Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » умственная отсталость и общение |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
умственная отсталость и общение |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Умственная отсталость и общение
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Главной задачей, стоящей перед специальной (коррекционной) общеобразовательной школой VIII вида на современном этапе, является повышение эффективности обучения и воспитания учащихся. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи. Несовершенство коммуникативных умений учащихся с нарушением интеллекта осложняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации. Большая часть специальных исследований, в которых изучались особенности речевого развития учащихся с нарушениями интеллекта, посвящена вопросам логико-содержательной стороны устной и письменной речи (В.Я. Василевская, М.Ф. Гнездилов, Е.А. Гордиенко, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова); выявлению и формированию ее лексической стороны (Г.И. Данилкина, Г.М. Дульнев, З.Н. Смирнова, Т.К. Ульянова); определению путей коррекции грамматического строя речи (М.Ф. Гнездилов, К.Г. Ермилова, Г.В. Савельева, М.П. Феофанов); методике совершенствования навыков связной устной и письменной речи (А.К. Аксенова, В.В. Воронкова, М.Ф. Гнездилов, С.Ю. Ильина, И.Ю. Свиридович). Исследованиями в области коммуникативных умений умственно отсталых школьников занимались ученые О.К. Агавелян, Д.И. Бойков, В.А. Вярянен, Е.И. Разуван и др. Развитие и совершенствование навыков общения у умственно отсталого ребенка на разных этапах жизни - от рождения до взрослости - требует от педагогов, психологов, родителей много внимания и терпения. Педагоги и родители должны вести усиленное наблюдение за его поведенческими и речевыми реакциями во всех видах деятельности, чтобы помочь и направить развитие коммуникативных навыков. Наблюдение за выражением лица умственно отсталых детей, развитием его органов чувств не должно оставаться вне поля зрения педагогов и родителей. Различные занятия, упражнения и использование предметов обихода принесут немалую пользу в этом направлении. Умственно отсталого ребенка зачастую надо учить всему, даже улыбаться. Известно, что улыбка появляется лишь под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. С умственно отсталыми детьми нужно постоянно общаться, сопровождая свои действия негромкой, плавной речью со спокойной, приветливой интонацией. С ними надо разговаривать, называя действия, которые производятся. Нужно постоянно поддерживать внимание и познавательный интерес к выполняемой деятельности и окружению. Общение - это не только произнесение слов. Понятие «общение» предполагает также умение слушать и понимать, умение соблюдать очередность в разговоре, умение завязывать и поддерживать беседу Речь может быть использована для удовлетворения многих потребностей. Умственно отсталому человеку необходимо пользоваться речью и освоить широкий спектр высказываний. На занятиях по развитию речи ребенок должен учиться не только говорить, но и слушать слова других людей. Ему всегда следует давать время на ответ. Не надо забывать также о том, что работа должна строиться на основе его интересов. Это поможет добиться больших результатов не только в бытовых ситуациях, но и на спланированных игровых занятиях. Для того чтобы побудить ребенка продолжить общение, следует использовать во время разговора естественные приемы. Прежде чем приступить к занятиям, необходимо подробно проанализировать, что к настоящему моменту ребенок с нарушением интеллекта уже умеет делать. Начинать обучение следует с того уровня, который ему больше всего подходит. Только тесный и доброжелательный контакт ребенка и родителей и при этом помощь специалистов способствуют формированию навыков межличностного общения у умеренно и тяжело УО детей и подростков. Для успешной работы с умственно отсталыми школьниками полезно выработать по отношению к ним единые требования, привычки и установки в семье и школе. Надо помнить, что противоречивые требования отрицательно влияют на психику и поведение детей. При обучении общению у умственно отсталого ребенка следует воспитывать: -организованность и выдержку, подавляя желание «а я хочу» отвлечением, убеждением или игнорированием его требования; -умение адекватно вести себя в школе, дома и в общественных местах; - умение выполнять правила поведения на улице; -умение критически относиться к своим поступкам. Далее перечисляются основные направления работы по развитию навыков общения, которые опираются на возможности умственно отсталых учащихся: 1. Развитие способности познавать себя. 2. Развитие умения заботиться о себе. 3.Развитие способности ориентироваться в окружающем мире и адекватно воспринимать его. 4. Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них. 5.Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих. 6.Развитие восприятия речи. 7. Развитие умения подражать 8.Развитие умения соблюдать очередность в разговоре. 9.Развитие умения применять навыки общения в повседневной жизни. . Таким образом, характерным для умственно отсталых школьников является дефицит универсальных коммуникативных умений (слушать собеседника, реагировать на его вопросы, начинать, поддерживать и завершать разговор, выражать свою точку зрения, извлекать нужную информацию при чтении и слушании, использовать эту информацию в собственных высказываниях, общаться в письменной форме). Поэтому обучение детей с интеллектуальными нарушениями должно иметь подлинно практическую направлен ность, т.е. ему следует ориентироваться на формирование социально значимых умений и навыков, владение которыми позволит выпускнику специальной школы максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное своим возможностям положение в обществе. Работа по формированию коммуникативных умений в течение всего обучения должна быть органично включена во все виды деятельности (учение, быт, игру). Повышение уровня развития коммуникативных умений выступает как самостоятельной целью, так и средством, позволяющим добиться значительных успехов во всех сферах развития и коррекции школьника с нарушениями интеллекта Литература 1.Белобрыкина О.А. Речь и общение: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1998. 2.Щипицына Л.М. Развитие навыков общения с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СБп.: Издательство «Союз», 2004. 3.Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. Авторские права: Матвеева Любовь Викторовна Пожалуйста, оцените конспект - умственная отсталость и общение: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
10835 |
Конспект прислал: 3475221823 28 января 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||