Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ознак. с окруж. миром, 2 класс » Конспект урока ознакомления с окружающим миром:"Птицы зимой" 2 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока ознакомления с окружающим миром:"Птицы зимой" 2 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема факультатива во 2-м классе: "Птицы зимой"
________________________________________ Цели: • дать представление о зимующих птицах и их жизни зимой; • познакомить с некоторыми мероприятиями по охране птиц зимой. • расширять знания детей о пользе птиц, • воспитывать бережное отношение к природе, к птицам; • развивать речь, мышление, внимание детей, • учить работать в парах и в группах. Ход урока: Сегодня мы вместе создадим необычный урок. Мне трудно предположить чего вы ждете от урока, хотите продемонстрировать свои знания или научиться чему-то новому ,порадоваться успехам друзей, обменяться впечатлениями. -Закройте глаза и мысленно проговорите свою цель. Я знаю, что вы умеете внимательно и активно работать,пользоваться полученными знаниями. Вводная беседа (звучит лёгкая, спокойная мелодия). - Закройте глаза и представьте такую картину. Стоит чудесный осенний день. В прохладном воздухе вьётся последний лист. Земля покрыта снегом. Деревья стоят задумчивые, ловят последние свет и тепло, которые дарит им солнце. Они чувствуют, что скоро здесь начнут хозяйничать стужа и морозы. Тихо кругом. Ни шелеста листьев, ни пения птиц. Какая пора года вам представилась?(зима) (слайд№1) Давайте немного поговорим об этом времени года: будем сравнивать зимнюю погоду с осенней. – Как изменилась неживая природа с наступлением зимы? (Стало холодно; дуют ветры; осадки – снег, град, снежная крупа; дни стали короче; реже светит солнце; вода замёрзла.) – Какие изменения произошли с растениями? (Растения стоят голые, без листьев; на кустах осенью было много плодов; трава пожухла и покрыта снегом – снег защищает её от морозов; зелёными остались только хвойные растения.) – Есть ли сейчас на кустарниках и деревьях плоды? (Есть, но очень мало.) – Можно ли встретить зимой насекомых? Почему? Урок у нас сегодня необычный, во первых у нас много гостей, а во вторых не покидая нашего класса, мы отправимся сначала в зимний лес, на лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку. ( Грамзапись «Январь» - П.Чайковский.) Сошлись как-то вместе четыре художника: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись да и заспорили, кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовать землю, одевать в нарядные уборы леса, поля, луга. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко . Первой взялась за свою волшебную кисть Зима. Посмотрите, какую чудесную картину нарисовала Зима. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется «Здесь был такой-то». Днем идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром пройдешь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, черточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали. Чьи же следы можно увидеть на нашей полянке ?(слайд№2) Тут вприпрыжку по странице В ясный день гуляли птицы, Оставляя след крестом. Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа была бы мертва. Птицы – дети воздуха. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню или море. Птицы – дети радуги. Их перья переливаются разными цветами. Птицы – наши верные помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредителей. Птицы – это тайна и красота. Без них нам не обойтись! Наука, изучающая птиц, называется – орнитология. Сегодня на уроке мы с вами будем учёными, изучающими птиц. – Скажите, все ли птицы с наступлением холодов могут найти для себя необходимый корм? (Нет, и поэтому многие птицы улетают в тёплые края.) А на какие группы можно разделить всех птиц? Перелетные Зимующие Бывают птицы разные: Другие — те народ иной: Одни боятся вьюг В мороз над лесом кружат. И улетают на зиму Для них разлука с родиной На добрый, тёплый юг. Страшнее лютой стужи (перелётные, кочующие, зимующие) Почему они так называются? (ответы детей) Перелётные - улетают в тёплые края насекомоядные птицы ( становится холодно, мало корма). Кочующие - прилетают к нам зимовать. Зимующие – этих птиц можно встретить не только летом и осенью, но и зимой, они всеядные. Учитель - Давайте хором прочитаем тему нашего урока: «Птицы зимой».( слайд№3) Мы поговорим с вами о птицах, о том, как помочь им выжить в холодную и голодную зиму. Давайте познакомимся с целью нашего урока (слайд№4) Почему они не улетели в теплые края?(они питаются почками ,семенами, и плодами деревьев,отыскивают корм около жилья человека) А давайте вспомним зимующих птиц отгадав загадки. Угадайте, что за птица Скачет по дорожке, Словно кошки не боится - Собирает крошки, А потом на ветку прыг И чирикнет: «Чик – чирик!» (Воробей) Как лиса среди зверей, Эта птица всех хитрей. Прячется в зеленых кронах, А зовут ее… (Ворона) Кто присел на толстый сук И стучит: «Тук – тук, тук – тук!»? Кто летает, кто стрекочет – Рассказать нам новость хочет? (Дятел) Грудка ярче, чем заря, У кого? (У снегиря) Что за птица, Мороза не боится, Хоть снега лежат везде, У нее птенцы в гнезде? (Клест) Северные гости Клюют рябины грозди, Так нарядны и ярки, На головках – хохолки! (Свиристели) Кто летает темной ночью И схватить мышонка хочет? (Сова) Пусть я птичка — невеличка, У меня, друзья, привычка — Как начнутся холода, Прямо с севера сюда. (Снегирь) Так как мы с вами орнитологи, то будем наблюдать за зимующими птицами, которые прилетают к нашей кормушке. На доску крепится крыша от кормушки. (слайд№5) Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый. К концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (слайд№6) фото воробья Что вы знаете про воробья? Воробей-маленькая серая птичка. Само название «воробей» сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на конопляниках, огородах, в полях воробьи обклевывали спелые семена. Воробей ест все: насекомых, семена растений, хлебные крошки. Зимой воробьи держатся около жилья человека. Они летают стайками- так легче добывать пищу. Повсюду слышно их бодрое, веселое чириканье. (слайд№ Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто – зелёная, а брюшко – жёлтое. (слайд№ Фото Синица – очень подвижная маленькая птичка. Грудка желтая, на голове черная шапочка. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Кроме насекомых, она ест семена, мясо, несоленое сало, рыбу. Очень любят синицы семечки подсолнечника. Зимой синицы держатся около жилья человека. Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой они прилетит к нашим домам за помощью; они будут клевать все. Что вы дадите: зерно, крупу, крошки |хлеба, кусочки мяса и сала. (слайд№ У этой птицы красивое пёстрое оперение: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. 2слайда № В зимнем лесу можно встретить дятлов нескольких видов. Чаще попадается на глаза самый многочисленный – большой пестрый дятел. Дятел очень полезная птица. Его называют лесным доктором, потому что он питается насекомыми, отыскивая их в норе, и лечит дерево. К зиме дятел меняет свои привычки. Теперь он ест семена сосны и ели, а также желуди и орехи. Обрабатывает дятел шишку в особой «кузнице» - в трещине или пеньке. Забьет туда шишку и начинает по ней стучать-выколачивать семена. Когда с одной шишкой покончит, летит за другой. За день обрабатывает до 70 сосновых шишек. Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достает. У него очень длинный язык, см 10, а то и 15. Кроме того он липкий, с твердыми зазубринами. Им дятел и достает насекомых: они все приклеиваются к его языку или накалываются на зазубрины. Может он засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке. (слайд№ У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато – серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. 2слайда№ Снегирь – очень красивая птичка с красной грудкой, чуть побольше воробья. Снегирь – наш зимний гость. Появляются снегири с первым снегом. За это и прозвали снегиря снегирем. Снегири питаются семенами растений и ягодами. — — Зоологи утверждают, что пух у них не гуще и не длин¬нее, чем у малышей других птиц. Просто всё тепло идёт от сам¬ки-матери. — — Проводили эксперимент— на улице было 18 градусов мороза, в гнезде находились трехдневные клестята с мамой. Померяли температуру в гнезде, она оказалась +38 градусов. — Примерно за час клест может полностью опустошить шиш¬ку. Но часто птицы бросают не до конца обработанные, а порой и совсем полные шишки. Испугался, отвлекся, наелся, а может, и совсем она ему не понравилась. — Словом, причин много. На первый взгляд, пустой перевод корма. Но это не так. За это клесту могут пропеть и пропищать «спасибо» целый лесной хор — те птицы и животные, которые тоже кормятся шишками, но не в состоянии сорвать их сами. (слайд№ Голова, крылья, хвосту этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой будто стрела. Клюв прочный и острый. (слайд№ Галка не большая, но шустрая птица. Она вся чёрная только грудь покрыта серыми перьями. Галки живут повсюду. Всё время галки проводят на воздухе и не замерзают, потому что у них очень густое оперение. Хотя галки очень пугливые птицы они храбро защищают своё гнездо от ястреба. Галки вместе с пользой так же приносят и вред, уничтожая ягоды, молодые побеги растений. Но пользы от них больше чем вреда! (слайд№ сорока У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело серое. (слайд№ Сорока имеет нарядное оперение. Голова, крылья и хвост – чёрные с зелёным отливом, а брюхо, плечи, бока – белые. Хвост длинный, ступенчатый – служит рулём. В феврале сороки ведут себя очень шумно, гоняют друг друга, распускают веером хвост и устраивают пляски. Сороки всеядны, весной любят, лакомятся птичьими яйцами или птенцами, могут так же таскать птенцов домашней птицы – этим наносят вред. Но так же сороки приносят пользу, истребляя насекомых, грызунов. В народе сороку называют сорока – белобока, сорока – воровка. Гнездо сорока строит в марте или ремонтирует старое. Гнездо располагают в зарослях на расстоянии 2–3 метра от земли. Лоток из прутиков и травинок, склеенных глиной. Сбоку и с верху лоток прикрыт ветками и напоминает шар – это служит хорошей защитой от хищников. Диалог Сороки и Снегиря. — Снегирь. Здорово, сорока. Где бывала, куда летала? — Сорока. Летом в тёмном лесу жила, осенью — на светлой опушке. — Снегирь. А теперь куда? — Сорока. В деревню, милок, в деревню. — Снегирь. Чем же плохо тебе в лесу? — Сорока. Да как же, милок, да как же. Птичьи гнёзда давно пусты, яичка не тащишь, птенца не схватишь. Всякая живность в лесу спряталась. Пусто нынче там, ограбить и того некого. — Снегирь. Чем же в деревне-то хорошо? — Сорока. Да как же, милок, да как же. У дворовой собачки косточку стяну, на помойке объедочков накопаю. Я — птица не¬гордая. — в) Вопросы по диалогу. — — Где живут сороки летом? — — Чем они питаются летом? — — Куда они перебираются жить зимой? — — Чем они питаются в это лютое зимнее время? Физминутка — Что птицам страшнее: голод или холод? (слайды) Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода . Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима. Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима. Действительно, зима – очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть больше, чем летом. Нужно поддержать птиц! В первую очередь нужно позаботиться о синицах – верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку, ищут щели и трещинки в коре, где спрята-лись насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддержать птиц. -Как человек помогает птицам пережить зиму? (слайд) Для корма пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи и овсянки, преимущественно для них подходят и крошки пшеничного хлеба. Ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птицы, что может привести ее к гибели. (слайд) виды кормушек (слайд)правила развешивания кормушек Слайд корм для птиц Ребята, как много птиц собралось на нашей поляне. А кормушка у нас пустая. Сейчас мы с вами составим меню для птичек. Каждая птичка предпочитает свой корм. Что такое меню? Я вам раздам карточки ,а вы составьте меню для синицы,снегиря,дятла,воробья (зачитывают меню) Ребята ,а можно повесить кормушку и корм засыпать нерегулярно? -Почему? 1.Кроссворд 2.Составить картинку и назвать птиц которые прилетели к кормушке 3.О ком говорят? Мудрый как ……..ворона Вороватый как……сорока Болтать,трещать как ……сорока Щебетать весело переговариваться как……воробей Ворковать как…….голубь Долбить как……дятел Молодцы ребята с заданием вы справились. А наше занятие подошло к концу. Итог: Я думаю, что сегодня вы узнали много интересного из жизни птиц. Вы молодцы. Скажите себе : «Я молодец», я думал, я старался, я делал открытия. - Какие птицы зимуют у нас? А)Если мы зимой поможем птицам, то весной и летом птицы отблагодарят нас. Подумайте, как? 1. будут радовать нас своими песнями; 2. будут уничтожать вредных насекомых в наших садах и огородах; 3. многие птицы клюют семена и плоды сорняков и снижают засоренность полей. 4. есть птицы-санитары (вороны, сороки, галки питаются на свалках, помойках и способствуют оздоровлению местности) Если в каком-то месте птицы зимой находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда часто и поедать насекомых-вредителей растений. Значит, летом они будут продолжать охранять сады, парки, скверы. (слайд) АКРОСТИХ рефлексия Понравился вам урок? Кто считает, что урок удался, мы теперь знаем и сможем помочь птицам засветите над нашими кормушками солнышки. Кто считает, что не всё ещё у нас получится - поместите облака. А кто думает, что птицам ничем не можем помочь – поместите снежинки. Посмотрите, чего больше над кормушками? За то, что вы слушали все внимательно Задания выполняли старательно Хочу я картинки с птичками вам подарить Картинки раскрасьте А птиц не забудьте кормить Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока ознакомления с окружающим миром:"Птицы зимой" 2 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
4707 |
Конспект прислал: singaa 2 ноября 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||