Конспекты уроков для начальных классов » Тематическое планирование » Тем., план., ИЗО, 2 класс » Рабочая программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой. |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Рабочая программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой. |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены некоторые изменения (в пределах 20 %), в частности, сделаны изменения формулировок тем уроков. Цели обучения В результате изучения данного курса реализуются следующие цели: • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка; • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре. Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Задачи, реализуемые во 2 классе: 1. Закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства. 2. Познакомить учащихся с жанром портрета, с некоторыми произведениями выдающихся художников этого жанра, продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанрах пейзажа и натюрморта. 3. Познакомить с такими народными промыслами как Филимоново, Полохов-Майдан, Гжель. 4. Познакомить с основными и составными цветами, научить получать составные цвета смешиванием основных. 5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России (Эрмитаж) и некоторыми картинами зарубежных художников, представленных в музее. 6. Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки. Место предмета в базисном учебном плане В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю. Предмет «Изобразительное искусство» во 2 классе интегрирован с предметом «Технология» в единый курс. Одним из вариантов интеграции этих предметов на 1 ступени обучения, позволяющий реализовывать государственные образовательные стандарты по изобразительному искусству и технологии является курс «Изобразительное искусство и художественный труд». Программа составлена в соответствии с Государствен¬ным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение учебных предметов: «Изобрази¬тельное искусство» — 1 час, «Художественный труд» — 1 час из образовательной области «Технология» Рабочая программа разработана на 70 часов из расчёта 2 учебных часа в неделю ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИ¬ВАЮЩИХ 2 КЛАСС Соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе под редакцией Т.Я.Шпикаловой Календарно-тематическое планирование № урока ИЗО Тема урока ИЗО. Вид творческой работы № урока труда Тема урока худож. труда. Вид творческой работы Дата проведения Примечание Предпо лагаемая Фактическая I четверть Тема четверти: Краски родной земли Тема четверти: Земля – источник вдохновения 1 Лето в произве¬дениях художни¬ков. Композиция «Мой отдых летом» (акварель, гуашь) 1 Ветряк дует всяк. Объемное конструирование из бумаги и картона модели ветряка 5 .09 2 Многоцветие земли в произведениях живописцев. Какой ты видишь землю своего города, села, поселка осенью. Рисование по памяти, по представлению (акварель) 2 Встречаем золотую осень. Украшение симметричным орнаментом из засушенных цветов и листьев изделий из бумаги, картона: девичий головной убор (венец) или панно 12.09 3 Палитра и форма сокровищ земли. Украшение девичьих праздничных головных уборов драгоценными самоцветами (акварель) 3 Золотая соломка. Аппликация из соломки. Украшение изделий геометрическим орнаментом из соломки 19.09 4 В мастерской мастера-гончара. Тайна рождения древних сосудов. Украшение силуэтов сосудов по мотивам традиционных балкарских и греческих орнаментов 4 Волшебная гли¬на. Лепка из глины с использованием традиционных приемов изготовле-ния керамических сосудов (крынка, горшок): круговой налеп из жгутиков 26.09 5 Природные и рукотворные формы в натюрморте. Рисование с натуры натюрморта из 2 -3 сосудов (художественные материалы по выбору 5 Дары осени. Рельефное панно из цветного пластилина. 3.10 6 Красота родной земли в произведениях графиков. Экспериментирование с графическими материалами. Рисование с натуры крупных цветов (графич. материалы) 6 Бумагопластика цветка. Ознакомление со свойствами бумаги и приёмами работы с ней. 10.10 7 Осень — пора цветовых контрастов. Экспериментирование с палитрой осенних цветовых контрастов. 7 Мозаика из цветной бумаги. Разрывная аппликация 17.10 8 Секреты филимоновских узоров. Повтор за мастером элементов филимоновских узоров. Декоративная композиция «Дом деда Филимона» 8 Хозяйство деда Филимона. Лепка из глины по мотивам филимоновских игрушек 24.10 II четверть Тема четверти: Секреты цветов радуги Тема четверти: Не дорог подарок, дорого умение 9 Красный-пре¬красный. Повтор за мастером зна¬ков-символов при¬родных стихий (цветные каранда¬ши, фломастеры) 9 В ткацкой мас¬терской. Коврик полотняного пере¬плетения из ниток и лент ткани по мотивам традици¬онного ткачества (ткачество на раме) 7.11 10 Оттенки крас¬ного цвета. Деко¬ративный натюр¬морт с разными оттенками красно¬го цвета (гуашь, пастель, тушь) 10 Коллективное панно «Жар-птица» Работа с тонированной бумагой 14.11 11 Создание образа с помощью белого и черного цветов. Рисование с нату¬ры стеклянной или хрустальной вазы белой линией, штрихом. Изображение животного черным пятном и белой оживкой 11 Птица счастья. Объемное художественное модели¬рование из бумаги по образцам традиционной архан-гельской щепной птицы-оберега. Приемы многократного прямолинейного складывания (гоф-рирование) со сквозным вырезанием 21.11. 12 В мастерской художников Гже¬ли. Секрет рождения синей розы. Повтор за мастером гжельского мазка. Украшение гжельской посуды (силуэты) (гуашь) 12 В мастерской художников Гже¬ли. Объемное конструирование из бумаги по мотивам гжельской посуды на основе простейших геометриче¬ских форм: цилиндр, четырехгранная призма 28.11. 13 В мастерской художников Гже¬ли. Повтор за мастером силуэтов за- снеженных деревьев и кустов. Изображение зим¬него леса (гуашь) 13 Заснеженные деревья. Вырезание по силуэту симметричным способом вырезывания. Коллективная работа. 5.12. 14 Маска, кто ты? Изображение разных выражений лица. Веселая маска для новогоднего пред¬ставления (матери¬алы по выбору) 14 Маска, кто ты? Конструирование маски по задан¬ным условиям и эскизу. Коллаж (бу¬мага, ткань, при¬родные материалы) 12.12 15 Цвета радуги в новогоднем натюр¬морте. Передача цветом радости зимнего праздни¬ка. Рисование с натуры новогодних цветных шаров (акварель, гуашь, пастель) 15 Пряники на ел¬ку. Лепка из теста (глины) по образцу резного пряника с использованием на-родных традиций «Русские колядки» 19.12 16 Русь белокамен¬ная. Чтение ком¬позиционных схем храмов на Руси. Изображение бело¬каменного храма, передача стройно¬сти и красоты его пропорций (гуашь, акварель, флома¬стеры) 16 Русь белокамен¬ная. Плоское и объемное художе¬ственное модели¬рование из бумаги по образцам тради¬ционной русской храмовой архитек-туры 26.12 III четверть Тема четверти: Цвета радости и печали Тема четверти: Всякому времени – своё ремесло 17 Какого цвета снег? Зимние пей¬зажи в произведе¬ниях художников. Разбеливание цве¬та. Изображение зимы как любимо¬го времени года (гуашь) 17 Родные зимние пейзажи. Объёмное конструирование из бумаги по заданным условиям, по мотивам природных форм (Русский лес). Приёмы скручивания, сгибания, склеивания 9.01 18 Зимние забавы. Рисование схема¬тических фигурок в движении. Изо¬бражение на зим¬ней картине фигу¬рок людей (гуашь, аппликативный ма¬териал) 18 Праздничный хоровод. Моделирование куклы из бумаги и ткани на основе двойного силуэта. Приём симметричного силуэтного вырезания, аппликация 16.01 19 Искусство украшения изразцами русских храмов и печей. Повтор узора старинного изразца. Вариации по сюжетным или орнаментальным мотивам муравлёных изразцов (акварель, белая гуашь) 19 Лепка из глины плоскорельефной пластины-изразца по эскизу 23.01 20 Печка, печка, расскажи сказку. Иллюстрация к эпизоду сказки, где печь является главным героем (акварель, белая гуашь) 20 Урок – спектакль. Лепка персонажей сказки. Инсценировка. 30.01 21 Русское поле... Доблестные воины в работах народных мастеров художников. Композиция «Русское поле»: изображение воинов, выступивших в поход на боевых конях; изображение воинских доспехов 21 Тридцать три богатыря. Объемное художественное конструирование из бумаги образа богатыря с использованием базовой формы — цилиндра 6.02 22 «А сама-то величава, выступает, будто пава...». Образ русской женщины в искусстве. Составление эскиза на народный сарафан. 22 Моделирование женского народного костюма. 13.02 23 Как рубашка на поле выросла. Эскиз рисунка на ткани. 23 Превращение разноцветных лоскутков. Конструирование из ткани прихватки по мотивам традиционного лоскутного шитья 20.02 24 Натюрморты с предметами ста¬ринного быта. Ри¬сование с натуры натюрморта с пред¬метом старинного быта (гуашь, аква¬рель) 24 Весенняя ярмар¬ка. Конструирова¬ние украшений из берестяных полос и деталей тре-угольной формы на основе скручива¬ния и склеивания 27.02 25 Передача радо¬сти и веселья в произведениях ис¬кусства. Украше¬ние праздничных саночек по моти¬вам народных узо¬ров (гуашь, аква¬рель) 25 Саночки-катаночки. Объемное конструирование из бумаги. Прие¬мы: силуэтное, сим¬метричное выре¬зывание, склады¬вание, скручивание, роспись 5.03 26 Черный не толь¬ко цвет печали. На¬рисуй яркую, по-весеннему звонкую картину «Увидел грача- весну встречай» (гуашь, акварель) 26 Кулички жаворонуш-ки. Лепка тра-диционного обря¬дового печенья-те¬терки и жаворон¬ков из глины (тес¬та). 12.03 IV четверть Тема четверти: Разноцветные были и фантазии Тема четверти: Радость труда и творчества 27 Космические фантазии. Изобра¬жение космических далей с передачей праздника цвета незнакомых пла¬нет (материалы по выбору) 27 Весна звонкая, бурливая. Художе¬ственное конструи¬рование из бумаги по технологиче¬ским картам ката¬марана и парусни¬ка (оригами) 2.04 28 Весна разноцветная. Выпол¬нение весенней кар¬тины монотипии в любой нежной цве-товой гамме с гра¬фической дорисов¬кой (гуашь, флома-стер, перо и тушь) 28 Игрушки-тарарушки. Конструи¬рование из бумаги объемного «постав¬ка» на основе базо-вой формы — ци¬линдра 9.04 29 Игрушки-тарарушки. Повтор за мастером из Полховского Майдана элементов роспи¬си. Импровизация: роспись силуэта игрушки, «постав-ка» (акварель) 29 Завершение конструирования «поставка» 16.04 30 Гостинец с весен¬ней ярмарки. Пов¬тор за мастером ри¬сунка с пряничной доски. Эскиз рез¬ной доски (графи¬ческие материалы) 30 В швейной мас¬терской. Конструи¬рование из ткани сумочки по моти¬вам традиционной « сумочки- лакомки » 23.04 31 Русское поле. Образ доблестного воина в скульптуре. Эскиз рельефной плиточки (тушь, гуашь, акварель, фломастер) 31 Скульптурное изображение русского воина. Работа с пластилином. 30.04 32 Братья наши меньшие. Изображение домашних животных (графические материалы) 32 Аппликация из кругов. Работа по воображению. 7.05 33 Цветут цветы в орнаменте народов мира. Повтор за мастером элементов растительного узора (гуашь, акварель, фломастеры) 33 Вышитые буквицы. Оформление предмета быта монограммой. Работа с тканью. Приемы обработки ткани: стебельчатый шов, петельный шов, перевод рисунка на ткань, вышивка стебельчатым швом на пяльцах, обработка края петельчатым швом 14.05 34 Город мастеров. Завершение цветом фигуры народных мастеров (гуашь, акварель, фломастеры) 34 Город мастеров. Конструирование из бумаги, ткани, природного материала по мотивам изделий народных мастеров 21.05 35 «Умелые руки не знают скуки» Обобщающий урок - выставка 28.05 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Ведущая тема года: ВСЯКОМУ РУКОДЕЛИЮ ЕСТЬ ПРИМЕНЕНИЕ Содержание программы «Изобразительное искусство» представлено в виде взаимосвязанных разделов. Раздел «Основы художественного изображения» ори¬ентирует на эмоционально-эстетическое восприятие про¬изведений профессионального искусства, на формирова¬ние ценностного отношения к явлениям природы, к образам фольклора и литературы, к реальным людям, животным и птицам. Содержание раздела предполагает овладение учащимися художественно-творческим опы¬том в рисовании с натуры, по памяти и представлению; освоение приемов создания художественных образов с использованием средств художественной выразительно¬сти (цвет, свет, линия, силуэт, форма, пропорции, ком¬позиция). Раздел «Основы народного декоративно-прикладного искусства» нацелен на развитие эмоционально-ценност¬ного восприятия учащимися народного декоративно-прикладного искусства России и народов мира, на познание многообразия видов народного искусства, их региональных особенностей. Содержание этого раздела предполагает накопление творческого опыта учащихся в упражнениях по освоению специфики образного языка народного ис¬кусства (на основе повтора, вариаций), самостоятельного составления композиций по мотивам народного творче¬ства (на основе вариаций, импровизаций) и художествен¬ной деятельности по выполнению оформления изделий, изготовленных на уроках труда. Содержание программы «Художественный труд» пред¬ставлено в программе в виде следующих разделов. Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладе¬ние учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творче¬скую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги; предполагает овладе¬ние опытом практической деятельности по созданию полезных и красивых изделий из бумаги на основе освое¬ния традиционной и современной технологии художе-ственной обработки бумаги, применения средств художе¬ственной ' выразительности в декоративно-прикладных работах (силуэт, композиция, форма и пропорции, объем, пространство). Содержание раздела «Работа с текстильными мате¬риалами» нацелено на познание технологических, эсте¬тических свойств, способов обработки ткани; предпола¬гает овладение младшими школьниками опытом трудовой деятельности на материале традиционных художествен¬ных ремесел: ручного узорного ткачества, ручной набой¬ки, лоскутного шитья, вышивки, знакомит с доступной учащимся начальной школы технологией выполнения элементов традиционного костюмного комплекса. Разделы «Работа с глиной (пластилином)» и «Рабо¬та с природными материалами» нацелены на ознаком¬ление учащихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов. Овладение опытом практической деятельно¬сти осуществляется в процессе создания художествен¬ных изделий по мотивам традиционных школ народного мастерства из бересты, соломки, глины и др. на основе творческих принципов народного искусства (повтор, ва¬риации, импровизация). ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ Аттестация обучающихся по изобразительному искусству во 2 классе производится со второго полугодия. Типовая программа не предусматривает проведение контрольных работ. На каждом уроке происходит оценивание художественно-практических заданий, выполненных учащимися. В качестве методов диагностики результатов обучения служат: конкурсы, выставки, викторины, фестивали и др. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Основная литература: Примерные программы начального общего образования. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3836/ Сборник нормативных документов. Начальная школа. – М., Дрофа, 2007. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Часть 2. – М., Просвещение, 2009. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009. Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 2 класс. – М., Просвещение, 2009. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009. Шпикалова Т. Я. Художественный труд. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009 Дополнительная литература: Кульневич С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ч. 2 : Русский язык, чтение, ИЗО, музыка. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2004. - 176 с. - (Педагогика нового времени). - Библиогр.: с. 172-173. Изобразительное искусство. 1-6 классы: Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта, конспекты уроков / Авт.-сост. С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 144 с.: ил. - Библиогр.: с. 142. Изобразительное искусство. 1-8 классы: Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков / Сост. З.А. Степанчук, О.А. Степанчук, Г.В. Погорелова и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 272 с.: ил. - Библиогр.: с. 269. Изобразительное искусство в начальной школе: Обучение приемам художественно-творческой деятельности / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 140 с.: ил. - Библиогр.: с. 138. Пожалуйста, оцените конспект - Рабочая программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой.: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
6134 |
Конспект прислал: Кобякова В.М. 3 сентября 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||