Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, введение в историю, 4 класс » Конспект урока, Введение в историю, "Битва под Москвой" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока, Введение в историю, "Битва под Москвой" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема урока: Битва под Москвой
Целью данного урока знакомство учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, особенно в БИТВЕ ЗА МОСКВУ 1941 г., со значением этой битвы в РЕШАЮЩЕЙ ПОБЕДЕ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. Словарь терминов и понятий урока: Отечественная война, Священная война, эвакуация, добровольцы, гитлеровцы, диверсанты, противотанковые рвы, противотанковые ежи ,бомбоубежище контрнаступление - подготовленное в ходе оборонительных действий ответное наступление на противника. оборудования: • Ксерокопии плакатов военных лет. • «Галерея портретов» (полководцев, солдат, облика Москвы военного времени). • Предметы быта военных лет. • Фрагменты кинофильмов «Битва за Москву» (Ю.Озеров, 1983), Настенная карта «Великая Отечественная война» и т.п. • Выставки литературы по теме. • Песни военных лет, российских композиторов, посвященные событиям Московской битвы. • учебник Н.И. Ворожейкиной, Н.Ф Виноградовой, Д.В. Заяц «Наша Родина и современный мир. Беседы о России»; Ход урока 1.Вводная часть урока проводится в форме беседы с учащимися по следующим вопросам: -Над какой темой начали работать? -Когда началась, когда закончилась ВОВ ? Великая Отечественная война 1941-1945 гг. - 3 года, 10 месяцев, 18 дней; зима 1941-1942 года - битва за Москву. -Почему ее так назвали? 2.Проверка д.задания -Расскажите как начиналась война. -Какие испытания выдержал народ? -Какая песня стала гимном ВОВ? (Священная война Слова В. Лебедева-Кумача Музыка А. Александрова.) Прослушивание песни -Каких героев ВОВ вы знаете? ( И,И, Иванов - летчик истребитель, протаранил своим самолетом вражеский самолет и погиб. Н.. Гастелло _ свой горящий самолет направил на скопление вражеских танков и погиб. ( Белоруссия. Брестская крепость. Защищая ее, большинство солдат погибло. Руководили обороной крепости майор Гаврилов и полковой комиссар Фомин ) 3.Работа над темой Шла война. Войска фашистской Германии продвигались в глубь нашей страны , завоевывая города: Киев, Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Смоленск, крепость Брест. -Как вы думаете, почему Германия продвигались в глубь нашей страны так быстро? 65 лет назад, осенью 1941 г. враг подошел к окраинам Москвы. На защиту родной столицы встала вся страна. Битва за Москву началясь 30 сентября 1941, закончилась20 апреля 1942 года, длилась 203 дня и ночи Как призыв звучали слова из ГИМНА МОСКВЫ: «…И ВРАГУ НИКОГДА НЕ ДОБИТЬСЯ, ЧТОБ СКЛОНИЛАСЬ ТВОЯ ГОЛОВА, ДОРОГАЯ МОЯ СТОЛИЦА, 4.Просмотр фильма Вопросы перед фильмом - Какие новые слова вы услышите? Отечественная война, Священная война, эвакуация, добровольцы, гитлеровцы, диверсанты, противотанковые рвы, противотанковые ежи ,бомбоубежище контрнаступление - Что хотел Гитлер сделать из Москвы? - Кто возглавил оборону Москвы? -Какой был лозунг тех дней? -Сколько времени длилось это сражение? 30 сентября 1941 - 20 апреля 1942 года (203 дня и ночи) -Чем закончилось сражение под Москвой? - Какое значение оно имело? ( развеяла миф о непобедимости фашисткой армии ) Это была первая крупная победа советских войск, которая во многом предопределила дальнейший ход войны. Как вы понимаете выражение «склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть»? Многих героев событий тех трагических лет помнит и чтит наш народ. О сложности военной обстановки того времени, о подвигах некоторых из защитников Москвы различных национальностей вы сможете узнать, поработав с текстами в группах. После прочтения текстов вам необходимо запомнить фамилии героев Великой Отечественной войны и приготовиться кратко пересказать прочитанное всему классу. ( в группе читается текст, 1 ребенок пересказывает) 5.Далее работа проводится в группах по заранее приготовленным карточкам. Карточка № 1. Панфиловцы - воины 316 стрелковой дивизии, героически сражавшиеся под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова в Московской битве. 28 героев-панфиловцев во главе с политруком В.Г. Клочковым 16.11.1941 г. в 4 - часовом бою около станции Дубосеково (восточнее Волоколамска) подбили 18 танков противника: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!» - сказал своим бойцам политрук. И двадцать восемь героев не дрогнули, почти все погибли, но врага не пропустили. Карточка № 2. В ночь на 7 августа 1941 г. летчик Виктор Талалихин нес боевую вахту, охраняя воздушные подступы к Москве. Из-за леса показался фашистский бомбардировщик. Виктор немедленно атаковал врага. Один из моторов вражеского самолета загорелся. Талалихин повторял атаки, но боеприпасы кончились, к тому же его ранило в правую руку. Однако Виктор Талалихин, управляя левой рукой, сумел протаранить самолет врага. Фашистский бомбардировщик со всем своим экипажем рухнул на землю. От страшного удара истребитель Талалихина перевернулся. Военный летчик выбросился с парашютом и благополучно приземлился. Это был первый воздушный таран в небе Москвы. Карточка № 3. К концу сентября 1941 г. центральное место в плане гитлеровского командования отводилось захвату нашей столицы - Москвы. На этом участке фронта к исходу сентября противник сосредоточил более миллиона человек и свыше двух тысяч танков. Для поддержки наступления наземных войск было выделено около 1000 самолетов. Фашисты были настолько уверены в успехе наступления, что заранее разработали план уничтожения Москвы: «Там, где стоит сегодня Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет … столицу русского народа». Карточка № 5. Подумайте, о каком событии рассказывают пословицы? Постарайтесь объяснить их смысл. До Москвы на танках, а от Москвы на санках. Москва - что гранит, никто Москву не победит. 6. одведении итогов работы в группах : разгадать кроссворд: - Название столицы нашей России поможет отгадать вам кроссворд. М 1. О 2. С К 3. В 4. А 1) Фамилия генерал-майора 316-й стрелковой дивизии. 2) Фамилия политрука 28 героев-панфиловцев. 3) Фамилия советского полководца в годы Великой Отечественной войны. 4) Фамилия летчика, совершившего первый воздушный таран в небе Москвы. 7. Инсценировка. Не только на фронте было тяжело, но и в тылу, куда так редко приходили письма с фронта, людям тоже приходилось проявлять героические усилия для обеспечения воевавших всем необходимым. Весточки с фронта в виде треугольников, сложенных из бумаги, с надписанным адресом ждали всегда. Сейчас вы сможете услышать отрывки из письма неизвестного героя - защитника Москвы в тот памятный, незабываемый 1941 г. Много писать было некогда, да и не все можно было сообщать в письмах. (Один или несколько учащихся читают отрывки из писем. Следует заранее приготовить, сложив треугольником, несколько писем.) «Я служу в части …, которая бьет немцев, не имея никаких потерь… Живем в походном порядке, в автомашине» «…Как вы, мои дорогие, поживаете? Тяжелая вам, дети, выпала доля. Но надо терпеть. Живите, родные, в дружбе, … помогайте мамочке, ведь ей так тяжело, тяжелей, чем всем нам…» «…Дорогая Нинуся! Помогай маме, ведь ты самая старшая в семье. Тебе, детка, нелегко, я знаю, но нам на фронте тоже не сладко… Надо победить фашистов, чтобы больше не было таких войн, чтобы дети жили и учились спокойно. И чтобы их не убивали. За это, Нинуся, борется и за это страдает сейчас советский народ. Если временами бывает тебе тяжело, подумай о тех, кто погиб от рук немцев, о тех, кто дерется за вас на фронтах… Кончится война, дорогая дочурка, будем опять вместе». «…Война, Нинуся, кончится нашей победой». «…Мои дорогие детишки! Я и мама потеряли сына, а вы - брата… За эту весну мы потеряли бабушку и Игоря. Две жертвы войны,… хотя они не воевали». Этой семье не довелось больше встретиться. Автор этих писем погиб… - Попробуйте описать свои чувства, которые возникали при чтении этих писем. (Можно опросить большинство учеников класса.) - А как вы можете применить объяснение невозможности возникновения толерантности у наших защитников к врагу? 8. Серпухов в годы ВОВ Какое значение имел г. Серпухов в годы ВОВ? (Город обороняла 49 Армия, которой командовал И.Г. Захаркин, Она вела упорные бои с группировкой противника, который пытался прорваться в Москве с юга. На площади Черышевского воздвигнут памятник 49 Армии. На Красной горе - братское кладбище советским воинам.) -Каких Героев СССР города Серпухова знаете? (Олег Степанов, Александр Орлов, Николай Кузнецов) Кратко об О.Степанове. 9. Вывод. После героической победы в битве под Москвой, советскими войсками были одержаны победы во многих боях и сражениях с фашистскими захватчиками: в боях за Сталинград, в битве на Курской дуге, при снятии блокады Ленинграда и других. Именно мужество и патриотизм советских солдат помог им с победой дойти до Берлина и водрузить ЗНАМЯ ПОБЕДЫ над Рейхстагом. - Как вы можете объяснить смысл слова «патриотизм»? (Любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства._ На доске появляется запись: «И врагу никогда не добиться, Чтоб склонилась твоя голова…» -Как понимаете эти слова? Итак, В июне 2006 г. исполнилось 65 лет со дня начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а осенью, 65 лет назад, началось одно из решающих сражений той войны - Московская битва, в которой враг потерпел первое значительное поражение во Второй мировой войне. 10. Итог. - О каком событии мы сегодня говорили? Когда оно проходило? Чем закончилось? Какое значение оно имело? Кому было интересно на уроке? Что нового узнали о ВОВ ? Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока, Введение в историю, "Битва под Москвой": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
12668 |
Конспект прислал: нина голубева 2 сентября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||