");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Учебное исследование как средство работы с одаренными детьми


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Учебное исследование как средство работы с одаренными детьми


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Учебное исследование как средство работы с одаренными детьми
Р.Ф. Литвинова, учитель начальных классов,
УО «Жодинская государственная
общеобразовательная средняя школа №6»
Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Если в школу пришел одаренный ребенок, для развития его одаренности должны быть созданы самые благоприятные условия. Необходимо предоставить возможность в наиболее полной мере проявить свои способности, дать выход их стремлению к поиску новых знаний, учить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, давать определения понятиям, правильно излагать и защищать свои идеи.
Плодотворной формой развития творческих способностей одаренных детей является исследовательская деятельность. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способностей к исследовательскому типу мышления.
Вместе с учащимися, исходя из понимания оптимального исследовательского пути при движении к цели, можно выстраивать алгоритм исследования следующим образом:
1. Знакомство с темой исследования.
2. Работа над пониманием темы исследования.
3. Формирование цели исследования.
4. Формирование гипотез.
5. Распределение на группы (пары), «индивидуальности» согласно выбранным гипотезам.
6. Сбор информации по теме, составление графиков, таблиц.
7. Анализ собранной информации и систематизация.
8. Предварительные выводы.
9. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими исследования учениками (с учебным пособием).
10. Поиск дополнительных аргументов, если выводы разные.
11. Оформление результата.
Всех «исследователей» характеризует общее – это мыслительная деятельность. Для одаренных детей такая деятельность становится с одной стороны естественной (природосообразной), идущей от его потребностей открывать «новое», с другой стороны – очень похожей по своей сути (по алгоритмам, по целям) на настоящую научную деятельность.
При организации обучения по системе Эльконина-Давыдова учащиеся осуществляют в процессе решения учебных задач квазиисследовательскую деятельность из урока в урок, проходя путем ученого, открывающего новое знание. Находясь в ситуации недостатка имеющихся знаний для решения возникающих задач (ситуация разрыва) ученики учатся видеть проблемы, анализировать. На данном этапе включается механизм поисковой активности. На этапе решения учебной задачи происходит формирование таких исследовательских умений и навыков, как умение задавать вопросы, умение выдвигать гипотезы, составлять план исследования, моделировать, конструировать новые способы действия, доказывать либо опровергать способы действия и т.д. При организации обучения по этой системе можно вести речь не только о поисковой активности, но и об исследовательской деятельности, в процессе которой и происходит формирование вышеперечисленных умений и навыков.
Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программы развивающего обучения и работы с одаренными детьми, можно сделать вывод, что только урочной деятельности для развития исследовательских умений и навыков недостаточно. Не должно быть ни разрыва между поисковой, учебной деятельностью и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки, ни отсутствия переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную. Урочную систему организации учебного процесса необходимо дополнить новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике.
Исследовательская практика ребенка – это путь формирования особого стиля учебного исследования. Рассмотрим некоторые моменты организации учебного исследования в работе с одаренными детьми.
Конечно, какими бы способностями не обладал ребенок, без помощи учителя провести учебное исследование ему было бы трудно. Учитель направляет, подсказывает, но не подменяет ученика, если тот сможет справиться с заданием самостоятельно. Однако ребенок сам проводит исследования, сам испытывает заинтересованность в своей работе, сам ведет подсчеты, фиксации и т.д., учитель лишь организует и курирует эту работу. Учитель помогает грамотно оформить работу, сделать выводы. Следует помнить, что учащиеся становятся добровольными любознательными исследователями только при работе над интересным для них содержанием.
Вот как была организована работа с группой учащихся 2-го класса (тема «Чай. Культура употребления чая»).
Этап 1: выбор темы исследования. Тему исследования подсказала сама жизнь. Казалось бы о чае известно все. И, тем не менее, зная, как вырастить и изготовить хороший чай, мы не придаем значения тому, как его употреблять. А неправильным завариванием можно испортить наилучший сорт чая и тем самым изменить характер воздействия чая на наш организм. Поэтому ребята решили провести исследование культуры употребления чая в семьях учащихся класса.
Этап 2: составление плана работы. Разработка темы осуществлялась по следующему плану:
1. Теоретические сведения о чае (история чая, типы и сорта чая, преимущество зеленого чая, норма употребления чая, заваривания чая и т.д.).
2. Практическая часть (определение уровня знаний семей учащихся класса по культуре употребления чая путем проведения анкетирования с последующими выводами).
3. Творческая часть (сочинения-сказки учащихся о чайном листочке «Ча»)
Этап 3: оформление работы, составление презентации и, наконец, выступление перед одноклассниками и жюри на школьной научной конференции. Это позволило учащимся самовыразиться и почувствовать значимость проделанной работы, явилось стимулом для дальнейшей творческой деятельности.
Таким образом, активные формы обучения, к которым относится учебное исследование, позволят сделать процесс обучения при работе с одаренными школьниками более «живым» и насыщенным открытиями. Овладение навыками исследовательской деятельности и применение их повысят интеллектуальные возможности учащихся в целом.

Литература
1. Запотылок, О.А. Работа с одаренными детьми / О.А.Запотылок / Минск, 2006.
2. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И.Савенков – М., 2006.
3. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника – М., 1974.





Пожалуйста, оцените конспект - Учебное исследование как средство работы с одаренными детьми:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Программа Любознайка
  • Статья. Проектно-исследовательская деятельность школьника
  • метод проектов
  • Организация проектной денятельности в начальной школе
  • Использование техники оригами при формировании творческих способностей в си ...
  • Пояснительная записка по научно-практической деятельности, 4 класс.
  • Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как условие фо ...
  • Организация работы творческой группы учителей
  • Конспект урока технологии по теме"«Говорящие» звери." 4 класс
  • структура и алгоритм уроков открытия нового знания


  • 5041
    Конспект прислал: sparkle 7 ноября 2009 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2017. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата