Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » ОРК и Светская этика » Активные методы в курсе ОРК иСЭ |
Активные методы в курсе ОРК иСЭ |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Слайд 1 Возможности использования активных и интерактивных методик
в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики» Л.И.Жигалина, учитель начальных классов МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г.Тамбова Наступивший 2010 год объявлен годом учителя, т.е. нашим годом. Хочется, чтобы 365 дней волшебным образом открыли перед каждым учителем широкие возможности повышения своей профессиональной компетенции. И стремление расти вместе со своим учениками нашло своё воплощение в позитивных начинаниях и инициативах по духовному воспитанию в свете нового курса ОРКСЭ. Слайд 2 Цель этого курса - приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и ключевым понятиям, открытие дополнительных возможностей для укрепления и развития духовных связей родителей и детей. Программа, способствует развитию творческого потенциала обучающихся. содействует духовно-нравственному развитию детей. Я работаю с учащимися начальных классов, обучающимися по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, когда ведущими методами являются поисковая и исследовательская деятельность по добыванию знаний. Слайд 3 Л.В.Занков говорил: «Школа должна не только удовлетворять запросы уже имеющиеся у детей, но и формировать духовные потребности». Реализация этих духовных потребностей возможна с использованием активных и интерактивных форм работы. Слайд 4 Как гласит китайская пословица: «Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда». Курс «Основы религиозных культур и светской этики» имеет большие возможности для использования активных и интерактивных методов для выработки системы знаний, помогающих судить о том, что следует и чего не следует делать, отличать добро от зла, прекрасное от безобразного. Процесс освоения программы построен на сочетании занятий в классе, основанных на активных и интерактивных формах освоения учебного содержания, а также на использовании примеров и ситуаций из собственного опыта обучающихся и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного опыта деятельности в реальную практику. Слайд 5 Усвоению понятий и ценностей, сообразно возрасту, помогает работа с художественными произведениями по темам модуля: Г.Х.Андерсен « Снежная королева», Р.Н.С. « Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев», А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», И.Губарева « Королевство кривых зеркал», « Старик Хоттабыч» и другие. Они открывают путь к освоению обширного, многовекового людского опыта восторга и презрения, любви и ненависти, добра и зла, добродетели и эгоизма, для формирования собственного опыта отношений, поиска современных критериев нравственного и безнравственного. Остановлюсь на методах, в которых участвуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также воля. Слайд 6 Активный методический подход: Это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, где обучающиеся являются субъектом обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Учащиеся активные участники урока. Условия метода: учитель и учащиеся находятся на равных правах и предполагает демократический стиль обучения. Слайд 7 Интерактивный методический подход. Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог выступает в роли организатора процесса обучения, фасилитатора(посредника организатора деятельности группы), создателя условий для инициативы учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращено к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. В методическом сопровождении курса имеются задания, ориентированные на интерактивную работу. В каждом уроке предусмотрена насыщенная и объёмная интерактивная работа, опирающаяся на предыдущие темы для отработки понятий до уровня навыка и новые, для сохранения интереса. Весь интерактивный материал учебника красочно иллюстрирован, научно обоснован. «Какая культура изучается в рамках курса», «Представление о нравственности в обществе», использование иллюстраций на выбор, дифференцированно « Как поступить?», « Что такое ответственность, справедливость?» с опорой на пословицы, « человеческие пороки», работа с художественным словом и притчами. Их использование позволяет наиболее продуктивно и интересно осваивать основные понятия. Помимо заданий учебника, в своей практике я применяю следующие методы: Слайд 8 1.Творческие задания. Например: урок – исследование по теме « Добро и зло» Каждой группе дается задание на карточке: проанализировать предложенную литературу и подготовить ответ по следующему алгоритму: а) понятие добро и зло, как основные этические понятия в прошлом и сейчас; б) положения простых людей в прошлом и сейчас; в) отношение к власти и социально – политическому устройству; г) представления о войне и мире, о решении аграрного вопроса, о перспективах демократических преобразований; д) средства реализации морально добрых поступков, осуждение поступков, которые учащиеся считают морально злыми. Домашнее задание - Написать эссе на высказывание « Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла». Творческое задание, особенно практическое, придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Слайд 9 2. Работа в малых группах; Работа в малых группах дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения: в частности, умение слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия. Слайд 10 3. Обучающие игры: ролевые игры, имитации, деловые и образовательные игры); Например: Урок по теме « Моральный долг». (с применением интерактивного метода – ролевой игры). Предоставление информации по теме проходит в виде проблемной мини-лекции для обозначения двух точек зрения по проблеме с использованием опорного конспекта: а) выполнение моральных обязанностей по зову души и исполнение, установленных в обществе моральных норм; б) отклонение от моральных норм и нарушение своего долга, поведение, противоречащее моральным нормам и правам других людей. Ролевая игра- дискуссия экспертных групп. Специалисты эксперты дают оценку работе группы. В конце урока рефлексия - написание каждым учащимся «7 строк»: Что узнал, какой информацией можешь поделиться. Интерактивный метод - ролевая игра, участниками которой становятся учащиеся, способствует тому, что у четвероклассников появилась после этого занятия возможность сформировать свою гражданскую позицию о перспективах национальной государственной политики, утвердиться в том, что обязанности человека добровольно принимает на себя и без принуждения и бескорыстно их выполняет. Слайд 11 4. Использование общественных ресурсов. В начальной школе - это экскурсии: знакомство с достопримечательностями и окрестностями города, по православным местам малой родины. Слайд 12 5.Социальные проекты: соревнованuя, газеты, сnектаклu, представления, песни, инсценирование сказок; 6. Работа с наглядными видео- и аудио материалами, «ученик в роли учителя». 7. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем: «Займи позицию», «Дискуссия в стиле телевизионного ток -шоу», дебаты; 8. Разрешение проблем: «Дерево решений», «Мозговой штурм». Слайд 13 9. Для нравственной рефлексии применяю « Дерево Добра», куда каждый ученик прикрепляет свое пожелание или пожелание своему близкому, другу. Есть свой почтовый ящик- каждый имеет возможность опустить анонимно или с подписью, свои проблемы, благодарности, даже жалобы. Слайд 14 Очень положительно зарекомендовала рефлексия отношения работы на уроке с выбором лепестка волшебного цветка. А мы вместе с педагогами, психологом, социальным педагогом намечаем совместную работу по разрешению проблемы и положительной социализации обучающихся. За время работы по модулю «Основы светская этика» у меня сложилась следующая структура урока, получившая название – Слайд 15 Схема Колба: (Модель Колба – теория специалиста по психологии Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий). Схема Колба на уроке: 1.Мотивация и объявление новой темы – 10% времени от общей длительности урока; 2.Целеполагание, закрепление и повторение пройденного 20%- времени от общей длительности урока; 3. Изучение нового материала. Предоставление информации в виде проблемной мини – лекции на тему или другие технологии – 50% времени от общей длительности ypокa. 4. Оценивание. Интерактивное упражнение. Ролевая игра «Презентация проектов». 10% времени от общей длительности урока; 5.Рефлексия. Подведение итогов урoка. 10% времени от общей длительности урока. Временное распределение в данной схеме можно считать достаточно условным. Каждый учитель может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись. Для оценивания применяю фишки, модель солнышка. Работа в группах, опережающее задание «несуществующие диалоги» повышает познавательную мотивацию учащихся, обучает навыкам успешного общения - умению слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание, повышает эффективность усвоения учебного материала, формирует в сознании учащихся последовательную логическую структуру знаний, методов, понятий, применяемых в данном предмете, воспитывает патриота и любовь к своей родине. Слайд 16 По мнению родителей, педагогов, самих детей изучение курса имеет большое воспитательное значение - обучающиеся показали значительно более высокую воспитанность и положительную моральную мотивацию. Слайд 17 Посмотрите, как ученики моего класса самостоятельно, на доминированном взаимодействии друг с другом, подготовили презентацию творческих работ - оригинальным способом мотивировали свой персональный опыт и одноклассников по результатам изучения модуля « Основы светской этики». Школы начальной ты выпускник! В тайны наук самых первых проник. Слайд 18 Как много есть людей хороших Помогут – только позови. Как хорошо, что их тревожат Проблемы школьные мои, Как свои! Слайд 19 Не в тридесятом царстве, А здесь – в Российском государстве Живут мальчишки заводные, Они ребята удалые С открытой доброю душой! слайд 20 Сила каждому нужна, Для учёбы и труда. Будем есть творог, омлет И компотик на обед. Этику дружно всем изучать . На высоте всегда бывать . А альтруизтом кто является, У того всё в жизни получается. Использованием активных и интерактивных методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала учащихся, формирует у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, создаёт условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. В моей школе учат и учатся глубоко, системно и последовательно мыслить, быть творцами в большом и малом, не бояться трудностей, а преодолевать их. (слайд 21) Пожалуйста, оцените конспект - Активные методы в курсе ОРК иСЭ: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
5175 |
Конспект прислал: gigalina68 21 ноября 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||