Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Статья "Самостоятельная работа как орудие педагогического руководства и управления познавательной деятельности младших школьников" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Статья "Самостоятельная работа как орудие педагогического руководства и управления познавательной деятельности младших школьников" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Можно ли получить хорошее образование без интенсивной целенаправленной самостоятельной работы? Видимо, никто не будет возражать, что обрести собственный взгляд на ту или иную проблему, собственную позицию можно лишь в том случае, если есть навык самостоятельного умственного труда, т.е. привычка обдумывать услышанное и прочитанное, сопоставлять высказанную точку зрения с другими, выдвигать и проверять предположения, делать выводы и т.д.
Проблема развития познавательного интереса, самостоятельности учащихся не новая, но не теряет своей актуальности и является серьёзной базой для совершенствования урока по любому предмету. Развивающемуся обществу, думающему о будущем государства, необходим культ знаний. Ведь образованность и высокая культура народа – это высокая эффективность труда, рациональная экономика, научно – технический и социальный прогресс. И в то же время стремление к образованию, к познанию мира – это новый образ жизни, это одна из самых возвышающих человека духовных потребностей. Есть целый ряд условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к науке, изучаемой в школе. Среди них: мотивация изучения предмета; активные действия ученика в процессе самостоятельного «открытия» новых знаний; разнообразие способов действий в процессе учебного труда; постоянные связи с усвоенным ранее интересным материалом и грамотно проведённые самостоятельные работы. Существенную роль в активизации познавательной деятельности школьников играет самостоятельная работа. В процессе самостоятельного поиска активно работает мышление, поэтому усвоенные знания осмысленны, прочны. Демократизация и гуманизация воспитательного процесса определённым образом связана с развитием самостоятельности у детей и подростков. Современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. Самостоятельная работа по своей сути предполагает максимальную активность каждого обучающегося. Она проявляется и в организации работы, переработке, закреплении, применении знаний. В способности и возможности проявить самостоятельность выражаются потребности ребёнка. Психологи считают, что потребность присуща детям с раннего детства. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Младший школьник возраст – особый самоценный период, в котором развиваются важнейшие качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше. Чтобы достичь этого, необходимо педагогически грамотно выстроить «технологию» процесса воспитания. Таким образом, педагогу придётся решать проблему оказания помощи каждому ребёнку в организации его самостоятельной личной деятельности, как в урочное, так и внеурочное время. Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинить своё поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность, без опоры на постороннюю помощь. Так говорят педагоги и психологи. А вот как понимают, что такое «самостоятельность» младшие школьники. Самостоятельность – это когда дети делают всё без взрослых, одни, когда никто не заставляет, не командует, не руководит, не подсказывает. Многие педагоги считают, что возраст 6 – 8 лет является наиболее благоприятным периодом формирования готовности ребёнка к самостоятельности, так как этот возраст содержит большие возможности для равностороннего развития. А если они в младших классах научатся самостоятельно работать на уроках, то в среднем звене и в старших классах у них рождается желание хорошо учиться. Самостоятельная работа способствует расширению детского кругозора, вызывает интерес к учению, учит думать, размышлять и наблюдать. Таким образом, каждому ребёнку необходимо упражняться в выборе: попробовал себя в одном деле, выбери другое, реши, как будешь действовать – один или с товарищами, самостоятельно или с помощью старшего, т.е. педагога. Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания. Главная задача учителя – поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Очень важно специально подготовить такого ребёнка к ответу – стоять с ним рядом, поощрять, не боясь перехвалить, демонстрировать всему классу его успехи и активность. В младших классах шаг за шагом дети учатся работать самостоятельно. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются. Средний уровень означает частую потребность ребёнка в помощи взрослого при выполнении заданий и поручений, умение её принимать, умение обратиться за помощью к взрослому. Низкий уровень отражает сниженную самооценку ребёнка, невозможность принять на себя ответственность, постоянную потребность в контроле извне и в подтверждении правильности каждого шага с взрослого, страх перед новым. Отслеживание данных уровней позволяет мне видеть, насколько развивается самостоятельность ребёнка. Снижение уровня самостоятельности или отсутствие продвижения ребёнка вперёд по данному показателю требует коррекции образовательного процесса, включение в него элементов самоанализа детьми успехов, приёмов развития самооценки и изменения системы отношений с учениками в сторону подчёркивания их успехов, повышения комфортности обучения. Все показатели фиксирую в лист индивидуальных достижений ребёнка. Изучив разнообразную литературу по теме, имея многолетний опыт работы с младшими школьниками, я убедилась в том, что одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности. В процессе самостоятельной работы у детей формируются навыки культуры труда, умения работать с книгой, активизируется внимание. Самостоятельная работа готовит ребёнка к непрерывному образованию, добыванию новой информации в течение всей жизни. Обучающий результат самостоятельной работы выражается в накоплении ребёнком фактического материала и опыта его личностного осмысления, оценки. Развивающий эффект самостоятельной работы обеспечивается предельной активностью и напряжением психических сил, вовлечённых в работу формированием умений и навыков самостоятельного труда. Одновременно происходит воспитание таких качеств, как добросовестность, усидчивость, прилежание, дисциплинировать, ответственность. Список использованной литературы 1. Агаркова Н.Г. Самостоятельная работа при закреплении материала на уроках русского языка./ / Начальная школа. - 2002г. - №6. 2. Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей».// Начальная школа - 1992. - №3. 3. Ерастов М.П. Методика самостоятельной работы. – М.,1985. – 234 с. 4. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся. – М., 1961. –154 с. 5. Мигачёв С.П. Методика проведения самостоятельной работы. Виды самостоятельных работ.// Завуч начальной школы. - 2003 с.- №5. 6. Осипова М.П., Качанова Н.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников. – Минск: Народная Асвета, 1987. – 111с. 7. Прокофьева В.Б. Как научить детей стать самостоятельным // Начальная школа. - 1989г. - №2. 8. Смирнова В.И. Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка. М.; 1962 . – 86 с. 9. Пожалуйста, оцените конспект - Статья "Самостоятельная работа как орудие педагогического руководства и управления познавательной деятельности младших школьников": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
947 |
Конспект прислал: Aiza.I 10 апреля 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||