Словесная дуэль» (кто больше назовет правил поведения).
Правила поведения.
• Не входить в подъезд в грязной обуви, очистить ее перед входом, если у входа лежит тряпка, вытереть ноги.
• Не рисовать на стенах, не портить их.
• Мусор бросать в специальные корзины.
• Не кричать в подъезде, разговаривать спокойно.
• Уступать дорогу старшим, вежливо здороваться.
• Бережно относиться ко всему, что создано людьми для красоты и уюта. Беречь, как свое собственное.
• Помнить, что во время бега в помещении вы подвергаете опасности других!





Занятие 14.
ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА
Когда вы приходите в гости, то обращаете внимание на по¬рядок в доме, на то, как красиво расставлены вещи, как уютно и удобно находиться здесь. Вам приятно, когда вас встречают вежливо, с радостью, приятно чувствовать себя желанным гос¬тем. И вы думаете: «Какие культурные люди живут здесь!»
Вы занимаетесь в помещении, которое чисто убрали, краси¬во оформили, т. е. люди своим трудом создали культуру.
Что же такое культура? Это все, что создано людьми, их тру¬дом, все, что бережно охраняется. Это все, что нас окружает: дома, магазины, машины, дороги, парки, заводы, улицы, ме¬бель, книги, одежда, стихи, песни, игрушки и многое другое.
Есть предметы культуры, которые мы используем для удоб¬ства нашей жизни: одежду, чтобы было тепло, мебель, чтобы было удобно отдыхать и работать, принимать пищу и занимать¬ся. Разные предметы служат для разных дел. Подскажите мне, для чего нужна лопата (ножницы, бумага, окна, посуда и т. д.)? Культуру, которую создают люди для удобства своей жизни, называют материальной культурой. Как вы думаете, нужно ли сохранять и беречь предметы материальной культуры? По¬чему? Если на столе что-то нарисовать, нацарапать, то вещь испортится - культура станет разрушаться. Если сломается ваша любимая игрушка, в которую вы играете дома, вы рас¬строитесь? А если вы сломаете игрушку здесь, в комнате, где играют дети, то расстроятся многие ребята. Ломать, портить -это разрушать культуру.
Сколько лет нужно для того, чтобы выросло из маленького саженца большое красивое дерево? А сколько времени понадо¬бится для того, чтобы его сломать? Сколько месяцев строили ваш дом? А сломать его можно за один день. Что же труднее: создавать культуру или разрушать ее? Поэтому мы должны беречь все вещи, предметы, созданные трудом многих людей, даже поколений.
Давайте еще раз уточним, какую культуру мы называем материальной? Почему мы ее так называем? Приведите при¬меры материальной культуры.
Очень часто вам хочется сесть в удобное кресло в чистой, уютной комнате и послушать любимую музыку. Послушайте одно из моих любимых музыкальных произведений. Это очень красивая музыка. А потом расскажите мне о ней. Поделитесь своими впечатлениями.
Звучит «Мелодия» из оперы «Орфей» Глюка, фрагмент.
Что вам дала эта музыка? Вы получили какую-то вещь? Нет! Для чего нужна нам музыка? Она действует на наши чувства, душу, меняет настроение. Услышав хорошую музыку или кра¬сивые стихи, хочется сделать что-то очень хорошее. Музыка, стихи, рассказы, сказки, картины, скульптуры, кинофильмы, мультфильмы - это тоже культура, которая украшает нашу жизнь, делает богаче нашу душу. Эта культура называется ду¬ховной, от слова «душа», культура для человеческой души.
Посмотрите, сколько умения, творчества, души вложил ма¬стер в создание этого произведения искусства (Показывают изделия Хохломы.). Казалось бы обычный предмет, а как он красив. (Показывают простые деревянные ложки.) Вот та¬кие ложки попали на стол мастера Хохломы.
Вот они! Удивительно бледны,
Мастера скорей за дело,
Украшайте ложки смело,
Составляйте так узор,
Чтобы радовал он взор!
Вот листок, а здесь цветок
И красивый завиток...
После росписи мастерами Хохломы получились вот такие, радующие глаз и сердце красивые изделия. Этой ложкой вы станете есть? Нет! Она создана для красоты, для души. К ка¬кой культуре мы отнесем это произведение искусства? Правиль¬но, к духовной. (Детям предлагают поиграть на ложках под русскую народную мелодию.)
На занятиях вы узнаете много нового, т.е. получаете зна¬ния. Знания - это тоже духовная культура для ума, для разви¬тия ваших способностей. К какой культуре вы отнесете прави¬ла поведения? (К духовной.) Правильно. Назовите примеры духовной культуры (песни, загадки, сказки, картинки в книге, цветы, правила поведения и т.п.).
Домашнее задание. Перечислить виды материальной и духовной культуры, находящиеся дома.




Занятие 15.
КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
В каждом городе, доме, подъезде, квартирах живут разные люди. Они ходят на работу, в магазины, театры, музеи, водят детей ъ детский сад, школу, устраивают праздники, гуляют в лесу, парке, читают книги, газеты - в общем, живут.
Но у одного дома посажены деревья, подметены дорожки, чистые стены, жильцы аккуратно счищают грязь с подошв прежде, чем войти в подъезд, на площадках этажей, лестни¬цах, в лифтах чисто, двери подъезда придерживают рукой, когда закрывают их. А у другого дома разбросан мусор на до¬рожках, жильцы ходят по нему и не обращают на это внима¬ние, или сокрушаются, что грязно, но ждут, пока кто-то убе¬рет, двери подъездов сломаны, покорежены, в лифтах грязь, лестницы грязные, без освещения, на стенах всевозможные надписи, везде мусор, во дворе не осталось ни одного деревца, на газонах стоят автомобили.
Одни жильцы вместе с детьми в свободное время сажают во дворе деревья, помогают дворникам убирать территорию, хо¬дят в театры, музеи, на экскурсии, в библиотеки, на спортив¬ные занятия, кружки, а другие не знают, как «убить» время, чем заняться, пачкают стены подъездов, сорят в лифтах. Им донести обертку конфеты, пакет из-под сока до мусоросборни¬ка лень, они об этом не задумываются, бросают под ноги, пре¬вращают территорию, на которой живут, в большую мусорную свалку.
То, что окружает людей, называют культурной средой.
Я рассказала вам о двух домах, в которых живут люди. Что вы можете сказать о культурной среде этих людей?
Вашу культурную среду создают вам родители, соседи. Вы ее поддерживаете в этом виде или меняете. Например, мама помогла навести чистоту в вашей комнате, вы убрали вещи, игрушки, вместе создали хорошую культурную среду. Не из¬менилась ли она к вечеру, не появились ли брошенные на пол игрушки, вещи, мусор? Как вы бережете культурную среду, созданную взрослыми? Что еще могли бы вы сделать, чтобы культурная среда была лучше?
Подумайте и скажите, что такое культура?
Детям раздают картинки и просят показать предметы мате¬риальной культуры, сказать, что относится к духовной культуре.
Затем загадывают загадки, а карточки с отгадкой просят отложить в сторону.
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копыта дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит... (автомобиль).
Ростом разные подружки,
А похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка.)

Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы. (Буквы.)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки.)
Говорят: они стоят,
Говорят: они спешат,
Говорят: они идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А они стоят на месте. (Часы.)

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга.)
Построили хлевец
На пятеро овец. (Рукавицы.)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью. (Ботинки.)

Домашнее задание (педагог обращается к детям). Попробуйте улучшить свою культурную среду в комнате, а на следующем заня¬тии узнаем, что получилось.





Занятие 17
ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН
«Долг платежом красен». Что означают слова этой поговорки? Долг – это взятое что-то у друга или знакомого на время, в долг. Платеж – возвращение долга и оказание какой-то услуги взаимно.
Например, вам очень понравилась игрушка, которую купили вашему другу. Вы попросили его одолжить игрушку вам для игры, поиграли, вернули. Но теперь очередь за вами. Если друг попросит вас что-то одолжить, то теперь уже вы предлагаете то, что он просит.
Вот и говорят: «Долг платежом красен», красен – значит красив. Некрасиво не возвращать свои долги! Плохо быть должником. Если вы одолжили какую-то вещь, вы должны вернуть ее в целости и сохранности. А если вы ее случайно испортили или потеряли, то – починить в мастерской, или с помощью родителей, или купить новую такую же вещь.
Послушайте русскую народную сказку и подумайте, кто кому и чем заплатил долг?

Баба Яга и Машенька
Жили были старик со старухой, была у них внучка – Машенька. Пошли как-то девки в лес за ягодами, зашла за Машенькой. Не пускала бабка в лес Машеньку, потому что была внучка ма-а-хонькая, неразумная. Но подружки очень попросили бабку, и она согласилась, отпустила внучку в лес.
Ходили, ходили девки по лесу, а Машенька отстала от них и заб¬лудилась. Искали они Машеньку, кричали, но она не откликнулась.
Долго ходила девочка по лесу и напала на один дом, а в доме жила Яга злая. Пригласила она Машеньку:
- Пойдем ко мне.
Зашла Машенька в дом, а злая Яга заставила качать себя в колоде (колода - бревно с выдолбленной серединой). Долго качала Машенька Ягу, и уснула Яга. Вышла девочка под окошко, сидит плачет. Видит - идет баран, бок разодран. Машенька спрашивает:
- Что с тобой, барашек?
- Волк хотел загрызть, да я убежал от него, - отвечает баран, -вот бок только разодрал, болит очень.
- Дай я помогу тебе.
Сорвала Машенька травки лечебной, приложила к боку, завяза¬ла своим платочком.
- Спасибо, Машенька, — поблагодарил баран. - А почему ты пла¬кала?
- Как мне не плакать. Меня Яга заставила качать ее в колоде.
- Садись, - говорит баран, - на меня, коли жизнь дорога. Села Машенька на него, и поехали они. Привез баран внучку к бабушке. А бабушка больно рада была.
А Яга осталась жить в своем дому в лесу одна, как прежде.
О ком мы можем сказать: «Долг платежом красен»?
В русских народных сказках есть много примеров того, как на доброе дело отвечают такими же добрыми делами. Не зря в народе говорят: «Что посеешь, то и пожнешь», т.е., если дела¬ешь добро людям, получаешь в ответ добро.
Но если вы помогли другу, не требуйте от него благодарнос¬ти. Поверьте, он обязательно окажет (отплатит) вам помощь тогда, когда появится возможность, или представится случай. Если друг вам помог, вы можете отблагодарить его не только словами, а сделать ему приятный и нужный подарок. Напри¬мер, ваш друг собирает марки, вы можете подарить ему марку.
Педагог обращает внимание детей на письмо.
К нам пришло письмо. Посмотрим, от кого оно. Это Бурати-но просит вашего совета, он не знает, как поступить. «Дорогие ребята! У меня большая неприятность! Мальвина дала мне по¬читать очень красивую книжку с картинками. А Лиса Алиса и Кот Базилио залили ее чернилами и порвали. Что мне делать?»

Советы ребят (правильные) педагог предлагает записать и отпра¬вить Буратино в конверте, а красивый конверт рисует кто-то из ребят по желанию.
Мой знакомый мальчик, сосед по площадке, спрашивает: «Стоит ли мне возвращать комиксы другу, если я брал их дав¬но и забыл вернуть? Друг о них уже и не вспоминает». Как вы думаете, что мне посоветовать мальчику? Давайте еще раз уточ¬ним поговорку: «Долг платежом красен». Что означают эти слова?
Домашнее задание. Вспомнить, все ли вернули какие-либо пред¬меты, игрушки тем, у кого брали и как при этом ответили за добро¬ту? Если нет, то не поздно исправить.






Занятие 18.
УМЕЕШЬ ЛИ ТЫ ДРУЖИТЬ?
В начале занятия звучит песня «Ссора», музыка О.Фельцмана, слова М. Танича.
Почему мальчик поссорился со своим другом Алешей? Он и сам уже забыл и винит за это себя. Он жалеет, что ссора была из-за пустяка. А у вас есть хороший друг? Почему вы считаете его хорошим другом? Послушайте стихотворение (если есть возможность, лучше исполнить песню «Настоящий друг» Б.Савельева из мультфильма «Тимка и Димка»).
Настоящий друг
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит, -
Вот что значит настоящий, верный друг!
Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлить водой!» - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь, -
Вот что значит настоящий, верный друг!
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то
В трудную минуту -
Вот что значит настоящий, верный друг!
М. Пляцковский
Вот таким, о ком поется в песне, вы хотите видеть своего друга. Но важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступал с вами. Недаром народная мудрость гласит: «Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты». По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите ему стать хорошим, не поощряйте смехом его недостатки.
Если ваш друг в беде, помогите ему. Не думайте, что если вы поменяете друга, новый будет лучше. В пословице говорит¬ся: «Старый друг лучше новых двух».
Будьте снисходительны к мелким недостаткам своих дру¬зей, не ссорьтесь по пустякам. Берегите друзей! «Человек без друзей как птица без крыльев», - гласит народная мудрость.
Лучшими друзьями в вашей жизни могут стать ваши близ¬кие: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Они лю-бят вас. Вы дороги им. Относитесь к ним с любовью, добротой и вы приобретете настоящих друзей.
С детьми проводится викторина. Побеждают те, кто не только даст правильный ответ, но и объяснит значение пословицы или действия героев.
Можно ли ради друга пойти на обман?
Как объяснить значение пословицы «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»?
Что означает пословица «Старый друг лучше новых двух»?
Кого из героев мультфильма «Волшебник изумрудного города» (Элли, Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, Лев) вы назовете настоящими друзьями? Почему?
Кого из героев сказки «Бременские музыканты» вы назовете на¬стоящими друзьями?



Занятие 19.
«ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ...»
Звучит грамзапись песни «Когда мои друзья со мной», музыка В.Шаинского, слова М.Танича.
Хорошо с друзьями к речке
Вместе по лесу шагать.
Хорошо с друзьями вместе
Песни звонко распевать!
С.Николаева
Если верный друг с тобою рядом, он разделит и радость, и беду.
Сегодня мы открываем клуб «Знатоки».
Дети распределяются на две команды: одни «зеленые» надевают зеленые шапочки, другие «синие» надевают синие шапочки.
Остальные - зрители, болельщики. Им отводится тоже значитель¬ная роль. Они не только болеют за свою команду, но и помогают ей в случае затруднения с ответом. Ведущий игры - педагог.
За правильные ответы команда получает по одной части разрезан¬ной открытки. Та команда, которая первой соберет всю открытку, считается победителем. Ей вручается медаль или приз, сделанный руками ребят. Команда-победитель выходит в полуфинал и встреча¬ется с командой знатоков другой группы.
Вопросы к игре:
1. Назовите друзей-музыкантов из мультфильма «Бремен-ские музыканты».
2. Назовите друзей девочки Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города».
3. Если вам осталось немного идти, а ваш друг устал, у вас за плечами рюкзаки с вещами. Как вы поможете другу?
4. Вы устали в пути, вам тяжело. Как вы поступите? Имей¬те в виду, что вы не один, с вами идут друзья.
5. Привал, все устали, но вашему другу выпал жребий идти за водой и чистить картошку. Что вы сделаете?
6. Вам понравился отдых и друг решил в этом месте оста¬вить на березе свои инициалы, или его и ваши вместе. Как вы поступите?
7. Посуду нес ваш друг, а продукты - вы. На обратном пути вам не придется нести продукты, так как они уже съдены. Кто понесет посуду?
8. Ваш друг во время игры нечаянно порвал вашу куртку. Ваши действия?
В конце игры можно предложить 1-2 соревнования, в которых ребятам понадобится помощь друг друга, поддержка.
Занятие заканчивается песней (или звучит запись) «Вместе весело шагать по просторам», музыка В.Шайнского, слова М.Щату-совского.






Занятие 20.
ГОСТЯМ ВСЕГДА РАДЫ!
КАК ВЫБРАТЬ ПОДАРОК
Вам часто приходится задумываться о подарке, собираясь на день рождения друзей. Что же подарить другу? Ведь может случиться и так, что на дорогой подарок просто не окажется у родителей средств. Сегодня мы попробуем вместе решить эту проблему и поможем крокодилу Гене выбрать подарок для его друга Чебурашки.
Звучит в записи песня В.Шаинского «Песенка крокодила Гены».
Гена и Чебурашка - куклы.
Ребята, что может Гена подарить другу? У него нет средств для подарка. А самый дорогой подарок - тот, который ожида¬ют и преподносят с вниманием и любовью. Можно подарить песню, красивый букет полевых цветов?
Гена узнал, что Чебурашка очень любит книги. Можно по¬советовать Гене сделать самому из бумаги и старых открыток вот такие красивые закладки для книг.
Во всех случаях жизни хорошим подарком служит книга. Но к выбору нужно подойти ответственно, учитывая интересы именинника. Например, ваш друг любит сказки или фантас¬тику, или книги о животных. Подарите именно такую книгу.
У Гены есть фотоаппарат. Подумайте, какой подарок с по¬мощью фотоаппарата Гена может сделать?
Он может не просто сделать красивое фото, но и сделать сво¬ими руками необычную рамку и подставку. Этот прекрасный подарок будет стоять на видном месте и постоянно напоминать о заботливом друге.
Не стоит дарить дорогих подарков, это может поставить ва¬шего друга в неловкое положение, так как он может быть не в состоянии ответить дорогим подарком на ваш день рождения.
Признак плохого тона - дарить деньги.
Педагог берет крокодила (куклу бибабо), обращается к нему и дей¬ствует от его имени.
- Гена, а Чебурашка приглашал тебя на день своего рожде¬ния?
- Нет, я же его друг, и я сам знаю, когда у него этот день и считаю обязательным поздравить его. А будет ли он праздно¬вать день рождения и собирать друзей - это решать ему.
- Молодец, Гена, ты правильно решил. Друзей надо всегда поздравлять, подарить подарок или позвонить по телефону и пожелать другу всего доброго.
Вы все знаете сказку о Винни-Пухе и его друзьях. Когда у ослика Иа был день рождения, вспомните, как его поздравили друзья?
Винни-Пух поступил не очень красиво, когда съел мед, пред¬назначенный для ослика, и ему осталось подарить только пус¬той горшок. Ослик не обиделся, он поблагодарил медвежонка за подарок и положил в него лопнувший шарик Пятачка. Ос¬лик оказался очень тактичным и успокоил плачущего поро¬сенка, который так спешил, что упал, и шарик лопнул: «Ты не ушибся, Пятачок? - спросил ослик, - спасибо за подарок. Те¬перь шарик стал маленьким, и я смогу хранить его в горшке».
Так поступают настоящие друзья. Ослику был важен не по¬дарок, а внимание друзей.
Ослик пригласил гостей за стол. Как себя должны вести го¬сти за столом?
Ребята вспоминают правила поведения за столом.
А вот еще несколько общих правил, о которых должен по¬мнить каждый культурный человек, сидящий за столом:
• Не делайте замечание соседу за столом, если он ест не так, как принято, просто н





Пожалуйста, оцените конспект - Беседы о культуре поведения (30 занятий):
  • 68
 (голосов: 5)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • "Умей дружить"
  • План-конспект классного часа на тему: «Спешите делать добро!»
  • Классный час на тему: "Дружба" в 1-ом классе.
  • Классный час «Будем жить дружно!»
  • Классный час :"И я могу стать волшебником" (Правила культуры)
  • Классный час "Путешествие в королевство Прадобрея"
  • Конспект урока окружающего мира "Наша дружная семья"
  • Сценарий игры «Пойми меня» Что я знаю о маме и бабушке? к 8 Марта
  • Школьная линейка "Давай дружить!"
  • Классный час «Добрые дела».


  • 19194
    Конспект прислал: nina1307 7 июня 2010 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2014. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата