Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 4 класс » Развитие устной и письменной речи посредством обогащения словарного запаса младших школьников. |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Развитие устной и письменной речи посредством обогащения словарного запаса младших школьников. |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Развитие устной и письменной речи посредством обогащения словарного запаса младших школьников. Современный учебный словарь.
В программе по русскому языку указано, что «наша задача сейчас состоит не только в том, чтобы научить детей писать грамотно, но и выражать свои мысли, изучать язык, всесторонне развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся в широком смысле слова». Поэтому сейчас задача развития устной и письменной речи в начальных классах имеет важное значение. Одно из главных направлений работы в начальных классах – развитие связной речи учащихся. От успешности решения его во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. Работа по развитию речи детей начинается с первых уроков обучения грамоте. Развитие речи – это один из сложнейших разделов программы начальных классов, поэтому задача учителя систематически проводить работу по развитию речи на уроках. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной и письменной речи (правильным произношением и ударением), обучение построению предложения и текста (пересказ, письменное изложение текста, словесные импровизации, составление текстов разных жанров). Обучение связной речи на уроках русского языка включается в общую систему занятий языком. Грамматические знания, речевые и орфографические умения могут считаться осознанными и прочными лишь в том случае, если они будут применяться учащимися в устных и письменных высказываниях, в различного рода творческих работах. На уроках русского языка предусматриваются преимущественно письменные творческие работы типа изложений и сочинений, в то время как на уроках литературного чтения главным образом устные формы работы (пересказы, рассказы на определённую тему). Упражнения, направленные на развитие устной и письменной речи, теснейшим образом связаны друг с другом. Они способствуют формированию комплекса речевых умений: умения правильно и точно воспринимать чужую речь, передавать её содержание, создавать свой текст. Никто, надеемся, не будет возражать, что и в повседневной жизни, и на учебных занятиях или праздничных встречах мы с особым интересом слушаем того, кто говорит чисто и правильно, легко находит нужное слово для защиты и убеждения, прекрасно рассказывает. С сожалением или недоверием относимся к тем, кто не может грамотно выразить своё мнение, путается в мыслях и словах. В помощь учителю в организации систематических занятий по развитию речи в начальных классах я разработала дидактический материал, предлагаю его в виде отдельных карточек заданий, что даёт возможность разобраться в содержании, самостоятельно разбираться в заданиях к текстам, вырабатывает орфографическую зоркость и значительно облегчает работу учителя по развитию речи. В первой части предлагаются карточки для работы по развитию речи на уроках в первом – втором классах. Основная часть работ в первом классе проводится в устной форме: ответы на вопросы, формируется умение не только отвечать на вопросы , но учимся правильно задавать вопросы, даются тексты и к ним надо нарисовать рисунки, отгадать загадки, придумать самим загадки. Работа по этим карточкам может проводиться не только на уроках обучения грамоте, литературного чтения или русского языка. Материал подобран так, что темы перекликаются с уроками математики, окружающего мира, изобразительного искусства и внеклассными мероприятиями (викторины, игры, праздники). Темы: 1.«Первый день в школе» 2. «В нашей школе» 3. «Портфель» 4. «Мой товарищ, моя подруга» 5. «Летние каникулы» 6. «Летом на реке» 7. «Золотая осень» 8. «Календарь природы и труда людей» 9. «Тело человека», «Семья», «Наши помощники», «Животные» 2.РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ. Вопросы учителя: -В сказке мы узнаём, что происходит с Алёнушкой. А какой она вам представляется? (используем карточки со словами из словаря настроений и чувств) - Когда и в какой момент вы особенно переживали за героиню сказки? - А как вы представляете себе облик Алёнушки в тот момент, когда случилась беда? - Художник Васнецов поможет нам увидеть Алёнушку. Он написал свою картину по мотивам русской народной сказки. Отличается ли ваше представление об Алёнушке от представлений художника? Эта картина, на которой Васнецов показывает нам как бы обобщенный образ русской девушки, выражает своё отношение к ней. Работу по рассматриванию картины можно сопровождать задумчивой, грустной музыкой. 3.БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ. Работа с использованием карточек с лексическим словарём настроений. Учитель помогает учащимся с подбором слов, характеризующих настроение героини, и одновременно записывает слова на доске. 4.РАБОТА ПО РАСКРЫТИЮ ЗАМЫСЛА КАРТИНЫ. 5.СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СОЧИНЕНИЯ. 6.СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ. Можно предложить несколько устных описаний: - описание Алёнушки - описание леса - описание озера - описание приближающейся осени - описание осенних звуков 7. ПИСЬМЕННОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ. Материалы к сочинению. Сочинение – повествование по картине В.М.Васнецова «Иван-Царевич на сером волке». Сочинение-описание по картине А.А.Пластова «Первый снег» ЛИТЕРАТУРА • «Сочинение по картине для младших школьников», Л.Л.Страхова, Санкт-Петерберг,2007г., изд. Литера • «Пословицы, стихи и загадки о русском языке», О.Д.Ушакова, Санкт-Петербург,2006г., изд. • «Вставь букву» , Арбатова Е.А., Издательский дом «Литера», 2005г. • Библиотека учителя начальной школы «Игры и занимательныеупражнения на уроках русского языка», Н.М. Бетенькова, Д.С.Фонин, ООО «Издательство Астрель», 2004г. • Фразеологический словарь, В.В.Волина, М.:АСТ-ПРЕСС, 2005г. Авторские права: Веретельник Марина Владимировна Пожалуйста, оцените конспект - Развитие устной и письменной речи посредством обогащения словарного запаса младших школьников.: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
2986 |
Конспект прислал: Marino4kakm 25 ноября 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||