Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 3 класс » Конспект урока литературного чтения 3 класс Тема:"Русская народная сказка Никита Кожемяка" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока литературного чтения 3 класс Тема:"Русская народная сказка Никита Кожемяка" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
УРОК ЧТЕНИЯ
Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «НИКИТА-КОЖЕМЯКА» Цели урока: • создать целостный литературно-художественный образ народного героя-богатыря; • выявить признаки богатырской народной сказки; • продолжать выработку навыков грамотного читателя; • развивать интерес к самостоятельному чтению; • развивать устную речь, творчество, воображение, умение рассуждать; • способствовать нравственному воспитанию учащихся. Оборудование: эпиграф к уроку (пословица), блок-схема, раздаточный и наглядный материал для игр, мультимедийный проектор, экран, презентация. Ход урока I.Организационный момент. – Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир да согласие. И велась беседа наша речью плавною. – А эпиграфом к нашему уроку будет пословица (присказка). «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» II. Повторение знаний о сказке. 1.Работа с эпиграфом-пословицей – Прочитайте. Как понимаете пословицу? (В сказке много вымысла, но в ней всегда есть чему учиться.) Верно, без необычного сюжета и наличия морали сказка была бы не сказкой. 2.Составление блок-схемы. – К какому жанру относится сказка? (Устное народное творчество) – На какие две группы по авторской принадлежности делятся сказки?(Народные и литературные) – Приведите примеры известных вам народных и литературных сказок. – Как называли людей, которые умело, рассказывали сказки? (Сказочники, сказители) (Слайд 1. «Сказители с гуслями») – Сказители (старцы) знали на память множество былин, песен, потешек, прибауток, сказок разнообразных… На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые сказки, брали гусли и под звон струн рассказывали нараспев о славных богатырях, защитниках Земли. Давайте сейчас перенесемся лет на сто – сто пятьдесят назад, а может, и больше. – Вот, например, поссорились охотники между собой. А ссора на зимовье – очень опасное дело. Срочно надо спорщиков мирить. Тут не обойтись без сказителя. - Как по-вашему, какие сказки станет говорить сказитель в случае ссоры? Почему? (Бытовые сказки, т.е. такие, в которых жадный, скупой, глупый человек всегда попадает впросак.) Посмеются охотники, глядишь, и зло ушло, как не бывало. – Представьте, что кто-то из охотников вернулся раздосадованный: зверь ловко обманул его, стащил приманку из ловушки, а сам ушел. И наш старик-сказитель готов потешить мужиков – какою сказкой? (Сказкой о животных) О хитрой лисе, простофиле-волке, трусливом зайчишке, простодушном медведе. – Теперь снова вообразим зимовье. В лесу – изба, в избе печь-каменка, в середине – стол, по краям – лавки, под потолком – полати. Зима долгая. Устали зимовщики, надоели одни и те же картины, люди, тошно на душу. Хочется им домой, к женам, к детишкам. Хочется лета, отдыха и любви. – Какую сказку выберет сказитель на этот раз? (В таких случаях нужна волшебная сказка.) Волшебная сказка поможет перенестись мыслями в чудесные миры, в миры, где живет любовь и красота. – Итак, на какие группы делятся сказки по своему содержанию и действующим лицам? (Бытовые, сказки о животных, волшебные) На доске: сказка народная литературная бытовая о животных волшебная ....... 3.Повторение домашнего задания. Краткий пересказ. – Какую сказку читали дома? («Кот и лиса») – К какому виду можно ее отнести? (О животных) – Кто автор? (Русская народная сказка) – Перескажите кратко сюжет сказки. –В мире так много сказок, мы с вами читали на уроках литературного чтения корейские, африканские, эстонские, латышские, татарские сказки и другие. – Что объединяет сказки разных народов? …Какая общая тема? (Борьба со злом) Высмеивать поведение героев, недостатки героев, показать, что добро побеждает зло. – Нравится ли вам читать сказки? III. Сообщение темы урока. - Сегодня на уроке мы прочитаем новую сказку «Никита-Кожемяка». Эта сказка о русском богатыре. IV. Изучение нового материала. – Вспомним, кто такие богатыри? (Это сильные, мужественные, бесстрашные люди, которые защищали Землю от врагов.) – Мы с вами читали сказки, былины о богатырях, вы смотрите мультфильмы. Я думаю, что вы без труда угадаете имя богатыря. Давайте поиграем в игру. 1.Игра «Угадай богатыря» (У детей на столах сигнальные карточки с именами богатырей. Учитель читает отрывок из произведения, определив о ком идет речь, дети показывают карточку.) (Слайд 2-3 «Богатыри») • И был тот богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под ним по колено проваливался, земля под ним прогибалася… Даже Илья Муромец оказывается перед ним беспомощным настолько, что он его не замечает. (Святогор) • Хлеб ест по три калача, пьет по три медных кружки. Побеждает во всех боях да схватках. Старается избежать кровопролития, не бьет врагов, а на их глазах разбивает дуб многоохватовый палицей своей богатырской, и враги устрашенные его силой, разбегаются… Первым подвигом его было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-разбойника, что свистом-посвистом своим перебил-покалечил людей немало. (Илья Муромец) • О нём говорили: «Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и слово умное скажет»… Этот богатырь в битве тяжкой победил Змея огненного и освободил от полона много людей и среди них племянницу князя Владимира.(Добрыня Никитич) • Этот богатырь отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы не доставало – там смекалкой побеждал… Хитростью спас на пиру у князя Владимира от Тугарина Змея, жену его и Анастасию, заодно и народ русский от тягот-податей неимоверных. (Алеша Попович) – Вот они, какие богатыри русские. (Учитель взглядом еще раз обращает внимание детей на последний слайд) Могучие, сила у них богатырская, освободители жен, детей, стариков. Физкультминутка Дружно встали – раз, два, три. Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще Через левое плечо. Русь свою мы защитим, И врагов всех победим. 2. Чтение и анализ сказки «Никита-Кожемяка». 1.Словарная работа (Слайд 4 «Словарная работа») – Сейчас мы будем читать сказку «Никита-Кожемяка». Нам встретятся трудные слова. Прочитайте, объясните значение слов и выражений: Красная девка – прекрасная, красивая девушка. Поборы – сборы. Промыслы – охота. Сыскал – нашел. Лютый – злой. Авось – может быть. Берлогу размечу – разнесу. Беда неминуемая – неизбежная. Супротив – против Межа – граница. Пуд пеньки – 16 кг грубых нитей из конопли. Соха в триста пуд – соха весом в 4800 кг. Сажень – мера длины равная 2,16 м. 2.Чтение сказки по абзацам вслух (читают дети) 1-ый абзац (вопросы после чтения) – Как вы понимаете выражение «красавица собой была, так за жену себе взял»?(Взял в жены, потому что была красива, прекрасна.) Почему никто не сражался со змеем, а все отдавали ему девушек на съедение?(Боялись змея.) – Как царевна стала женой змея? (Схватил и утащил в берлогу.) 2-ый абзац (вопросы после чтения) – Где жил Никита Кожемяка?(В городе Киеве.) – С какой просьбой обратился царь к Никите?(Освободить его землю и дочь.) – Что случилось с Никитой, когда к нему пришел сам царь? Прочитайте. – Почему у него руки задрожали? (От волнения,смущения.) – Какие строки говорят о силе Никиты? Прочитайте. (Разорвал 12 кож.) – Чем занимался Никита-Кожемяка? (Кожи мял.) – Для чего мнут кожи? Мяли кожу животного, т.е. обрабатывали «выделывали», чтобы она стала пригодной для пошива одежды. – Почему же Никиту звали Кожемяка? Кожемяками в старину называли мастеров – обработчиков кожи. 3-ий абзац (чтение) 4-ый абзац (вопросы после чтения) – Как Никита и змей делили землю и воду? – Чем закончилась битва со змеем? – Что осталось от змея? (Высокая борозда.) – Каким мы видим Никиту? (Мужественным, хитрым, скромным, защитником.) – Можно ли Никиту-Кожемяку назвать богатырем? – На кого из героев русских народных сказок и былин похож Никита-Кожемяка? – К каким сказкам вы бы отнесли сказку «Никита-Кожемяка»? (Богатырские) (На доске заполняется схема недостающим словом – богатырские) – По каким признакам эту сказку можно назвать богатырской? (Главный герой - богатырь, побеждает врага умом и силой богатырской.) – Найдите в ней приметы волшебных сказок. (Есть отрицательный герой-змей, два поколения – старшее - царь, младшее – Никита, главный герой сражается с противодействующей силой и всегда побеждает.) 3. Задания после чтения. (Слайд 5 «Иллюстрации к сказке») • Художник-иллюстратор нарисовал иллюстрации к сказке и перепутал их последовательность. Рассмотрите иллюстрации, установите их последовательность, озаглавьте сюжеты сказки. (Письмо царевны. Приветливая царевна. Просьба малолетних. Как змей и Никита землю делили.) • А здесь рассыпались пословицы. Попробуйте их собрать. Прочитайте пословицы. Объясните, как вы их понимаете? «Смелость города берет». «Не всяк умен, кто с головою». • Творческая работа – Надо ли читать сказки? Для чего?(Как говориться в пословице, в сказке есть урок для нас читателей.) – Можно ли сочинять сказки? – О чем сочинили бы сказку вы? – Какие бы положительные черты характера раскрыли бы в своей сказке? – Попробуем сочинить богатырскую сказку. (У детей незаконченный текс сказки и опорные слова.Нужно вставить пропущенные слова, прочитать сказку.) Сказка о славном богатыре Добрыне Никитиче Налетело горе ……………………………………… . Пришла пора собираться ………………… Добрыне Никитичу. Долго ли ……………… ехал богатырь. На пути ему встретился камень. «Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – ничего не потеряешь, но ничего и не приобретешь, прямо пойдешь– смерть найдешь». Выбрал богатырь дорогу ……………………… . Вокруг леса ………………. , звери …………………….. . Выехал в чисто поле, прямо к логову ………… . Вызвал злодея на битву кровавую. Ударил своей булавою и одним ударом снёс змею все двенадцать голов. И отправился Добрыня Никитич дальше освобождать ……………….. землю Русскую. от нечистой силы коротко ли дремучие рыскучие черной тучею прямоезжую Змея Горыныча в путь – дороженьку V. Итог урока. – Чему учат сказки? (Доброте, отзывчивости, учат помогать младшим и старикам, учат приходить на помощь в трудную минуту.) – Кто в наши дни мог бы сказать такие слова «Есть еще на Руси, кому постоять за землю Русскую»? (Защитники Отечества.) – Вы можете стать защитниками своей земли, родины? VI.Домашнее задание: (Слайд 6 «Домашнее задание») Подготовиться по одному из направлений: • Пересказ от имени главного героя. • Музей пластилиновых фигур. • Составление пожеланий Никите Кожемяке. – И в заключение нашего урока послушаем отрывок из стихотворения Ю. Энтина «В мире сказок». Заранее подготовленный ученик читает стихотворен Авторские права: Фаттахова Светлана Викторовна учитель гимназии №2 г.Октябрьского Республики Башкортостан Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока литературного чтения 3 класс Тема:"Русская народная сказка Никита Кожемяка": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
17935 |
Конспект прислал: fattahova.svetlana 20 декабря 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||