Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Дифференцированное обучение в начальных клаасах. |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Дифференцированное обучение в начальных клаасах. |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема: Дифференцированное обучение в начальных классах.
Цель: обеспечить каждому учащемуся возможность достижения планируемых результатов обучения с учетом его индивидуальных возможностей. Задачи: 1.Изучить теоретический материал по данной теме; 2.Разработать систему дидактических заданий, ориентированных на реализацию в условиях внутриклассной дифференциации; 3.Изучить воздействие дифференциации на индивидуальное развитие учащихся; Актуальность темы. Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности, учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учетом его особенностей и возможностей, так как каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Только зная эти познавательные особенности, интересы, уровень подготовки, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями и навыками. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Естественно, меня, как учителя волнует вопрос, как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ребенку возможность почувствовать себя в ситуации успеха? Поэтому передо мной постоянно стоит задача - создание таких условий, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка в условиях классно–урочной системы обучения. Решение этой проблемы я вижу в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в обучении. Организация дифференцированной работы учащихся на уроке. Работа по организации дифференцированного и индивидуального обучения кропотливая и сложная. Ее можно разбить на несколько этапов: 1.Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических (здоровья), и психологических, и личностных, в том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье. Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями. А также опираюсь на результаты обследований, проводимых психологом и логопедом. 2.Выделение различных групп учащихся, отличающихся: Ученикам 2-й группы, чтобы запомнить материал, нужны многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, повышенной эмоциональности, невнимательности и несобранности. Для них особенно трудны задания на обобщение. Таким ученикам полезно использовать заданный алгоритм работы. При этом я учитываю, что, хорошо освоив теорию, они допускают ошибки на практике. Поэтому важно предлагать ученикам этой группы задания, требующие устного объяснения каждого действия. В 3-ю группу входят ученики, имеющие уравновешенные процессы возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, хорошо вычленяют признаки предмета, хорошо осваивают процессы обобщения, обладают большим словарным запасом. Пример заданий с учетом выше указанных групп учащихся по теме: «Безударные гласные в корне». 1-я группа Вставь пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши. В-лна, в-сна, д-мишко, л-сной, с-сновый, в-дичка. (волнистый, волны, волноваться, весны, весенний, домовой, домище, дом, лесок, лес, сосны, сосенки, вода, водный) 2-я группа Вставь пропущенные буквы, пользуясь алгоритмом. Запиши проверочные слова. Б-гун – Х-дить – Сл-ды – В-да – Б-да – В-лна – Алгоритм. 1. Прочитай слово. 2. Поставь ударение. 3. Выдели корень. 4. Подбери проверочное слово. 5. Напиши слово, вставь букву. 6. Обозначь орфограмму. 3-я группа Вставь пропущенные буквы. Подбери и запиши проверочные слова. Прол-тать- Д-ждливый – В-сенний – Гр-зовой – Тр-винка – Стр-ла – Математика. Тема «Решение задач на разностное сравнение»: 1-я группа Прчитай задачу, обрати внимание на выделенные слова. Соедини текст задачи с нужным выражением. У Маши 2 книги, а у Васи на 4 больше, чем у Маши. Сколько книг у Васи? 2+4 4-2 4+2 2-я группа Прочитай задачу. Составь выражение к задаче. У Игоря 5 марок, это на 3 больше, чем у Вани. Сколько марок у Вани? 3-я группа Прочитай задачу. Составь выражение. Придумай свою задачу к этому выражению. В гости к Вите пришли 5 мальчиков, а девочек на 2 меньше. Сколько девочек пришло в гости к Вите? Работая в лаборатории развивающего обучения я познакомилась с системой работы над ошибками и считаю, что и в традиционную методику работы над ошибками, которая внося коррективы в конечный результат, гораздо в меньшей степени устраняет дефекты в системе действий, с помощью которых эти результаты достигаются, можно сделать более эффективной, если работа учащихся строится через обнаружение причин своих ошибок с помощью системы последовательных операций. На доске правильно выполненная работа. морской - море трава - травы кормить - корм Учащиеся пооперационно сравнивают свои действия с образцом и находят в какой операции была допущена ошибка. Данные заносят в карту самоконтроля. Карта самоконтроля. непр. ● ● ● прав. ● ● 1 2 3 4 5 Работа составляется таким образом, чтобы каждый учащийся мог показать выполнение каждой отдельной операции, входящей в общий способ действия. Количество заданий в работе определяется общим количеством операций в составе действий. Такая точечная диагностика приводит к развитию самоконтроля (каждый самостоятельно контролирует выполненную операцию) и самооценке (когда ребёнок, в дальнейшей работе, оценивая себя, знает, с какой карточкой ему работать). Если традиционно самоконтроль проходит следующим образом: на стрелочке, на отрезке и т.п. ученик отмечает, как он справился с заданием (чем ниже точка, тем хуже). ● ● ● Можно сравнить какой самоконтроль эффективней. На следующий урок, согласно диагностическим данным, я приготовлю дифференцированные карточки к каждой операции. Ученик будет работать с карточкой, в которой даётся задание предусматривающее отработку той операции, в которой ребёнок сделал ошибку. По окончании этой работы проводится ТДР №2 с таким же пооперационным контролем. Система таких работ от темы к теме позволяет выявить случайна ли данная ошибка или же есть устойчивый пробел в данном действии. При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону ближайшего и актуального развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы. Я использую дифференциацию на разных этапах работы. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель. Их можно выстроить в следующую систему. 1.Предварительные задания по уровню трудности: - облегченному, - среднему, - повышенному. 2. Общее для всего класса задание с предложением системы дополнительных заданий возрастающей степени трудности. 3. Индивидуальные дифференцированные задания. 4. Групповые дифференцированные задания с учетом различной подготовки учащихся. 5. Равноценные вариативные задания с приложением к каждому варианту системы дополнительных заданий возрастающей трудности. 6. Упражнения с указанием минимального и максимального количества заданий для обязательного выполнения. Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет соблюдать правила по отношению к учащимся с различной нервной системой. Учащиеся со слабой нервной системой выполняют работу медленно, но обстоятельно. По отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать следующие правила: •Не ставить таких учеников в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа; им нужно предоставлять достаточно времени на обдумывание и подготовку; •Не требовать отвечать новый только что усвоенный материал, - лучше отложить опрос на следующий урок; •Формировать у детей уверенность в своих силах; обязательно поощрять за старание, даже если результат далек от желаемого; •Осторожно оценивать неудачи этих учеников; •В минимальной степени отвлекать этих учеников от работы, создать им спокойную обстановку; •Учить умению переживать неудачи; Полной противоположностью являются ученики с сильной нервной системой. Тактика по отношению к детям с сильной нервной системой: •Разрешать делать непродолжительные перерывы в работе, практиковать смену видов деятельности; •Тренировать усидчивость, помогать учиться терпению; •Направлять на поиск других способов работы, чередовать задания разных типов. Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, т.к. эта работа выполняется без непосредственного контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Определение содержания, объёма и характера заданий зависит от продуктивности работы ученика на уроке. Целесообразно включать в домашнюю работу всех учеников задания, корректирующие возникшие по тем или иным причинам недостатки, пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся. Учёт причин возникновения ошибок, позволяет не только исправить допущенную ошибку, но и предотвратить появление аналогичных ошибок. Дифференцируя многие домашние задания, я ставила перед собой такие цели: а) восполнить пробел в знаниях какого-либо ученика б) подготовить учащихся к изучению нового материала в) расширить и углубить знания учащихся по изучаемой теме Результаты. Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только отражает результаты совместной деятельности учителя и ученика, но также представляет основу корректировки и дальнейшего ее совершенствования. Учет индивидуальных достижений каждого ученика, определение зоны ближайшего развития и дальнейшее составление программы работы с учеником дает возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на повышение его уровня. 4. Заключение. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями и навыками. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Пожалуйста, оцените конспект - Дифференцированное обучение в начальных клаасах.: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
12504 |
Конспект прислал: melaneya 12 февраля 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||