Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Чтение - увлечение или наказание? - статья по развитию беглого, выразительного и осознанного чтения на уроках и во внеклассной работе. |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Чтение - увлечение или наказание? - статья по развитию беглого, выразительного и осознанного чтения на уроках и во внеклассной работе. |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Чемерикина Галина Александровна. Отличник народного просвещения.
Учитель начальных классов высшей категории, заместитель директора по УВР высшей категории МОУ СОШ №3 имени В.Н.Щеголева ЗАТО Светлый Саратовской области. 412163, Саратовская область, Татищевский район, п.Светлый, ул.Лопатина 3-14,телефон 89272223200, 88455833583. [email protected] «ЧТЕНИЕ - УВЛЕЧЕНИЕ ИЛИ НАКАЗАНИЕ?» Материал по развитию беглого, выразительного и осознанного чтения на уроках и во внеклассной работе Все в мире начинается с любви… Любви к людям, природе, красоте…книге… Сегодня, в век компьютеризации и высоких технологий, человек не может обойтись без чтения. Но он обойтись без чтения не может, но читать тоже не хочет, не любит. Не парадокс ли? Давайте попробуем разобраться в сложившейся ситуации. Вспомните школьную программу 15 лет назад. Уроков чтения было 5 да 1 урок внеклассного чтения, а сейчас в 1-2 классах– 4 урока, а в 3-4 классах – 3 урока в неделю. При изменении количества часов программные требования не изменились. Педагоги и психологи констатируют тот факт, что дети едва научившись читать в начальной школе, к седьмому- восьмому классу читают все хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что интеллектуальная деятельность тоже замедляется. Ребята медленнее читают условие задачи, упражнения, забывают его суть, прежде чем начнут его выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, и просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого, ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерп¬нуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель. Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неус¬певаемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличива¬ется во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются опера¬тивная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность. Скорость чтения является самым важным фактором из числа, влияющих на успеваемость Доказательством тому служит такой пример: в 9 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно восемь страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 90( минимальную норму чтения) и получим приблизительно 72 минуты. Но при подготовке заданий многим школьникам, чтобы усвоить материал, необходимо прочитать его не менее трех раз, а это уже составит 216минут, или 3,5 часа. Еще прибавим затраты времени, требуемые на выполнение письменных заданий, что составляет примерно 2 – 2,5 часа. И в сумме получим около 6 часов, которые необходимы подростку для самостоятельной работы дома. Не забудем о 7-8 часах, проведенных в школе. Я еще не учла время, которое ребенок проводит в различных кружках и секциях. Мы получили, что рабочий день школьника длится почти 14 часов. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать. От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Иногда противопоставляются навыки и мышление. Это широко распространенная ошибка. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Чем же мы, учителя, можем помочь нашим детям? Давайте проанализируем норму техники чтения по начальной школе. Нормативное чтение, как известно, имеет минимальное значение 90 слов в минуту для учащихся, переходящих в 5 класс, а на начало 5 –го класса – уже 120 слов. Где взять ребенку за лето 30 слов? Это огромная беда для слабочитающих детей. Это так же не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи, и поэтому можно считать, что норматив слишком занижен. Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет затруднено. Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения. В конце начального обучения в программе начальных классов она составля¬ет 90-100 слов в минуту. Некоторые авторы считают, что к концу обучения в начальной школе желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту. Другая точка зрения принадлежит В.А. Сухомлинскому. В своей книге «Разговор с молодым директором школы» он писал, что беглое, нормаль¬ное чтение - это чтение в темпе 150-300 слов в минуту. Если даже взять за основу нижнюю цифру этих рекомендаций, т.е. 150 слов в минуту, то и тогда третья точка зрения не совпадет с первой. Чтобы выяснить обоснованность тех или иных рекомендаций, В.Н.Зайцев, занимающийся проблемой техники чтения, сопоставил успеваемость учащихся 6-8 классов (отличников, хорошистов, троечников) со скоростью чтения этих же учащихся в третьем классе. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, читали к концу третьего класса в среднем 150 слов в минуту, хорошисты -120 слов в минуту, Троечники - 80-90 слов в минуту. Следовательно, если мы хотим, чтобы наши дети занимались преимущественно на отлично, мы должны выполнять рекомендации В. А. Сухомлинского. Чтобы предотвратить эту проблему, я начинаю работу по развитию навыков беглого, осознанного и выразительного чтения с 1 класса. Медлить нельзя, т.к. технику чтения можно развивать с момента начала умения читать и до 12 лет. Как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна ско¬рость чтения 120 слов в минуту. Как этого я добиваюсь? 1.Частота упражнений. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, ели мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то лучше упражняться короткими порциями, нос большей частотой. В связи с этим домашняя тренировка в чтении должна проводиться тремя-четырьмя порциями. 2.Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что по¬следние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Вспомните, раньше детей укладывали спать, рассказывая ему сказку. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению. 3. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадя¬щего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ре¬бенок просматривает диафильмы: Две строчки под кадром прочи¬тал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующий кадр - опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно. 4. Очень полезно читать на ночь, лежа на животе. Единственное условие – хорошее освещение. Позвоночник принимает расслабленную позу, отдыхает, расслабляется. 5.«Жужжащее» чтение тоже дает хорошие результаты. При обычной методике учитель опрашивает за урок не более 10 учеников. При этом каждый из них упражняется в течении 1-2 минут. При «жужжащем» чтении, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут, время тренажера резко увеличивается. 6. Можно наблюдать такую картину. Ребенок предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав его до третьего- четвертого слова, забывают первое. Поэтому он не может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо развивать оперативную память. Делаю это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предлагаются профессором И.Т.Федоренко. Непременное условие проведения зрительных диктантов, развивающих оперативную память, - это проводить их ежедневно. Обычно через месяц тренировочной работы появляются первые успехи. Если предложения не соответствуют по содержанию теме урока русского языка можно их заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв. 7. Коллективные комплексные упражнения: многократное чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. а) Многократное чтение проводится таким образом. Учитель устанавливает для всех детей одинаковый промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, им предлагается начать чтение и продолжить его в течение минуты. По истечении минуты каждый ученик замечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова замечает, до какого слов он успел дойти, и сравнивает с первым результатом. Увеличение темпа чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот отрывок. Лучше на этом же кусочке организовать следующее упражнение – скороговорки. б) Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к четкости произношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с переходом на незнакомую часть текста. в) Чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ученикам дается задание читать этот же отрывок, но уже в необходимом темпе, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста в том же темпе чтения. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. 8. Игра «Буксир». а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем. б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики продолжают читать. 9. Игра «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети должны быстро его найти и продолжить чтение. 10.Игра «Первый и последний» Чтение первой и последней буквы в слове, первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении. 11. На доске записано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение. 12. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации. 13.Развитие широкого поля зрения. а) учитель называет букву алфавита, ребенок находит и показывает эту букву пальцем или карандашом. Потренируйтесь, пусть ребенок запомнит, где расположена каждая буква. Замерьте время нахождения всех букв алфавита. б) зафиксировав взгляд в центре таблицы, найдите все буквы алфавита. Перемещать взгляд нельзя. Глаза устремлены в центр! Ребенок сначала показывает букву карандашом, а затем, глядя в центр, находит букву мысленно. в) ребенок смотрит только в центр таблицы, стараясь видеть ее всю, находит букву «а», затем аб, абв, абвг и т.д. С каждым разом скорость нахождения предыдущих букв должна увеличиваться. 14. Стимулирование желания читать. Важным фактором является «стимул увлечения» - В 1 классе дети обучаются без оценок, поэтому очень важна для них оценка, за каждое дополнительное чтение ставлю 5; пять 5–звездочка, 5 звездочек – приз. Во 2 классе - читаем единые произведения. Например – дети получили письмо от Буратино: ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Дорогие ребята 2 а класса СОШ № 3! Я, Буратино, очень хочу побывать в вашем классе и школе. Для этого вы все должны прочитать книгу обо мне. Она называется « Золотой ключик или Приключения Буратино». Ее написал А.Толстой. Первым 10 прочитавшим книгу, я пришлю «золотой» ключик, следующим 10 ученикам - красный, а последним - зеленый. По следам прочитанной книги мы устроим викторину, и конечно будут призы. МОИ УСЛОВИЯ: 1.ЧИТАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ НЕ МЕНЕЕ И НЕБОЛЕЕ 30 МИНУТ 2. ЗАПИСЫВАТЬ В « ЧИТАЛОЧКУ « 3. СДАВАТЬ « ЧИТАЛОЧКУ» ЕЖЕДНЕВНО. ВПЕРЕД, ДРУЗЬЯ. БУРАТИНО. Дети прочитывают сказку, записывая время чтения в специальный дневник «Читалочку». После прочтения всеми учащимися книги проводится викторина по прочитанной книге. б) читаем сказки Андерсена – КВН по сказкам. в) читаем сказки Пушкина – с домашним заданием → инсценировка г) читаем сказки зарубежных авторов – Конкурс кроссвордистов (газета «Первое сентября» №23 2004 год д) читаем книгу В.Бианки «Лесная газета» - турнир- викторина «Лесные тайны» (газета «Первое сентября» №23 2004 год) д) читаем «Детскую библию» или «Моя первая священная история», затем экскурсия в церковь, пишем письмо – сочинение « Чтобы я попросил у бога» 3 класс -«Стимулом увлечения» - в 1 полугодии является благодарственное письмо на работу родителей, а для этого нужно получить 100 пятерок. Каждая «5» ставится за 30 минут дополнительного чтения; = во втором полугодии работаем за Дипломы 3,2,1 степени. Условие: дополнительное чтение каждый день по 30 минут, пропуск наказывается «штрафом», необходимо отчитать это время в выходной день. К этому времени ученики уже читают бегло, поэтому появляется осознанное чтение. Над выразительностью чтения работаю по тетрадям «Учимся читать выразительно». В 4 классе - приучаю детей к «зарабатыванию денег». Мы определили, что 30 минут чтения = пяти классным «читалычам». Так каждую неделю дети начитывают дома время и в понедельник по ведомостям получают зарплату в «читалычах», складывают в копилку, в конце четверти или месяца – проходит «Ярмарка-распродажа» призов, где каждый ученик может купить себе любой предмет за собственные деньги – «читалычи». Родители учащихся - мои активные помощники в развитии беглого выразительного и осознанного чтения. У них есть обязанность – регулярно контролировать и вести запись в «Читалочке», а это дневник, который ведется с 1 по 4 класс. В нем записывают родители или дети время ежедневного дополнительного чтения. Для того чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техни¬кой чтения, надо чаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с круп¬ным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно одну минуту. Подсчитайте, сколько слов (включай союзы и предлоги) он успевает про¬честь за минуту. К своему «росту по чтению» ребенок будет относиться столь же ревностно, как к меткам его роста на двери. Важно оценивать только технику чтения, а не другие достоинства ма¬ленького читателя. Часто родители требуют в 6-7 лет пересказать прочитанное, а ребенок не может, т.к. ребенку была дана команда: «Прочитай». Именно эту команду услышал мозг человека. Для этого недостаточно общих слов «хорошо», «моло¬дец», «уже быстрее». Ребенку будут понятнее более конкретные оценки («Целых 20 слов в минуту! Замечательно!», «В марте было 40, а сейчас 43 слов в минуту!» и т.п.), Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняш¬ние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперед, каждому успеху. , Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает. Научившись читать, ребенок открывает для себя Мир большой литера¬туры. Особое место в нем занимают сказки. Сказка - первая ступенька вхо¬ждения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К. Чуковский, сказ¬ка есть самая здоровая пища - не лакомство, а насущный и очень пита¬тельный хлеб. Сказка приходит в дом тогда, когда в нем появляется малыш. Однако для того, чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребенку, с ней можно поиграть, тем самым, сделав ее своим помощником в развитии ребенка.Есть много сказок, которые помогут детям мыслить, логический разовьют воображение, речь и др. Для развития логического мышления, можно использовать сказки Д. Биссета, Дж. Родари, В. Сутеева, Д. Хармса, А. Тол¬стого. Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку, Здесь могут быть два подхода. Первый подход - это рабочая библиотека, помогающая в повседневном учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии, научно-популярная литература, периодические издания и др. Второй подход ~ приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми (книги-друзья, книги-помощники, книги-собеседники). Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы. Здесь родителям поможет, прежде всего, детская клас¬сика: К- Чуковский, С, Маршак, А. Барто, В. Берестов, Б. Заходер, Н. Но¬сов.- Когда у ребенка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения - самое время познакомить его с научно-популярной литературой, Здесь родители могут обратиться к «зо¬лотому» фонду детской научно^познавательной литературы - книгам М. Пришвина, Е. Чарушина, Г, Снегирева, В. Бианки и др. Кроме того, сейчас в библиотеках, в книжных магазинах есть множество интересных книг эн¬циклопедического характера: «Я познаю мир», «Все обо всем», «Моя первая энциклопедия» и др. Ребенка следует записать в общественную библиотеку, где из обилия книг можно выбрать то, что нужно именно ему. А результатом моей совместной работы учитель – родитель - ученик является итоговое собрание родителей и детей, где каждый ребенок представляет список прочитанных книг за год, а это не одна исписанная страница только названий книг. Дети в конце каждого учебного года получают в подарок хорошую книгу. Для меня показателем титанического труда является вопрос ученика: «А можно я и летом буду читать каждый день?» и на вопрос учителя: «Что тебе подарить на день рождение?» слышать в ответ: «Конечно же, книгу!». Чтение для моих детей – это увлечение, а не наказание. Литература. 1.Т.П.Сальникова «Методика обучения чтению» Москва. 2000г. 2.Курс обучения чтению самых маленьких. Москва. Школа рационального чтения. 3. Журнал «Начальная школа» 2004 г. № 12. 4. Газета «Первое сентября» №23 2004 год 5.Бодрова Е.В. Когда мы читаем детям. Календарь для родителей. Пожалуйста, оцените конспект - Чтение - увлечение или наказание? - статья по развитию беглого, выразительного и осознанного чтения на уроках и во внеклассной работе.: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
8892 |
Конспект прислал: Галина Чемерикина 12 февраля 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||