");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Методические рекомендации по организации здоровьесберегающего урока


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Методические рекомендации по организации здоровьесберегающего урока


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через урочную деятельность
Учебная деятельность является основной формой деятельности обучающегося в школе, а урок — основная форма организации обучения в образовательном учреждении. Характерная для современного урока информационная перегрузка обучающихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно - эмоциональное напряжение, стрессирующая среда, недостаточная двигательная активность школьников, фактическое игнорирование учителем их психофизиологических особенностей — всё это ведёт к потере детьми здоровья и требует пересмотра существующих подходов к уроку. Полностью решить проблему здоровьезатратного процесса обучения детей в условиях современной системы образования невозможно, однако учителю важно знать и использовать способы ослабления влияния негативных последствий обучения на здоровье и развитие обучющихся.
Основной целью здоровьесберегающего образования является сохранение и укрепление здоровья детей через обучение и воспитание
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
- вызвать у учащихся начальных классов интерес к здоровому образу жизни
- обучить школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам
- сформировать у школьников необходимые навыки по здоровому образу жизни, гигиенические умения и полезные привычки
- добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным
- воспитывать у детей любознательность, честность, творческую инициативу
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни
Подготовка ребёнка к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей должно стать приоритетным направлением в деятельности каждого педагога. Для этого необходимо изучать и применять в своей деятельности здоровьесберегаюшие образовательные технологии.
Отдельно взятых здоровьесберегающих технологий не существует (кроме технологии Базарного). Нет какой-то единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Это те технологии и методы, которые не вредят здоровью
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. Здоровьесберегающий урок должен включать в себя здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающий урок - это совокупность форм, средств и приёмов организации процесса обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания и объёма учебного материала, методов и форм учебно -познавательной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям обучающихся, сохраняет их умственную и физическую работоспособность, формирует валеологическую культуру, способствует реализации целей обучения, развития и воспитания здоровой личности
Цели здоровьесберегающего урока:

1. Способствовать реализации целей обучения, развитию и воспитанию здоровой личности
2. Отслеживать соответствие санитарно – гигиенических условий обучения
3. Стимулировать мотивацию обучения
4. Обеспечивать интерес к предмету
5. Использовать многообразие приёмов деятельности
6. Обеспечить дифференцированный подход к детям с отклонениями в здоровье, к детям “группы риска”

Задачи здоровьесберегающего урока



































Оздоровительная работа на уроке

В начале урока необходимо предусмотреть психологический настрой обучающихся на работу, снять напряжение детей с прошлого урока, обеспечить добрые доверительные отношения.
На уроке можно применять три типа дидактических отношений:
“учитель – ученик”
“ученик – ученик”
“ученик – учебный материал”

Важный компонент здоровьесберегающего урока – учебная мотивация. Если ученик не ощущает себя состоятельным в чём-то, у него развиваются страх неудачи и неуверенность в себе, которые негативно влияют на учебную мотивацию. Учителю нужно помочь ребёнку ощутить себя полноценным участником образовательного процесса. Для этого нужно:
- не сравнивать обучающихся друг с другом
- не делать постоянного упора на ошибки
- не предлагать слишком трудных заданий, учитывая его индивидуальные способности
- часто не критиковать при одноклассниках
- формировать его веру в успех
- делать процесс обучения ощутимым
- отмечать достижения
- создавать ситуацию успеха

В возникновении утомления у школьников первичным является поддержание скелетно-мышечной системы в однообразной статически напряжённой позе, в частности в положении сидя, со склонённым вперёд корпусом, и только вторичным – умственная работа. Поэтому, прежде всего, необходимо повышение двигательной активности ученика на уроке различными способами
- вводить режим динамических поз
- проводить физкультминутки
- применять оздоровительные паузы (дыхательная гимнастика, самомассаж,
пальцевые упражнения, офтальмонотренаж)
- использовать сенсорный круг
- настольные конторки
- коврики для сидения или стояния (без обуви)
Особое внимание хочется уделить назначению физкультминуток.
Физкультминутка – кратковременные серии упражнений, используемые в основном для активного отдыха детей во время урока.
Проведение физкультминуток решает следующие задачи:
1. Уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы
2. Активизация внимания и повышение работоспособности
3. Эмоциональная встряска, возможность сбросить накопившийся груз

Обязательное условие эффективности физкультминуток, это положительный эмоциональный фон

В начальной школе дети, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается, поэтому важно не упустить время на уроке, видеть, когда детям необходимо снять напряжение.

Целесообразно чередовать виды деятельности. Объяснение - с записями в тетрадь, рассказ - с показом наглядных пособий и технических средств обучения, использовать активные формы обучения: дискуссии, работу в группах.
Речь учителя должна быть адекватно эмоциональной, но не монотонной. Необходимо исключить монолог, заменяя его диалогом


Режимный комплекс здоровьесберегающего урока

Здоровьесберегающий урок включает в себя следующий режимный комплекс:

- продолжительность урока;
- характер общения с детьми;
- способы деятельности на уроке;
- мера нагрузки;
- двигательные паузы;
- учёт естественных биоритмов;
- распределение времени на отдельных этапах с учётом особенностей
обучающихся;
- обязательное проведение физкультминутки;
- предупреждение перегрузки обучающихся;
- проявление на уроке заботы учителя о здоровье обучающихся.

















Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения.
Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, присутствующим на уроке целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:
• Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
• Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
• Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7-10 минут.
• Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.
• Чередование видов преподавания - не позже чем через 10-15 минут.
• Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
• Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
• Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
• Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
• Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
• Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
• Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
• Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.
• Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
• Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
• Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным.







Заключение

Создание и организация здоровьесберегающего урока – достаточно сложный и творческий процесс, требующий от учителя знаний технологий, физиологии, гигиены и других наук
Создавая здоровое психолого – педагогическое пространство на уроке, учитель способствует развитию здоровой личности, созданию здорового, продуктивного для развития, учёбы и творчества психологического климата в классе, создаёт модель приемлемого поведения и отношений с другими людьми.
Ожидаемый результат при проведении здоровьесберегающих уроков:
- повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.

Для того чтобы достигнуть положительного ожидаемого результата учитель на каждом уроке должен применять здоровьесберегающие технологии, проводить здоровьесберегающие уроки в системе.

Здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он:
• в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме
• в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость
• в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить
• в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивлять, восхищаться


Авторские права: Автор-составитель Елена Валерьевна Капканова, учитель начальных классов I квалификационной категории МОУ «Основная общеобразовательная школа № 38»


Пожалуйста, оцените конспект - Методические рекомендации по организации здоровьесберегающего урока:
  • 85
 (голосов: 1)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • "Здоровьесберегающие технологии в начальных классах."
  • «Применение ИКТ «БОС-Здоровье» как одна из форм здоровьесберегающей педаго ...
  • Я здоровье берегу, сам себе я помогу! проект
  • Проект "Школа здоровья"
  • Организация проектной денятельности в начальной школе
  • Методическая тема:"Реализация здоровье сберегающих технологий в практике р ...
  • Схема психолого-педагогического анализа урока
  • Воспитательные технологии 21 века
  • План работы методического объединения учителей начальной школы
  • Схема самоанализа урока


  • 8097
    Конспект прислал: Елена Капканова 24 мая 2010 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата