Видео смотреть бесплатно

Смотреть русский видео

Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Методическая тема «Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности с умственно отсталыми детьми»


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Методическая тема «Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности с умственно отсталыми детьми»


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Оглавление

Введение_________________________________________________________________2

Значение техники изображения в процессе создания детских рисунков________________3

Коррекционная направленность нетрадиционных техник изображения________________4

Использование нетрадиционных техник изображения в сюжетном рисовании
детей с отклонениями в развитии_______________________________________________6

Этапы работы с нетрадиционными техниками изображения_________________________6

Нетрадиционные техники изображения_____________________________________________8

Вывод________________________________________________________________________12

Приложение№1____________________________________________________________13

Литература_______________________________________________________________16

Приложение №2 (примерные конспекты занятий)________________________________17
































Введение

На протяжении всей истории специальной психологии и коррекционной педагогики исследователи искали методы, сочетающие в себе высокую диагностическую и коррекционную направленность. Уже в начале XX века психиатры и психологи выделяли изобразительную деятельность в качестве одного из важнейших средств в диагностическом инструментарии. Гораздо позднее она начала использоваться в коррекционных целях.
Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют, по данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1-3 % от общей детской популяции. Главной задачей обучения и воспитания умственно отсталых детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.
Изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта.
Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые дети выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре.
Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных тех¬ник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Говоря об изобрази¬тельных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традицион¬ные и нетрадиционные. В первом случае мы знаем почти все от красок до различ¬ных мелков, а во втором затрудняемся ответить. А ведь можно рисовать и зубной щеткой, и ватой, пальцами, ладонью, тампоном, мятой бумагой, свечой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги. Нетрадиционная техника рисования помо¬гает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.

Цель использования нетрадиционных техник рисования – развитие художественно-творческих способностей детей с отклонениями в развитии средствами нетрадиционного рисования.
Основные задачи:
• учить видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая сюжет;
• ознакомить с нетрадиционными техниками изображе¬ния;
• учить самостоятельному использованию различных мате¬риалов для создания выразительного сюжетного изображения;
• учить планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, подбирать необходимое оборудование, опреде¬лять последовательность действий;
• учить формировать предварительный замысел и реализо¬вывать его;
• развивать творческое воображение, зрительно-двигатель¬ную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чув¬ствительность, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, связную устную речь;
• воспитывать устойчивый интерес к рисованию, желание работать в коллективе;
• учить адекватно оценивать свою работу и рисунки товари¬щей.
Предполагаемый результат: Эффективная система работы, включающая нетрадиционные способы рисования, стимулирующая художественно-творческое развитие детей с отклонениями в развитии.

Значение техники изображения в процессе создания детских рисунков

Изобpазительная деятельность детей со сниженным интеллектом, в отличие от ноpмы, имеет свои специфические особености.
Рисуночная деятельность детей с pазличными фоpмами задеpжки психического pазвития имеет свои особенности. Главное, что отличает их от ноpмально pазвивающихся детей - некотоpое запаздывание пеpехода стадий pазвития pисунка и более выpаженная воспpиимчивость к обучению изобpазительной деятельности по сpавнению с ноpмально pазвивающимися свеpстниками.
Умственно отсталые дети пpоявляют большую активность в pисовании, пpедпочитают этот вид деятельности дpугим фоpмам детской активности, поэтому пpи систематическом обучении такие дети могут овладеть техникой pисования, Следует отметить, что на эффективность обучения изобpазительной деятельности детей оказывают влияние индивидуальные особеннности pазвития каждого конкpетного pебенка, обусловленные дефектом: чем глубже задеpжка pазвития, тем менее выpажен пpогpесс в pисовании. Рисование детей с отклонениями в pазвитии имеет достаточно четкие хаpактеpистики в зависимости от вида дефекта. Это дает основание использовать детские pисунки как сpедство диагностики задеpжек и отклонений умственного pазвития pебенка.
При обучении детей с отклонениями в развитии большое значение имеет принцип индивидуального подхода к учащимся, который реализуется на всех этапах работы с детьми. Выполнение этого принципа требует от воспитателя знаний об особенностях, присущих каждому ребенку.
В целом продуктивные виды деятельности вносят существенный вклад в компенсацию первичных нарушений в структуре имеющихся у ребенка отклонений и в коррекцию вторичных недостатков, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии его личности, поведении и общении, социализации в целом. Эстетическое воспитание детей с нарушением интеллекта пронизывает всю жизнь детей в группе, реализуясь через различные методы работы воспитателей и виды детской деятельности
Изобразительная деятельность дает возможность ребенку создать рисунок на основе собственного замысла, реализуя в них свои потенциальные возможности и реальные умения оперировать конкретными графическими образами и действиями; использовать цвета, нестандартные формы, оригинальное сочетание материалов, не подражая другим работам.
Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки, образная сфера в целом. На данных занятиях у детей формируются элементы учебной деятельности — умение принять задачу, удержать ее в ходе выполнения задания, произвести первичную элементарную самооценку. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведения ребенка, наполняют смыслом его самостоятельную деятельность.
В целом продуктивные виды деятельности вносят существенный вклад в компенсацию первичных нарушений в структуре имеющихся у ребенка отклонений и в коррекцию вторичных недостатков, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии его личности, поведении и общении, социализации в целом.
Что же считается основным в обучении художественному творчеству?
Прежде всего, стало понятным, что ребенку необходимо дать средства той дея-тельности, которой он начинает заниматься. Если он занимается живописью, ему надо научиться элементарно, пользоваться кистью и красками, уметь видеть цвет и форму предметов и т.д. Ребенок с отклонениями в развитии не сможет найти эти средства, выработанные на долгом пути развития человечества. Он сможет открыть только самые прими¬тивные из них, и творчество его обречено оставаться на самой низкой ступени.
Но оказывается, дать технические навыки недостаточно. Даже при хорошем ов-ладении ими ребенок, да часто и взрослый, остается на уровне ремесла, а не твор¬чества. Нужно вложить еще в свое произведение то, что называется душой, а пси¬хологами определяется как эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.
Обучение является отнюдь не механической передачей знаний и умений детям. Это двусторонний процесс. Важно создать оптимальные условия для каждого ре¬бенка. Заботясь о качестве педагогических методов и приемов, следует всегда учи¬тывать реакцию детей на процесс обучения. О результатах художественного обу¬чения можно судить не только потому, что ребенок правильно и выразительно нарисовал, но и по тому, возник ли у него интерес к этому занятию, готов ли он к самостоятельной деятельности, ощущает ли недочеты своего исполнения, способен ли преодолевать их. Сложной для дошкольников является и методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
Считаю, рисование нетрадиционным способом, интересным и доступным для детей. Сам вид материала, его простота стимулируют творческую активность ребенка, активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

Коррекционная направленность нетрадиционных техник изображения

В коррекционно-педагогической системе воспитания и обу¬чения детей с отклонениями в развитии важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию. К сожалению, на занятиях нетрадиционные техники изображения используют¬ся редко, не учитывается их высокая коррекционная значи¬мость.
Между тем применение нетрадиционных техник способ¬ствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах дей¬ствия с ними. У детей развивается способность переносить ус¬военные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и под¬крашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисова¬ния клей и т. д. Дети знакомятся с разными способами окраши¬вания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле, учатся работать кистью, карандашом, стекой. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изоб¬ражения с помощью подручных средств (ниток, веревок, по¬лых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п.
На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать (смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображенный предмет цветными мелками на¬носить гуашь или акварель и т. д.).
При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Ознакомле¬нию с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Дети видят, что при добавлении разного количества воды в акварель можно получить различные оттенки цвета. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.
Как известно, умственно отсталые дети часто копируют образец, предъяв¬ленный им. Нетрадиционные техники изображения не позво¬ляют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инст¬рументами. Это дает толчок к развитию воображения, творче¬ства, самостоятельности, инициативы, проявлению индивиду¬альности. Применяя и комбинируя разные техники изображе¬ния в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоя¬тельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализи¬руют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сде-лать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.
Нетрадиционные техники изображения требуют точного со¬блюдения последовательности производимых действий. Следо¬вательно, дети учатся планировать процесс рисования.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стиму¬лирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют по¬вышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование ме¬лом по бархатной бумаге и т. д.). Для коррекции мелкой мото¬рики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование по клейстеру, руками. Эти и дру¬гие техники требуют точности и быстроты движений (напри¬мер, выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (например, чтобы не порвалась бумага, не сломал¬ся мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результа¬та можно и не достигнуть).
Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохра¬няется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Нетрадиционные техники позволяют воспитателю осуществ¬лять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Например, в коллективной работе на тему «Наша ули¬ца» можно использовать различные техники изображения, ко¬торые позволяют учесть индивидуальные возможности детей (от рисования ладонями кроны деревьев до написания таких коротких слов, как «школа»). Кроме того, каждый ребенок мо¬жет выбрать ту технику, которая больше ему нравится.
Рисование в несколько рук, как коллективная форма рабо¬ты, сближает детей единой целью, у них развиваются навыки культуры общения, эмоционально теплые отношения со свер¬стниками, происходит усвоение нравственных норм, правил поведения.
Исследователи указывают на то, что нетрадиционные тех¬ники изображения могут способствовать ослаблению возбуж¬дения слишком эмоционально расторможенных детей. Так, М.И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование (на¬пример, игра в кляксы) увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Если чрезмерно ак¬тивный ребенок нуждается в обширном пространстве для раз¬ворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе игры в кляксы зона его ак¬тивности сужается, уменьшается амплитуда движений. Круп¬ные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Круг внимания ребенка сужается и сосре¬дотачивается на малой зоне. У детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью клякс, становятся менее агрессивными по содержанию и более сочными, яркими и чистыми по цвету2.
Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятель¬ности, коррекции психических процессов и личностной сферы умственно отсталых детей в целом.

Использование нетрадиционных техник изображения в сюжетном рисовании детей с отклонениями в развитии
Важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, является овладение графическими навыками. Исследователи указывают, что плохое владение ин¬струментом, собственной рукой, незнание выразительных воз¬можностей материалов, способов рисования ими, различного рода затруднения при решении изобразительных задач меша¬ют ребенку передать в рисунке задуманное, порождают неудо¬вольствие собой, что может спровоцировать отказ от рисования вообще. Поэтому одна из самостоятельных и важных задач изобразительной деятельности - освоение техники рисования.
В изобразительном искусстве под техникой (в пер. с греч. technike — искусная и techne - искусство, мастерство) понима¬ется совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведе¬ние. Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника спе¬циальным материалом и инструментом (отсюда техника масля¬ной живописи, акварели, гуаши и т. д.), умение использовать художественные возможности этого материала; в более широ¬ком значении это понятие охватывает и соответствующие эле¬менты изобразительного характера - передачу вещественности предметов. Таким образом, под техникой рисунка понимает¬ся владение материалами и инструментами, способами их исполь¬зования. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предмета.
Т.С. Комарова пишет, что «исходя из разнообразия рисовательной техники в изобразительном искусстве и учитывая воз¬можности детей дошкольного возраста, целесообразно обога¬тить техническую сторону детского рисования. Этого можно достигнуть, разнообразив способы работы уже известными в ши¬рокой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель и т. д.), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику».
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, кото¬рые не являются общепринятыми, традиционными (в пер. с лат. Ъгас1Шо - привычный) в педагогической практике образо-вательных учреждений.

Этапы работы с нетрадиционными техниками изображения
Коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения, включает в себя решение следующих задач:
- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изоб¬ражения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- овладение дошкольниками нетрадиционными техниками рисования;
- использование нетрадиционных техник изображения в
самостоятельной деятельности детей.
Коррекционно-педагогическая работа проводится на заня¬тиях и состоит из трех этапов.
Первый этап
На данном этапе педагог знакомит детей с наиболее просты¬ми видами нетрадиционных техник изображения. Это могут быть монотипия, рисование нитками, под музыку, печатание листьями. Вначале детям показывают работы, выполненные каким-то одним видом техники, рассказывают о нем, показы¬вают способ выполнения изображений, просят рассказать о последовательности производимых действий. Детям предо¬ставляется возможность самостоятельно повторить данный способ на практике. На этом этапе используются традиционные инструменты (кисти) и материалы (гуашь). Данными техника¬ми дошкольники могут создавать как предметные, так и сю¬жетные рисунки. Например, при использовании монотипии каждый ребенок сначала рисует у себя на листе бумаги бабоч¬ку, а после того, как рисунки высохнут, бабочек вырезают и приклеивают на одно общее полотно, тонированное зеленой краской. В итоге получается коллективная работа «Бабочки на поляне». Аналогично можно использовать рисунки, выполнен¬ные в технике печатание листьями, когда из предметного ри¬сунка детей «Дерево осенью» получается коллективная работа «Осенний лес».
Второй этап
На данном этапе обучение нетрадиционным техникам изоб¬ражения усложняется. Педагог знакомит детей с такими вида¬ми техники рисования, при использовании которых необходи¬мо изготовлять инструменты (рисование методом наката), сме¬шивать краску с другими материалами (рисование мыльной пеной), наносить один изобразительный материал на другой (рисование в технике «мятый рисунок»). Дети учатся ориенти¬ровочно-исследовательским действиям, экспериментирова¬нию, познают свойства материалов, правила применения обо¬рудования, осваивают способы работы с нетрадиционными ин¬струментами, учатся наносить приготовленную смесь на бумагу штрихами, пятнами, мазками и т. д.
Сначала дошкольники пробуют изобразить данными техни¬ками предметы, затем сюжетные эпизоды, а в конце переходят к сюжетному рисованию.
На занятиях дошкольники учатся сравнивать различные виды техники рисования, сопоставлять изображения одного и того же предмета, выполненные разными нетрадиционными техниками, выявлять выразительные возможности каждой техники.
Педагог знакомит детей с такими нетрадиционными техни¬ками изображения, как печатание бумагой, рисование клякса¬ми, мыльной пеной, ребром картона, по клейстеру, методами набрызга и наката. Дошкольники узнают о рисовании по стек¬лу, о клеевой технике, о технике «мятый рисунок» и т. д.

Третий этап
На занятиях по изобразительной деятельности используют¬ся смешанные техники, а также коллективное рисование не¬традиционными техниками. При выполнении таких заданий, где организующую роль выполняет педагог, дошкольники учатся анализировать, комбинировать образы, работать вместе со сверстниками, общаться. Эти задания достаточно сложны. Вначале дети учатся работать в паре, позже группа может на-считывать до 4-6 человек. Для коллективных работ использу¬ют такие нетрадиционные техники изображения, как рисова¬ние руками (ладонями, ребром ладони, кулаком, подушечками пальцев), рисование по кругу. При использовании смешанной техники дошкольники учатся сочетать в одном рисунке раз¬личные техники (рисование нитками, ладонями, кляксами и т. д.), а также комбинировать виды изобразительной деятель¬ности: рисование, лепку, аппликацию. Третий этап может за¬вершиться созданием творческой композиции, в которой при¬нимают участие несколько детей (см. приложение № 1).
Итогом каждого из этапов коррекционно-педагогической работы должен стать перенос усвоенных на занятиях знаний, умений, навыков в самостоятельную деятельность дошкольни¬ков (см. приложение № 3).
Таким образом, коррекционно-педагогическая работа на¬правлена на постепенное увеличение самостоятельности до¬школьников, на повышение их умственной активности. Конеч¬ной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла. Наряду с решением глав¬ной задачи (формирование способности создавать сюжетное изображение нетрадиционными техниками), происходит обу¬чение и таким элементам творчества, как определение темы рисунка, композиции, осуществление отбора предметов, пер¬сонажей будущего рисунка. Необходимо поощрять стремление дошкольников дополнить замысел новыми деталями, обра¬зами.
Усложнение обучения нетрадиционным техникам рисова¬ния детей с ЗПР происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжет¬ных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового (традиционного) оборудова¬ния, материала к применению таких, которые необходимо са¬мим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использо¬ванию смешанных техник изображения;
от индивидуальной работы к коллективному изображе¬нию предметов, сюжетов нетрадиционными техниками

Нетрадиционные техники изображения
Техника «Монотипия»
Оборудование: лист бумаги для рисования, кисть, гуашь разного цвета, розетки для краски, баночка для воды, подстав¬ка для кисти.
Технология рисования. Лист бумаги для рисования разде¬лить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости до¬рисовать предмет.
Примерные темы для рисования:
«Ваза для цветов», «Цветы», «Дерево», «Бабочки»

Техника «Рисование под музыку»
Оборудование: магнитофон (проигрыватель), кассета (плас¬тинка) с записью музыкального произведения, краски разных цветов, розетки для краски, кисти, подставка для кисти, бума¬га для рисования, баночка для воды.
Технология рисования. Дети прослушивают музыкальное произведение1. По окончании его звучания педагог предлагает детям «нарисовать» прослушанную музыку и дает задание при¬думать название своему рисунку
Техника «печатание листьями»
Оборудование: листья деревьев или кустарников (незасушенные), бумага для рисования, гуашь разных цветов, кисть флейц, розетки для краски, баночки для воды, подставка для кисти.
Технология рисования. Лист дерева (кустарника) положить на газету и раскрасить. Аккуратно приложить лист дерева рас¬крашенной стороной к альбомному листу. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой (можно газетной), прогладить ладонью. Снять бумагу и лист дерева. Отпечаток готов. По же¬ланию можно дорисовать ствол, чтобы получилось дерево.
Количество листьев может быть разным, в зависимости от размеров бумаги и самих листьев.
Примерные темы для рисования:
«Осенний лес»,
«Дерево осенью»
Техника «рисование нитками»
Оборудование: простые нитки № 10, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для ис¬пользованных ниток.
Технология рисования. Сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и во¬дить им по листу бумаги для рисования в разных направлени¬ях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.
Примерные темы для рисования:
«Салют»,
«О чем рассказала ниточка»,
«Космос»
Техника «печатание бумагой»
Оборудование: куски плотной бумаги, гуашь (количество цветов зависит от темы рисования), бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных комков бумаги.
Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги на¬нести краску на альбомный лист для рисования. По мере необ-ходимости комок плотной бумаги заново опускается в краску. Для использования гуаши другого цвета смять новый кусок из плотной бумаги.
Примерные темы для рисования:
«Волк и семеро козлят»,
«Облака»,
«Пушистый котенок»

Техника «рисование мыльной пеной»
Оборудование: мыло или сильно пенящееся средство, безо¬пасное для детей, гуашь, розетки для краски, крупная кисть (№ 12-16), бумага для рисования, губка из поролона, простой карандаш, подставка под кисть.
Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. От¬жать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наме¬тить простым карандашом (предметы должны быть относи¬тельно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть или смахнуть.
Примерные темы для рисования:
« Воздушные шары »
«Салют»
Техника «рисование методом напыления»
Оборудование: кисть флейц, палочки (можно использовать спички), гуашь, розетки для краски, два листа бумаги для ри¬сования одинакового размера, фартуки, баночка для воды, под¬ставка для кисти, шаблоны.
Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Кисть с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги.
Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя (если делать движение от себя, то брызги от краски будут попа¬дать на человека). Краска напыляется на бумагу мелкими ка¬пельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.
Таким способом можно тонировать бумагу, прикрыв место изображения предмета
шаблоном.
Если по очереди использовать вырезанный лист и шаблон, то можно получить
рисунок, выполненный полностью данной техникой.
Примерные темы для рисования:
«Салют», «Фрукты», «Букет цветов»

Техника «рисование руками»
(ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами)
Оборудование: бумага для рисования размером АЗ или ватман, гуашь разного цвета, блюдца для краски диаметром 20-25 см, фартуки, полотенце, таз с водой для мытья рук.
Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оста¬вить отпечаток на листе ватмана. Предварительно лист ватма¬на можно окрасить в светлый тон.
Примерные темы для рисования:
«Осенний лес»,
«Цветы»,
«Зоопарк»,
«Бабочки»,
« Мир животных »,
«Подводное царство»
Техника «рисование по клейстеру»
Оборудование: мука, вода горячая и холодная, стека (па¬лочка, картон), гуашь, емкость для клейстера, жесткая кисть больших размеров с плоским ворсом.
Технология рисования. Заварить клейстер, разложить его в емкости, затем добавить в него краску. Набрать клейстер на кисть и нанести на бумагу ровным толстым слоем. Взять палоч¬ку и процарапать рисунок. Оставить сохнуть.
Примерные темы для рисования:
«Осенний лес», «На дворе зима», «Рыбы в пруду»

Техника «тычок жесткой полусухой кистью»

Оборудование: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Технология рисования. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Появляется возможность «почувствовать» многоцветное изображение предмета, а сочетание техники тычка с рисованием отдельных мелких деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие возможности. Рисунки получаются объемными и живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него.

Техника «Кляксография.»

Оборудование: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложка, трубочка (соломинка для напитков), нитка средней толщины.
Технология рисования. При обычной кляксографии ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Техника «Восковые мелки или свеча плюс акварель»

Оборудование: восковые мелки или свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Технология рисования: ребенок рисует восковыми мелками или свечой на белой бумаге. Затем раскрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками (свечой) остается не закрашенным.
Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берем флейцевую кисть или большой тампон с краской, ведем по листу – на цветном фоне появляется рисунок.
















































Вывод
Используя на занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные способы рисования, сделала следующие выводы:
1. художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка;
2. использование нетрадиционных способов на занятиях рисования действительно стимулирует художественно-творческое развитие детей;
3. принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, но умелое руководство воспитателя может дать возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества;
4. использование нетрадиционных способов рисования положительно влияют на подготовку руки к письму;
5. занятия рисования, где дети рисуют нетрадиционными способами, не допускает демонстрации образцов и приемов работы, т.к. каждый рисунок получается неповторимым и уникальным, а в ряде случаев, даже непредсказуемым;
6. дети стали более смелыми в выборе способов и изобразительных материалов, на таких занятиях нет слов «не умею», «не получается», есть только слова «могу» и «хочу научиться».

В процессе работы по теме " Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности", мною разработан план занятий, который позволит дополнить содержание «Программы обучения и воспитания умственно отсталых детей». Предлагаемое тематическое планирование художественно-творческого развития представлено по разделам. Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.
Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний, от простого к сложному.



Литература


1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. /Под ред. Е.А. Медведевой. - М.: Академия, 2001.
2. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомен¬дации. - М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967.
4. ГозоваА.П., КулагинЮА., ЛубовскийВ.И., Петрова В.Г., Роза¬нова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей //Дефектология. 1983. № 6. С. 3-16.
5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999.
6. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. /Под ред. С.Г. Шевченко.-М.: АРКТИ,
2001.
Ч. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.: Международный образовательный и психологический кол¬ледж, 1996.
8. Егорова Т.В. Своеобразие мыслительной деятельности // Дети с ЗПР. Под ред. Т.А. Власовой, Л.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984. Гл. 5. С. 70-106.
9. Екжанова ЕА. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР. Методическое пособие. - М., 2000.
10. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Изд. НПО «МОДЭК», 1998.
11. Захарова Л.Н. Прикладные вопросы психологии научно-тех¬нического творчества. - Горький: Изд. ГГУ, 1989.
12. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представ¬лений и воображения. - М.: Педагогика, 1956.
13. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. - М., 1952.
14. Казакова Р.Г. Изобразительная деятельность младших до¬школьников. - М., 1980.
15. Комарова Т.С, Сакулина НЛ., Халезова НД. и др. Методика обу¬чения изобразительной деятельности и конструированию. - М., 1991.
16. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.,1976.
17. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1990.


Авторские права: Комина Татьяна Николаевна


Пожалуйста, оцените конспект - Методическая тема «Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности с умственно отсталыми детьми»:
  • 85
 (голосов: 1)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: komina_tn 10 февраля 2012 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2014. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн