");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 1 класс » Согласные звуки [р] [р`]. Буква Р, р. Строчная и заглавная буквы Р, р.


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Согласные звуки [р] [р`]. Буква Р, р. Строчная и заглавная буквы Р, р.


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Тема урока: Согласные звуки [р] [р`]. Буква Р, р.
Строчная и заглавная буквы Р, р.
Класс: 1.
Программа: «Школа России».
Цель урока (для учителя): Познакомить обучающихся с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, а также с ролью звука и буквы в русском языке.
Задачи урока:
• формировать навыки учебно-познавательной деятельности;
• учить анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в заглавной и строчной буквах Р, р;
• учить задавать вопросы в диалогической речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
• писать строчную и заглавную р, Р по образцу;
• воспроизводить форму изучаемых букв и их соединения с другой буквой по алгоритму;
• выполнять слого - звуковой анализ слов, соотносить слова со схемой- моделью;
• писать слоги, слова , комментируя;
• составлять и записывать предложение.
• грамотно оформлять на письме вопросительное предложение.
Метапредметные:
Регулятивные действия:
• способность контролировать свои действия, проверять написанное;
• оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
• умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные действия:
• умение извлекать информацию из иллюстраций, схем.
Коммуникативные действия:
• вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение, приводя аргументы.
Личностные:
• проявлять интерес к новым знаниям;
• выполнять правила поведения ученика на уроке;
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок - беседа.
Методы и приемы: словесный, практический, наглядный; работа с учебником, работа в прописи, дидактическая игра, беседа.
Понятия, формируемые на уроке: Строчная и заглавная буквы Р, р.
Оборудование урока для учителя: презентация, мультимедийный проектор, экран.
Оборудование урока для учащихся: «Букварь», пропись, ручки (гелевая, шариковая),
Используемая литература:
1. Горецкий В.Г., Федосова Н.А, Прописи к "Русской азбуке" ч.2, с. 26-27.2013г.
2. Горецкий В.Г., Кирюшин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука 1 класс в 2-х частях.2013 г.
3. Демонстрационные таблицы. Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е. Обучение грамоте. 1 класс.2013г.
4. Обучение грамоте, 1 класс, Методическое пособие с поурочными разработками, Горецкий В.Г., Белянкова Н.М., 2012 г.

Оформление классной доски:





Р-Р-Р








Этапы урока
Дидактическая задача каждого этапа урока Содержание этапа Планируемые результаты этапа урока ЦОР
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1.Оргмомент
1 минута







2.Актуализация знаний
2 минуты

-подготовить учащихся к уроку,
-создать психологический настрой на урок.


- включить детей в деятельность
-выделить содержательные области урока -Здравствуйте ребята!
-Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я.
Меня зовут Наиля Фахрудиновна.
-Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке – книжка, ручка и тетрадка?
-Ребята, на прошлом уроке мы научились различать звуки [л] и [ р] .Эти звуки дети очень часто путают. Показывается рисунок балерины.

Проверяют наличие необходимых принадлежностей. Желают друг другу хорошей работы. Познавательные:
-умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
-умение выявлять сущность, особенности объектов.
Коммуникативные:
-активно участвовать в обсуждениях, возникающих во время урока.
Предметные:
-характеристика звуков.
Регулятивные: умение ставить и принимать учебную задачу
Коммуникативные
-активно участвовать в обсуждениях, возникающих во время урока. Слайд 1







3.Мотивация учебной деятельности.
2 минуты






мотивировать учащихся на изучение темы. -Кто это? (Ба[р]елина- балерина?).
Показывается рисунок секретаря - машинистки.
-Кто это? (Сек[т]етарь- секретарь?).
Сегодня мы более глубоко познакомимся со звуками [р] и[ р`] и буквой, которая их обозначает.
-Объясните смысл пословицы: Дружба в делах помощница. (Бывает очень трудно справиться с какой- либо работой. Друг придёт на помощь. Всем становится легко, радостно.)
Следующая пословица: Работаешь добросовестно, в глаза смотреть не совестно. (Когда хорошо выполняешь любое дело, то не стыдно перед окружающими.)
Сейчас мы поработаем в парах и решим ребусы.








Объясняют смысл пословиц.







Работают в парах. Разгадывают ребусы.


(Пе -нал; пенал)



(Под-у-шка; подушка)


Слайд 2
4.Формулировка темы урока
4 минуты Сформулировать тему урока -Я приглашаю вас в лес погулять. Нас ждёт много интересного. Отгадаем загадки.
1. Был бедным конём, стал чёрным дымком. (Гриб дождевик).
2. Красна оправа, да страшна отрава.
(Мухомор).
Вставьте пропущенное слово.
Лес тихонько увядает,
Выцветает, облетает,
Мокнет, сохнет…Но постой!
В ельнике средь старых шишек
Жёлтым соком брызжет…(Рыжик).
-Кто вы? Дружные сестрички.
-Мы-…(Лисички)
-К названиям каких грибов относятся эти схемы? Какой звук слышим в начале слова и в конце слова? ([р]- согласный, твёрдый.)





- Ребусы, загадки и стихи помогли нам собрать целую корзину…(Грибов)
Составьте схему, как слышится звук
[ р]?
Назовите их. Посмотрите, сколько разных корзиночек. Называются они все по- разному: корзина, лукошко, туесок, короб.
- Какие ещё грибы вам известны? (Сыроежки, подосиновик, боровик, грузди, маслята, моховики).
Какой гриб не станем брать домой?
(Мухомор)
Что это за гриб? (Это ядовитый гриб. Им можно отравиться)
- Но для некоторых животных мухомор является лекарством. Произнесём его название и протянем звук на конце слова.
Как вы думаете, какой это звук? (Звук [р]- согласный ,он произносится с препятствиями. Воздух с трудом проходит через язык и зубы и вырывается изо рта.)
Повернитесь друг к другу, посмотрите, как у вас дожит кончик язычка у верхнего нёба.
- Что ещё мы хотим узнать про согласный звук [р]? Прикладываем руки к шее и долго произносим звук [р]. Чувствуем вибрацию в горле, значит , звук [р] звонкий.) Отгадывают загадки, вставляют пропущенные слова, отвечают на вопросы. Определяют местонахождение данных звуков в словах.






















Дети называют грибы, вставляют в прорези корзинок.




















Тренируются произносить звук [р]. нет
5.Открытие нового знания
15 минут Создание условий для открытия детьми новых знаний о букве ш (овладение начертаниями письменной буквы) -Что ещё мы можем сказать о звуке [р]? (Он может быть твёрдым звуком.)
-Как называются эти грибы?









-Произнесём и послушаем название этого гриба. (подберёзовик.)
-В каком по счёту слоге мы слышим звук [р]? (В третьем слоге рё мы слышим звук [р`])
Покажите схему только этого слога.
-Что вы знаете о новом звуке? ( Звуки [ р] и[ р`] –согласные звонкие , могут быть твёрдыми и мягкими.
-Разберём названия наших грибов по наличию нового звука. Слова, в которых слышится твёрдый звук [р], положим в лукошко.(Мухомор, рыжик, грузди, сыроежки)
Слова, в которых звук [р`]- в туесок.(Гриб дождевик, подберёзовик.)
От слова гриб образуйте ряд родственных слов. (Гриб- грибник, грибница, грибной дождь.)
-Какими буквами будем обозначать звуки [р] и[ р`]?(Буквами Р,р)
-А почему двумя буквами р? На что они похожи?

Составляют из данных слогов названия грибов.








































После показа учителем, дети прописывают буквы в прописях
Дети показывают слог- слияние с мягким согласным звуком [р].
Анализируют способы соединения, читают слоги, записывают, комментируя.










Высказывают различные предположения Предметные
- овладение начертаниями письменной буквы Ш
Коммуникативные
-умение оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные
-формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные
-формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Слайд 3
Физминутка под музыку
1 минута обеспечить эмоциональный подъем обучающихся, снизить уровень тревожности Сейчас предлагаю вам немножко отдохнуть!
Алфавитная физминутка.

Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.


Под музыку дети выполняют движения. Слайд 4



Физминутка «Буква Р».








6.Применение новых знаний
5 минут



Звуко- буквенный
анализ, работа с учебником .



















































7.Первичное закрепление.
5 минут
Работа
в прописи.









-установить правильность и осознанность понимания изученного материала,
-тренировать навыки использования нового знания совместно с ранее изученным;














































Работа над развитием памяти, внимания и мышления ;
-тренировать навыки использования нового знания совместно с ранее изученным. - Продолжаем работу.
Послушайте четверостишия о букве р.
Буква р - на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
(В.Степанов)
Ручка круглая у трости.
Трость для деда сделал Костя.
(Г. Виеру)

-Давайте учиться печатать букву Р, р и все слоги- слияния с этой буквой.
Подчеркните слог, в котором буква р обозначает звук [р`].
Попробуйте к каждому слогу добавить ещё слог или два и получить новое слово.
(Ра ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬– рама, раки, радуга, радость).
-Откройте учебники на стр 65.
-Объясните схемы под рисунками (с.65) справа от иллюстрации. Укажите местонахождение нового звука в словах.
-Прочитайте слоги, в которых [р`] звучит мягко.(Слог ри)
Прочитайте слоги со звуком [р].
(Это слоги ра, ро, ру, ры)
Отыщите внутри двух последних слов новые слова. (Тронул, трон, он; уколол - кол,колол,укол,у.)
Рассмотрите иллюстрацию (с.64). К какому произведению она относится? Кто автор этой сказки? (К «Сказке о рыбаке и рыбке», А. С. Пушкина.)
Послушайте отрывок из сказки. К какой части сказки относится эта иллюстрация? За что рыбка наказала старуху? Каким вы себе представляете старика? (Он добрый, ему стыдно у рыбки выпрашивать богатство для старухи. Он очень нежно обращался к рыбке – государыня…).
Чем закончилась сказка?
( Читаю концовку сказки.)
- На иллюстрации найдите предметы, в названии которых слышится звук [р] [р`].(Море, радуга, дорожка, тропинка, корыто, рыбка, корона, старик, старуха, труба, травка, гроза, ромашки, дверь, …)
Составьте чистоговорки к следующим слогам - слияниям.

А теперь, ребята, прочитаем текст « Кактус».
- Про кого этот текст? ( Про девочку Иру.)
- Что случилось с девочкой? (Девочка уколола руку о кактус.)
- Придумайте несколько новых предложений.
(Ира заплакала. Бабушка перевязала ранку и поцеловала Ирочку. Ира и бабушка – друзья.)
-Откройте тетради для печатания и запишите предложения. ( Тут растут кактусы. Ира уколола руку.)
Какие правила мы должны помнить?
(Объясняю, как надо это делать, как исправлять ошибки.)
-Поставьте ударения в словах.
Проверьте написанное.
(Дети дугой выделяют ударные слоги.)
- Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадь для печатания.
Пойди- ка в сад и погляди:
Я там в цвету благоухаю.
Но «г» приставить впереди-
И в небе я загромыхаю.
(Роза - гроза)
- Дайте характеристику новому звуку.
В саду есть петушок-
Лиловый гребешок;
А хвостик - боевой,
Сабелькой кривой.
(Ирис)
- В каком слоге слышим новый звук? Дайте характеристику.
По лугам сестрички: золотой глаз, белые реснички. (Ромашки)
Укажите, какой звук [р] мы слышим в отгадке?
Расскажите, что вы знаете о звуках, о букве р. Как в загадке назвали ромашки? (Сестрички.)
Назовите слог – слияние с новым звуком. Какой он?
Назовите цветы, которые растут дома.
Для характеристики звука [р] поднимайте зелёную или синюю карточку. (Герань, амариллис, роза, гортензия, примула, фиалка…)
Назовите цветы, которые растут на клумбах, в саду.
Для указания звука [р] приготовьте карточки. (Хризантемы, лилии, примула, пионы. Это садовые цветы.)
Назовите цветы луга. (Ромашки, незабудки, маргаритки, ландыши, одуванчик…)
Запишите начальные слоги слов, обозначающих данные предметы. (Коты, окуни, лиса, лоси, утки, крот, раки, ролики.)
Запишите предложение: У куста Нина и Рита.
Самопроверка.
Обозначьте орфограммы.
-Дайте характеристику звукам [р] и [р`]. Сравните их со звуками [л ] [л`]. Где место буквы согласных звуков [р], [р`] на ленте букв? (Рядом с буквой л).









Записывают букву , сравнивают записанную букву с образцом, лучшую отмечают точкой.




Составляют новые слова
Ра-рама, раки, радуга, радость.
Характеризуют звуки [р] и [ р`].








Предметные:
Выполнение звуко-буквенного анализа слов,
-усвоение правила о заглавной букве.
Коммуникативные:
-ясно формулировать ответы на вопросы;
-активно участвовать в обсуждениях , возникающих во время урока.

Регулятивные:
- принимать цель задания, заданную педагогом.

Познавательные:
- составлять и понимать простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретными заданиями.





































Регулятивные
-принимать и сохранять учебную задачу;
- ориентировка на разнообразие способов решения задачи.
Познавательные:
умение осуществлять анализ объектов



Личностные
- умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные :
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию


Коммуникативные:
-ясно формулировать ответы на вопросы.








нет
8.Рефлексия учебной деятельности.
1 минута
Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. - Что нового вы узнали на уроке?
-Что вызвало затруднение? Почему?
-Спасибо за урок. До свидания!
Соотносят выполненные задания с планом. Анализируют выполнение. Оценивают свою работу на уроке, начиная со слов: «Сегодня на уроке я узнал…Сегодня на уроке я научился… Вызвало затруднение…и т.д.
Слайд 5





Пожалуйста, оцените конспект - Согласные звуки [р] [р`]. Буква Р, р. Строчная и заглавная буквы Р, р.:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • звуки (г),(г) буква Гг
  • Тематическое планирование обучение грамоте по Азбуке Бетеньковой, 1 класс
  • Тематическое планирование по чтению 1 класс( Горецкий "Русская азбука"
  • Конспект урока обучения грамоте буква Л л
  • Урок обучения грамоте ЗВУКИ [Ф], [Ф’], [Ш], БУКВЫ Фф, Шш.
  • Конспект урока :"Звук и буква Н н"
  • Письмо заглавной буквы К
  • Календарно-тематический план по обучению чтению и письма– «Русская азбука» ...
  • Тематическое планирование обучение грамоте, 1 класс
  • примерное планирование по УМК "Школа России" 1 класс


  • 1901
    Конспект прислал: Naile 24 мая 2014 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата