Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Здоровьесберегающая среда как необходимый ресурс инновационного образования. |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Здоровьесберегающая среда как необходимый ресурс инновационного образования. |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
"Здоровьесберегающая среда как необходимый ресурс инновационного образования".
Советская школа длительное время по праву считалась одной из лучших в мире. Это подтверждалось специальными исследованиям. Однако уже в советской школе школьные программы повышенного уровня привели к появлению ряда отрицательных явлений, связанных, прежде всего с перегрузкой школьников. Результатом явилось то, что 2/3 выпускников выходят из стен школы с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии. За последние годы в стране и обществе произошли ощутимые перемены. Школа реагирует на эти изменения. Педагоги осознают свою причастность к ответственности за неблагополучия в состоянии здоровья учащихся и видят решение проблемы негативного влияния школы на здоровье учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями. Это заставляет сконцентрировать внимание медицинских и педагогических работников на вопросах организации медицинской помощи, профилактике заболеваний и охране здоровья детей в самих образовательных учреждениях. Нет какой-то одной единственной и уникальной технологии сохранения здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог - медицинский работник – ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направлености) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это знакомые большинству педагогов психолого-педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов. Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие: • Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. • Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей. • Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространённость хронических болезней среди учащихся начальной школы увеличилась в 1,4 раза, а среди школьников-подростков – в 2,1 раза, около 30% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию и 20% имеют инвалидность. Система формирования здоровья обучающихся вводится с целью улучшить здоровье учеников, выработать качества личности, необходимые для самозащиты и здорового образа жизни. Социальная защита учащихся, укрепление их здоровья и профилактическая оздоровительная работа учебного заведения становится актуальной проблемой общества, государства, семьи и школы. Использование здоровьесберегающих технологий обеспечивает выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Если забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональной основе, то только тогда можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающих технологий, и результатом их внедрения будет защита здоровья учащихся и педагогов от воздействия негативных факторов, в первую очередь связанных с образовательным процессом. Школы «укрепления здоровья» призваны обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья. Во многих образовательных учреждениях создаются и апробируются скрининг-программы «Здоровье», задачей которых является обеспечение педагогического коллектива информацией о состоянии здоровья учащихся, что помогает определить «зоны тревог» и скорректировать всю последующую педагогическую деятельность с учетом полученных данных. Эффективность и экономичность программ обеспечиваются наличием компьютерной версии накопления и обработки результатов проводимых исследований. Собранный банк данных и анализ результатов исследования позволяют выделять проблемные области и разрабатывать педагогические технологии их решения. На уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов. Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий должна включать: - знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; - помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом. Проводя работу по внедрению занятий физическими упражнениями в быт учащихся, педагог принимает во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре. Особенно кропотливо ведется работа с детьми, отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих товарищей. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, учитель привлекает их к общественной деятельности, дает им поручения, с которыми они могут справиться, доверяет им командование отделением или даже всей группой, например, при проведении общеразвивающих упражнений. Кроме того, для слабых учащихся подготовительной и специальной мед. групп преподаватель имеет в наличии раздаточный материал, помогающий им овладеть разделом «Основы знаний» и умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность («Правила игры в мини-баскетбол, волейбол», «Приемы самоконтроля», «Осанка», «Комплекс упражнений для развития мышц»). Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную и текущую информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему. Почему проблему сохранения здоровья нужно решать комп¬лексно, а не эпизодически? Давайте заглянем в обычную школу XXI века. Что откроется нашему взгляду? Какой предстанет перед нами работа школы по сохранению здоровья детей? В первую очередь, необходимо за¬глянуть на урок физкультуры. • Во-первых, часто можно наблюдать такую картину, когда на уроке физической культуры активно работают и участвуют в уро¬ке только те дети, которые мотивированы на участие в уроке физкультуры. Остальные сидят на скамье запасных или в школь¬ной столовой, библиотеке, добросовестно готовясь к следующе¬му уроку. При этом у учащихся масса аргументов в защиту себя. • Во-вторых, во многих школах к уроку физической культуры не предъявляется системных и жестких требований, как к уроку фор-мирования культуры сохранения и развития учащимися своего здоровья. Зачастую занятия однообразны, неинтересны, педагоги сетуют на то, что не имеют в достаточном количестве необходимого спортивного инвентаря для проведения занятий. Администрация же больше внимания уделяет посещению уроков языка и литературы, математики, а урок физкультуры остается на потом. • В-третьих, во многих педагогических коллективах сохранена тенденция, что урок физической культуры — это урок не глав¬ный, не значимый и очень часто дети, которым необходимо за¬ниматься спортом и физкультурой (отличники и т. д.), стараются под любым предлогом увильнуть от этого урока, а педагоги это даже приветствуют и поощряют. Это стратегия поведения не од¬ного, двух педагогов, а зачастую всего коллектива. Во время уро¬ка физкультуры дети репетируют праздники, посвященные здо¬ровому образу жизни. Если в школе предъявляются одинаковые требования ко всем участ¬никам образовательно-воспитательного процесса, то урок физ¬культуры имеет одинаково значимую важность для всех педаго¬гов и учащихся. • В-четвертых, учителя физической культуры должны сводить свою работу не только к проведению уроков и занятиям секций, а к воспитанию привычки занятиями физкультурой и спортом. Это и вечера, посвященные истории олимпийского движения, видам спорта, встречи с олимпийцами и тренерами, праздники школьных, спортивных секций, праздники спорта и туризма в школе и т. д. Но это уже касается деятельности самих учителей физи¬ческой культуры. Анализ посещенных уроков физической культуры позволяет констатировать тот факт, что урок физической культуры направ¬лен только на то, чтобы показать какое-то физическое упраж¬нение или в лучшем случае потренировать ранее изученное. Очень мало внимания уделяется развитию желания любить занятия спортом, любить себя и свое тело, формировать понимание зна¬чения занятий спортом для всей будущей жизни. *** За последние годы физкультура и спорт, становятся, наиболее популярны, в нашей стране. Это связано, прежде всего, с изменением отношения к ним со стороны общества. Это и популяризация спорта в средствах массовой информации – трансляция спортивных соревнований различных видов спорта по радио и телевидению, статьи в газетах. Выпуск различной литературы спортивной направленности: книги, брошюры, различные методические и учебные пособия и т.п. Подводя итоги вышесказанного, хочется отметить, что на сегодняшний день важнейшей задачей школы, в соответствии с целями современной реформы образования в России, стало сохранение здоровья учащихся. Здоровье рассматривается как основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма человека. В связи с этим, комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях не возможна без грамотной организации физкультурно-оздоровительной процесса. Авторы: Учитель ГОУ СОШ с углублённым изучением английского языка № 1389 г. Москвы Золотых Игорь Владимирович Учитель ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1025 г. Москвы Золотых Наталия Анатольевна Авторские права: Золотых Наталия Анатольевна, Золотых Игорь Владимирович Пожалуйста, оцените конспект - Здоровьесберегающая среда как необходимый ресурс инновационного образования.: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
1879 |
Конспект прислал: 02041968 20 августа 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||