Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 3 класс » Конспект урока литературного краеведения: Л.В.Лапцуй- ненецкий поэт, писатель.Стихотворение "Морошка" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока литературного краеведения: Л.В.Лапцуй- ненецкий поэт, писатель.Стихотворение "Морошка" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема урока «Л. В. Лапцуй - ненецкий поэт, писатель. Стихотворение «Морошка».
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью, творчеством Л.В.Лапцуя и со стихотворением «Морошка». Задачи: - развитие навыка правильного, сознательного чтения; - учить отвечать на вопросы, работать с текстом, находить в тексте заданные отрывки; - совершенствовать умение выразительно читать; - формировать умение выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения; - воспитать любовь к природе, бережное отношение к ней; - привитие любви к творчеству писателей родного края. Оборудование: ребус, компьютерная презентация, изображение ягоды - морошка, книги произведений писателя. План урока: I. Информационный ввод. II. Постановка цели урока III. Знакомство с жизнью и творчеством писателя IV. Физкультминутка. V. Работа со стихотворением. VI. Итог урока. Ход урока: I. Информационный ввод. - Ребята, чтобы узнать о ком мы сегодня познакомимся, надо решить ребус. …, .,,,.,, - И так, это фамилия известного ненецкого писателя – Лапцуй. (Презентация. Слайд 1) II. Постановка цели урока. Мы сегодня с вами познакомимся с жизнью и творчеством ненецкого писателя Л.В. Лапцуя; и прочитаем его стихотворение.( слайд 2) III. Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Леонид Васильевич Лапцуй родился 28 февраля 1929 года в Ямальской тундре в стойбище близ озера Ярото, неподалеку от поселка Новый Порт Ямало-Ненецкого автономного округа, в семье ненца, оленевода и охотника.( слайд 3) Мальчику дали имя Вэсако, т. е. Мудрый Старец: хотели родители, чтобы вырос сын умным, дальновидным человеком, к которому люди пойдут за советом. Л.В. Лапцуй очень гордился своим именем. Он говорил: «Был я назван именем Вэсака, что по-русски значит «Старец Мудрый». Ведь не всякий получает это имя в тундре». (слайд 4) Знакомство с миром началось у ненецкого мальчика с колыбельной песни матери, он слушал старинные сюдбаб-цы (песни-сказания о великанах, героических подвигах, о сотворении мира), ярабцы (песни-плачи о злой доле бедняков и сирот). Длинна полярная ночь, а сказок в запасе у сказителя — как звезд на небе. Мудрое народное слово станет основой поэзии Леонида Лапцуя. (слайд5) Главные жизненные уроки усваивал мальчик от отца: (слайд 6) ...У отца Учился я выслеживать песца, Учился понимать, какая птица Кричит; когда ж пурга поднимет вой И мгла небес с землей соединится — По бездорожью приходить домой, Чтобы мне ветер парусом был верным. Отец хотел, чтоб я в свои семь лет Умел любой разгадывать секрет, Стал пастухом, охотником примерным... (слайд 7) Рано оставшийся без отца, Л. Лапцуй начал зарабатывать на жизнь с десяти лет — работал оленеводом, охотничал, рыбачил.(слайд 8) В 1951 году окончил Новопортовскую семилетнюю школу, а в 1954 году — Салехардское медицинское училище, получил специальность фельдшера. В это же время работал переводчиком и корреспондентом редакции окружной газеты «Красный Север».(слайд 9) В 1954 году Л. Лапцуй был направлен в Москву в Центральную комсомольскую школу, которую окончил году.(слайд 10) Литературным творчеством стал заниматься с 1953 года. Первые стихи, рассказы, очерки писателя на ненецком и русском языках были опубликованы в газете «Красный Север», «Нарьяна Вындер», «Тюменская правда», «Тюменский комсомолец».(слайд 11) В 1960 году в Тюмени вышел в свет первый поэтический сборник Лапцуя «Цвети, мой Ямал». Им создано более 30 книг стихов, поэм, песен, рассказов, повестей. (слайд 12) Поэма «Эдейка» удостоена Всероссийской премии за лучшее произведение для детей. Книги Лапцуя переводились на иностранные языки.(слайд 13) После смерти писателя продолжается переиздание его произведений. Имя Леонида Васильевича Лапцуя присвоено Салехардскому межокружному училищу культуры и искусств. В Салехарде проводятся ежегодные «Лапцуевские чтения». Леонид Лапцуй - член Союза писателей СССР (1964), заслуженный работник культуры РСФСР (1981г.) (слайд14) В Салехарде, в самом начале улицы Комсомольской стоит небольшой двухквартирный дом, в одной половине в 1994 году был открыт музей известного ненецкого поэта и писателя Леонида Васильевича Лапцуя. Именно в этой квартире когда-то он жил и творил свои бессмертные произведения. Сейчас этот музей является филиалом музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского. Здесь хранятся предметы мебели и быта, его личные вещи, фотографии и документы, богатейший рукописный фонд и семейная библиотека. (слайд 15) IV.Физкультминутка. Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь. V.Работа со стихотворением: 1.беседа о морошке - Дети, а скажите какую ягоду вы здесь видите? (изображение морошки) - Правильно, это – морошка. - Что вы знаете об этой ягоде? Морошка - растет на торфяных болотах, заболоченных лесах, моховых и кустарниковых тундрах. Источник полезных, целебных веществ; так, как витамина С в морошке в три раза больше, чем в апельсинах. - У Л.В. Лапцуя есть стихотворение об этой ягоде, мы с вами сейчас познакомимся с ним. 2. Словарная работа: Средь лежбищ тумана – Как рябь океана – Ложбина – Арканом – По кочкам замшелым – 3. Главный вопрос: - Какие чувства у вас вызовет стихотворение? 4. Первичное чтение произведения учителем. Морошка. Родное приволье, Средь лежбищ тумана, Где кочки, как волны, Как рябь океана, Спускаюсь в ложбину, Под локтем – лукошко, За алой, за винной, Медовой морошкой. Кудрями березка К земле припадает, В холодные росы Тропинка ныряет. А солнце доверчивым Зайчиком пляшет, То прыгнет на плечи, То под ноги ляжет; То ловит меня, Как оленя, арканом И тянет, и тянет К веселым полянам Листом заслоняясь, Как будто ладошкой Глаза свои светлые Прячет морошка. Я к ней подбираюсь По кочкам замшелым, Я низко сгибаюсь К губам ее спелым, Она, как невеста, Меня привечает И солнца улыбка На ветке качает. Пропахший морошкой, Пропахший землею, Я в травах умоюсь Росой ледяною. С родимой землей Мне нельзя разлучиться – Глазами морошки Вся тундра лучится! 5. Подготовка к чтению. Скороговорка Шли сорок мышей, Несли сорок грошей, Две мыши поплоше Несли по два гроша. 6. «Жужжащее» чтение стихотворения; 7. Выразительное чтение вслух по желанию; 8. Вопросы по стихотворению: -Какие чувства у вас вызовет стихотворение? (главный вопрос стихотворения) - В каких строчках мы больше увидели любовь автора? - Какой рисунок можно нарисовать к этому стихотворению? VI.Итог урока: - Что интересного узнали о детстве Л.В. Лапцуя? - Какой деятельностью Л.В. Лапцуй занимался? - Что узнали о творчестве писателя? - Что вам на уроке больше всего понравилось? - Какое у вас сейчас настроение? Учитель начальных классов- Алешкина Г.Ф. Авторские права: Алешкина Г.Ф - учитель начальных классов Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока литературного краеведения: Л.В.Лапцуй- ненецкий поэт, писатель.Стихотворение "Морошка": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
3784 |
Конспект прислал: Алешкина Гульфия 23 октября 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||