Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 3 класс » Конспект урока русского языка : "Падежные окончания существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока русского языка : "Падежные окончания существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема: «Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения».
Задачи урока: отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных, орфографический тренинг; развитие ключевых компетенций у учащихся. Слайды 1-2. Ход урока. I. Организация. Игровое приветствие “Здравствуйте!” Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: • желаю (соприкасаются большими пальцами); • успеха (указательными); • большого (средними); • во всём (безымянными); • и везде (мизинцами); • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) Прозвенел звонок – Начинается урок! II. Повторение пройденного. - Выполним задания по рядам. (Слайд 3) 1 ряд. Объясни выбор букв ы/и после звука [ц] в словах каждого столбика: Ц…ркач зайц… милиц…я Ц…фровой птиц… станц…я Ц…тата огурц… традиц…я 2 ряд. Поставьте существительные помидоры, яблоки, носки, килограммы в форму родительного падежа множественного числа. 3 ряд. Назови слова, в которых пропущена буква е, объясни свой выбор. Кирпич…м, туч…й, крыш…й, лапш…й, кольц…м, певиц…й. - Поднимите глазки вверх, опустите вниз, посмотрите влево, посмотрите вправо, посмотрите назад. А теперь посмотрите на меня. III. Интеллектуальная разминка. - Отвечаем очень быстро! 1. К I склонению относятся существительные … 2. Значение слова «помидор» … (золотое яблоко – см. стр.78 учебника) 3. Вопросы родительного падежа … 4. Предлоги к, по относятся … 5. Что значит поставить существительное в начальную форму? 6. О ком? о чём? – это вопросы … 7. У существительных какого склонения не бывает падежного окончания –е? 8. Назовите опорные слова I склонения. 9. Вопросы творительного падежа … 10. Чему равна сумма склонений существительных зима и лето? 11. В каком склонении не бывает падежного окончания –и? 12. Чтобы выделить окончание, нужно … 13. Назовите весенние месяцы … Что общего в этих словах? 14. В каком из этих слов все согласные твёрдые? IV. Чистописание. - Прописываем буквы л, м , отрабатывая: 1) соединительный штрих; 2)начало буквы; 3) «уголок» буквы. л м л м л м л м л м л м ел ем ал ам лл мм март апрель май - Какой праздник отмечает наша страна в мае? - Сколько лет прошло со дня победы? (Несколько слов об этом светлом празднике.) V . Постановка проблемы. - Настя сделала ко Дню Победы открытку и стала её подписывать (слайд 4). Что-то она знала как правильно написать ,а в чем-то сомневалась. Дорогому дедушк… Ван… От любимой внучк… Наст… . - Какие орфограммы Настя написала правильно? - Какие орфограммы она пропустила? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. VI. Сообщение темы. - Сегодня на уроке будем отрабатывать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений. VII. Релаксация (физминутка). - Для начала настроимся на серьёзную и важную работу. - Встаньте. - Наши воины одержали победу над врагом ещё и потому, что всегда неукоснительно, без пререканий выполняли приказы своих командиров. - Не обращая внимания на мои движения, выполняем приказы: 1. – Руки на пояс! (Я опускаю руки вниз.) 2. – Наклоны вправо! (Хлопаю справа.) - Наклоны влево! (Хлопаю слева.) 3.- Круговые вращения головой! (Вращаю кистями рук.) 4.- Приседаем! (Делаю рывки руками.) 5. – Ровно встали, правильно сели. VIII. Работа по теме. 1. Групповое задание (сильным, 3-4 человека): - У нас в классе есть знатоки русского языка, которые составят порядок определения окончания е/и у имён существительных единственного числа. Алгоритм предлагаю на карточках, которые после коллективного обсуждения ребята в нужном порядке прикрепляют на магнитную доску и готовят устное выступление с примерами: Определи, подчиняется ли слово общему правилу Если нет Если да слова на – -ий, -ие: в предложном падеже – -и Вспомни опорные слова 1-е склонение (весна, земля) в родительном падеже – -и слова на – -ия: в родительном падеже – -и в дательном падеже – -и в предложном падеже – -и 3-е склонение (рожь): в родительном падеже – -и в дательном падеже – -и в предложном падеже – -и Примеры: без щедрост…, на вертолёт…, к Австрали…, из матрёшк… . 2. Работа в парах. - Посмотрите на экран. Что изобразила Настя? (Слайд5) - А кто из вас принял участие в конкурсе рисунка «65-летие Победы»? Задание: найдите на рисунке как можно больше имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения. Запишите их в три столбика. - Проверим. А я нашла вот такие слова (Слайд 6): 1склонение 2 склонение 3 склонение награда орден медаль звезда парад высь победа календарь сирень ласточка внук ветвь Обобщение: как же определить 1 (2, 3) склонение существительных? 3. Определение падежа. Задание-эстафета. Игра «Собери падеж». - Встаньте в колонки друг за другом между партами и, выходя по очереди к доске, прикрепите карточку к нужному падежу. Родительный: Дательный: Предложный: из кружки по котлете на травке без ручки к девочке о лекарстве с ёлки по обочине в задаче для жизни к кошке на опушке около беседки к печке о сигнале от нитки по области в тетради - Проверим: 4. Заслушивание знатоков русского языка: - - Как выбрать -е, -и в окончаниях имён существительных? - Что нас выручит, если мы забудем падежное окончание? (Слова с ударным окончанием.) - Напомните эти слова-помощники.(Конь, огонь, земля, вода меня выручат всегда в степи.) -- С помощью слов-помощников объясните выбор окончания в словах-примерах. IX. Закрепление. 1. Выполняем упражнение №4 на странице 93. Пользуемся при затруднении таблицей на странице 92. 2. Применение алгоритма в практической деятельности. Работа в парах по карточкам-сорбонкам. Образец карточки: Вставить пропущенные буквы, объясняя свой выбор. около стенк… на крыш… из-за пазух… к серединк… о газел… А) Устно: учитель (красная сторона, с объяснением), ученик ( зелёная сторона, с пробелами). Переворачивают карточки – меняется цвет и соответственно роли. Б) Меняемся карточками. Слова с зелёной стороны самостоятельно запишите в тетрадь, указывая склонение, падеж и выделяя окончание. Взаимопроверка. 2. Самостоятельная работа для знатоков русского языка у доски: - Исправьте ошибки в окончаниях имён существительных и дайте объяснение. На доске текст: Многие ребята в нашем класси прочитали книгу о Жени и Тимури. Из энциклопедие мы узнали об автори повесте – Аркадие Петровичи Гайдари. - Работу в парах мы заканчиваем. Обратимся снова к нашим знатокам русского языка. (Проверка исправленных ошибок в тексте на доске.) X. Рефлексия. Услышим скоро мы звонок. Пора заканчивать урок! 1. Тест. – Проверим себя: как усвоили тему. Прочитай внимательно. Если соглашаешься с высказыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус. 1. У имён существительных третьего склонения во всех падежах пишется окончание – -и. 2. У имён существительных третьего склонения окончание -и пишется в родительном, дательном и предложном падежах. 3. У имён существительных второго склонения никогда не пишется окончание -и. 4. В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется буква о. без ударения – е. 5. В окончаниях имён существительных после шипящих и ц всегда пишется буква о. 6. У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -и . 7. У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -е . 8. Словом-подсказкой для имён существительных первого склонения с безударными окончаниями может быть слово весна. 9. У существительных на –ия окончание – -и бывает только в предложном падеже. 10. Вставьте нужные окончания: Дорогому дедушк… Ван … от внучк… Наст… - Проверьте правильность своих ответов (слайд 7). Если есть ошибки, попробуйте дома в рабочей тетради (стр. ) их разобрать. 2. Карточка самоанализа и самооценки (на обратной стороне теста) – слайд 8. Активен ли ты был на уроке? Отметь знаком + или - 1. Интеллектуальная разминка. 2. Склонение существительных (по картинке). 3. Игра «Собери падеж». 4. Работа в паре (по карточкам-сорбонкам). Работа в группе знатоков русского языка. 5. Тест. Какую оценку ты себе поставишь? - Я поставила такие отметки: … . Припишите мою рядом со своей . У кого отметки совпали? XI. Итог урока. – Подвести итог урока помогут наши пальчики. Показываем палец на руке и заканчиваем моё предложение: • БОЛЬШОЙ – для меня было важным и интересным … • УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию … • СРЕДНИЙ - мне было трудно (мне не понравилось) … • БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы … • МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно … Авторские права: Учитель: Очкасова Светлана Ивановна, МОУ сош №3 г. Красный Кут Саратовской области. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока русского языка : "Падежные окончания существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
20455 |
Конспект прислал: ochkasova.svetlana 9 июня 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||