Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Сущностные особенности интерактивных форм и методов обучения |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Сущностные особенности интерактивных форм и методов обучения |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Сущностные особенности интерактивных форм и методов обучения
Скажи мне - и я забуду; покажи мне - и я запомню; дай сделать - и я пойму. Китайская притча 1. Значение интерактивных форм и методов обучения. Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей: - стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане; - повышение уровня активности и самостоятельности обучае¬мых; - развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимо¬действия, коммуникации; - изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и соци¬альных ценностей; - саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса. 2. Современные классификации дидактических методов. Метод обучения - это способ взаимосвязанной деятель¬ности преподавателей и учащихся, направленный на решение ком¬плексных задач учебного процесса. Если ученик знает, из какого знания надо исходить, через какие промежуточные результаты надо пройти в изучении темы, каким образом их достичь, то его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и в должный момент воспроизвести. Та¬ким образом, можно говорить о репродуктивном или объяснитель¬но-иллюстративном методе. Если до ученика не доводятся промежуточные результаты, но от¬крыто все остальное, то имеем программированный метод обучения. Действительно, ученик знает, из чего исходить и что делать. Получив результаты по первой части программы действий, надо перейти к выполнению второй части программы, и так далее до получения планируемых результатов. Процесс в этом случае пол¬ностью детерминирован. Мы здесь не обсуждаем средств реализа¬ции программированного обучения (это может быть печатное по¬собие, электромеханическое устройство - компьютер или педагог). Пусть теперь открыты промежуточные результаты, но способ их получения ученику не сообщается. Тогда приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик, и так повторяется после получения каждого объявленного промежуточного результа¬та — эвристический метод обучения. Начальные условия О О Конечный результат Теперь можно убрать и промежуточные результаты, и пути их достижения. Тогда ученик имеет противоречие между имеющими¬ся знаниями и необходимыми, то есть попадает в проблемную си¬туацию. Его поиск приобретает более сложный характер. В таком случае учителем используется проблемный метод обучения: Начальные условия Конечный результат Рассмотренные методы строились на том, что ученик знал ис¬ходные условия. Это достигалось домашним заданием, вводным повторением, специальными формами опроса и так далее. Однако в последнее время все большей популярностью пользуется обучение, при котором исходные условия учителем не выделяются, а отби¬раются самим учеником в зависимости от его понимания задачи. Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с плани¬руемыми. При получении расхождений с целью учащийся возвра¬щается к началу, вносит изменения в свои начальные условия и вновь проходит весь путь. Весь этот процесс повторяет процесс моделирования, вследствие чего и метод получил название модельного. Не исключено, что, закрывая от ученика разные элемен¬ты схемы вместе с начальными условиями, мы получим разновид¬ности модельного метода, например, модельно-эвристический. Очевидно, что модельный метод обучения - самый интерак¬тивный, поскольку этот метод предоставляет обучающимся наи¬большую меру самостоятельности и творческого поиска. В отечественной образовательной системе модельный метод обучения используется довольно давно и был широко распростра¬нен, но в специфической области - военной подготовке. Это обу¬чение тактике на так называемом «ящике с песком» - изменяемой модели местности на большом столе с бортиками. На ней создается тактическая обстановка и проигрываются различные варианты боевых действий. Преподаватель оценивает, достигают ли обучае¬мые планировавшихся результатов, и дает им советы и наставления по уточнению деятельности. Аналогично это средство может при¬меняться при изучении ландшафтов, речных бассейнов, геологиче¬ских структур и других элементов курса географии. Другой вари¬ант этого же метода - офицерские игры на картах в ходе командно-штабных учений или путешествия по картам на уроках географии или истории. С середины 80-х годов все большую популярность в школах приобретают разнообразные уроки в виде вариаций деловых игр: урок-суд, урок-аукцион, урок пресс-конференция и тому подобное. Все деловые игры - это реализация модельного метода обучения. 3. Формы организации обучения, их взаимосвязь с метода¬ми обучения. Из предшествовавших рассуждений уже было видно, что все рассмотренные методы обучения могут реализовываться в разных формах. Поэтому рассмотрим теперь методы и формы организации обучения в их взаимосвязи, для чего можно заполнить следующую таблицу-матрицу. Методы Формы бучения ОИ ПГ э ПБ М Лекция Семинар Беседа Практическая работа и другие формы Возьмем для примера рассмотренный ранее семинар - модель¬ный. Можно себе представить и проблемный семинар (в частности, «мозговой штурм»), и объяснительно-иллюстративный с его про¬граммой, докладчиками, содокладчиками и оппонентами или объ¬яснительно-иллюстративную (эвристическую и др.) беседу. Возни¬кает очевидный вопрос: все ли методы обучения могут быть реали¬зованы во всех формах? Возможно, что с точки зрения технолога одним из показате¬лей профессионализма учителя является то, что он может и реализовать данный метод в данной форме, и доказать это прак¬тически. Например, если учитель умеет проводить классический семинар, то он может отметить в таблице клетку (семинар ОИ), так как классический семинар проводится объяснительно-иллюстративным методом и очень редко эвристическим. Если же педагог уверенно проводит на уроках деловые игры, то сме¬ло отметит клетку (семинар М). Расставив таким образом кре¬стики или иные значки, или просто закрасив клетки, учитель увидит, над чем ему нужно теперь работать, а это позволит со¬ставить индивидуальную программу самообразования, осущест¬влять целенаправленный поиск профессионально значимой ин¬формации. Естественно, что чем больше заполненных клеток у данного преподавателя, тем выше его разнообразие в управлении учебно-познавательным процессом. 4. Модель учебного процесса. Слово «разнообразие» появилось в этой главе не случайно. Это кибернетический термин. До сих пор мы рассматривали простейшую модель учебного процесса. В действительности учебный про¬цесс является неразрывным единством трех составляющих: - информационной (передача, прием, накопление, преобразование, хранение и применение информации - содержания обучения); - психологической (становление и развитие человеческой ин¬дивидуальности); - кибернетической (управление учебно-познавательной дея¬тельностью обучаемых). Длительное время среди этих компонентов предпочтение отда¬валось первой - главной целью школы считалось формирование у обучаемых знания основ наук. Однако в информационном общест¬ве этот приоритет ушел на задний план. Сегодня нам хотелось бы видеть на первых позициях вторую составляющую учебного процесса - личностное развитие. Недаром все чаще мы говорим о личностно ориентированном обучении. Но представляется, что отечественная система образования пока не совсем готова к такой постановке задачи. Поэтому сейчас первой по значимости оказывается кибернетическая составляющая учеб¬ного процесса: ученик учится, а школа организует этот процесс, управляет им. Но если рассматривать учебный процесс как в зна¬чительной мере кибернетический, то он должен подчиняться фун¬даментальным принципам и теоремам этой науки. С точки зрения кибернетики происходящее в классе можно рассматривать как сложную систему с регулированием вариаций, где учитель с его образовательной технологией является управ¬ляющей системой, а ученики - управляемым объектом. Функцио¬нирование таких систем определяется шестью принципами. Традиционная школа шла первым путем, и это привело к тому, что учитель работал на «среднего», не существующего в природе ученика, по единым унифицированным программам с жестким ад¬министративным контролем за временем «прохождения» того или иного материала. Правда, это нивелирование всегда сопровождалось призывами к дифференцированно-индивидуальному подходу и нель¬зя отрицать, что были учителя-мастера, которые добивались в этом успехов. Существовавшая школа хорошо соответствовала обществу, в котором она функционировала, и качество российского образова¬ния всегда считалось в мире одним из лучших. Но по сути дела ин¬дивидуального подхода как не было, так и нет, поскольку настоящий индивидуальный подход предполагает построение для каждого уче¬ника собственной траектории продвижения по материалу, отвечаю¬щей его потребностям, возможностям и психологическим особенно¬стям. Мы же, в лучшем случае, наблюдаем у педагогов «карточки для сильных», «для слабых» и для «остальных». Первый путь - ограничение разнообразия класса - тоже не сле¬дует отметать, но способ его реализации иной - групповое обучение. Матрица методов и форм может служить инструментом повы¬шения разнообразия преподавателя, особенно в сочетании с накоп¬ленным им арсеналом приемов педагогической техники. Пожалуйста, оцените конспект - Сущностные особенности интерактивных форм и методов обучения: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
7716 |
Конспект прислал: gubrienko-e 13 апреля 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||