Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ИЗО, 4 класс » Конспект урока ИЗО 4 класс по теме:" Орнаменты народов мира" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока ИЗО 4 класс по теме:" Орнаменты народов мира" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
ИЗО, 4 класс, 4 четверть
Урок 33 ОРНАМЕНТЫ НАРОДОВ МИРА Вид деятельности: аппликация, декоративное творчество. Цели: развивать творческое воображение, изобразительные навыки; эстетическое восприятие произведений народного искус¬ства; воспитывать любовь к истории народов. Оборудование: альбом, краски, кисточка, баночка, салфетка Ход урока 1.Организация класса. 2. Сообщение темы и целей урока. - Проверим готовность к уроку: альбом, краски, кисточка, баночка, салфетка - Тема нашего урока ОРНАМЕНТЫ НАРОДОВ МИРА -Сегодня на уроке будем развивать творческое воображение, изобразительные навыки; эстетическое восприятие произведений народного искус¬ства; воспитывать любовь к истории народов. II. Беседа по теме урока. Слово “Орнамент” в переводе с латинского языка означает украшение. Орнаментом называют украшение, построенное на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре, книжной графике. Исполняется орнамент средствами рисунка, живописи, скульптуры в зависимости от материала - на бумаге, ткани, дереве, металле. Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Люди заметили, что при повторных и последовательных движениях в трудовой деятельности сил и энергии затрачивается меньше, чем при беспорядочных. Отсюда появилось понятие о пользе в работе упорядочивающего начала, которое впоследствии было названо ритмичным движением или ритмом. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах. Любуясь природой, человек давно заметил в ней бесконечное множество интересных, причудливых форм и цветовых оттенков, например: узоры на крыльях бабочек, птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев различных растений и деревьев. Природа для человека стала источником создания оригинальных орнаментальных композиций. Ряд элементов орнамента имеет символическое значение. В музеях и в наших квартирах встречаются вещи, украшенные орнаментальными мотивами, смысл которых нам непонятен. Это язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала. Что такое “символ”? Для примера возьмем самое простое: снежинка в узоре символизирует зиму, цветок – весну, ягода – лето. Самый распространенный орнаментальный мотив, украшающий вазы, оружие, ковры, архитектурные сооружения, назван “древнегреческим меандром”. Древний мастер условным изобразительным языком запечатлел в ритмическом повторе западню, в которую первобытный человек загонял зверя, чтобы удобней было с ним справиться. В растительном орнаменте этот мотив – “бесконечник”. Он используется в ковровых изделиях, вышивке, резьбе по дереву, декоративной росписи. А чуть вытянутый элемент бесконечника, образуя волнистую линию, уже символизирует изобилие. Волнистая орнаментальная линия, венчающая керамическое изделие, читается как доброе пожелание: “чтобы посуда всегда была наполнена до краев”. Ромб или квадрат, поделенные на 4 части вертикальной и горизонтальной линией с точками посередине, воспринимается как поле, засеянное зерном – символ плодородия, развернутая на плоскости спираль - зарождение новой жизни и вечное движение. 4. Каллиграфический орнамент - состоит из отдельных букв или элементов текста, выразительных по конфигурации и ритму. 5. Геральдический орнамент – в основу положено изображение гербов, орденов, медалей, значков и эмблем. В орнаментальных композициях иногда изображение имеет символическое значение. Например, пчела символизирует трудолюбие, подкова – счастье, якорь – надежду, зеркало – правду, лира – музыку, лев – могущество, меч – правосудие, крылья – движение и т.д. Орнамент имеет три разновидности: 1. Ленточный орнамент – выполняется в полосе. (Фризы, бордюры, окаймление, орнаментальные ленты и т.д.). 2. Композиционно-замкнутый орнамент – выполняется в круге, квадрате, ромбе, треугольнике. (По принципам замкнутого орнамента строятся композиции с символическими изображениями, эмблемы, гербы и т.д.). 3. Сетчатый орнамент – заполняет поверхность сплошным узором. Композиция его строится при помощи сетки, состоящей из системы разнообразных узлов. (Скатерти, покрывала, оформление пола, потолка, стен помещения и т.д.). В работе с учащимися я использую, в основном, геометрический и растительный орнаменты. Орнаментальное рисование является очень важным, необходимым и доступным видом изобразительной деятельности в начальной школе. Работа по орнаменту дает учащимся ряд навыков, которыми они будут пользоваться в процессе всей дальнейшей изобразительной деятельности, - это развитие руки и глазомера (умение координировать, т.е. свободно согласовывать движение руки со зрительным восприятием), чувство ритма и композиции, уверенность штриха и линии. Кроме того, на примере выполнения орнаментальных композиций проводится работа по цветоведению: знакомство с основными и дополнительными цветами, контрастными и сближенными, тональными цветовыми переходами. В процессе работы учитель подводит детей к сознательному подбору сочетания цвета, развивает в них чувство гармонии и цветового ритма. Одним из самых распространенных приемов построения орнамента является симметрия. Если же несколько элементов орнамента расположены вокруг одной точки (птицы, цветка), то получаем центральную симметрию, при угловой симметрии элементы орнамента повернуты к центральной точке под определенным углом. Зная и учитывая законы ритма, симметрии, построения орнамента, а, также следуя основным принципам композиции, педагог направляет детей на создание интересных в художественном отношении работ. Но, выполняя орнаментальную композицию, нужно напоминать детям, что покрыть орнаментом поверхность – не всегда означает сделать ее красивой, художественно выразительной; необходимо не терять чувство меры. В общей композиции орнамент наносят на ту поверхность, которую нужно выделить или с помощью которой надо отделить или подчеркнуть другую поверхность. Орнамент - это узор, основанный на повторе и чередовании со¬ставляющих его элементов. Орнамент может изображать конкрет¬ные формы - листочки, цветы, насекомых, птиц с довольно боль¬шим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные и даже абстрактные формы - прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры. Основным источником создания орнамен¬та всегда была природа. Орнамент может компоноваться из одного или нескольких де¬коративных элементов или фигур. Декоративные элементы и звенья часто изображают предметы окружающей человека среды и художественно выражают отноше¬ние к ним самого человека. В русском орнаменте декоративные элементы выражают чувст¬ва, мысли, интересы земледельца. В узорах легко узнаются поле¬вые и садовые растения - маки, ромашки, васильки, яблони и виш¬ни, колоски ржи, плоды рябины, хмеля, смородины и т. д. В узбекском орнаменте декоративными элементами служат цветки миндаля, коробочки хлопка, листья ивы, змейки и колосья пшеницы. Они рассказывают о стране солнца и садов, хлопковых полей, о трудолюбии узбекского народа. В египетском орнаменте основным декоративным элементом является обожествленный лотос; в греческом - листья аканта; в римском - дуб и виноград; в иранском - гвоздики, розы, а также изображения животных - львы, леопарды, газели. Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элемен¬ты которого группированы в замкнутую линию. Линейный - декоративные элементы расположены прямо (в линию). III. Самостоятельная работа. Учащиеся самостоятельно выбирают вид орнамента: ленточ¬ный или замкнутый, а также народные мотивы. (Выполнение работы самостоятельно) Выставка аппликаций и их оценка. IV. Итог урока. - Давайте вернёмся к началу урока и вспомним, какие задачи поставили к уроку: • развивать творческое воображение, изобразительные навыки; • эстетическое восприятие произведений народного искус¬ства; • воспитывать любовь к истории народов. I1V. Рефлексия -Поставьте себя на ступень пьедестала, как вы себя оцениваете на данный момент. Авторские права: panowa Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока ИЗО 4 класс по теме:" Орнаменты народов мира": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
23086 |
Конспект прислал: panowa 20 сентября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||