Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 3 класс » Конспект урока Словообразование. Сложные слова |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока Словообразование. Сложные слова |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Урок русского языка (3 класс, система Л.В.Занкова, учебник по русскому языку автора Н.В. Нечаевой). Учитель Плотникова Наталия
Тема: Словообразование. Сложные слова. Цели: создать условия для исследовательской работы по изучению способа образования сложных слов. Задачи: 1. Повторить значимые части слова. 2. Ввести понятие «сложные слова». 3. Способствовать применению нового способа образования слов. 1. Актуализация знаний. Учитель: Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда прочитайте запись на доске: Жило-было слово ход В слове выход, в слове вход. В слове ходики стучало И в походе вдаль шагало. Учитель: Какие задания можете предложить? Дети: - Можно озаглавить текст! - Прочитать выразительно! - Найти и выписать родственные слова! - Списать текст и разобрать по составу родственные слова! (Учитель все «предложения» учащихся фиксирует на доске.) Учитель: - Молодцы! Кто помнит над какой темой мы работали на предыдущем уроке? Дети: - Однокоренные слова. Учитель: - Тогда какое задание точнее подходит к этой теме? - Выпишите однокоренные слова и разберите их по составу. (Работа выполняется в тетрадях и одновременно на доске). Проводится проверка. Учащиеся выделяют корень в словах: Ход, выход, вход, ходики, в походе Учитель: - Докажите, что эти слова однокоренные. - Как образовались слова? Дети: - Первый способ – с помощью приставки. - А еще с помощью суффикса. Учитель: А еще как могут образовываться новые слова? Дети: С помощью приставки и суффикса. Учитель: А вы умеете? Уч-ся: Да! Учитель: Тогда образуйте слова с корнем – ход- с помощью приставки и суффикса. Проверка: походный, входной, переходный. 2. Физминутка. Учитель: Встаньте. Давайте, ребята, «прошагаем» порядок разбора слова по составу. Уч-ся: 1. Выделить в слове окончание…(Делают шаг вперед, а учитель с помощью карточек фиксирует ответы на доске.) 2.Выделить основу слова. (Еще шаг..) 3.Выделить корень слова. Для этого подобрать однокоренные слова. (Еще шаг…) 4. Выделить приставку. ( Делают еще шаг…) 5. Выделить суффикс. (Делают еще шаг…) Учитель: Сколько шагов сделали? (5) А можете четыре сделать? (Да) А почему? (В слове может быть окончание, основа, корень, приставка или суффикс.) А три «шага» может быть? ( Да, когда в слове есть только окончание, основа и корень.) А теперь найдите в классе предметы, части которых могут напоминать схемы частей слова. Уч-ся: Окно-окончание… Угол доски - суффикс… и т.д. и т.п. 3. Целеполагание. Изучение нового. Учитель: Как вы думаете, а есть другие способы образования слов? А вы хотите узнать? А зачем вам это надо знать? Тогда предлагаю вам выполнить задание в группах. Кто напомнит правила работы в группе? (Дети напоминают правила работы в группе). На столах лежат листы со схемами слов, в конверте на карточках написаны слова: I вариант - ПОГРУЗКА II вариант – КАШЕВАР МОРЯКИ ПОЕЗДКА ПОДРУГА ДЕДУШКА ПАРОХОД КОСА ДОРОГА ПОВАРА Миша: Я догадался, что надо сделать! Надо к схемам подобрать слова. Учитель: Вопросы есть? Тогда приступайте! (В ходе выполнения задания, одно слово не подходит ни к одной схеме: ПАРОХОД и КАШЕВАР). Проверка. Работы групп вывешиваются на доске, ученики доказывают, почему слова подходят к схемам. Ученики: А у нас одно слово никуда не попало. Ученики: И у нас тоже… Учитель: Как вы думаете, как образовались эти слова? Света: Пароход от слов ПАР и ХОДИТ. Лена: Слово кашевар от слов КАШУ и ВАРИТ. Учитель: А как называются такие слова? Попробуйте придумать сами им название. (Дается 1-2 минуты. Затем выслушиваются варианты ответов ребят). Уч-ся: сложные, сложнейшие, двукоренные, составные или составленные. Учитель: А как нам проверить, верны ли наши догадки? Уч-ся: Можно посмотреть в книге! Учитель: Откройте учебник на с.3.Так как называются такие слова? Как они образовались? (….) Кто может сформулировать тему нашего урока? Скажите одним словом - образование слова… Дети: Словообразование. Учитель: Что нового узнали? Уч-ся: Что есть сложные слова… Учитель: Молодцы! Отдохнем. Встали. Потянулись. Изобразите окончание, основу, приставку, корень, суффикс. Сможете изобразить сложное слово? (Дети изображают). Учитель: - Молодцы! 4. Закрепление изученного. Учитель: А сами вы сможете справиться с образованием таких слов? Тогда выберите задание, которое вам больше понравится. С обратной стороны доски два варианта заданий: I вариант – списать слова, вставить буквы. -Прочитайте слова. Что скажете? ( Написаны сложные слова). -Какие буквы могут быть соединительными? ( О/Е) -Используйте в работе схему – помощник. ДРОВ…СЕК, ЛЕД…РЕЗ, ТРУБ…ЧИСТ, СЕН…ВАЛ, ПОЛ…ТЕР, ЗЕМЛ…КОП, ЧЕРН…ЗЕМ II вариант : Составить сложные слова и записать их в тетрадь. СТАЛЬ ВАРИТ, ПЧЕЛ РАЗВОДИТ, ПЫЛЬ СОСЕТ, САМ КАТИТСЯ, ЛЕД КОЛЕТ, ПТИЦ ЛОВИТ После выполнения задания проводится проверка. 5. Рефлексия. Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. В чем испытали трудность? Что понравилось? Какое открытие сделали? Как думаете, а есть еще другие способы образования слов? Хотите о них узнать? Сделаем открытия на следующем уроке. Домашнее задание на выбор: 1) №139 2) Придумать 5-7 сложных слов, основа одного их них ЛЕС. Авторские права: Самарцева Ирина Юрьевна, http://festival.1september.ru/articles/415621/ Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока Словообразование. Сложные слова: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
15351 |
Конспект прислал: v407 13 ноября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||