Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Методические рекомендации по организации здоровьесберегающего урока |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Методические рекомендации по организации здоровьесберегающего урока |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через урочную деятельность
Учебная деятельность является основной формой деятельности обучающегося в школе, а урок — основная форма организации обучения в образовательном учреждении. Характерная для современного урока информационная перегрузка обучающихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно - эмоциональное напряжение, стрессирующая среда, недостаточная двигательная активность школьников, фактическое игнорирование учителем их психофизиологических особенностей — всё это ведёт к потере детьми здоровья и требует пересмотра существующих подходов к уроку. Полностью решить проблему здоровьезатратного процесса обучения детей в условиях современной системы образования невозможно, однако учителю важно знать и использовать способы ослабления влияния негативных последствий обучения на здоровье и развитие обучющихся. Основной целью здоровьесберегающего образования является сохранение и укрепление здоровья детей через обучение и воспитание В связи с этим выдвигаются следующие задачи: - вызвать у учащихся начальных классов интерес к здоровому образу жизни - обучить школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам - сформировать у школьников необходимые навыки по здоровому образу жизни, гигиенические умения и полезные привычки - добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным - воспитывать у детей любознательность, честность, творческую инициативу - научить использовать полученные знания в повседневной жизни Подготовка ребёнка к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей должно стать приоритетным направлением в деятельности каждого педагога. Для этого необходимо изучать и применять в своей деятельности здоровьесберегаюшие образовательные технологии. Отдельно взятых здоровьесберегающих технологий не существует (кроме технологии Базарного). Нет какой-то единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Это те технологии и методы, которые не вредят здоровью Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. Здоровьесберегающий урок должен включать в себя здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающий урок - это совокупность форм, средств и приёмов организации процесса обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания и объёма учебного материала, методов и форм учебно -познавательной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям обучающихся, сохраняет их умственную и физическую работоспособность, формирует валеологическую культуру, способствует реализации целей обучения, развития и воспитания здоровой личности Цели здоровьесберегающего урока: 1. Способствовать реализации целей обучения, развитию и воспитанию здоровой личности 2. Отслеживать соответствие санитарно – гигиенических условий обучения 3. Стимулировать мотивацию обучения 4. Обеспечивать интерес к предмету 5. Использовать многообразие приёмов деятельности 6. Обеспечить дифференцированный подход к детям с отклонениями в здоровье, к детям “группы риска” Задачи здоровьесберегающего урока Оздоровительная работа на уроке В начале урока необходимо предусмотреть психологический настрой обучающихся на работу, снять напряжение детей с прошлого урока, обеспечить добрые доверительные отношения. На уроке можно применять три типа дидактических отношений: “учитель – ученик” “ученик – ученик” “ученик – учебный материал” Важный компонент здоровьесберегающего урока – учебная мотивация. Если ученик не ощущает себя состоятельным в чём-то, у него развиваются страх неудачи и неуверенность в себе, которые негативно влияют на учебную мотивацию. Учителю нужно помочь ребёнку ощутить себя полноценным участником образовательного процесса. Для этого нужно: - не сравнивать обучающихся друг с другом - не делать постоянного упора на ошибки - не предлагать слишком трудных заданий, учитывая его индивидуальные способности - часто не критиковать при одноклассниках - формировать его веру в успех - делать процесс обучения ощутимым - отмечать достижения - создавать ситуацию успеха В возникновении утомления у школьников первичным является поддержание скелетно-мышечной системы в однообразной статически напряжённой позе, в частности в положении сидя, со склонённым вперёд корпусом, и только вторичным – умственная работа. Поэтому, прежде всего, необходимо повышение двигательной активности ученика на уроке различными способами - вводить режим динамических поз - проводить физкультминутки - применять оздоровительные паузы (дыхательная гимнастика, самомассаж, пальцевые упражнения, офтальмонотренаж) - использовать сенсорный круг - настольные конторки - коврики для сидения или стояния (без обуви) Особое внимание хочется уделить назначению физкультминуток. Физкультминутка – кратковременные серии упражнений, используемые в основном для активного отдыха детей во время урока. Проведение физкультминуток решает следующие задачи: 1. Уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы 2. Активизация внимания и повышение работоспособности 3. Эмоциональная встряска, возможность сбросить накопившийся груз Обязательное условие эффективности физкультминуток, это положительный эмоциональный фон В начальной школе дети, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается, поэтому важно не упустить время на уроке, видеть, когда детям необходимо снять напряжение. Целесообразно чередовать виды деятельности. Объяснение - с записями в тетрадь, рассказ - с показом наглядных пособий и технических средств обучения, использовать активные формы обучения: дискуссии, работу в группах. Речь учителя должна быть адекватно эмоциональной, но не монотонной. Необходимо исключить монолог, заменяя его диалогом Режимный комплекс здоровьесберегающего урока Здоровьесберегающий урок включает в себя следующий режимный комплекс: - продолжительность урока; - характер общения с детьми; - способы деятельности на уроке; - мера нагрузки; - двигательные паузы; - учёт естественных биоритмов; - распределение времени на отдельных этапах с учётом особенностей обучающихся; - обязательное проведение физкультминутки; - предупреждение перегрузки обучающихся; - проявление на уроке заботы учителя о здоровье обучающихся. Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения. Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, присутствующим на уроке целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока: • Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий. • Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7-10 минут. • Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок. • Чередование видов преподавания - не позже чем через 10-15 минут. • Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др. • Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач. • Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. • Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять. • Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма. • Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. • Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье. • Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д. • Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока. • Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками. • Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя. Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. Заключение Создание и организация здоровьесберегающего урока – достаточно сложный и творческий процесс, требующий от учителя знаний технологий, физиологии, гигиены и других наук Создавая здоровое психолого – педагогическое пространство на уроке, учитель способствует развитию здоровой личности, созданию здорового, продуктивного для развития, учёбы и творчества психологического климата в классе, создаёт модель приемлемого поведения и отношений с другими людьми. Ожидаемый результат при проведении здоровьесберегающих уроков: - повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей. Для того чтобы достигнуть положительного ожидаемого результата учитель на каждом уроке должен применять здоровьесберегающие технологии, проводить здоровьесберегающие уроки в системе. Здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он: • в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме • в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость • в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить • в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивлять, восхищаться Авторские права: Автор-составитель Елена Валерьевна Капканова, учитель начальных классов I квалификационной категории МОУ «Основная общеобразовательная школа № 38» Пожалуйста, оцените конспект - Методические рекомендации по организации здоровьесберегающего урока: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
7747 |
Конспект прислал: Елена Капканова 24 мая 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||