Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Вместе весело играть! |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Вместе весело играть! |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Вместе весело играть!
Программа психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших школьников. Пояснительная записка. Известно, что у соматически ослабленных школьников в связи с астеническим синдромом происходит замедленное развитие психических новообразований возраста, то есть позднее, чем у здоровых детей, формируется система произвольных регуляций и эмоционально – волевая сфера. По этой причине соматически ослабленные ученики отличаются недостаточным уровнем развития внимания, снижением объема памяти, повышенной утомляемостью и истощаемостью психических процессов. Такие школьники не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам. Они затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение. Отмеченные особенности познавательных процессов у соматически ослабленных детей накладывают негативный отпечаток на их учебную деятельность. Наблюдения за данной категорией детей свидетельствуют о снижении их контактов с окружающими, неумении строить отношения. Нарушение социальных контактов приводит к формированию ряда отрицательных черт характера: моральных (эгоцентричность, отсутствие чувства долга, товарищества); волевых (отсутствие самостоятельности, нерешительность, упрямство, негативизм). Таким образом, отмеченные специфические особенности познавательной деятельности и наличие ряда негативных проявлений личности у соматически ослабленных детей требуют организации психокоррекционных мероприятий. В этой связи была разработана программа психокоррекционных занятий. Она включает в себя ряд этапов, каждый из которых обусловлен характером затруднений, испытываемых детьми в процессе школьного обучения и требующих специфической психокоррекционной помощи. I этап. Обеспечение успешности адаптации к школьному обучению (1-й класс, первое полугодие). Наблюдения специалистов показывают, что период адаптации к школе труден для всех без исключения детей. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Изменение режима дня, включение в школьный коллектив, учебная деятельность, новые обязанности, новое положение в семье – все эти факторы являются значительной нагрузкой на психику ребенка и его организм. В еще более сложном положении, в силу своих психологических и физиологических особенностей, в начальный период обучения находится соматически ослабленный школьник. Для полноценного включения ребенка в учебно – воспитательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать эмоционально – волевую сферу, снимать острые невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально отрицательные переживания. С этой целью можно использовать элементы психогимнастики. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на обучение элементам саморасслабления и умению выражать различные эмоциональные состояния. Психогимнастика включает элементы эмоционально – коммуникативного и актерского тренинга, аутотренинга и групповой психотерапии. Структура психогимнастических занятий I часть. Разминка Цель. Сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, повысить внимание и интерес детей к занятию, настроить на активную работу и контакт друг с другом. II часть. Психомышечная тренировка Цель. Снятие психоэмоционального напряжения путем чередования противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением; гармонирование психической и двигательной активности детей, внушение желательного отношения, поведения и черт характера. III часть. Мимические и пантомимические этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель. Выразительное изображение и понимание отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического удовольствия и недовольства, а также чувств, порождаемых социальной средой. IV часть. Завершение. Цель. Закрепление чувства принадлежности к группе, к коллективу. Набор группы психогимнастики осуществляется с учетом нейродинамических свойств нервной системы и психоэмоциональных особенностей личности ребенка (эмоциональные расстройства, вызванные синдромом тревоги, депрессией, эйфорией и дисфорией). В группе должно быть не более 6 – 8 (8 – 10) человек. Эффект коррекционных воздействий проявляется в снижении тревожности, в проявлении желания учиться, общаться со сверстниками. Оцениваются достигнутые результаты методом психодиагностики и наблюдением за поведением и состоянием здоровья детей. II этап. Формирование произвольности психических процессов (1-й класс, второе полугодие) Проблема недостаточного развития произвольных процессов у учащихся начальной школы обусловливает многие учебные затруднения: плохую дисциплину и не умение работать самостоятельно; возникновение психоэмоциональной напряженности, повышенную утомляемость. Проведение коррекционных мероприятий по формированию произвольности психических процессов обусловлено еще и тем, что к 7 годам система регуляции только начинает складываться. А у выделенного нами контингента детей она носит либо запаздывающий характер развития, либо отклоняющийся от нормы в силу особенностей домашнего воспитания (гиперопека, вседозволенность) Критерием отбора в коррекционные группы является несформированность произвольного внимания, памяти, гиперактивность учеников. Занятия проводятся подгруппами или индивидуально, с учетом уровня развития произвольности психических процессов. Структура занятия I часть. Вводная Игры и упражнения, способствующие умению действовать по правилу. II часть. Основная 1. Упражнения, игры и задания на развитие произвольного внимания, памяти. 2. Формирование умения последовательного анализа и наблюдения, планомерного выполнения задания. III часть. Заключительная Задания и упражнения на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. III Этап. Коррекция и развитие познавательных процессов (2-й класс, первое – второе полугодие) Критерием отбора в группы коррекции познавательной деятельности является слабое усвоение соматически ослабленными детьми учебной программы. Причинами нарушения познавательной деятельности часто болеющих детей являются: повышенный уровень астении; низкая работоспособность; наличие пробелов в знаниях из-за пропусков по болезни и недостаточной подготовки в дошкольный период; несформированность мотивации учения и произвольности психических процессов. Психокоррекционная работа организуется индивидуально или подгруппами с учетом специфики нарушения познавательной деятельности. Структура психокоррекционных занятий I часть. Организационная Упражнение и игры на организацию произвольного внимания. II часть. Содержательная 1. Задания, развивающие логическое мышление, умение мыслить самостоятельно. 2. Игры и упражнения на развитие различных форм восприятия, памяти. III часть. Заключительная Подведение итогов. Эффект воздействия проявляется в повышении успешности обучения соматически ослабленного ученика вследствие активизации мышления, памяти, восприятия, улучшения произвольности внимания и самоконтроля. Достигнутые результаты рекционно – развивающих занятий определяются диагностирующими методиками. IV Этап. Формирование коммуникативных умений (3-й класс, первое полугодие). Основными показателями для отбора детей в группы коррекции коммуникативной деятельности являются: - трудности общения: несформированность коммуникативных умений и навыков, неумение согласовывать свои действия партнерами (сверстниками), не развитость или отсутствие адекватных способов разрешения конфликтных ситуаций, замкнутость, низкий социометрический статус; - нарушение поведения: агрессивность, вредные привычки, трудности произвольной регуляции поведения и деятельности; - неблагоприятные варианты личностного развития: трудности формирования « Я-концепции», неадекватные представления о своих качествах, способностях и возможностях, неуверенность в себе, неадекватная самооценка; - трудности эмоционального развития; неспособность к эмпатии, неадекватная или неполная ориентировка ребенка в эмоциональных состояниях и чувствах как самого себя, так и другого человека. Эффективным психокоррекционным мероприятием на данном этапе может стать групповая игротерапия. Структура занятий по игротерапии I часть. Вводная Цель. Установление эмоционально – позитивного контакта психолог – ребенок и формирование у ребенка направленности на сверстника и интереса к нему. Ритуал приветствия. Планирование видов деятельности, игр и упражнений. II часть. Основная Цель. Расширение поведенческого репертуара детей за счет социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения: Обогащение сферы социальных мотивов, формирование направленности ребенка на сверстника, расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций; Коррекция самооценки и уровня притязаний в направлении их большей адекватности и реальности при общей позитивной окрашенности, преодоление неуверенности в себе; Формирование предпосылок регуляции эмоциональных состояний, преодоление повышенной тревожности, страхов; Развитие способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию чувствам другого человека. III часть. Заключительная Подведение итогов. Рефлексия, возможно планирование следующего занятия. Эффект коррекционного воздействия игротерапии проявляется в отличительной особенности поведения детей (самостоятельности, возможности саморегуляции поведения), в росте положительного разрешения конфликтных ситуаций. Возрастает социальная направленность действий детей, их готовность прийти на помощь сверстнику. Значительно повышается сензитивность к чувствам другого человека, эмпатия как способность к сопереживанию и сочувствию. V этап. Диагностика готовности и подготовка к переходу в среднее звено школы (3-й класс, второе полугодие) Главными составляющими понятиями «готовность к обучению в средней школе» являются: - сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала; - достаточный уровень развития психических новообразований младшего школьного возраста – произвольности, рефлексии, внутреннего плана действий, понятийного мышления; - наличие учебно – познавательного интереса, который для школьника становится смыслообразующим мотивом учения. Проведение психологического обследования позволяет определить наличный уровень психического развития каждого соматически ослабленного ученика, выявить конкретные проблемы и трудности, мешающие ему успешно перейти в среднее звено школы. Задачей диагностического комплекса является: 1. Выявить общее отношение к школе, преобладающие мотивы учения каждого ученика. 2. Определить у учащихся уровень саморегуляции и самоконтроля. 3. Выявить степень сформированности у младших школьников умственных действий. 4. Определить уровень развития понятийного мышления, степень сформированности мыслительных операций. 5. Выявить уровень понимания социальных отношений и сформированность самооценки. На основе результатов диагностики формируется развивающе – коррекционные группы. Индивидуальные занятия проводятся с учащимися, которые показали частичную неготовность. Групповые занятия – для учащихся с полным вариантом неготовности к обучению в среднем звене школы. Структура развивающе – коррекционных занятий I часть. Вводная Упражнения, игры и задания, направленные на формирование произвольности психических процессов. II часть. Основная 1. Задания на развитие понятийного мышления. 2. Игры и упражнения на развитие внутреннего плана действия. III часть. Заключительная Рефлексия. Подведение итогов. По окончании программы коррекционных занятий проводится дополнительная диагностика для определения уровня психической готовности младших школьников к переходу в среднее звено. Таким образом, реализация поэтапной психокоррекционноый помощи соматически ослабленным младшим школьникам с учетом возрастных особенностей психофизического развития будет способствовать, на наш взгляд, их успешной социальной адаптации. Список используемой литературы 1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей, - М.; Ось – 89, 1997 2. Волкова С. И., Столярова Н. Н. Тетрадь с математическими заданиями. – М.: Просвещение, 1994 3. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.; Просвещение, Владос, 1994 4. Зак А. З. Различия в мышлении детей. – М.: РОУ, 1992 5. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению; характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1997 6. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.; ТЦ «Сфера», 1996 7. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996 8. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 1998. 9. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1997 10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 1998 11. Чистякова М. И. Писхогимнастика – М.: Просвещение, 1990 1-й КЛАСС ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ Обеспечение успешности адаптации к школьному обучению Раздел Тема занятий Кол – во часов Психогимнастика 1. Игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения. 2. Тренинг мышечного расслабления с фиксацией на осознании состояния покоя, не напряженности. 3. Формирование эмоциональной сферы (мимические и пантомимические этюды на выражение основных эмоций и отдельных черт характера). 4. Развитие коммуникативных умений (этюды, обучающие умению выразить и понять состояние другого человека: игры, способствующие взаимодействию, сплоченности группы детей). а) механической (зрительной и слуховой) б) опосредованной 3. Игры и упражнения, способствующие формированию умения действовать по правилу. 4. Формирование функций планирования. 5. Формирование функции самоконтроля и самооценки. ИТОГО: 4 4 3 3 3 17 2-й КЛАСС ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА УЧЕБНЫЙ ГОД Коррекция и развитие познавательных процессов Раздел Тема занятий Кол – во часов 1. Развитие внимания 2. Развитие восприятия 3. Развитие памяти 4. Развитие мышления 1.Развитие произвольности внимания 2.Развитие распределения внимания 3.Развитие объема внимания 1.Развитие целостности и активности восприятия 1.Развите зрительной памяти 2.Развитие слуховой памяти 3.Развитие логической памяти 1. Выделение признаков предметов, слов, чисел. 3. Тайна моего «Я» (формирование умения осознавать и понимать себя. Позитивация «образа Я») 4. Формирование коммуникативной компетентности 1. Выявление уровня развития коммуникативных способностей у детей; социометрическое обследование класса. 1. Восприятие мира (развитие у детей умения видеть взаимозависимость человека и природы, показать значимость органов чувств в общении). 2. Формирование умения владеть выразительными движениями и жестами. 3. Язык чувств (мимические и пантомимические этюды на выражение основных эмоций). 1. «Я и мое тело» (упражнения, направленные на преодоление замкнутости, пассивности, двигательное раскрепощение, произвольное расслабление). 2. «Я и я» (игры и упражнения, направленные на развитие внимания ребенка к себе, своим чувствам, переживаниям). 3. «Мое настроение» (развитие умения осознать, выразить и изменить свое настроение). 4. «Я хороший» (создание и поддержание позитивного представления о себе, повышения самоуважения и самооценки). 1. «Умей слушать других!» 2. «Умей вступать в контакт!» 3. «Умей сотрудничать!» (игры и упражнения, способствующие развитию у детей навыков совместной деятельности, чувства принадлежности к группе). 4. Игры и упражнения, направленные на развитие сочувствия, понимания индивидуальных особенностей других людей, доверия к людям. 5. Решение проблем и конфликтов (навыки поведения в трудных ситуациях). 6. «Дружба» (формировать принципы дружеских отношений). ИТОГО: 1 0, 0,5 0,5 1 1 1 1 2 1 1 2 2 3 1 18 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ Диагностика готовности и подготовка к переходу в среднее звено школы Раздел Тема занятий Кол – во часов 1. Диагностика 2. Развитие произвольности психических процессов 3. Развитие понятийного мышления 4. Развитие внутреннего плана действий 5. Рефлексия 1. Выявление уровня сформированности необходимых психологических предпосылок для успешного перехода к обучению в среднем звене. 1. Формирование умения принять учебную задачу. б) задачи в два действия; в) задачи в три действия. 3. Решение словесно – логических задач (с постепенным увеличением количества данных в условиях и требуемых действий). 1. Развитие умения анализировать свои впечатления, чувства, ощущения. 2. Развитие адекватной самооценки выполнения учебных заданий, в соответствии с условиями деятельности. 3. Осознание собственных учебных действий и суждений. ИТОГО: 4 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1,5 1,5 1 1,5 2 1 1,5 2 1,5 1 1 1 26 Авторские права: http://psy.1september.ru/2003/26/8.htm Пожалуйста, оцените конспект - Вместе весело играть!: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
7682 |
Конспект прислал: no-astra 25 февраля 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||