Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, музыка, 3 класс » Конспект урока музыки. "Регистровое и тембровое развитие музыки" 3 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока музыки. "Регистровое и тембровое развитие музыки" 3 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема: Регистровое и тембровое развитие музыки
Класс: третий Цель урока: формирование представлений о регистровом и тембровом развитии музыки. Задачи урока: создать условия для изучения и первичного закрепления понятий о тембрах голосов, тембрах и регистрах инструментов; формирование умений осуществлять развитие музыки с помощью различных тембров инструментов; организовать деятельность учащихся по формированию умений следить за регистровым и тембровым развитием музыки и отображать его с помощью пластического и словесного моделирования; создать условия для воспитания чувства доброжелательности, дружелюбия, добиваться эмоциональной отзывчивости. Оборудование урока: - фортепиано; - набор музыкальных инструментов; - мультимедийная установка; - компьютер для просмотра презентации, слушания музыки Наглядные пособия: - карточки с изображениями музыкальных инструментов; - презентация Используемый музыкальный репертуар: 1. Э. Григ «Свадебный день в Трольхаугене» 2. Э. Григ «В пещере горного короля» 3. П. Ермолаев «Лесной хоровод» 4. б. н. п. «Перапелачка» 5. ВИА «Песняры» «Перапелачка» ХОД УРОКА І. Организационно-мотивационный. Целеполагание. Вход детей в зал под музыку Э. Грига «Свадебный день в Трольхаугене» Музыкальное приветствие «Здравствуйте» Самопредставление педагога ученикам Учитель: Ребята, вы вошли в класс под музыку известного вам композитора Эдварда Грига «Свадебный день в Трольхаугене». А скажите, заметили ли вы, как звучала музыка: изменялась ли динамика звучания? Звучавшие инструменты по тембру, окраске звука были разные? Я хочу предложить вам небольшую игру. По правилам этой игры вам необходимо закрыть глаза и не подглядывать. Я подойду к кому-нибудь из вас, положу руку ему на плечо. После этого тот ученик, к которому я подошла, должен будет сказать волшебное слово «Музыка». Ваша задача – не открывая глаз сказать, кто из ваших одноклассников сказал волшебное слово. Игра «Угадай, кто говорит» Учитель: Молодцы, правильно ответили. А как вы узнали голоса своих друзей? Ведь глаза у вас были закрыты? (ответы детей) Да, ребята, ваши голоса отличаются друг от друга своим тембром. Точно так и в музыке: каждый музыкальный инструмент имеет свой неповторимый тембр. И когда в музыкальном произведении одну и туже музыку, для того, чтобы она звучала красивее, исполняют разные по тембру музыкальные инструменты, то мы говорим о каком развитии музыки? Может, кто-то из вас уже догадался? (предполагаемый ответ: о тембровом). Правильно, о тембровом развитии музыки. Учитель: Вот вы и назвали тему нашего сегодняшнего урока. Сегодня мы будем знакомиться с тембровым и регистровым развитием музыки. І І. Основная часть. Учитель: А в каком знакомом вам музыкальном произведении благодаря разным по окраске звука, по тембру музыкальным инструментам мы понимали суть произведения? Введение в первый модуль. Ученики: «В пещере горного короля» Учитель: Правильно, это отрывок из оперы «Пер Гюнт» Э. Грига «В пещере горного короля». Давайте еще раз прослушаем это произведение и вы ответите мне, какие еще виды музыкального развития, уже известные вам, присутствуют в данном музыкальном произведении. Решение задач первого модуля. а)ознакомление с произведением Слушание произведения б)анализ Дети: Изменяется динамика, скорость звучания музыки. Завершение первого модуля. Учитель: Давайте вспомним, что такое темп? Динамика? И еще раз скажем, что такое тембр? Выберите нужный вариант ответа. ТЕМБР сила звука; ТЕМП окраска звука; ДИНАМИКА скорость звучания. Введение во второй модуль. Учитель: Правильно. А теперь давайте повторим песню «Почему медведь зимой спит», хорошо известную вам. И при исполнении не забудьте с помощью тембров своих голосов показать характер героев этой песни. Как мы будем исполнять те строчки песни, в которых рассказывается о том, что происходит с медведем? Ученик: Низким голосом. Учитель: Хорошо. И не забывайте об остановке, о паузе, которая подводит нас к какому-либо неожиданному исходу событий. Художественное исполнение песни «Почему медведь зимой спит» Учитель: Молодцы, ребята. А теперь скажите мне, какими бывают звуки по высоте исполнения? (демонстрация на фортепиано) Ученик: Высокие, низкие и средние. Учитель: Правильно. Еще можно сказать, что музыка звучит в высоком, среднем или низком регистре (демонстрация на фортепиано). А можно ли показать, в каком регистре звучит музыка с помощью движений? Ученик: Да, можно. Учитель: Правильно. Давайте попробуем сделать это вместе. Я попрошу вас встать из-за парт. Слушаем музыку и, когда услышим высокие звуки, мы тянем руки вверх (показ учителем), когда низкие – приседаем (показ учителем). Если же звучат звуки средней высоты, то мы будем хлопать в ладоши (показ учителем). Запомнили? Физкультминутка Г. Вагнер «Подставная невеста» Введение в третий модуль Учитель: Мы сейчас с вами очень хорошо повеселились и, вместе с тем, выяснили, что все звуки музыки расположены по разным регистрам: высокие звуки – высокий регистр, средние звуки – средний регистр, а низкие звуки – низкий регистр (слова сопровождаются показом звуковысотности). А теперь я предлагаю вам познакомиться с произведением, в котором развитие музыки происходит с помощью изменения регистра. Вашему вниманию я хочу представить песню о веселой лесной компании, которая решила повеселиться на лесной полянке - «Лесной хоровод». Обратите внимание, что в тексте этой песни есть слово «френчиках». Понятно ли вам, что означает это слово? (ответы детей. При необходимости учитель объясняет значение этого слова). Сейчас я спою вам эту песню, вы же внимательно слушайте и следите за текстом, который находится у каждого из вас или же смотрите на экран, где тоже можно прочитать слова песни.. Решение задач третьего модуля. а) ознакомление с произведением Художественное исполнение песни учителем б) анализ произведения Учитель: Понравилась ли вам песня? Какое настроение вызывает эта песня? Скажите, пожалуйста, одинаковы ли голоса героев этой песни? Ученик: Не одинаковы. Каждый герой имеет свой тембр голоса. Учитель: Правильно. Но помимо тембра, для передачи характера героев песни композитор использовал звуки разных регистров. А скажите мне, звуки каких регистров звучат в этой песне? Ученик: Высокого регистра (показ учеником) для стрекозы, звуки среднего регистра (показ учеником) – для кузнечика и звуки нижнего регистра (показ учеником) – для муравьишки. Учитель: Молодцы! А теперь попробуйте исполнить вместе со мной так, чтобы мы услышали, где какой герой поет песню. А особенно нужно быть внимательными при исполнении последнего припева. В каком регистре мы будем исполнять первую строчку, песню кузнечика? Ученик: В среднем. Учитель: Правильно. А как мы исполним песенку стрекозы? Ученик: Высоким голосом. Учитель: И песню муравьишки каким голосом мы исполним? Ученик: Низким голосом, грубо. б) разучивание песни, подпевание вместе с учителем Передача детьми характера персонажей Завершение третьего модуля. Учитель: Молодцы, ребята. Очень хорошо получилось у вас передать характер всех героев песенки: и кузнечика, и стрекозы, и муравьишки. Еще раз вспомним: какое развитие музыки в этой песне: тембровое или регистровое? Дети: Регистровое. Введение в четвертый модуль Учитель: Очень хорошо. Вы знаете, композиторы применяют принцип тембрового и регистрового развития даже в давно известных произведениях. Известный белорусский ансамбль «Песняры» исполняет вариации на тему белорусской народной песни «Перапёлачка». Вариации - это музыкальное произведение, в которой главная тема звучит с некоторыми изменениями. Вариации отличаются свободным построением и различными видами музыкального развития. Давайте, прежде чем прослушать вариации, вспомним мелодию песни «Перапёлачка». Исполнение песни «Перапёлачка» (1 куплет) Решение задач четвертого модуля а) ознакомление Слушание отрывка из произведения ансамбля «Песняры» «Перапелачка» б) анализ - Мелодия в вариации все время меняет тембровую окраску. Тембры каких музыкальных инструментов вы узнали? Ученик (предполагаемые ответы): Дудочка, цимбалы, скрипка. Учитель: Да, ребята, это скрипка, гусли, жалейка, рожок (слова сопровождаются показом на слайде). А теперь еще одно задание: у вас на столах находятся карточки с изображением музыкальных инструментов, которые присутствуют в произведении «Перапёлачка». Мы еще раз прослушаем произведение, однако так, как будто вы сами исполняете это произведение в оркестре, а я буду дирижером, который управляет этим оркестром. Как только я указываю какому-либо инструменту или группе инструментов «играть», вы встаете со своих мест и поднимаете вверх карточки с музыкальными инструментами. Будьте внимательны. в) целостное восприятие Повторное слушание с использование карточек с изображением музыкальных инструментов Завершение четвертого модуля Введение в пятый модуль (при наличии свободного времени) Учитель: Очень хорошо. Я вижу, что вы подружились с тембром и умеете хорошо играть в оркестре. Теперь у меня для вас необычное задание. Вам нужно очень внимательно послушать стихотворение на белорусском языке. Решение задач пятого модуля. а) ознакомление Напрадвесні, у цішы Зазванілі ледзяшы. - Дзінь-дзінь, - Звініць адзін. - Згі-згі, - Пяе другі. І долу – бразь, І тут жа – хрась! Не стала звонкіх Ледзяшоў За імі ж Дзень вясны Прыйшоў. (Е. Лось) Учитель: А теперь, когда вы внимательно прослушали, побудьте сами композиторами и сыграйте музыку капели на подходящих для этого музыкальных инструментах (возможный вариант: треугольник, металлофон, бубен, трещотка). б) разучивание в) художественное исполнение Подбор музыкальных инструментов; демонстрация Завершение пятого модуля. Введение в шестой модуль Учитель: Прекрасно у вас получилось. Даже запахло весной. Вы чувствуете? (несколько дыхательных упражнений: носом – вдох, ртом – выдох). А теперь, для того, чтобы поднять настроение друг другу и помечтать о теплом солнечном лете давайте споем песню «Лесной хоровод» еще раз. Не забывайте о том, что каждый герой песни имеет свой голос и свой характер. Исполнение песни Завершение шестого модуля а) подведение итогов Учитель: Подошел к завершению наш урок. - О чем мы говорили сегодня на уроке? - Скажите, что нового сегодня вы узнали? - Какие виды развития музыки использует композитор для передачи характера персонажей? Ответы детей Учитель: Правильно, ребята. Для того чтобы произведение стало более ярким, насыщенным и выразительным, композитор, помимо темпового, динамического и мелодического развития использует при создании своих произведений тембровое и регистровое развитие музыки. Рефлексия Учитель: А теперь я предлагаю вам самостоятельно оценить свою работу на уроке. Вы видите, на этих столах лежат музыкальные инструменты, различные по тембру и регистру: барабан – низкий регистр, колокольчик – высокий регистр и трещотка – шумовой инструмент, не имеющий определенного регистра. Кому понравилось на уроке, кто получил удовольствие от сегодняшнего урока, подойдите к треугольнику. Кто решил, что не вынесет из сегодняшнего урока ничего для себя нового, пусть подойдет к столу, на котором лежит барабан. А если вдруг есть те, кто не определился, понравилось ему или нет, подойдите к трещотке, которая также не имеет определенного тембра. Выставление оценок Учитель: Вы знаете, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали на уроке и, на мой взгляд, правильно оценили свою работу на уроке. А оценки сегодня у нас будут тоже необычные, а «музыкальные». Оценку высокого регистра – «10» - получают (определяет детей, которые за работу на уроке получают оценку «10»), оценку среднего регистра – «9» - получают (определяет детей, которые за работу на уроке получают оценку «9») и оценку низкого регистра – «8» - получают (определяет детей, которые за работу на уроке получают оценку «8»). І І І. Организационный момент. Попевка «До свидания» Выход из зала под музыку «Свадебный день в Трольхаугене» (музыка Э. Грига) Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока музыки. "Регистровое и тембровое развитие музыки" 3 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
10952 |
Конспект прислал: VS010278 12 января 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||