Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 3 класс » Конспект урока литературного чтения:"Добрыня Никитич" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока литературного чтения:"Добрыня Никитич" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Конспект урока
по литературному чтению «Добрыня Никитич (былина)» 3-й класс Тема. «Добрыня Никитич» (былина). Цели. Сформировать у учащихся понятие о былине – виде устного народного творчества, создать у детей целостный образ героя; развивать речь учащихся; работать над выразительностью и техникой чтения; воспитывать устойчивый интерес к чтению произведений устного народного творчества. Оборудование. Учебник «Родная речь» (кн. 2, ч. 1) (сост. М.В. Голованова и др.); репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»; толковый словарь; рисунок гуслей; магнитофон; аудиозапись «Ростовские звоны». ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Введение в тему урока Учитель. Ребята, на протяжении нескольких уроков мы гостили в царстве сказок. Сказка – это вид устного народного творчества. Какие еще виды устного народного творчества вам известны? Дети. Пословицы, поговорки, потешки, небылицы. – Скороговорки, докучные сказки. У. Сейчас я прочитаю вам отрывок из произведения, которое тоже относится к устному народному творчеству. Послушайте его внимательно. Учитель читает отрывок из книги «Русская старина», с. 58: «Как во стольном граде Киеве собрались три богатыря святорусских, три брата названых: старый казак Илья Муромец да молодые Михайло Потык с Добрыней Никитичем. И сказал Илья таковы слова: – Хватит нам, русским богатырям, по домам сидеть, словно тараканам запечным! Пора нести службу богатырскую – ехать по дальним землям-краям, глядеть, не собирается ли походом недруг на землю Русскую, показывать нашу удаль да силу молодецкую. Поезжай-ка ты, Добрынюшка, за синь-море соленое, а я, старик, поеду во чисто поле, в дальнее раздолюшко...» – Известен ли вам вид этого произведения? Д. Немножко похоже на сказку. – Нет, это не сказка. Это произведение читается плавно, нараспев. Сказки так не читают. У. Ребята, сегодня мы познакомимся с новым видом устного народного творчества – былиной. III. Рассказ учителя о былине У. Быль, былина, бывальщина... Как вы понимаете значение этого слова? Дети отвечают. – Прочитайте, как Владимир Иванович Даль поясняет значение этого слова. На доске: Былина – рассказ о том, что было, что случилось, рассказ невымышленный и правдивый. – Жили когда-то на Руси Великой люди – песенники-сказители. Они сочиняли и пели-рассказывали былины – разные истории про богатырей русских, про битвы с лютыми врагами, про царства-государства чужеземные, про великого князя Киевского Владимира Красно Солнышко и княжну Апраксию, их дружинушку могучую, про чудеса невиданные: Змеище Горынище, морского царя Водяника. И сложено было этих былин и ходило их по Руси великое множество. Есть былины веселые и грустные – о царях и простых людях, о мужестве, трусости и глупости. Долгие годы, целые века передавались былины от человека к человеку, от одного к другому. И часто первые сведения о земле, на которой живут, дети получали из уст певцов-сказителей. IV. Первичное восприятие текста У. Сейчас я прочитаю былину «Добрыня Никитич». Вам встретится выражение «гусли яровчатые». Учитель показывает иллюстрацию с изображением гуслей и читает сноску внизу страницы. – Представьте себе седовласого старца, который сидит в окружении внимательно слушающих его людей. Его пальцы слегка касаются струн гуслей, лежащих у него на коленях. Льется неторопливая спокойная мелодия. Певец-сказитель начинает былину про Древнюю Русь, про времена стародавние. Учитель читает текст под негромкое звучание «Ростовских звонов». – Что показалось вам необычным? Д. Распевное чтение произведения. – Много слов, значение которых непонятно. У. Как звали народного героя? Д. Добрыня Никитич. V. Беседа по изобразительному искусству У. Многие русские художники обращались в своем творчестве к изображению былинных героев. Посмотрите внимательно на репродукцию картины. Знакома ли она вам? Д. Я видел эту картину в кабинете изобразительного искусства. – А я видела в книге, в которой рассказывалось о художнике Васнецове. У. Да, ребята, это картина «Богатыри» Виктора Васнецова. Она создавалась художником с 1881 по 1898 год. Кто на ней изображен? Д. Я вижу на картине богатырей. – Это всадники, они вышли в дозор. У. Изображенные на богатырском выезде всадники, по словам художника, «примечают в поле – нет ли где ворога, не обижают ли где кого?». В центре группы – Илья Муромец, слева от Ильи, княжеский дружинник Добрыня Никитич, справа – Алеша Попович, он весь порыв и смелость. Давайте остановим свой взор на образе Добрыни Никитича, ведь он главный герой урока. Опишите его внешность. Д. Добрыня Никитич одет в богатырские доспехи. – В правой руке держит меч, он готов к бою. – У Добрыни мужественное лицо, большая борода, широкие плечи. – Конь под ним богатырский. У. Да, ребята, вы правы: художник изобразил Добрыню Никитича мужественным, отважным воином, готовым сию минуту вступить в бой с врагами земли Русской... VI. Работа с текстом У. Прочитайте последний абзац былины. Дети читают текст. – Каким был Добрыня Никитич? Какой образ вам представился? Д. Добрыня был широк в плечах, брови у него черные, глаза зоркие. – Волосы у Добрынюшки кудрявые, лицо румяное. – Он очень сильный и ловкий. – Добрыня был защитником Родины, как и другие богатыри. У. Прочитайте весь текст про себя. Подчеркните слова, значения которых вы не знаете. Дети выполняют задание. VII. Словарная работа Учитель вместе с детьми разбирает значения слов, записанных на доске. На доске: • Преставился – умер. • Бывальщина – то, что было на самом деле. • Муж честной – надежный, правдивый, кому можно во всем доверять (В.И. Даль). • Грамота в науку пошла – научился грамоте, стал много знать. • Писать орлиным пером – пером орла. • Единый сын – единственный. • Складывать песни – сочинять песни. • Овдовела – осталась одна, без мужа. У. Найдите и прочитайте слова, в которых описано отношение Добрыни к учебе, к любви, к матери. Дети выполняют задание. VIII. Наблюдение за языком былины У. Былина – русская народная эпическая песня, сказание о богатырях. Былина – произведение устного народного творчества. Давайте понаблюдаем за ее языком. Какие выражения делают язык былины изобразительно-выразительным? Д. Гусли звонкие, яровчатые; море синее; добрые люди. У. На какие повторы слов вы обратили внимание? Д. Рос-подрастал, скорым- скоро, жил-поживал. У. В каких произведениях устного народного творчества вы уже встречали такие слова и выражения? Д. Некоторые из этих слов нам встречались в сказках. IХ. Итог урока У. Что нового вы узнали на уроке? Д. Мы познакомились с новым видом устного народного творчества – былиной. – Узнали о русских богатырях. У. Каким был Добрыня Никитич? Д. Добрыня Никитич был смелым, мужественным воином. – У богатыря широкие плечи, огромная борода, доброе сердце. У. Чему нас учит былина? Д. Былина учит нас быть добрыми, любить свою Родину. – Защищать Родину от врагов в трудное время. Х. Домашнее задание Подготовиться к выразительному чтению былины. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока литературного чтения:"Добрыня Никитич": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
4965 |
Конспект прислал: май77 26 июня 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||