Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Авторская воспитательная программа "Детство"(нравственное воспитание) |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Авторская воспитательная программа "Детство"(нравственное воспитание) |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Авторская воспитательная программа
для младших школьников (1-4) «Детство» (нравственное воспитание) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА “Воспитание — великое дело: им решается участь человека”. В.Г. Белинский В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных. В процессе воспитания личности исключительное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действенности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности. Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Поступки ребят этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникающими внутренними побуждениями Самосознание и самоанализ у младших школьников находится на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения. С другой стороны, следует умело использовать нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения. Разъяснительная работа, не подкрепленная приучением и нравственными упражнениями, слабо влияет на улучшение поведения младших школьников. На воспитание и развитие младших школьников весьма большое влияние оказывает личность учителя, а также влияние родителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят, в решающей мере определяет успех воспитания. На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1) данная проблема актуальна; 2) на нравственное воспитание младших школьников большое влияние оказывает личность учителя; 3) нравственное воспитание является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание максимально благоприятных условий для нравственного развития и формирования личности ребенка. ЗАДАЧИ: 1. Оказывать помощь в преодолении трудностей, требующих особого педагогического внимания и поддержки. 2. Оказывать помощь младшим школьникам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности. 3. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей. 4. Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся. 5. Формировать самостоятельность обучающихся, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков. 6. Развивать моральное самосознание, формировать и развивать нравственные качества личности на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности, коллективных творческих дел. Исходя из основных задач, жизнедеятельность обучающихся организуется на следующих принципах: 1. Личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка, опора на естественный процесс саморазвития формирующейся личности. 2. Педагогическая целесообразность: это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребёнка. 3. Природосообразность: воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психологических особенностей. Использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения. 4. Культуросообразность: рассматривается нами как формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействия с семьёй. 5. Принцип событийности: введение в жизнь ребёнка эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел. 6. Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности классного руководителя и обучающихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей. В основе этого принципа — определение общих целей педагога и обучающихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи. 7. Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий, при которых дети, осознавая свою социальную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите. Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности. Разработана для обучающихся 1 – 4 классов и рассчитана на четыре года. Формы организации воспитания: • Классные часы. • Поисковая и исследовательская работа учащихся. • “Открытые микрофоны” • Тематические встречи и беседы с ветеранами войн, интересными людьми, выдающимися личностями. • Сюжетно – ролевые игры. • Беседы. • Праздничные массовые мероприятия. • Вечера тихого чтения. • Соревнования. • КВН. • Конкурсы. • Викторины. Прогнозируемый результат воспитания — нравственность как целостное жизненное поведение. Программа состоит из трех ступеней: I ступень — 1 – 2 классы «Мой дом – моя крепость» II ступень — 3 класс «Мир человеческих чувств» III ступень — 4 класс «Культура поведения» Программа направлена на воспитание следующих интегративных качеств: ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить, формирование и развитие нравственных качеств. Приоритетные направления воспитательной работы в рамках программы “Детство”. 1. Формирование нравственной личности воспитанника школы. Поскольку в центр программы воспитательной работы мы поставили ученика и ориентировали программу на создание оптимальных условий для формирования полноценной нравственной личности выпускника начальной школы, основное внимание следует уделить, на наш взгляд, следующим характеристикам личности: 1.1. Интеллект. Информационная база знаний, полученных в результате обучения в школе, должна сопровождаться рядом мыслительных способностей: • критичностью, • гибкостью, • способностью к рефлексии, • самостоятельностью, широтой и глубиной мышления, • способностью самостоятельно получать новые знания, находить им применение, • способность овладевать общеучебными умениями и навыками (ОУУН), пользоваться ими в учебной и внеучебной деятельности. 1.2. Креативность. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности. Учителю необходимо уделять особое внимание стимулированию детской активности, творчеству. 1.3. Нравственные ценности. Изучение общепринятых норм поведения в мире, в стране, в учебном заведении, культурных ценностей исторического прошлого обеспечивают внешнюю нормированность нравственного поведения учащегося. Формирование внутренней этической нормированности осуществляется посредством выработки рефлексивного отношения к себе в соответствии с этическими идеалами: гуманизмом, патриотизмом, интернационализмом, честностью, справедливостью, ответственностью, уважением к окружающим людям, чувством собственного достоинства, милосердием. Особое внимание, следует уделять национальной культуре, традициям русского и татарского народа. 1.4.. Саморегуляция поведения. Важной характеристикой личности является способность учащегося к саморегуляции поведенческих реакций, к самоорганизации своей жизни, умение планировать свою и чужую деятельность, иметь и отстаивать свои убеждения, реализовывать свои проекты. Для этого необходимо сформировать следующие нравственные качества личности: целеустремленность, инициативность, организованность, ответственность, самостоятельность, чувство долга, дисциплинированность, самоконтроль, честность, справедливость. 1.5. Здоровый образ жизни. Экологическая ситуация в мире нестабильна, влияние наркотических средств, алкоголя, никотина на молодой растущий организм губительно, возможности приобретения этих веществ расширяются, несмотря на деятельность правоохранительных органов – общество не справляется с этими проблемами. В связи с вышеперечисленным, в профилактической работе, нужно участвовать в формировании у школьников следующих установок: • потребности в здоровом образе жизни; • неприятия негативного влияния окружающих; • умения управлять своими эмоциями, здоровьем (психическим, физическим); • стремления к укреплению, совершенствованию своего здоровья. 1.6. Досуг. Ребенок должен правильно, с пользой для своего здоровья, проводить вне школы свободное время. Педагог старается направлять внимание на то, чтобы у ребенка сложились определенные навыки и умения проведения досуга с друзьями и с членами своей семьи. 1.7. Семья. Современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, с другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Кроме того, низкий уровень психолого-педагогической компетентности, отсутствие образовательных программ для родителей в теле- и радиоэфире, снижение тиражей специализированных научно-популярных изданий создало информационный вакуум, в котором оказалось большинство семей, воспитывающих детей-школьников. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь педагога. Прогнозируемые результаты I ступени: • устойчивые положительные результаты обучения и воспитания; • приобщение к истории своей семьи, школы, города; • повышение уровня социальной комфортности; • формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений. Прогнозируемые результаты II ступени: • проявление уважительного отношения к старшим; • воспитание чувства гордости, любви к родному городу, • формирование негативного отношения к вредным привычкам; • расширение кругозора; • активное участие родителей в жизни класса, школы; • знание моральных норм, выработанных в процессе исторического развития общества. Прогнозируемые результаты III ступени: • испытание чувства гордости за свою страну; • владение методами самовоспитания, самоконтроля; • повышение интеллектуального уровня; • проявление самостоятельной творческой активности; • повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя; • диагностика нравственных качеств личности выпускника начальной школы. Условия реализации программы: • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся; • совместная деятельность с учреждениями дополнительного образования; городским краеведческим музеем, драматическим театром. Правовой базой для составления программы являются: • Конвенция ООН о правах ребёнка. • Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”. • Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Мин.образования России от 01.03.2003г. №30-51-131/1б). • Методические рекомендации Мин. Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Мин.образования России от 31.01.2001г. № 90/30-1б). Содержание программы «Детство » I ступень «Мой дом – моя крепость» НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ «Здоровый образ жизни» -воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым. « В здоровом теле – здоровый дух» « За здоровый образ жизни!» «Мама, папа и я – спортивная семья» « Достижения спортсменов нашего города » «Эстафета на приз Деда Мороза» спортивный праздник конкурс рисунков веселые старты викторина встреча со спортсменами, музейными работниками спортивная эстафета «Нравственность» -формировать у обучающихся понимание и осознание исторического прошлого; формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений. «Край родной, навек любимый» «Герои города» «Ветеран живёт рядом» «Участники войны – наши выпускники» «Школьный двор самый лучший» «Народные сказки» «Интеллект» - создать условия для реализации интересов детей и их потребностей в самосовершенствовании, самоанализе поступков «Адаптация в 1 классе» «Праздник цветов» «Юные Архимеды» «Что? Где? Когда?» «Воспитание в семье культуры внешнего вида» «Откуда мы родом?» Кл. час (анкета) Конкурс КВН Викторина Род. собрание Поисковая работа «Досуг» - создавать дружескую и творческую атмосферу, побуждающую у детей интерес к различным видам деятельности «День рождения только раз в году» «Моё хобби» «Мама всякие важны, мамы всякие нужны» Праздник класса Экскурсия в центр доп.образ. «Орленок» Концерт для мам и бабушек «Креативность» - создавать условия для творческой самореализации обучающихся «Ярмарка чудес» «Алло, мы ищем таланты!» «Тропинка школьная моя» «Мой отдых летом» Час творчества Концерт Род. собрание Конкурс рисунков II ступень - 3 класс «Мир человеческих чувств» НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ «Здоровый образ жизни» - формировать у ребёнка понимания значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения «Табак – наш враг» «Мама, папа и я – здоровая семья» «Спортсмены нашего города» «Скажем «НЕТ» вредным привычкам!» экскурсия к памятным местам Посещение краеведческого музея «Семья» - обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы «Семейный альбом» «Научитесь сами и научите детей общению» «Без матери нет ни поэта, ни героя» «Права и обязанности детей» Круглый стол Род. собрание Оформление альбома Род. лекторий «Интеллект» - создать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии «Здравствуй, инопланетянин» «Мои интересы, мои потребности» «Мой характер» «Родители и дети» «Что такое хорошо и что такое плохо?» «Без матерей немыслима Россия» Игра Беседа Круглый стол Род. собрание Диспут Оформление альбома «Досуг» - повышать мастерство и содействовать профессиональной ориентации юных исполнителей «Мисс «Осень»» «Рыцарский турнир» «Шишки» Операция «Новый год» Фестиваль детского творчества «Прощай зима!» Праздник Род. собрание Эстрадная программа Подготовка к новому году Фестиваль Конкурс стихов «Креативность» - способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей «В мире сказок» «Что сделано своими руками?» «Поле чудес» «День прощания» Викторина Выставка поделок Игра Классный час III ступень «Культура поведения» НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ «Здоровый образ жизни» -воспитывать личностную рефлексию обучающихся по проблеме (коррекция мнения о себе и своём здоровье) «Мы против наркотиков!» «Гармония общения – это залог психического здоровья ребёнка» «Учителя + ученики = дружба» «За здоровый образ жизни!» Марафон Род. собрание Спортивный праздник Конкурс рисунков «Нравственность» - воспитывать нравственные чувства у обучающихся; - обучать пониманию смысла человеческого существования «Не лозунги, а дела» «Улицы города» «У войны не женское лицо» Оказание помощи ветеранам войны «Жизнь дана на добрые дела» «С чего начинается школа?» Трудовая акция Беседа Тематический кл. час Трудовой десант Сбор в кругу друзей Встреча с учителями – ветеранами «Семья» - создать атмосферу заинтересованности друг в друге; - направить семейное воспитание на всестороннее развитие детей «Отцы и дети» «Её величество женщина» «Смотр семейных талантов» Ролевая игра Устный журнал для родителей Родительское собрание «Интеллект» - создать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии «Мои интересы, мои возможности» «Типы характера человека» «Чувство времени» «Хлеб всему голова» Беседа Диспут Анкетирование Тематический кл.час «Досуг» - развивать творческую личность обучающихся в процессе культурно-досуговой деятельности Поход в лес «Новогодний карнавал» «Юмор и смех достойны всех» Посиделки Посещение театра «Праздник красоты» Путешествие Праздник КВН Размышления на заданную тему Культпоход Конкурс «Креативность» - формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни «Вспомните, ребята, песни о войне» «Наши братья меньшие» «Сделай мир добрее» «Танцуй пока молодой» Литературно-музыкальная гостиная Беседа Акция конкурс Авторские права: Львова И.А. Пожалуйста, оцените конспект - Авторская воспитательная программа "Детство"(нравственное воспитание): |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
19675 |
Конспект прислал: Ivova 12 сентября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||