Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Нетрадиционные формы урока » Конспект урока риторики, 4класс. "Запрет. Строгий и мягкий запреты". "Школа 2100" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока риторики, 4класс. "Запрет. Строгий и мягкий запреты". "Школа 2100" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема: « Запрет. Строгий и мягкий запреты. Запреты- предостережения».
Цель: - познакомить учащихся с запретами как видом речевой деятельности. С особенностями запрета как речевого жанра, со строгим и мягким запретами; -развивать речь учащихся, коммуникативную культуру, тёплый психологический климат в коллективе, в семье; - воспитывать детей нравственно- духовными и добропорядочными людьми; - показать учащимся на примерах учебного материала результаты соблюдения правил поведения, последствия нарушения запрета. Оборудование: учебник « Риторика»; - видеоролики из к./ф. «Бриллиантовая рука» и м./ф. «Бармалей»; - плакаты со словами- запрещениями; - « Библия»; - русские и литературные сказки: « 3 медведя», «Малыш и Карлсон…», « В стране невыученных уроков»; - плакат с поучениями Владимира Мономаха; - рисунки к сказкам «Чёрная курица…», «Сказка о царе Салтане…», к стихотворению « Дед Мазай и зайцы». План урока. 1. Вводная беседа о запретах, примеры запретов. 2. Угадай! (книжные запреты). 3. Работа с учебником (№109). 4. Видеофрагмент из « Бармалея». а). Найди предостережения в запретах; б). Упражнение № 101. 5. Видеофрагмент из к./ф. « Бриллиантовая рука». а). Грамотное исправление запрета; б). Изменение строгого запрета на мягкий; в). Упражнение № 110. г). Различие запретов; 6. Физкультминутка. 7. Речевая разминка. 8. Эпиграф урока. 9. Запреты из « Библии». 10. Итог урока. Ход урока: 1. Вводная беседа: Ребята! Тема урока – запреты. Как вы понимаете значение этого слова? А вот как об этом говорится в толковом словаре Ожегова. Вы очень часто слышали какие- либо запреты. Приведите примеры запретов, которые можно услышать на улице, в парке, в театре, в лесу, в школе. Ответы детей: нельзя перебегать улицу в неположенном месте, запрещается ходить по газонам, не кричи громко на спектакле, запрещается разжигать костры в лесу, нельзя бегать по коридорам школы, не разрешается ходить по салону автобуса во время его движения. а). Угадай, кто бы мог написать такие запреты? ( Представьте себе, что вы путешествуете по сказочному заповеднику.): - запрещаю спать на моей кровати и есть из моей миски (3 медведя); - не разрешаю есть варенье и вкусные пирожки (Карлсон); - нельзя ставить запятую в предложении « Казнить нельзя помиловать» после слова казнить (Витя Перестукин); А вот в этой русской народной сказке запрет записан чёрным по белому. Вспомните его ( « Не пей, Иванушка, из копытца…) б). Какие запретительные слова можно выделить? ( Запрещается, не разрешается, нельзя, и очень часто глаголы с « не»). в). Работа с учебником. Упражнение № 109.(Продолжение путешествия по сказочному заповеднику: записать имена героев, написавших эти запреты). - почему Леший и Чебурашка написали такие запреты? 2. Просмотр видеофрагмента из м./ф. « Бармалей»: чем этот запрет отличается от тех, с которыми мы познакомились раньше? (он содержит объяснение, предостережение) - какими словами выражен запрет? - в чём заключается предостережение родителей? а). Догадайтесь, какие подходящие предостережения, объяснения вы бы подобрали к моим запретам: -не рассказывай, Алёша, никому про чёрную курицу, … - нельзя прятаться от грозы под высокими деревьями… - запрещается рвать ландыши в весеннем лесу… - не разрешается долго смотреть телевизор… - нельзя выбрасывать беззащитных животных на улицу… б). Работа с учебником. Упражнение № 101. 3. Просмотр видеоролика из х./ф. « Бриллиантовая рука» ( Табличка на газоне « Гулять собак воспрещается»). а). Как бы вы грамотно выразили этот запрет? Ответы детей: « Гулять с собакой во дворе воспрещается», « Не разрешается гулять с собакой около дома». б). Как вы думаете, взрослые будут придерживаться этого правила? Да, ведь этот запрет очень строгий. Чтобы не обидеть людей, можно использовать запреты помягче. Давайте составим мягкий запрет по этой табличке на газоне. Ответы: Очень просим Вас не выгуливать собак рядом с домом. Пожалуйста, не гуляйте с собакой около дома. в). Работа с учебником. Упражнение № 110. Вопрос: Чему же учат нас запреты в общественных местах: в музеях, театрах, стадионах, парках? Ответ: Принятым правилам поведения. г). Различие мягких и строгих запретов. Рассмотрите рисунки. А эти герои какие бы могли написать запреты? - нельзя брать золотые орешки у белочки; - запрещается убивать зайцев весной в половодье; - не разрешается просить у серой кошки лапку; На доске ещё 2 очень необычных запрета. Вы их вспомнили? - добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее; - пусть не застанет вас солнце в постели (Поучения Владимира Мономаха) 4. Физкультминутка. Сидите и хлопаете, если запрет мягкий. Встаёте и топаете, если – строгий. - нельзя бегать по коридору; - спасибо за чистоту в классе; - запрещается обижать малышей; - пожалуйста, выполняйте правила дорожного движения; - не разрешается переходить дорогу на красный свет; - мы рады, что вы не разрушаете птичьи гнёзда; - нельзя смотреть телевизор в темноте; 5. Речевая разминка. Учимся правильно произносить слова музей, экскурсия. 6. Работа с эпиграфом « Не всё должно, что можно». Как понимаете это высказывание? Приведите примеры. Например, ландыши можно и не рвать в лесу. Лучше не шуметь, пока мама спит. 7. Знакомство с запретами из « Библии». В великой старинной книге « Библии» тоже есть много запретов. Вот некоторые из них: Не крадите, не лгите, не обманывайте друг друга. Не обижай ближнего своего, не грабительствуй. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Как вы думаете, чему они учат? Ответ: правилам поведения в обществе Как вы считаете, должен ли каждый человек соблюдать эти запреты? Ответ: эти главные правила жизни должен соблюдать каждый человек. 8. Итог урока: Хорошо ль всё разрешать, Ничего не запрещать? Хотели бы вы жить в такой стране? Почему? Ответ: да, хотел бы. Можно делать всё, что захочешь. А если тебя обидят, тебе бы не очень понравилось. Нет, не хотел бы, т. к. люди бы тогда не соблюдали никаких правил поведения. Наш урок закончен. Чему научились? Что нового узнали? 9. Д./З.: Русский учёный Владимир Пропп, проанализировав волшебные сказки, выявил, что в их сюжетах часто встречаются запреты, обращённые к герою, нарушение запрета, вред, вызванный нарушением, и, конечно же, с помощью волшебных средств, герой выходит победителем. Придумайте фантастический рассказ, используя эту схему. Авторские права: Купцова Н.Г. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока риторики, 4класс. "Запрет. Строгий и мягкий запреты". "Школа 2100": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
5357 |
Конспект прислал: Gloria515 14 июля 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||