Конспекты уроков для начальных классов » Тематическое планирование » Тем. план., русский язык, 4 класс » Пояснительная записка по русскому языку, 4 класс. Полякова А.В. |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Пояснительная записка по русскому языку, 4 класс. Полякова А.В. |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Пояснительная записка.
Нормативные документы. Настоящая программа предназначена для учащихся 4 классов начальной школы и составлена на основе обязательного минимума содержания образования, определённого программой начального общего образования по русскому языку, авторской учебной программы «Русский язык» под редакцией А.В.Поляковой и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального образования (2004 г). Основные цели и задачи курса: Основной целью программы по русскому языку в 4 классе является • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к русскому языку, стремления совершенствовать свою речь. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: • адекватно воспринимать звучащую речь (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.); • работать со словарями (алфавит); • соблюдать орфоэпические нормы; • создавать в устной и письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике; • овладеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного речевого общения (приветствие, прощание, благодарность, письмо другу). Особенности методики преподавания. Данная учебная программа написана в соответствии со «Стандартом начально¬го общего образования по русскому языку» и строится на коммуникативно-деятельностном и социокультурном подходах к развитию школьников. В программе содержатся материалы, способствующие максимальному развитию коммуникативных способностей учащихся. В основе методики обучения лежат игровые и личностно-ориентированные технологии. В начальной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения (в том числе информационных). Количество часов, на которое рассчитана программа На изучение русского языка в 4 классе отводится: - 4 часа в неделю; - всего 136 часов в год. В том числе: -14 часов для творческих работ (сочинения , изложения) -16 часов для написания контрольных работ. Методы и формы обучения. В целях повышения эффективности качества образовательного процесса, формирования устойчивого интереса учащихся к изучаемому предмету и развития основных учебных и внеучебных навыков изучение данного курса предполагает использование вариативных форм и методов обучения: • информационные технологии; • технологии личностно-ориентированного обучения; • проблемно-развивающие технологии; • игровые технологии; • презентация проектов и творческих работ; • групповая работа; • тестирование; Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним. В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звуко-буквенном составе, интонационном и лексическом богатстве. Формы контроля достижений учащихся: В целях выявления уровня обученности учащихся и контроля качества знаний учащихся в 4 классе наиболее приемлемыми являются следующие формы контроля достижений учащихся: тестирование; творческие задания (сочинения); доклады; Внесённые изменения. В целях реализации образовательных задач учебное время отведенное на развитие речи распределено следующим образом: 5 часов- на сочинения; 9 часов – на изложения. Тематический план № Название раздела Кол-во часов Формы проведения занятий. Перечень учебного и наглядного оборудования. 1. Сложное предложение 10 Урок знакомство с учебником. Повторительно – обобщающий Урок- практикум. Урок развития речи. Таблица. Схема. Толковый словарь Ожегова. Перфокарты. Энциклопедии. Периодические издания для детей. 2. Местоимение 16 Урок- практикум. Урок -повторение, Урок-путешествие. Урок развития речи. Справочники, энциклопедии, перфокарты, сказочные герои, таблицы, памятки. 3. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. 16 Урок- практиум. Урок- тренинг. Урок развития речи. Таблицы, перфокарты , толковый словарь В.Даля, детские энциклопедии, магнитофон. 4. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам 16 Урок – тренинг. Урок развития речи. Урок- практикум. Современные детские журналы, аудиокассеты, аудиомагнитофон, лексический словарь, доклады, перфокарты. 5. Неопределенная форма глагола. 20 Урок- тренинг. Урок развития речи. Урок- практикум. Перфокарты, таблицы, толковые словари, магнитофон, сочинения, лента букв. 6. Первое и второе время глагола. 20 Урок- практикум. Урок- тренинг. Урок- развития речи. Памятки, орфографический словарь, таблицы, лента букв. 7. Наречие. 38 Урок- практикум. Урок- тренинг. Урок развития речи. Перфокарты.. схемы, таблицы, словари, лента букв, алфавит. Итого: 136ч Основное содержание: Виды речевой деятельности Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала. Письмо. Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка (208 часов). Знакомство с гигиеническими требованиями при письме. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.) Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки). Система языка (практическое усвоение) Фонетика и графика Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по фонетике и графике, полученных детьми в период обучения грамоте, на развитие фонематического слуха, орфографической зоркости. Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными. Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова: анализ образцов использования в тексте, употребление в собственной речи. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи. Словари русского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни. Синтаксис и пунктуация Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) – предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Логическое ударение (практическое усвоение). Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии). Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении.. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать: • значимые части слова; • признаки изученных частей речи; • типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. уметь: • анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение; • различать произношение и написание слов; • находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю); • без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов; • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания; • соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75–80 слов); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.); • работы со словарем (алфавит); • соблюдения орфоэпических норм; • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике; • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу). Учебно – методический комплект. 1. Полякова А.В. Русский язык. 4 класс.- Самара: корпорация «Федоров», изд- во «Учебная литература», 2009. 2. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Прописи- ступеньки по правописанию.- Самара: корпорация «Федоров», изд- во «Учебная литература» 2009г. 3. Книга для учителя. Полякова А.В. Русский язык. 3- 4 классы. Методические рекомендации к учебнику.- Самара: корпорация «Федоров», изд- во «Учебная литература». 2003 Дополнительные материалы. Учебно-методические пособия для учителя: 1.Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы: Кн. Для учителя.- М.,1995 2. Аркадьева, А. В. Из опыта работы. «В океане света». - М.: Баласс, 1997. 3. Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку.- М.,1989. 4. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1- 4 классов. Пособие для учителя.- Самара, 1993. 5. Степанов, В. Русские пословицы и поговорки от А до Я. -М.:АСТ-Пресс,1998. 6. ШукейлоВ.А. Мой родной русский язык.- СПб.,1998. 7.Соловейчик М.В. Я иду на урок в начальную школу. Олимпиады и интеллектуальные игры.- М., 2000. 8. Бакулина Г.А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Часть третья.- Киров,1999 9. Образовательный журнал «Начальная школа» Учебно-методические пособия для учащихся: 1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка.- М., 1999. 2. Большая детская энциклопедия.-Москва:АСТ:Слово, 2006. 3. Даль В.В. Толковый словарь русского языка. – Москва, Учитель,1999. 4. Степанов, В. Русские пословицы и поговорки от А до Я. -М.:АСТ-Пресс,1998 5. Круглов Ю.Г.Русские народные загадки, пословицы, поговорки- М.,1990. 6. Колькова О.С. «Учусь анализировать текст», М.: Баласс, 1999 г. Электронные издания: 1. CD «Большая детская энциклопедия», изд-во «Новый диск», 2006 г 2. CD «Шедевры классической музыки», изд-во «Учитель», 2004г Интернет – ресурсы: www.school2100.ru Федеральный сайт учредителей программы «Школа 2100» www.openworld.ru/school Официальный сайт журнала «Начальная школа» www.1 september.ru Педагогический сайт методических разработок «Фестиваль педагогических идей». «Начальная школа» — методическая газета для учителя начальной школы www.4stupeni.ru Конспекты уроков для начальной школы www.100zatey.ru Детские праздники, выпускные в начальной школе www.repetit.ru Подготовка к школе. Опыт преподавания. www.edudic.ru Энциклопедический словарь "Начальная Школа". Толковые Словари и энциклопедии www.uchteh.ru Учебная техника и наглядные пособия www.abvgdeyka.ru Познавательный портал для учащихся 1-4 классов www.solnet.ru Детский образовательный портал «Солнышко»: кроссворды, игры, задачки Авторские права: Кузько Ирина Владимировна, учитель высшей категории Пожалуйста, оцените конспект - Пояснительная записка по русскому языку, 4 класс. Полякова А.В.: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
13945 |
Конспект прислал: Кузько Ира 14 апреля 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||