");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ознак. с окруж. миром, 4 класс » Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром:" У Черного моря" 4 класс


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром:" У Черного моря" 4 класс


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Тема: У Черного моря.

Цель: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне
Черноморского побережья Кавказа;
познакомить с географическим положением субтропической зоны
России, растительным и животным миром, деятельностью людей;
учить работать с географической картой, дополнительной
литературой;
совершенствовать речь, умение наблюдать;
закрепить умение работать в парах, группах.

Оборудование: компьютер, карта природных зон России, карточка
«субтропики», ребус.

Ход урока.
1. Организационный момент.
Слайд 1
- Этот урок мне бы хотелось начать со слов Зейме Иоганна Готфрида ( это немецкий писатель)
«Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.»
Я вам желаю на этом уроке не только пополнить свои знания, но и набраться сил и мужества.

2. Проверка знаний и умений.
а) Игра «Узнай животное».
• Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху – блюдо, снизу – блюдо.
Ходит чудо по дороге-
Голова торчит, да ноги. (черепаха)

• Вьется веревка,
На конце – головка. (змея)

• Ребус.

• Это животное из отряда лисиц, небольшая на вид, но уши - большие.
(лисичка – корсар)

• Это священное животное Древнего Египта. Перекатывает шарики, в которых запас корма для его потомства. (жук – скарабей)

- В какой природной зоне обитают все эти животные? ( в пустыне)

Прощаться с пустыней не будем спешить-
О ней мы будем сейчас говорить.
Пустынь в России немного у нас,
Проверим знания ваши сейчас.

б) Выполнение теста «Пустыни».
Слайд2 1. Пустыни занимают…
а) огромную территорию в центральной части России;
б) небольшую территорию по берегам северных морей;
в) небольшую территорию на юго-западе страны.
Слайд3 2. В пустыне…
а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима;
б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима;
в) ярко выделяются все четыре времени года.
Слайд4 3. Пустыни России…
а) каменные;
б) песчаные;
в) глинистые.
Слайд5 4. В пустыне…
а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега;
б) выпадает малое количество осадков;
в) чаще всего осадков не выпадает.
Слайд6 5. Растения пустыни…
а) высокие, широколиственные;
б) невысокие, с узкими листьями и корнями – луковицами;
в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями.
Слайд7 6. Животные пустыни…
а) в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный
желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной
образ жизни;
б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой, длинный
мех;
в) в основном, низкорослые (грызуны), и птицы.
Слайд8 7. К растениям пустыни относятся…
а) ковыль, полынь, тюльпан;
б) морошка, брусника, черника;
в) колосняк, солянка, джузгун.
Слайд9 8. К животным пустыни относятся…
а) корсак, сайгак, тушканчик;
б) рысь, лев, тигр;
в) морж, тюлень, медведь.
Слайд10 9. Экологическими проблемами пустыни являются:
а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство;
б) неумеренное орошение, неумеренный выпас скота,
браконьерство;
в) неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью,
разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство.
Слайд11 10. Пустынный заповедник:
а) Баргузинский; б) Черные земли; в) Приокско – Террасный.
- Листочки положите на край парты.


3. Сообщение темы и целей урока.
А сегодня мы отправимся туда,
Где много солнца и теплая морская вода,
Субтропики России раскроют тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
Слайд 12 (тема урока) Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона.
Слайд 13 - Работа по данной теме будет построена следующим образом:
1. Почему так называют природную зону? Расположение зоны
на карте.
2. Климатические особенности.
3. Растительный мир.
4. Животный мир.
5. Экологические проблемы и их последствия.
6. Охрана природы.

4. Работа над новой темой.
1) (Вывесить карточку «субтропики»)
– Что же обозначает слово «субтропики»? (Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора)
– А что означает приставка «суб – » ? В переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками)
– Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, лишь маленький кусочек.

2) – Обратимся к помощнице - карте. (показать субтропики-побережье Черного моря) Что может нам рассказать карта? (Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Черное море)

Слайд 14 (картинки с морем и горами)

– В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: представьте, вы на пляже. Когда вода теплее – днем или вечером? (Вечером)
- Почему? (Вода нагревается в течении всего дня и только ночью она начинает остывать)
– Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. В каком тепловом поясе расположена зона, которую мы сегодня изучаем? (В умеренном поясе) - Значит, солнце посылает сюда почти прямые лучи. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья… Какие это горы? (Это высокие горы)


– Да, это высокие молодые горы, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

Физкультминутка.


3) – Далее наша работа будет построена таким образом: вы делитесь на 3 научные группы, по рядам. Готовите коллективный рассказ по своему заданию. Задания группам: 1 ряд – ботаники. Они готовят растительный мир
черноморского побережья.
2 ряд – зоологи. Готовят животный мир.
3 ряд – экологи. Экологические проблемы и их
последствия.
- Для этого у вас есть учебник и дополнительная литература.

1 ряд – Слайд 15 (деревья), Слайд 16 (привезенные), Слайд 17 (фруктовые)
• Выступления детей.
Сообщения о растениях. (о деревьях бук, каштан, растениях кипарис, фруктовом дереве инжир)


2 ряд - Слайд 18 (насекомые), Слайд 19 (животные),
Слайд 20 (морские обитатели)
• Выступления детей.
• Сообщения о животных. (о цикадах, морских коньках, морской игле, дельфинах)
- Интересен животный мир Черноморского побережья. Можно много говорить о его обитателях. Если вас заинтересовали какие – то животные, вы всегда можете прочитать о них в энциклопедиях.

3 ряд - Слайд 21 (отдых людей)
Слайд 22-23 (Красная книга, растения и животные, занесенные в кр.
книгу)
• Выступления детей.
- Стыдно за людей, которые ради своего минутного удовольствия губят такую красоту.

4) Охрана природы.
Слайд 24 (Сочинский национальный парк)

- Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк. Он включает сам город – курорт Сочи и его окрестности, в основном горные леса. Что же можем сделать мы для сохранения природы? (Не мусорить, не ловить и не убивать животных, не ломать ветки и деревья, не рвать цветы…)
- Каждый, кто живет на Черноморском побережье или приезжает сюда для отдыха, обязан беречь природу этого замечательного места.

5. Закрепление. Работа в тетрадях.
Стр. 43 № 4 - составить цепи питания (самост-но с последующей проверкой)

Стр. 43 № 3 – заполнить таблицу ( самост-но, взаимопроверка)
Стр. 41 № 1.


6. Подведение итогов урока.
- Что привлекает множество людей на Черноморское побережье Кавказа?
- Как нужно вести себя в таких замечательных и удивительных местах?

Выставление оценок за работу.

7. Домашнее задание.
Слайд 25

Стр. 132 – 140, задания 4 и 5 (учеб.),
Стр. 44 - 45, задания 5 и 7 (тетр.)
Сообщения по желанию.

Рассказ ботаников:
Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям. Это дуб, бук, каштан.
А так же там растут растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы.
На черноморском побережье растет много фруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи.
Можно еще добавить о растущих здесь виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая. Очень ценится пробковый дуб и самшит – дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. Самшит сейчас на грани исчезновения.

Сообщения о деревьях бук, каштан, растениях кипарис, фруктовом дереве инжир.


Рассказ зоологов:
Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья. Это косуля. В лесах обитают медведи, кабаны жадно поедают плоды каштанов, орехи, желуди; есть цикады, питающиеся соком растений.
В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины.

Сообщения о цикадах, морских коньках, морской игле, дельфинах.



Рассказ экологов:
Берег Черного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море.
- Каким образом люди наносят вред?
Люди бросают мусор на побережье, обламывают ветки деревьев и кустов, обрывают цветы, ловят бабочек, уничтожают медуз и крабов.
- Людям очень хочется увезти что – то на память домой. Как быть в этой ситуации?
На память о поездке можно приобрести сувениры, открытки или просто сфотографироваться.
- К чему все это приводит?
Из – за такого небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская, растения иглица колхидская, тис ягодный. Они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин, черноморская афалина.


Бук
Высота деревьев до 30 м, толщина ствола до 2 м.
Ствол гладкий, покрыт тонким слоем серой коры.
Листья опадающие, овальные либо овально-продолговатые, 5—15 см длиной и 4—10 см шириной.
Почки удлинённые (часто более 2,5 см), чешуйчатые, появляются ещё зимой.
Цветет бук весной, одновременно с распусканием листьев. Цветки собраны в серёжки, опыляются ветром.
У одиночно стоящих деревьев плоды начинают появляться через 20—40 лет, а в группах через 60 лет и позднее. Плоды по форме похожи на желуди, длиной 10—15 мм, с деревянистой оболочкой, собранные попарно либо по четыре штуки. Плоды иногда называют «буковыми орешками» — они съедобны, хотя содержат в себе большое количество горького на вкус танина и могут содержать в себе ядовитые вещества, разлагающиеся при поджаривании.
Бук растет медленно, но живет до 400 лет и более. Деревья теневыносливы, теплолюбивы.
Существует несколько разновидностей этого дерева. Но на территории Российской Федерации произрастает Бук восточный и бук лесной на Кавказе.
Буковые леса имеют важное курортное и эстетическое значение. В них расположено немало санаториев, домов отдыха, лагерей. Чрезвычайно велика их роль в поддержании чистоты воздуха и водных источников.
Древесина бука часто используется для изготовления различных изделий: музыкальных инструментов, фанеры, паркета, ружейных прикладов, измерительных инструментов и др. Обработанный паром бук легко гнется. Такая особенность позволяет использовать древесину бука в мебельной промышленности.
Из буковой древесины получают уксусную кислоту
Охотно поедают буковые орешки лесные обитатели: кабаны, косули, белки и др.
Кроме того, обжаренные семена бука на Кавказе используются как народное лакомство — точно так же, как семечки подсолнуха в России.


Каштан
Каштан — дерево тёплого умеренного климата. Произрастает по склонам гор, как правило, на затенённых склонах с бурыми средневлажными почвами. Растёт каштан относительно быстро.
Листопадные деревья, высотой до 50 м. Ствол с глубокими бороздами, коричневато-бурой, толстой корой.
Почки округло-конические, с четырьмя наружными, кожистыми, коричневыми чешуями. Листья длиной 6—25 см, заострённые на вершине.
Цветки длинной 5—15 см. Орехи яйцевидно-шаровидные, плоские на сторонах соприкасающиеся друг с другом.
Древесина употребляется в строительстве, идет на фанеру, и в мебельном производстве.
Разновидности каштанов: каштан посевной , каштан зубчатый, каштан мягчайший и Каштан низкорослый.
Каштан с давних времен используется как плодовое дерево. Плоды каштана богаты углеводами и белками, их жарят и пекут, из них получают высококачественные добавки в муку и кондитерские изделия.
Как дерево мощного роста с шатровидной кроной, интересное во все времена года, каштан представляет большую ценность в садах и парках.














Кипарис
Деревья или кустарники, покрытые мелкими чешуйчатыми листьями, прижатыми к ветви.
У кипарисов различают мужские и женские растения.
Мужские цветки шаровидные или удлинённо цилиндрические. Женские цветки собраны в соцветия — шишки. Шишки созревают на второй год, становятся шарообразными или яйцевидными. Кипарисы выращивают в садах и парках как декоративные растения, в качестве живых изгородей, чаще всего для этих целей используется кипарис вечнозелёный . Небольшой размер кипариса крупноплодного позволяет использовать его даже как комнатное растение.
Хвою и побеги некоторых видов, например, кипариса мексиканского , используют для получения ароматического масла, которое находит применение в ароматерапии, обладая противоревматическим, антисептическим, противоспазматическим, тонизирующим и другими полезными свойствами.
Древесина кипарисов мягкая и лёгкая, а запах отпугивает насекомых. Используется в строительстве, судостроении, для изготовления мебели, мелких изделий, в том числе церковной утвари (чётки, кресты, иконные доски). Высокое содержание смолы в древесине обеспечивает её хорошую сохранность, по этой причине древние египтяне делали саркофаги именно из этого дерева, а кипарисовое масло использовалась при бальзамировании мумий.

Инжир
Инжир — одно из самых древних культурных растений, предположительно — самое древнее . Согласно Библии, Адам и Ева сшили листья этого дерева и сделали себе опоясания (одежду)». В культуре инжир выращивался сначала в Аравии, откуда был заимствован Финикией, Сирией и Египтом. В Америку попал только в конце XVI века. В русский язык название «фикус» пришло в XVIII веке и уже несколько измененным — «фига», отсюда — «фиговое дерево». Были на Руси у этого растения и другие названия — смоковница, смоква, винная ягода.
Дерево со светло-серой, гладкой корой.
Листья крупные. Плоды инжира имеют окраску от жёлтой до чёрно-синей, в зависимости от сорта. Чаще встречаются жёлто-зелёные плоды.
Незрелые плоды содержат едкий млечный сок, поэтому несъедобны. В плодах множество очень мелких семян, на вкус плоды приторно- или умеренно-сладкие.
Свежие плоды инжира содержат до 24 % сахаров, а сушёные — до 37 %. В плодах содержатся белки, жиры.
Инжир употребляют в свежем, сушёном и консервированном виде. Из свежих плодов варят варенье и джем.
Калия в плодах так много, что по его содержанию инжир уступает лишь орехам. Урожай обильный — до 20 тонн на гектар. Неприхотлив: может расти на бедных землях, каменистых осыпях, скалах, каменных стенах. Однако, мощные деревья встречаются в долинах рек. Плодоносить инжир начинает на 2-3 год, живёт до 30-60 лет, а в некоторых случаях до 300 лет.
С давних пор инжир используют в медицине. Их применяли как средство от кашля, от заболеваний горла, для чего соплодия заваривали кипятком или горячим молоком. Мякоть же плодов обладает хорошим потогонным и жаропонижающим действием. Кроме того, железа в инжире больше, чем в яблоках.

Цикады
Голова короткая, глаза сильно выдающиеся; на темени 3 простых глазка, образующие треугольник; короткие щетинкообразные усики ; ротовая часть состоит из хоботка.
Передние крылья длиннее задних, крылья большей частью прозрачные, иногда ярко окрашенные или чёрные. Брюшко обыкновенно довольно толстое. Чрезвычайно характерным является присутствие у самцов цикад особого голосового аппарата. Он помещается позади задних ног.
Цикады большей частью являются крупными насекомыми, водящимися во всех частях света, по преимуществу в жарких странах. Они живут на деревьях и кустарниках, летают довольно хорошо.
Самцы стрекочут или поют преимущественно в самое жаркое время дня, так как тепло является важным источником энергии, которую цикада и тратит на пение. Однако, в последнее время учёные находят всё больше цикад, стрекочущих в тени или во время сумерек, дабы уберечься от хищников. Цикады используют специальную звуковую мембрану, приводимую в колебание мышцами. Получающийся металлический звук достигает большой громкости. Южно-американская цикада способна издавать звук, похожий на свист паровоза. Самки многих видов цикад стрёкота не издают.
При помощи хоботка цикады производят уколы в различные деревья и высасывают их соки. Часто сок деревьев продолжает вытекать и после уколов цикад и затвердевает на воздухе.
Цикады откладывают яйца под кору или кожицу растений. Личинки живут несколько лет, после многочисленных линек получают зачатки крыльев и переходят в стадию куколок, которые встречаются на деревьях.

Морской конек
Морской конёк — род небольших морских костистых рыб.
Необычная форма тела конька напоминает шахматную фигурку коня. Многочисленные длинные шипы и лентообразные кожистые выросты, расположенные на теле конька, делают его незаметным среди водорослей и недоступным для хищников. Размеры морских коньков составляют от 2 до 20 см, в зависимости от вида.Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений и меняя окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей. Питаются коньки мелкими рачками и креветками. Трубчатое рыльце действует как пипетка — добыча втягивается в рот вместе с водой...
К сожалению, в наши дни морские коньки находятся на грани вымирания — их поголовье стремительно сокращается. В Красную книгу занесено 30 видов рыб-коньков из 32, известных науке. Причин этому много, одна их них — массовый отлов коньков. Экзотический внешний вид рыб обрёк их на то, что люди используют их в качестве сувениров и подарков. Спасает коньков от вымирания лишь большая плодовитость: некоторые виды производят на свет более тысячи малышей за один раз. Еще одной причиной уничтожения является тот факт, что вкус этих рыб ценится гурманами. По их словам, печень и глаза морских коньков являются довольно вкусными. Блюдо подаётся вместе с листом инжира, и его стоимость достигает 800 долларов за порцию в самых дорогих приморских ресторанах.
Интересные факты
Коньки формируют устойчивые и преданные пары, что способствует увеличению их потомства. Ученые заметили, что коньки, находящиеся в аквариуме, очень сильно страдают от потери партнёра.
Морские коньки очень опасны.

Морская игла
Обыкновенные морские иглы — род морских рыб семейства Игловые.
Представители рода достигают размеров от 2,5 до 30 см. Тело очень втянутое, игловидное, узкое. Панцирь с костными туловищными кольцами. Рыло закругленное, в виде трубки, занимает более половины длины головы. Спинной плавник с 29- 39 лучами. Грудные и хвостовые плавники имеются. В окраске преобладают светлые, темно-коричневые цвета, блестяще зеленоватая. Самки меньше самцов.
Часто держатся перпендикулярно дну в морских водорослях или траве. Нерест приходится на весну-лето. Развитие икры длится 5 недель. Продолжительность жизни два-три года.

Дельфины
Дельфины - одни из самых загадочных животных на нашей планете. Интеллект этих морских жителей считают настолько высоким, что их называют «людьми моря». Ученые утверждают, что дельфины умнее и сообразительнее всех остальных животных.
Дельфины обитают в воде, но это не рыбы, а млекопитающие из отряда китообразных. То есть им необходим воздух - они дышат легкими, а не жабрами. Люди всегда могут видеть мордочки дельфинов на поверхности моря, потому что дельфины могут находиться под водой в среднем около 3-5 минут.
Дельфины живут в стаях. Они всегда помогают друг другу и никогда не бросают друг друга в беде. Эти высокоразвитые морские животные очень похожи на людей, им свойственно самопожертвование. Если они слышат звуки с берега, похожие на дельфиний крик о помощи - они выбрасываются на сушу, при этом погибая.
Дельфины могут издавать около десяти различных звуков. Звуки, которые издает дельфин – свист, щелканье, лай. Унылый протяжный свист, и следующий за ним высокий и мелодичный - означает, что дельфин зовет на помощь. Когда дельфины сердятся – они начинают лаять... Особенно широкий диапазон звуков у дельфина- афалины. Это могут быть стоны, писки, скуление, визг, похрюкивание, лай, различной высоты скрипы, щелчки, мяуканье, чириканье…
Слух дельфинов – уникален. Дельфин ориентируется в окружающем его пространстве гораздо больше за счет слуха, чем за счет зрения, ведь видимость в воде совсем не высока.
В день дельфин может съесть до 30 килограммов живой рыбы. Это необходимо для того, чтобы поддерживать температуру тела постоянной в любой воде, даже очень холодной.
Долгое время ученых ставил в тупик вопрос о том, как дельфины спят. Теперь выяснилось, что сон дельфинов не похож на сон обычных животных - во время сна одно полушарие дельфина отдыхает, а второе – бодрствует. Таким образом, дельфин всегда контролирует ситуацию и, в то же время, получает полноценный отдых.
Живут дельфины около 30 лет. Дельфинята рождаются примерно один раз в два года. Дельфины – очень трогательные родители, опекающие своих детенышей около пяти лет. И даже вырастая, детеныш по-прежнему остается сильно привязанным к матери, и старается следовать за ней повсюду.





Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром:" У Черного моря" 4 класс:
  • 85
 (голосов: 1)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • карточки для 4 класса по "Окружающему миру"
  • Конспект по предмету: Окружающий мир. Тема урока: "Зона Черноморского побе ...
  • Итоговый тест по теме "Природные зоны"
  • Конспект урока ознакомление с окружающим миром:"Черноморское побережье Кав ...
  • Конспект урока, ознакомление с окр. миром, 4 класс по теме: "У Черного мор ...
  • Конспект урока ознакомления с окружающим миром, 4 класс: "Экологическое ра ...
  • Конспект урока ознакомления с окружающим миром. Природные зоны России 4 кла ...
  • Дельфины - это рыба или млекопитающие?
  • Пустыни
  • Конспект урока. Окружающий мир 2 класс:"Африка"


  • 12418
    Конспект прислал: Коровина 30 марта 2011 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата