Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ознак. с окруж. миром, 4 класс » Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром:" У Черного моря" 4 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром:" У Черного моря" 4 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема: У Черного моря.
Цель: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей; учить работать с географической картой, дополнительной литературой; совершенствовать речь, умение наблюдать; закрепить умение работать в парах, группах. Оборудование: компьютер, карта природных зон России, карточка «субтропики», ребус. Ход урока. 1. Организационный момент. Слайд 1 - Этот урок мне бы хотелось начать со слов Зейме Иоганна Готфрида ( это немецкий писатель) «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.» Я вам желаю на этом уроке не только пополнить свои знания, но и набраться сил и мужества. 2. Проверка знаний и умений. а) Игра «Узнай животное». • Что за чудо! Вот так чудо! Сверху – блюдо, снизу – блюдо. Ходит чудо по дороге- Голова торчит, да ноги. (черепаха) • Вьется веревка, На конце – головка. (змея) • Ребус. • Это животное из отряда лисиц, небольшая на вид, но уши - большие. (лисичка – корсар) • Это священное животное Древнего Египта. Перекатывает шарики, в которых запас корма для его потомства. (жук – скарабей) - В какой природной зоне обитают все эти животные? ( в пустыне) Прощаться с пустыней не будем спешить- О ней мы будем сейчас говорить. Пустынь в России немного у нас, Проверим знания ваши сейчас. б) Выполнение теста «Пустыни». Слайд2 1. Пустыни занимают… а) огромную территорию в центральной части России; б) небольшую территорию по берегам северных морей; в) небольшую территорию на юго-западе страны. Слайд3 2. В пустыне… а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима; б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима; в) ярко выделяются все четыре времени года. Слайд4 3. Пустыни России… а) каменные; б) песчаные; в) глинистые. Слайд5 4. В пустыне… а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега; б) выпадает малое количество осадков; в) чаще всего осадков не выпадает. Слайд6 5. Растения пустыни… а) высокие, широколиственные; б) невысокие, с узкими листьями и корнями – луковицами; в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями. Слайд7 6. Животные пустыни… а) в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни; б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой, длинный мех; в) в основном, низкорослые (грызуны), и птицы. Слайд8 7. К растениям пустыни относятся… а) ковыль, полынь, тюльпан; б) морошка, брусника, черника; в) колосняк, солянка, джузгун. Слайд9 8. К животным пустыни относятся… а) корсак, сайгак, тушканчик; б) рысь, лев, тигр; в) морж, тюлень, медведь. Слайд10 9. Экологическими проблемами пустыни являются: а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство; б) неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство; в) неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство. Слайд11 10. Пустынный заповедник: а) Баргузинский; б) Черные земли; в) Приокско – Террасный. - Листочки положите на край парты. 3. Сообщение темы и целей урока. А сегодня мы отправимся туда, Где много солнца и теплая морская вода, Субтропики России раскроют тайны нам, Узнаем, что за звери обитают там, Какие растения там растут, Почему так природную зону зовут. Слайд 12 (тема урока) Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона. Слайд 13 - Работа по данной теме будет построена следующим образом: 1. Почему так называют природную зону? Расположение зоны на карте. 2. Климатические особенности. 3. Растительный мир. 4. Животный мир. 5. Экологические проблемы и их последствия. 6. Охрана природы. 4. Работа над новой темой. 1) (Вывесить карточку «субтропики») – Что же обозначает слово «субтропики»? (Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора) – А что означает приставка «суб – » ? В переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками) – Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, лишь маленький кусочек. 2) – Обратимся к помощнице - карте. (показать субтропики-побережье Черного моря) Что может нам рассказать карта? (Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Черное море) Слайд 14 (картинки с морем и горами) – В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: представьте, вы на пляже. Когда вода теплее – днем или вечером? (Вечером) - Почему? (Вода нагревается в течении всего дня и только ночью она начинает остывать) – Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. В каком тепловом поясе расположена зона, которую мы сегодня изучаем? (В умеренном поясе) - Значит, солнце посылает сюда почти прямые лучи. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья… Какие это горы? (Это высокие горы) – Да, это высокие молодые горы, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами. Физкультминутка. 3) – Далее наша работа будет построена таким образом: вы делитесь на 3 научные группы, по рядам. Готовите коллективный рассказ по своему заданию. Задания группам: 1 ряд – ботаники. Они готовят растительный мир черноморского побережья. 2 ряд – зоологи. Готовят животный мир. 3 ряд – экологи. Экологические проблемы и их последствия. - Для этого у вас есть учебник и дополнительная литература. 1 ряд – Слайд 15 (деревья), Слайд 16 (привезенные), Слайд 17 (фруктовые) • Выступления детей. Сообщения о растениях. (о деревьях бук, каштан, растениях кипарис, фруктовом дереве инжир) • 2 ряд - Слайд 18 (насекомые), Слайд 19 (животные), Слайд 20 (морские обитатели) • Выступления детей. • Сообщения о животных. (о цикадах, морских коньках, морской игле, дельфинах) - Интересен животный мир Черноморского побережья. Можно много говорить о его обитателях. Если вас заинтересовали какие – то животные, вы всегда можете прочитать о них в энциклопедиях. 3 ряд - Слайд 21 (отдых людей) Слайд 22-23 (Красная книга, растения и животные, занесенные в кр. книгу) • Выступления детей. - Стыдно за людей, которые ради своего минутного удовольствия губят такую красоту. 4) Охрана природы. Слайд 24 (Сочинский национальный парк) - Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк. Он включает сам город – курорт Сочи и его окрестности, в основном горные леса. Что же можем сделать мы для сохранения природы? (Не мусорить, не ловить и не убивать животных, не ломать ветки и деревья, не рвать цветы…) - Каждый, кто живет на Черноморском побережье или приезжает сюда для отдыха, обязан беречь природу этого замечательного места. 5. Закрепление. Работа в тетрадях. Стр. 43 № 4 - составить цепи питания (самост-но с последующей проверкой) Стр. 43 № 3 – заполнить таблицу ( самост-но, взаимопроверка) Стр. 41 № 1. 6. Подведение итогов урока. - Что привлекает множество людей на Черноморское побережье Кавказа? - Как нужно вести себя в таких замечательных и удивительных местах? Выставление оценок за работу. 7. Домашнее задание. Слайд 25 Стр. 132 – 140, задания 4 и 5 (учеб.), Стр. 44 - 45, задания 5 и 7 (тетр.) Сообщения по желанию. Рассказ ботаников: Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям. Это дуб, бук, каштан. А так же там растут растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. На черноморском побережье растет много фруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи. Можно еще добавить о растущих здесь виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая. Очень ценится пробковый дуб и самшит – дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. Самшит сейчас на грани исчезновения. Сообщения о деревьях бук, каштан, растениях кипарис, фруктовом дереве инжир. Рассказ зоологов: Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья. Это косуля. В лесах обитают медведи, кабаны жадно поедают плоды каштанов, орехи, желуди; есть цикады, питающиеся соком растений. В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины. Сообщения о цикадах, морских коньках, морской игле, дельфинах. Рассказ экологов: Берег Черного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. - Каким образом люди наносят вред? Люди бросают мусор на побережье, обламывают ветки деревьев и кустов, обрывают цветы, ловят бабочек, уничтожают медуз и крабов. - Людям очень хочется увезти что – то на память домой. Как быть в этой ситуации? На память о поездке можно приобрести сувениры, открытки или просто сфотографироваться. - К чему все это приводит? Из – за такого небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская, растения иглица колхидская, тис ягодный. Они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин, черноморская афалина. Бук Высота деревьев до 30 м, толщина ствола до 2 м. Ствол гладкий, покрыт тонким слоем серой коры. Листья опадающие, овальные либо овально-продолговатые, 5—15 см длиной и 4—10 см шириной. Почки удлинённые (часто более 2,5 см), чешуйчатые, появляются ещё зимой. Цветет бук весной, одновременно с распусканием листьев. Цветки собраны в серёжки, опыляются ветром. У одиночно стоящих деревьев плоды начинают появляться через 20—40 лет, а в группах через 60 лет и позднее. Плоды по форме похожи на желуди, длиной 10—15 мм, с деревянистой оболочкой, собранные попарно либо по четыре штуки. Плоды иногда называют «буковыми орешками» — они съедобны, хотя содержат в себе большое количество горького на вкус танина и могут содержать в себе ядовитые вещества, разлагающиеся при поджаривании. Бук растет медленно, но живет до 400 лет и более. Деревья теневыносливы, теплолюбивы. Существует несколько разновидностей этого дерева. Но на территории Российской Федерации произрастает Бук восточный и бук лесной на Кавказе. Буковые леса имеют важное курортное и эстетическое значение. В них расположено немало санаториев, домов отдыха, лагерей. Чрезвычайно велика их роль в поддержании чистоты воздуха и водных источников. Древесина бука часто используется для изготовления различных изделий: музыкальных инструментов, фанеры, паркета, ружейных прикладов, измерительных инструментов и др. Обработанный паром бук легко гнется. Такая особенность позволяет использовать древесину бука в мебельной промышленности. Из буковой древесины получают уксусную кислоту Охотно поедают буковые орешки лесные обитатели: кабаны, косули, белки и др. Кроме того, обжаренные семена бука на Кавказе используются как народное лакомство — точно так же, как семечки подсолнуха в России. Каштан Каштан — дерево тёплого умеренного климата. Произрастает по склонам гор, как правило, на затенённых склонах с бурыми средневлажными почвами. Растёт каштан относительно быстро. Листопадные деревья, высотой до 50 м. Ствол с глубокими бороздами, коричневато-бурой, толстой корой. Почки округло-конические, с четырьмя наружными, кожистыми, коричневыми чешуями. Листья длиной 6—25 см, заострённые на вершине. Цветки длинной 5—15 см. Орехи яйцевидно-шаровидные, плоские на сторонах соприкасающиеся друг с другом. Древесина употребляется в строительстве, идет на фанеру, и в мебельном производстве. Разновидности каштанов: каштан посевной , каштан зубчатый, каштан мягчайший и Каштан низкорослый. Каштан с давних времен используется как плодовое дерево. Плоды каштана богаты углеводами и белками, их жарят и пекут, из них получают высококачественные добавки в муку и кондитерские изделия. Как дерево мощного роста с шатровидной кроной, интересное во все времена года, каштан представляет большую ценность в садах и парках. Кипарис Деревья или кустарники, покрытые мелкими чешуйчатыми листьями, прижатыми к ветви. У кипарисов различают мужские и женские растения. Мужские цветки шаровидные или удлинённо цилиндрические. Женские цветки собраны в соцветия — шишки. Шишки созревают на второй год, становятся шарообразными или яйцевидными. Кипарисы выращивают в садах и парках как декоративные растения, в качестве живых изгородей, чаще всего для этих целей используется кипарис вечнозелёный . Небольшой размер кипариса крупноплодного позволяет использовать его даже как комнатное растение. Хвою и побеги некоторых видов, например, кипариса мексиканского , используют для получения ароматического масла, которое находит применение в ароматерапии, обладая противоревматическим, антисептическим, противоспазматическим, тонизирующим и другими полезными свойствами. Древесина кипарисов мягкая и лёгкая, а запах отпугивает насекомых. Используется в строительстве, судостроении, для изготовления мебели, мелких изделий, в том числе церковной утвари (чётки, кресты, иконные доски). Высокое содержание смолы в древесине обеспечивает её хорошую сохранность, по этой причине древние египтяне делали саркофаги именно из этого дерева, а кипарисовое масло использовалась при бальзамировании мумий. Инжир Инжир — одно из самых древних культурных растений, предположительно — самое древнее . Согласно Библии, Адам и Ева сшили листья этого дерева и сделали себе опоясания (одежду)». В культуре инжир выращивался сначала в Аравии, откуда был заимствован Финикией, Сирией и Египтом. В Америку попал только в конце XVI века. В русский язык название «фикус» пришло в XVIII веке и уже несколько измененным — «фига», отсюда — «фиговое дерево». Были на Руси у этого растения и другие названия — смоковница, смоква, винная ягода. Дерево со светло-серой, гладкой корой. Листья крупные. Плоды инжира имеют окраску от жёлтой до чёрно-синей, в зависимости от сорта. Чаще встречаются жёлто-зелёные плоды. Незрелые плоды содержат едкий млечный сок, поэтому несъедобны. В плодах множество очень мелких семян, на вкус плоды приторно- или умеренно-сладкие. Свежие плоды инжира содержат до 24 % сахаров, а сушёные — до 37 %. В плодах содержатся белки, жиры. Инжир употребляют в свежем, сушёном и консервированном виде. Из свежих плодов варят варенье и джем. Калия в плодах так много, что по его содержанию инжир уступает лишь орехам. Урожай обильный — до 20 тонн на гектар. Неприхотлив: может расти на бедных землях, каменистых осыпях, скалах, каменных стенах. Однако, мощные деревья встречаются в долинах рек. Плодоносить инжир начинает на 2-3 год, живёт до 30-60 лет, а в некоторых случаях до 300 лет. С давних пор инжир используют в медицине. Их применяли как средство от кашля, от заболеваний горла, для чего соплодия заваривали кипятком или горячим молоком. Мякоть же плодов обладает хорошим потогонным и жаропонижающим действием. Кроме того, железа в инжире больше, чем в яблоках. Цикады Голова короткая, глаза сильно выдающиеся; на темени 3 простых глазка, образующие треугольник; короткие щетинкообразные усики ; ротовая часть состоит из хоботка. Передние крылья длиннее задних, крылья большей частью прозрачные, иногда ярко окрашенные или чёрные. Брюшко обыкновенно довольно толстое. Чрезвычайно характерным является присутствие у самцов цикад особого голосового аппарата. Он помещается позади задних ног. Цикады большей частью являются крупными насекомыми, водящимися во всех частях света, по преимуществу в жарких странах. Они живут на деревьях и кустарниках, летают довольно хорошо. Самцы стрекочут или поют преимущественно в самое жаркое время дня, так как тепло является важным источником энергии, которую цикада и тратит на пение. Однако, в последнее время учёные находят всё больше цикад, стрекочущих в тени или во время сумерек, дабы уберечься от хищников. Цикады используют специальную звуковую мембрану, приводимую в колебание мышцами. Получающийся металлический звук достигает большой громкости. Южно-американская цикада способна издавать звук, похожий на свист паровоза. Самки многих видов цикад стрёкота не издают. При помощи хоботка цикады производят уколы в различные деревья и высасывают их соки. Часто сок деревьев продолжает вытекать и после уколов цикад и затвердевает на воздухе. Цикады откладывают яйца под кору или кожицу растений. Личинки живут несколько лет, после многочисленных линек получают зачатки крыльев и переходят в стадию куколок, которые встречаются на деревьях. Морской конек Морской конёк — род небольших морских костистых рыб. Необычная форма тела конька напоминает шахматную фигурку коня. Многочисленные длинные шипы и лентообразные кожистые выросты, расположенные на теле конька, делают его незаметным среди водорослей и недоступным для хищников. Размеры морских коньков составляют от 2 до 20 см, в зависимости от вида.Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений и меняя окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей. Питаются коньки мелкими рачками и креветками. Трубчатое рыльце действует как пипетка — добыча втягивается в рот вместе с водой... К сожалению, в наши дни морские коньки находятся на грани вымирания — их поголовье стремительно сокращается. В Красную книгу занесено 30 видов рыб-коньков из 32, известных науке. Причин этому много, одна их них — массовый отлов коньков. Экзотический внешний вид рыб обрёк их на то, что люди используют их в качестве сувениров и подарков. Спасает коньков от вымирания лишь большая плодовитость: некоторые виды производят на свет более тысячи малышей за один раз. Еще одной причиной уничтожения является тот факт, что вкус этих рыб ценится гурманами. По их словам, печень и глаза морских коньков являются довольно вкусными. Блюдо подаётся вместе с листом инжира, и его стоимость достигает 800 долларов за порцию в самых дорогих приморских ресторанах. Интересные факты Коньки формируют устойчивые и преданные пары, что способствует увеличению их потомства. Ученые заметили, что коньки, находящиеся в аквариуме, очень сильно страдают от потери партнёра. Морские коньки очень опасны. Морская игла Обыкновенные морские иглы — род морских рыб семейства Игловые. Представители рода достигают размеров от 2,5 до 30 см. Тело очень втянутое, игловидное, узкое. Панцирь с костными туловищными кольцами. Рыло закругленное, в виде трубки, занимает более половины длины головы. Спинной плавник с 29- 39 лучами. Грудные и хвостовые плавники имеются. В окраске преобладают светлые, темно-коричневые цвета, блестяще зеленоватая. Самки меньше самцов. Часто держатся перпендикулярно дну в морских водорослях или траве. Нерест приходится на весну-лето. Развитие икры длится 5 недель. Продолжительность жизни два-три года. Дельфины Дельфины - одни из самых загадочных животных на нашей планете. Интеллект этих морских жителей считают настолько высоким, что их называют «людьми моря». Ученые утверждают, что дельфины умнее и сообразительнее всех остальных животных. Дельфины обитают в воде, но это не рыбы, а млекопитающие из отряда китообразных. То есть им необходим воздух - они дышат легкими, а не жабрами. Люди всегда могут видеть мордочки дельфинов на поверхности моря, потому что дельфины могут находиться под водой в среднем около 3-5 минут. Дельфины живут в стаях. Они всегда помогают друг другу и никогда не бросают друг друга в беде. Эти высокоразвитые морские животные очень похожи на людей, им свойственно самопожертвование. Если они слышат звуки с берега, похожие на дельфиний крик о помощи - они выбрасываются на сушу, при этом погибая. Дельфины могут издавать около десяти различных звуков. Звуки, которые издает дельфин – свист, щелканье, лай. Унылый протяжный свист, и следующий за ним высокий и мелодичный - означает, что дельфин зовет на помощь. Когда дельфины сердятся – они начинают лаять... Особенно широкий диапазон звуков у дельфина- афалины. Это могут быть стоны, писки, скуление, визг, похрюкивание, лай, различной высоты скрипы, щелчки, мяуканье, чириканье… Слух дельфинов – уникален. Дельфин ориентируется в окружающем его пространстве гораздо больше за счет слуха, чем за счет зрения, ведь видимость в воде совсем не высока. В день дельфин может съесть до 30 килограммов живой рыбы. Это необходимо для того, чтобы поддерживать температуру тела постоянной в любой воде, даже очень холодной. Долгое время ученых ставил в тупик вопрос о том, как дельфины спят. Теперь выяснилось, что сон дельфинов не похож на сон обычных животных - во время сна одно полушарие дельфина отдыхает, а второе – бодрствует. Таким образом, дельфин всегда контролирует ситуацию и, в то же время, получает полноценный отдых. Живут дельфины около 30 лет. Дельфинята рождаются примерно один раз в два года. Дельфины – очень трогательные родители, опекающие своих детенышей около пяти лет. И даже вырастая, детеныш по-прежнему остается сильно привязанным к матери, и старается следовать за ней повсюду. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром:" У Черного моря" 4 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
11818 |
Конспект прислал: Коровина 30 марта 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||