");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 3 класс » Конспект урока литературного чтения 3 класс Тема:"Русская народная сказка Никита Кожемяка"


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока литературного чтения 3 класс Тема:"Русская народная сказка Никита Кожемяка"


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

УРОК ЧТЕНИЯ
Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «НИКИТА-КОЖЕМЯКА»

Цели урока:
• создать целостный литературно-художественный образ народного героя-богатыря;
• выявить признаки богатырской народной сказки;
• продолжать выработку навыков грамотного читателя;
• развивать интерес к самостоятельному чтению;
• развивать устную речь, творчество, воображение, умение рассуждать;
• способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование: эпиграф к уроку (пословица), блок-схема, раздаточный и наглядный материал для игр, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ход урока
I.Организационный момент.
– Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир да согласие. И велась беседа наша речью плавною.
– А эпиграфом к нашему уроку будет пословица (присказка).
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
II. Повторение знаний о сказке.
1.Работа с эпиграфом-пословицей
– Прочитайте. Как понимаете пословицу? (В сказке много вымысла, но в ней всегда есть чему учиться.)
Верно, без необычного сюжета и наличия морали сказка была бы не сказкой.
2.Составление блок-схемы.
– К какому жанру относится сказка? (Устное народное творчество)
– На какие две группы по авторской принадлежности делятся сказки?(Народные и литературные)
– Приведите примеры известных вам народных и литературных сказок.
– Как называли людей, которые умело, рассказывали сказки? (Сказочники, сказители)
(Слайд 1. «Сказители с гуслями»)
– Сказители (старцы) знали на память множество былин, песен, потешек, прибауток, сказок разнообразных…
На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые сказки, брали гусли и под звон струн рассказывали нараспев о славных богатырях, защитниках Земли.
Давайте сейчас перенесемся лет на сто – сто пятьдесят назад, а может, и больше.
– Вот, например, поссорились охотники между собой. А ссора на зимовье – очень опасное дело. Срочно надо спорщиков мирить. Тут не обойтись без сказителя.
- Как по-вашему, какие сказки станет говорить сказитель в случае ссоры? Почему?
(Бытовые сказки, т.е. такие, в которых жадный, скупой, глупый человек всегда попадает впросак.)
Посмеются охотники, глядишь, и зло ушло, как не бывало.

– Представьте, что кто-то из охотников вернулся раздосадованный: зверь ловко обманул его, стащил приманку из ловушки, а сам ушел. И наш старик-сказитель готов потешить мужиков – какою сказкой? (Сказкой о животных)
О хитрой лисе, простофиле-волке, трусливом зайчишке, простодушном медведе.
– Теперь снова вообразим зимовье. В лесу – изба, в избе печь-каменка, в середине – стол, по краям – лавки, под потолком – полати. Зима долгая. Устали зимовщики, надоели одни и те же картины, люди, тошно на душу. Хочется им домой, к женам, к детишкам. Хочется лета, отдыха и любви.
– Какую сказку выберет сказитель на этот раз? (В таких случаях нужна волшебная сказка.)
Волшебная сказка поможет перенестись мыслями в чудесные миры, в миры, где живет любовь и красота.
– Итак, на какие группы делятся сказки по своему содержанию и действующим лицам? (Бытовые, сказки о животных, волшебные)




На доске: сказка

народная литературная

бытовая о животных волшебная .......



3.Повторение домашнего задания. Краткий пересказ.
– Какую сказку читали дома? («Кот и лиса»)
– К какому виду можно ее отнести? (О животных)
– Кто автор? (Русская народная сказка)
– Перескажите кратко сюжет сказки.
–В мире так много сказок, мы с вами читали на уроках литературного чтения корейские, африканские, эстонские, латышские, татарские сказки и другие.
– Что объединяет сказки разных народов? …Какая общая тема? (Борьба со злом)
Высмеивать поведение героев, недостатки героев, показать, что добро побеждает зло.
– Нравится ли вам читать сказки?
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы прочитаем новую сказку «Никита-Кожемяка». Эта сказка о русском богатыре.
IV. Изучение нового материала.
– Вспомним, кто такие богатыри? (Это сильные, мужественные, бесстрашные люди, которые защищали Землю от врагов.)
– Мы с вами читали сказки, былины о богатырях, вы смотрите мультфильмы. Я думаю, что вы без труда угадаете имя богатыря. Давайте поиграем в игру.
1.Игра «Угадай богатыря»
(У детей на столах сигнальные карточки с именами богатырей. Учитель читает отрывок из произведения, определив о ком идет речь, дети показывают карточку.)

(Слайд 2-3 «Богатыри»)

• И был тот богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под ним по колено проваливался, земля под ним прогибалася…
Даже Илья Муромец оказывается перед ним беспомощным настолько, что он его не замечает. (Святогор)

• Хлеб ест по три калача, пьет по три медных кружки. Побеждает во всех боях да схватках. Старается избежать кровопролития, не бьет врагов, а на их глазах разбивает дуб многоохватовый палицей своей богатырской, и враги устрашенные его силой, разбегаются…
Первым подвигом его было освобождение народа от силы вражьей, от
Соловья-разбойника, что свистом-посвистом своим перебил-покалечил
людей немало. (Илья Муромец)

• О нём говорили: «Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и слово умное скажет»…
Этот богатырь в битве тяжкой победил Змея огненного и освободил от полона много людей и среди них племянницу князя Владимира.(Добрыня Никитич)

• Этот богатырь отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы не доставало – там смекалкой побеждал…
Хитростью спас на пиру у князя Владимира от Тугарина Змея, жену его и
Анастасию, заодно и народ русский от тягот-податей неимоверных. (Алеша
Попович)

– Вот они, какие богатыри русские.
(Учитель взглядом еще раз обращает внимание детей на последний слайд)
Могучие, сила у них богатырская, освободители жен, детей, стариков.
Физкультминутка
Дружно встали – раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Русь свою мы защитим,
И врагов всех победим.

2. Чтение и анализ сказки «Никита-Кожемяка».
1.Словарная работа (Слайд 4 «Словарная работа»)
– Сейчас мы будем читать сказку «Никита-Кожемяка». Нам встретятся трудные слова. Прочитайте, объясните значение слов и выражений:
Красная девка – прекрасная, красивая девушка.
Поборы – сборы.
Промыслы – охота.
Сыскал – нашел.
Лютый – злой.
Авось – может быть.
Берлогу размечу – разнесу.
Беда неминуемая – неизбежная.
Супротив – против
Межа – граница.
Пуд пеньки – 16 кг грубых нитей из конопли.
Соха в триста пуд – соха весом в 4800 кг.
Сажень – мера длины равная 2,16 м.
2.Чтение сказки по абзацам вслух (читают дети)
1-ый абзац (вопросы после чтения)
– Как вы понимаете выражение «красавица собой была, так за жену себе взял»?(Взял в жены, потому что была красива, прекрасна.)
 Почему никто не сражался со змеем, а все отдавали ему девушек на съедение?(Боялись змея.)
– Как царевна стала женой змея? (Схватил и утащил в берлогу.)

2-ый абзац (вопросы после чтения)
– Где жил Никита Кожемяка?(В городе Киеве.)
– С какой просьбой обратился царь к Никите?(Освободить его землю и дочь.)
– Что случилось с Никитой, когда к нему пришел сам царь? Прочитайте.
– Почему у него руки задрожали? (От волнения,смущения.)
– Какие строки говорят о силе Никиты? Прочитайте. (Разорвал 12 кож.)
– Чем занимался Никита-Кожемяка? (Кожи мял.)
– Для чего мнут кожи?
Мяли кожу животного, т.е. обрабатывали «выделывали», чтобы она стала пригодной для пошива одежды.
– Почему же Никиту звали Кожемяка?
Кожемяками в старину называли мастеров – обработчиков кожи.

3-ий абзац (чтение)

4-ый абзац (вопросы после чтения)
– Как Никита и змей делили землю и воду?
– Чем закончилась битва со змеем?
– Что осталось от змея? (Высокая борозда.)
– Каким мы видим Никиту? (Мужественным, хитрым, скромным, защитником.)
– Можно ли Никиту-Кожемяку назвать богатырем?
– На кого из героев русских народных сказок и былин похож Никита-Кожемяка?
– К каким сказкам вы бы отнесли сказку «Никита-Кожемяка»? (Богатырские)
(На доске заполняется схема недостающим словом – богатырские)
– По каким признакам эту сказку можно назвать богатырской?
(Главный герой - богатырь, побеждает врага умом и силой богатырской.)
– Найдите в ней приметы волшебных сказок.
(Есть отрицательный герой-змей, два поколения – старшее - царь, младшее – Никита, главный герой сражается с противодействующей силой и всегда побеждает.)
3. Задания после чтения. (Слайд 5 «Иллюстрации к сказке»)

• Художник-иллюстратор нарисовал иллюстрации к сказке и перепутал их последовательность. Рассмотрите иллюстрации, установите их последовательность, озаглавьте сюжеты сказки.
(Письмо царевны. Приветливая царевна. Просьба малолетних. Как змей и Никита землю делили.)
• А здесь рассыпались пословицы. Попробуйте их собрать.
Прочитайте пословицы. Объясните, как вы их понимаете?
«Смелость города берет».
«Не всяк умен, кто с головою».
• Творческая работа
– Надо ли читать сказки? Для чего?(Как говориться в пословице, в сказке есть урок для нас читателей.)
– Можно ли сочинять сказки?
– О чем сочинили бы сказку вы?
– Какие бы положительные черты характера раскрыли бы в своей сказке?
– Попробуем сочинить богатырскую сказку.
(У детей незаконченный текс сказки и опорные слова.Нужно вставить пропущенные слова, прочитать сказку.)


Сказка о славном богатыре
Добрыне Никитиче

Налетело горе ……………………………………… .
Пришла пора собираться ………………… Добрыне Никитичу.
Долго ли ……………… ехал богатырь.
На пути ему встретился камень.
«Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – ничего не потеряешь, но ничего
и не приобретешь, прямо пойдешь– смерть
найдешь».
Выбрал богатырь дорогу ……………………… .
Вокруг леса ………………. , звери …………………….. .
Выехал в чисто поле, прямо к логову ………… .
Вызвал злодея на битву кровавую. Ударил
своей булавою и одним ударом снёс змею
все двенадцать голов.
И отправился Добрыня Никитич дальше освобождать ……………….. землю Русскую.


от нечистой силы

коротко ли

дремучие

рыскучие

черной тучею

прямоезжую

Змея Горыныча

в путь – дороженьку



V. Итог урока.
– Чему учат сказки? (Доброте, отзывчивости, учат помогать младшим и старикам, учат приходить на помощь в трудную минуту.)
– Кто в наши дни мог бы сказать такие слова «Есть еще на Руси, кому постоять за землю Русскую»? (Защитники Отечества.)
– Вы можете стать защитниками своей земли, родины?
VI.Домашнее задание: (Слайд 6 «Домашнее задание»)
Подготовиться по одному из направлений:
• Пересказ от имени главного героя.
• Музей пластилиновых фигур.
• Составление пожеланий Никите Кожемяке.
– И в заключение нашего урока послушаем отрывок из стихотворения
Ю. Энтина «В мире сказок».
Заранее подготовленный ученик читает стихотворен


Авторские права: Фаттахова Светлана Викторовна учитель гимназии №2 г.Октябрьского Республики Башкортостан


Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока литературного чтения 3 класс Тема:"Русская народная сказка Никита Кожемяка":
  • 85
 (голосов: 1)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Сценарий игры "Звёздный час": "Кто хочет стать богатырем"
  • Конспект открытого урока по литературному чтению:"Волшебные сказки. Хаврош ...
  • Конспект уроков, Мир сказок, литература 1 класс
  • Внеклассное мероприятие "Богатырь всея Руси"
  • Конспект урока "Любимые сказки.", 1 класс
  • Конспект урока литературного чтения:"Русская народная сказка «Снегурочка»
  • Конспект урока литературного чтения:"Добрыня Никитич"
  • Конспект открытого урока литературного чтения .Тема: Илья Муромец – любимый ...
  • Литературное чтение, 1 класс. В. Сутеев "Под грибом""
  • Конспект урока по чтению на тему: А.К.Толстой «Кикимора».4 класс.


  • 19402
    Конспект прислал: fattahova.svetlana 20 декабря 2011 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата