Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть аниме видео

Официальный сайт janmille 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Активизация познавательной деятельности


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Активизация познавательной деятельности


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Муниципальное образовательное учреждение
Амовская средняя общеобразовательная школа
Новоаннинского муниципального района
Волгоградской области










Активизация
познавательной деятельности
на уроках литературного чтения,
русского языка, математики,
окружающего мира.







Щербанева Надежда Алексеевна
учительница начальных классов



На пртяжении многих лет работы в начальных классах я наблюдала, что учебный процесс не всегда вызывает у учащихся интерес. Я задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к занятиям, как организовать работу, чтобы учащиеся не скучали на уроках, а было желание познавать, учиться, достигать. В результате изученияметодической литературы, наблюдения опыта учителей и его анализа пришла к выводу, что развитие ребенка неразрывно с его активностью. Развитие может происходить только через активность. Активность учащихся как психическое состояние является основой для всей их учебной деятельности и умственного развития. Активизация в учебном процессе направлена на стимулирование и развитие интеллектуальной активности. Вызывая систематически активность как состояние, мы тем самым содействуем и формированию активности как свойства личности.
Активизация познавательной деятельности учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество бучения. Установлено , что уровень развития мыслительных операций, степень владения ими определяет ход мыслительного процесса и его результат, а следовательно, и продуктивность познавательной деятельности.
Психологи отмечают, что в младшем школьном возрасте восприятие носит конкретный характер : при наличии одновременного воздействия отвлеченного и конкретного содержания, конкретное содержание для них, как правило, оказывается более значительным. Так при сравнении двух групп предметов и выяснении того, на сколько больше предметов содержится в одной из них, чем в другой (на сколько меньше во второй, чем в первой), более легким оказывается для детей первый вопрос. Это объясняется тем, что при наблюдении легче увидеть и перечислить лишние предметы и значительно труднее считать отсутствующие. Конечно то, что видишь глазами, легче считать. Но положение может измениться, если учитель сумеет использовать способности детей к воображению, мысленному представлению. Например , можно прямо обратить внимание детей на то, что недостающих предметов не видно и поэтому трудно их считать, и предложить детям вообразить, представить себе эти предметы. Недостающие предметы точно такие же, как и остальные, т.е. похожи по форме, цвету и расположены один за другим. Перед учащимися можно поставить следующие вопросы:
- Кто может представить себе, что эти предметы есть?
- Сколько надо добавить недостающих кубиков, чтобы кубиков стало поровну?
- Ктоможет сосчитать кубики в одном и другом ряду?(и т.п.)
На своих уроках я часто использую загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка, активизируют познавательную деятельность учащихся. Так перед чтением рассказа В.Бианки «Приспособился» я предлагаю детям загадку :
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Дети обязательно угадывают, что на уроке они будут читать рассказ о медведе. Перед чтением рассказа Е Пермяка «Знакомые следы» я предлагаю такую загадку о собаке :
На дворе сидит,
Дом сторожит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает.
На уроках чтения использую различные виды творческих работ для развития воображения.
На первом этапе обучения словесному рисованию использую так называемую динамическую, постепенно возникающую на глазах у детей картину. После чтения русской народной сказки «Лиса и Журавль» говорю детям :
- Сейчас мы певратимся в волшебных художников и будем рисовать на этом листе бумаги. Кого сначала нарисуем?(Лису.)
- Какая она?(Рыжая, с пушистым хвостом.)
- В какой позе нарисуем лису? Что она делает?(Лиса сидит, мордочка опущена, она с аппетитом слизывает кашу с тарелки.)
Прикрепляю к листику бумаги изображение лисы и продолжаю:
- Что нарисуем возле ее лап?(Около лисы стоит тарелка с кашей.)
- Какая тарелка?(Плоская,глубокая…)
- Видно ли будет на рисунке, что в тарелке?(Нет, не видно.)
К динамической картине прикрепляю изображение тарелки.)
- А кого нарисуем рядом с лисой?(Журавля.)
- Какой он?(Серый. Стоит на длинных тонких ногах, клюв большой, хвост темной метелочкой, на голове красная береточка.)
- Что делает журавль?(Грустно смотрит на лису.)
Прикрепляю нарисованного журавля. Дети вспоминают реплики лисы и журавля, и их диалог воспроизводится в виде сценки у доски. Таким образом, словесное рисование переходит в драматизацию прочитанной сказки. Такой алгоритм работы годится только для создания сюжетного рисунка. Словесное рисование пейзажных иллюстраций я провожу к поэтическим текстам.
После чтения стихотворения С.Есенина «Береза» я ставлю вопросы:
- Что нарисуем на первом плане? Почему ?
- Как об этом сказано у автора?
- Что нужно изобразить неподалеку?
- Какие слова помогают нам это увидеть?
- Чего мы еще не нарисовали? (Очень важным в этой работе является постоянное внимание к авторскому языку.)
Иногда предлагаю совершить необычное путешествие (в швейную машинку, в стиральную машину, в часы и т.п.)
На уроке русского языка при изучении темы «Имя прилагательное» провожу игру «когда это бывает?», используя загадки.
- Угадайте по признакам время года:
Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи. (Весна.)

Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Белые, пушистые
В небе облака. (Лето.)

Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды. (Осень.)

Лес и поле белые,
Белые луга. (Зима.)

- Какие признаки помогли узнать время года?

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 8359

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: [email protected].
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса


На пижаму;
Я –
на тебя,
на маму.

Участвуя в игре «Что в круге?» ученики пользуются графической аналогией (это груша , это слива, это яблоко, это тарелка, это солнце, это часы и т. д.)
На своих уроках использую личную аналогию (эмпатию). Возьмем стихотворение Т.Собакина «Два отца».
На лужайке сидел Рыболов,
Терпеливо копал червяков.
Увидал рыболова Скворец
И решил:
- Настоящий отец.

Ищет корм
Даже лучше, чем я…
Видно ,
Тоже большая семья!
Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом, о котором идет речь в заданиях, примеры которых приведены ниже.
Задание 1. Можно «наполнить» ребенка образом, и он превратится в фею или робота, цветок или птицу со своим характером и поведением.
Задание 2.
- Представь себе, что на какое-то время ты можешь стать домашним животным: попугаем, собакой, лошадью или кошкой. Что бы ты ел? Чем занимался днем? Где бы ты спал? Кто был твоим хозяином? Какой приятный сюрприз ты бы хотел получить от хозяина?
Задание 3.
- Попробуй представить себя одним из предметов домашнего обихода. Что с тобой происходило до того времени, когда попал в дом? Как ты попал в дом? Что ты можешь делать или что с тобой можно делать? Кто тебя любит,кого ты больше всех любишь? Какие интересные истории с тобой происходят? С какими предметами ты дружишь?
При изучении темы «Большая буква в именах, отчествах и фамилиях» урок я начинаю с игры «Отгадай». Саша хотел подписать свою тетрадь, написал фамилию «Родионов», имя вывел «Саша»…Дальше задумался…
Отгадайте, почему задумался Саша.
Часто при проведении уроков-путешествий пользуюсь картами, которые составляю сама. Содержание карты зависит от предмета (математика, русский язык и т.д.), темы урока и др.
Приведу некоторые пояснения к карте . Урок русского языка.
Город Слов. Здесь может быть организовано знакомство с новым словом, проведен словарный диктант и др.
Гора Чистописание – проводится минутка чистописания.
Река Падеж – повторение падежей, определение падежей у данных слов и др.
Озеро Предложение – составление и запись предложений, списывание предложений с доски или из учебника и др. (Смотрите приложение.)
В 4 классе в конце первой четверти я проводила нестандартный урок чтения в форме игры «Счастливый случай» по теме «Обобщение по произведениям русских классиков 19 века». Приведу пример одного гейма из этой игры.
2. Гейм «Темная лошадка».
В этом гейме каждая команда получает два задания.
Задание 1. Узнать автора этих строк. Назвать произведение.
Вопросы для первой команды.
а) Гремят раскаты молодые.
Вот дождик брызнул, пыль летит.
(Ф.Тютчев «Весенняя гроза».)
б) Дитя, подойди к нам поближе…
(А.К.Толстой «Где гнутся над
омутом лозы».)
Вопросы для второй команды.
а) Словно кто-то тороватый
Свежей белой пухлой ватой
Все убрал кусты.
(А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…».)
б) Но птички отпели, цветы отцвели,
Лучи побледнели, зефиры ушли.
(Ф.Тютчев «Листья».)
Вопросы длятретьей команды.
а) Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся,веткой каждой…
(А.Фет «Я пришел к тебе с приветом».)
б) Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых…
(А.Майков «Колыбельная».)
После первого задания я объявляю поэтическую паузу. Желающие из каждой команды рассказывают наизусть одно из стихотворений.
Задание 2. Вторым заданием в гейме «Темная лошадка» были «Заморочки из бочки». Темой этих заморочек стали произведения А.Пушкина и страницы его биографии.
(Члены каждой команды вынимали из «бочки» бочонки лото с номерами от 1 до 6 и получали соответствующие номерам вопросы. Тот , кто вытягивал пятый номер, получал приз «Счастливый случай».)
Заморочки из бочки. (Вопросы для трех команд.)
№1. 1. В каком году родился А.Пушкин?
2. В каком году умер А.Пушкин?
3. Как звали человека, который смертельно ранил Пушкина ?
№2. 1. Как звали няню А.Пушкина?
2. Как называлось учебное заведение, в котором учился Пушкин?
3.Что такое лицей?
№3. 1. Где находился лицей, в котором учился Пушкин?
2. Как называлась речка, на берегу которой состоялась роковая дуэль?
3. Как сейчас называется Царское село?
№4. 1. Приведи пример сравнений из стихотворений А.Пушкина «Зимний вечер».
2. Приведи примеры сравнений из стихотворения «Зимнее утро».
3. Приведи примеры сравнений из «Сказки о царе Салтане…».
№5. «Счастливый случай», приз.
№6. 1. Прочитать наизусть стихотворение А.Пушкина «Зимний вечер».
2. Прочитать наизусть стихотворение А.Пушкина «Зимнее утро».
3. Прочитать наизусть отрывок из «Сказки о царе Салтане…».
Для создания проблемных ситуаций на уроках окружающего мира использую проблемные вопросы, которые оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Приведу пример проблемных вопросов по теме «Живая и неживая природа».
1. Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже?
2. Горшок с цветком – это объекты природы или предметы окружающего мира?
3. Может ли природа быть учителем? (Знакомит с разнообразием растительного и животного мира, с красотой; учит наблюдательности и не быть лодырем; заботится о детях; раскрывает секреты роста и развития растений и животных; подсказывает, как сконструировать зонтик и парашют, построить вертолет и самолет и т. п.)
4. Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет солнце?
5. Какой объект живой природы может стать для природы лучшим другом или врагом? (И т. п.)
Проблемные задания.
1. Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев, - живой организм.
2. Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? (И т.п.)

Проблемные задачи.
1. Когда старое дерево сгниет, образуется удобрение, а когда камнь разрушится, образуется песок. Какой вывод можно сделать об объектах живой и неживой природы?
2. Известно : почва, солнце, осадки – объекты неживой природы. Цветок , пчела и человек – объекты живой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга. (И т.п.)

Работу на уроках окружающего мира стараюсь организовать так, чтобы она давала как можно больше пищи мыслям, чувствам и волевым проявлениям личности учащегося. При изучении отдельных тем на уроках окружающего мира я применяю систему познавательныхзаданий, которая способствует формированию умения применять знания в новой учебной ситуации.
Ранней весной я с учениками была на экскурсии. Дети увидели первые цветы мать-и-мачехи. Эти первые цветочки вызвали у ребят бурную радость. Таня слегка раздвинула почву, и все увидели утолщенные стебли и корешки. Таня рассказала детям, что в этих утолщениях еще с осени накопились питательные вещества. Ими и питаются растения ранней весной. Ребята обратили внимание, что первые цветы появились на возвышенных местах, обращенных к солнцу. Я дополняю сведения о мать-и-мачехе: это растение многолетнее, с длинным ползучим корневищем. Его используют в медицине: от простуды, кашля, свежий сок хорошо залечивает раны. А около медуницы дети увидели пчелок.Они тут же сделали вывод: с наступлением тепла пчелки проснулись и полетели искать сладкий сок в цветах. Я спрашиваю у детей, почему так называется растение. Они объясняют, что медуница пахнет медом, поэтому пчелки летят к ней на запах.
Одна из важных задач уроков окружающего мира – формирование знаний об окружающей природе. Чувственный опыт детей совершенствуется и расширяется прежде всего в прцессе проведения экскурсий.
Правильно подобранный занимательный материал на уроках окружающего мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Использую занимательный материал на разных этапах урока.
Например , тема урока «Звери осенью». Разобрав с учащимися, какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени, устанавливаем основной фактор, который повлиял на эти изменения. Этот фактор – температура .изменения в неживой природе приводят к изменению в жизни животных.
- Как готовятся звери к зиме? Послушайте, как об этом рассказали кабанчик и лисенок.
Кабанчик и Лисенок.
- Ай,ай, ты же совсем голый, Кабанчик! Щетинка редкая, да еще жесткая. Как же ты зимовать будешь?
- Худой ты до чего, Лисенок! Хребет один, кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?
- У меня шерстка густая, шубка теплая – не замерзну!
- А у меня хуже, думаешь? У меня под кожей-то жир. Жир лучше всякой шубы греет!

Ставлю вопросы:
- Что помогает перезимовать дикому кабану?
- Как готовится к зиме лисенок?

Белка и лесная мышь.
- Видали? Видали? Я грибы на сучок сушить повесила, а Мышь их у меня таскает… Ах злодейка!
- Кто у кого больше стащил! Я орехи на пеньке разложила, и оглянуться не успела, как они у тебя, Белка, в дупле оказались!

Вопрос :
- Какие звери на зиму запасают корм? (И т.п.)

Форма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки.
В.А.Сухомлинский ратовал за то , чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше.
Активизация деятельности учащихся на уроках – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся происходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу организую на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий.
Все вместе взятые приемы активизации познавательной деятельности учащихся помогают мне воспитывать у детей любовь к знаниям, желание каждый день узнавать что-то новое.
























Список используемой литературы.


1. Статья Э.А.Хийе «Активизация младших школьников в процессе обучения».
2. Л.В.Занков «Развивающие упражнения по русскому языку».
3. М.Е.Львова «Загадки на уроках».
4. Журнал «Начальная школа».
5. О.В.Кубасова «Развитие воображения на уроках литературного чтения».
6. Н.П.Яшина «Учить читать трудно, но интересно».
7. Л.А.Хоритонова «Проблемные ситуации на уроках окружающего мира».





Пожалуйста, оцените конспект - Активизация познавательной деятельности:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: naday1954 18 сентября 2010 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2016. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн