Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Родительское собрание «Проблема самостоятельности» |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Родительское собрание «Проблема самостоятельности» |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Родительское собрание
«Проблема самостоятельности» 1. Подготовка: - Анкетирование детей:- Какие обязанности по дому у тебя есть - В котором часу ты обычно встаешь в выходной день? - Вспомни, пожалуйста, как ты провел последние два выходных дня, и перечисли все, чем занимался в эти дни. - В котором часу ты обычно в выходной день ложишься спать? - Кто помогает тебе готовить уроки дома? - В чем заключается эта помощь? - О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы? - Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой? - Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы? Перечисли, пожалуйста, свои занятия. - Чем бы ты хотел заниматься? - За что бы ты хотел отвечать дома? - Создание памяток для родителей: - Памятки: «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?» Начните с предмета, который легче дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей. Таблицу умножения повесьте над кроватью - и учите с ней и умножать, и делить сразу. Радуйтесь вместе тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение «на два», потом «на четыре», «на восемь». Дойдут в школе до трех, учите «на шесть» и «на девять». Умножение на «5» учите по часам, по положению стрелки, и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребенка находить особенности и закономерности. Задачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И еще 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли?» Первое происшествие — про яблоки. Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. Затем примемся за другое происшествие. Узнаем про яблоки и сливы вместе. О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает вам прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно. По языку обращайте внимание на выполнение упражнения полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его. Природоведение — не только по книге. Выпишите «Юный натуралист». Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты. Смотрите различные познавательные передачи. «Садимся за уроки» 1. Садись за уроки всегда в одно и то же время. 2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий. 3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо. 4. Сотри со стола пыль. Смени, если необходимо, загрязненный лист бумаги. 5. Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол). 6. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике. 7. Приготовь письменные принадлежности для занятий. 8. Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе. 9. Убери со стола все лишнее. 10. Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротничок рубашки, если он давит шею. Открой учебник... (Мир детства: Младший школьник / Поя оед. А.Г. Хрипковой. М., 1988. С 72.) 2. Выступление педагога. Объявление темы, постановка проблемы. Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения. Самостоятельная деятельность учащихся является необходимым условием развития их познавательных способностей. Развитие самостоятельности учащихся необходимо начинать уже с первых дней обучения в школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит становление таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность и способность к самоконтролю. Проблема развития самостоятельности у школьников имеет особую актуальность. Высокие темпы развития и совершенствования науки и техники, потребность общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, способных быстро ориентироваться в обстановке, обусловливают актуальность проблемы развития познавательной деятельности учащихся на современном этапе школьного образования. Поэтому одной из главных наших задач является развитие у учащихся познавательной самостоятельности, познавательных интересов, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, творческого отношения к делу. Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к психическому развитию школьников. Важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает научить их хотеть учиться. Познавательная активность и самостоятельность являются признанным средством повышения осознанности и действенности изучаемого, результатом эффективной организации учебного процесса, неотъемлемой частью умственного развития, определяющей степень его сформированности Что такое самостоятельность? Наиболее типичные ответы: "это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих"; "способность рассчитывать только на свои силы"; "независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество"; умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще; "умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому". Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к школьнику? Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Распознать ее у ребенка очень сложно: мы оперируем почувствует, что может справиться сам. Овладев вторым компонентом самостоятельности - целенаправленным осуществлением своих намерений, ребенок все равно остается зависимым от взрослого, точнее от его способности соотносить результат с "нормой". Малыш в принципе овладевает этим раньше и часто использует его в игре, но в том типе деятельности, которую он осваивает на третьем году жизни, есть принципиальное новшество - "всеобщий эффект", о котором мы говорили выше. Ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающий всех результат. Носитель этого знания - взрослый, поэтому каждое самостоятельно задуманное и осуществленное действие ребенка он обязательно должен оценить, а это - целое искусство. С появлением первых ростков самостоятельности ребенок становится очень чувствительным к своим правам на ее проявление (вспомните Диму) - столь же остро он реагирует и на оценку своих действий. Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его "взрослых" инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с вашими надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично объясните, почему не получилось. Малыш так старался полить все цветы в доме, что не прошел мимо сирени на обоях. Жаль, конечно, испорченных обоев и разбухшего паркета, но удержитесь от брани и объясните ему, что бумажные цветы не поливают. Выслушивая ваши доводы, он со временем усвоит все понятия "нормативного", "общепринятого". В 3,5 года ребенок уже практически безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо, чего надо стыдиться, а чего - не надо, и без нашей оценки. Такого рода способность - функция самоконтроля - завершающий этап формирования самостоятельности в предметной деятельности. Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать ее, малыш становится уже в какой-то степени независимым от взрослого. Но это лишь первый и весьма скромный шажок на пути к зрелой самостоятельности. Изменится возрастная ведущая деятельность, и он снова будет проходить все этапы освоения самостоятельности. Парадокс, но она не переносится автоматически из одного типа деятельности в другой. Если ваш малыш в 3 года успешно овладел самостоятельными предметными действиями, это еще не значит, что он будет успешно учиться в школе, если только не предпримет специальных усилий для этого. `Пробелы` в самостоятельности ребенка на любом из предыдущих этапов ее развития чреваты `цепной реакцией` - минусами в последующем. Часто самостоятельность ребенка застревает на дошкольном уровне. Его постоянно нужно контролировать в учебе, насильно усаживать за уроки и стимулировать интерес к ним. Правда, это не так сильно сказывается на общем его психическом статусе, как, скажем, умственное или речевое развитие. Тем не менее нарушения неизбежны: отсутствие произвольности, усидчивости, ответственности за порученное дело - все это прямое следствие личностных деформаций при становлении самостоятельности. Как выглядит несамостоятельность? Oсновные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте - это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором - синдром беспомощности. Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка. Причины разные: страх за него, желание уберечь от неминуемого поражения или презрительное отношение к его "глупым" затеям. Итог один - отмирание инициативности как первого звена в формировании самостоятельности. Естественно, не проявятся и все последующие ее компоненты. Конечно, предметная самостоятельность не отмирает полностью - просто переносится ребенком в другую сферу активности (например, в общение с взрослым) и начинает проявлять себя в неспецифической форме: ребенок "мается", не знает, чем себя занять - то, что он хочет делать, ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится. Тогда он переносит свои проблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит ее из себя - короче, реализует свою потребность в независимости другим способом. Если позволить этим чертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся невротик, который без мамы не может учиться и общаться с ровесниками. Синдром беспомощности - это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности. У малышей нет даже того первого компонента самостоятельности, который все-таки присутствует у инфантильных детей - инициативы предметных действий. Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбопытны. Особо грубые формы задержки свойственны детям, которые с раннего возраста воспитывались в детских домах, круглосуточных группах детского сада и т.д. Недостаточное по объему и качеству общение с взрослыми, разлука с близкими угнетает развитие многих функций ребенка, в том числе и самостоятельности, хотя, казалось бы, для детей созданы все условия. Вот урок родителям, которые умудряются развить синдром беспомощности у ребенка даже во вполне благополучной семье родителей-энтузиастов, увлекающихся какой-нибудь `модной` теорией: бэби-йога, непрерывное закаливание, сыроедение и т.д. В сочетании с другими средствами воспитания они не могут нанести вреда психике ребенка, но, оставаясь единственной формой активности, способны привести к необратимым последствиями - как любой односторонний крен. 3. Работа родителей в группах. Обсуждение и определение, что они считают нужным отводить детям на самостоятельную работу и в каком количестве. 4. Выступление представителей группы и объявление своего решения. 5. Анализ детских анкет. 6. Советы по воспитанию самостоятельности. Показ презентации. 7. Ответы на вопросы родителей. 8. Заключение. Выдача памяток. Авторские права: Kusudamar Пожалуйста, оцените конспект - Родительское собрание «Проблема самостоятельности»: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
7238 |
Конспект прислал: Kusudamar 18 января 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||