Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » формирование общеучебных умений |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
формирование общеучебных умений |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Содержание
Введение.........................................................................................................2 Глава1. Проблема формирования общеучебных умений в педагогической науке и практики............................................................................................... 1.1.Понятие и сущность общеучебных умений................................... 1.2.Классификация общеучебных умений........................................... Глава2.Пути и способы формирования общеучебных умений.................. 2.1.Методы формирования общеучебных умений............................ 2.2.Методические рекомендации по формированию общеучебных умений на уроке истории................................................................................. Заключение............................................................................................................ Список литературы............................................................................................ Введение Проблема исследования,то как правильно сформулировать общеучебные умения в процессе обучения на уроках истории у школьников. Актуальность этой проблемы в том, что успешное обучение истории в школе невозможно без сформированности у школьников общеучебных умений, которые необходимы ему в дальнейшей учебной деятельности. В работах М.А. Данилова, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и др. разработаны общедидактические принципы формирования теоретических знаний и умений в процессе обучения, рассмотрены возможности использования различных методов в этом процессе. В работах Л.Н. Боголюбова, А.А. Вагина, Ф.Б. Горелика, П.В. Горы, Н.Г. Дайри, Г.М. Донского, А.В. Ефимова, Н.И. Запорожец, Г.А. Кревера, А.В. Редько и других, на методическом материале представлены общие условия формирования знаний, умений, навыков в курсах истории. Объект исследования: общеучебные умения. Предмет исследования: Способы, приемы и средства формирующие общеучебные умения. Цель исследования: Теоретически разработать и методически обосновать пути и способы формирования общеучебных умений у школьников на уроках истории. Гипотеза исследования: Формирование общеучебных умений будет эффективным если: – раскрыты сущности понятия общеучебных умений; – охарактеризованы существующие подходы и классификации общеучебных умений; – выявлены пути и педагогические условия формирования общеучебных умений на уроках истории; – разработаны рекомендации по формированию общеучебных умений на уроках истории. Задачи исследования: 1.Раскрыть сущность понятия общеучебные умения; 2.Охарактеризовть существующие подходы и классификации общеучебных умений; 3.Выявить пути и педагогические условия формирования общеучебных умений на уроках истории; 4.Разработать рекомендации по формированию общеучебных умений на уроках истории. Теоретическая и практическая значимость исследования: Результаты исследования будут способствовать совершенствованию понимания качества исторического образования. Результаты исследования на правлены на возможности более эффективного формирования общеучебных умений. Методы исследования: Анализ психолого-педагогической литературы,анализ понятийно-терминологической базы, изучение и обобщение опыта педагогической деятельности. Глава1. Проблема формирования общеучебных умений в педагогической науке и практики 1.1. Понятие и сущность общеучебных умений Термин "умение" имеет два значения: 1) Как первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. 2) Как способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями При этом овладение умениями происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение . В одних случаях умения определятся как готовность к практическим действиям, выполняемых сознательно на основе приобретенных знаний. В других , как способности человека выполнять действия, приобретенные на основе знаний и опыта. Имеют место определения умений как практического действия, осознанной, преднамеренной интеллектуальной деятельности. В пособии по дидактике под редакцией М. А. Данилова и М. Н. Скаткина речь идет об умениях которые являются усвоенным опытом различных способов деятельности. Эти и другие определения умений свидетельствуют об отсутствии единого подхода к данному вопросу. По-видимому, причиной этого является сложность понятия, многогранность его свойств. Следует также учесть, что подходы к определению данного понятия во многом берут свое начало в исследованиях психологов. Умения характеризуют готовность школьника совершать действия, которая приобретена на основе усвоения способов учебно-познавательной деятельности. [14;118] Умения формируются упражнениями в изменяющихся условиях, т. е. в процессе переноса способов действий в несколько измененную и новую учебную ситуацию. При совершенствовании умений они в целом не автоматизируются, поскольку этому процессу не подвержено центральное звено решения мыслительных задач: нахождение принципа (основной идеи) ее решения на основе связи известного с неизвестным. Поэтому отмечается, что действия совершающиеся с помощью умений, всегда осознаваемы.Общеучебные умения - это такие умения , которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и повседневной жизни. Общеучебные умения формируются у учащихся не только при изучении данного предмета, но и в процессе обучения многим другим предметам, и имеющие применение во многих учебных предметах и в повседневной жизненной практике, например, навыки письма и чтения, работы с книгой и т. д. Общеучебные умения формируются у учащихся на всем протяжении школьного обучения, причем умения сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится навыками. [14;118] 1.2. Классификация общеучебных умений и навыков Все общеучебные умения можно разбить на четыре группы: • Учебно-организационные • Учебно-интеллектуальные • Учебно-информационные • Учебно-коммуникативные Учебно-организационные умения -обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащихся. Определяется сформированностью следующих умений: • организовать свое рабочее место • планировать текущую работу, • нацелить себя на выполнение поставленной задачи, • осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности, • вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища и т.д.) [16;30] Учебно-интеллектуальные или общелогические умения -обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. Определяется сформированностью следующих умений: • диалектически анализировать учебный материал, • сравнивать объекты, факты, явления; • классифицировать материал; • обобщать, делать резюме; • абстрагировать; • выделять главное, существенное; • синтезировать материал; • устанавливать причинно-следственные связи, аналогии; • выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними; • пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка.) [16;31] Учебно-информационные умения -обеспечивают школьнику нахождение , переработку и использование информации для решения учебных задач. Определяется сформированностью следующих умений: • умение пользоваться каталогом или компьютерным источником информации; • пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками, оглавлениями, комментариями; • составлять картотеку; • пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации; • составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию. [16;31] Учебно-коммуникативные умения Развитие этих умений помогает самому общению, делают его более содержательным, интересным, целенаправленным Определяется сформированностью следующих умений: • умение слушать. Умение учебного слушания - одно из самых трудных, требующих сосредоточенности, равномерного распределения внимания на довольно большой период времени, что требует определенной работы над собой и зависит от устойчивости нервной системы и психики; • умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа; • читать текст и одновременно слушать инструктаж учителя о работе над текстом, над логически составленными частями; • литературным языком излагать свои мысли; • выступать перед аудиторией; • составлять план выступления; • вести полемику, участвовать в дискуссии; • высказывать тезисы; • задавать уточняющие вопросы; • аргументировать, доказывать. [16;32] Выводы по главе №1 1.Любые умения формируются в систематической деятельности, причем начинается это формирование с объяснения сущности любого умения. 2.Для эффективного формирования и развития общеучебных умений деятельность из разрозненной и эклектичной должна стать единообразной и последовательной, предполагающей соответствующее организационное и методическое обеспечение этого процесса. 3. Общеучебные умения - это такие умения , которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и повседневной жизни. 4.Ученику недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их в собственной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывал. б)…воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным, «длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки. Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу. в)…успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок. Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив.[3;202] 2.Учебно-организационные умения Если ребенок… а)…воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выраженно снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ», а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено. Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий. б)…воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным, «длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки.Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу. в)…успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок. Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив.[3;207] 3.Учебно -коммуникативные умения. Если ребенок… а) …не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументированно отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения. Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми и сверстниками. б)…испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять ее, а также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает некорректен. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию. Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Желательно помочь ребенку в развитии способности отстаивать свою позицию или разумно менять ее. Следует работать над умением соблюдать социальную дистанцию в общении. в)…способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения. Не нуждается в специальной работе по развитию коммуникативных навыков.[3;205] 4.Учебно-информационные умения. Если ребенок... а) не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. б) испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно в)вобще не может[3;200] Выводы по главе №2 1.Сформированность учебно-логических навыков напрямую связана с уровнем развития мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. 2.Формирование общеучебных умений и навыков - специальная педагогическая задача. 3.У учащихся на всем протяжении школьного обучения нужно формировать общеучебные умения, причем умения сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится навыками. 4.Тренировка, нужная для отработки умения, не должна быть односторонней и чрезмерной. 5.Очевидно, что эффективное формирование и развитие общеучебных умений предполагает соответствующее дидактическое, методическое и управленческое обеспечение этого процесса. 6.Проблема дидактические условия формирования общеучебных умений приобретает особую значимость и остроту в связи с решением проблемы обучения и развития школьников. 7.Важным этапом процесса формирования общеучебных умений являются диагностика результатов и корректировка программы развития тематического планирования , используемых технологий. 8.В соответствие с возрастными особенностями в каждой теме определяется развитие надпредметных умений, развитие которых наиболее выигрышно, целесообразно. Заключение Перед каждым новым поколением людей прежде всего встает задача овладение накопленным опытом человечества. Для этого необходимо усвоить определенные способы учебной деятельности. Способы учебной деятельности наряду со знаниями и морально-эмоциональными отношениями состовляют содержание образования представляют собой нерасторжимую целостность: без знаний невозможно овладеть ни способом деятельности ни опытом морально-эмоциональных отношений; в то же время формирование и знаний, и опыта этих отношений может происходить только в процессе деятельности. Именно поэтому образовательная, воспитательная и развивающая задача реализуется в органическом единстве. Усвоенные способы учебной познавательной деятельности становиться умениями, которые и состовляют синтезированное понятие « умение учиться». Общеучебные умения являються универсальными способами получения и применения знаний.Классификации могут создать условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что в свою очередь обеспечит им приобретение всесторонних и прочных знаний. Таким образом может быть решена задача эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может « взять» .а тем, сколько из « взятого» он сможет применить на практике. Система работы с общеучебными умениями и навыками обладает следующими достоинствами: -не требует выделение дополнительных часов; -обеспечивает формирование общеучебных умений на уроке истории; -создает единое образовательное пространство для учащихся. Целесообразно использовать единые подходы к классификациям, составу и методике формирования общеучебных умений,которые разделены на группы, что позволяет охватить все важнейшие аспекты образовательной деятельности учащихся. Список литературы 1.Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1985. -217 с. 2.Бажурина И.П. Как я учу школьников логически связному изложение учебного материала//Преподавание истории в школе.- 2001.-№2.-626 с. 3.Венгер Л.А. Психология/ Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 366 с. 4.Воровщиков С.Г. Учебно- познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 160 с. 5.Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания история .-М.:Просвещение,1978. 6.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М.: 1982. – Т. 1. – 693 с. 7.Краевский В.В. Теоретические основы процесса обучения / В.В. Краевский, И.Я. Лернер, И.К. Журавлев и др.; под общ. ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1989. – 320 с. 8.Лазукова Н.Н. Формирование учебных умений на уроках истории//История и обществознание в школе.-2002.-№1.-34-4с. 9.Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.: Просвещение, 1987. – 208 с. 10.Программа развития общих учебных умений и навыков школьников// Народное образование. – 1982. – № 10. – С. 106-111 11.Роль общеучебных интеллектуальных умений в общении, совершенствовании языка, в организации бизнеса.//В сборнике научных докладов и тезисов выступлений VII Международного научно-практического семинара «Язык. Общение. Бизнес.», -М. 1996, с.109-113 12Татьянченко Д.В. Общеучебные умения: очарование очевидного/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков. – Челябинск: ЦНТИ, 1996. – 86 с. 13.Татьянченко Д.В. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков// Школьные технологии. – 2002. – № 5. – С. 42-55 14.Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков// Народное образование. – 2003. – № 8. – С. 115-126. 15.Усова А.В. Формирование у учащихся учебных умений/ А.В. Усова, А.А. Бобров. – М.: Знание, 1987. – 80 с. 16.Фридман Л.М. Формирование у учащихся общеучебных умений/ Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – Мн.: ИПК образования, 1995. – 32 с. 17. Пожалуйста, оцените конспект - формирование общеучебных умений: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
1880 |
Конспект прислал: aspo 13 ноября 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||